МАРИНА ЦХАЙ: «ПЕТЬ ПОД ФОНОГРАММУ
— НЕМОДНО»
15 сентября известная
петербургская певица Марина ЦХАЙ даст концерт в Зале у Финляндского вокзала.
—
Марина, 15 сентября у вас день рождения. Решили отпраздновать «на работе»?
— Ну не банкет же закатывать! Лучше отметить концертом. Один знакомый
из Москвы сказал: «Поп-музыка, да ещё под фонограмму — это давно немодно
и некрасиво». Я согласна, поэтому решила вспомнить «истоки народные»,
ведь училась по классу народного пения. В первом отделении исполню романсы
и русские песни. Во втором отделении с джаз-бэндом Джерри Кима будут новые
песни. И ещё композитор Валентин Меньшов, мой супруг, покажет новые песни
в исполнении Юрия Охочинского и молодого тенора Ильи Старчикова. Люблю,
когда рядом кто-то развивается.
— А есть ли в Петербурге возможность развиваться, если нет возможности
выступать?
— Да, концертов всё меньше. Сильно поменялось время. Люди не хотят слушать
хорошую музыку. Если и есть исполнители, то выступают по клубам, на аудиторию
в 50 человек.
— Но и там в основном звучит рок. Эстрада совсем потерялась?
— Популярен шансон, простые песни, чтобы была веселуха. Я рада за коллег,
но не думала, что так всё скособочится и не будет ничего другого.
— Как же петербургскому исполнителю выжить?
— В «Петербургконцерте» у заслуженных артистов, у меня в том числе, зарплата
— 15 тысяч рублей. Но ведь есть призвание. Надо петь. Господь всё равно
поможет. Ещё в юности мне попалась книжка знаменитого кинорежиссёра Григория
Козинцева, и я запомнила его мысль: искусство нужно для того, чтобы люди
не скотели. Могу добавить: и чтобы самому не превратиться в чмо.
— После перестройки была надежда, что на эстраде возникнет конкуренция
и попса потеснится. Но она оказалась «бессмертной»!
— По двадцать раз звёзды уходят, возвращаются… На радио одни и те же,
других не берут. Мне рассказали, что такое «горячая ротация» на одной
из ведущих радиостанций — 80 тысяч долларов! Это же на нефтяной вышке
нужно сидеть, чтобы осилить. Я понимаю, когда есть олигарх, «папик», ну
а музыканты концертами только зарабатывают. Да и авторского права нет,
как на Западе, где исполнители на эти отчисления живут. Обратили ли вы
внимание, что куда-то «пропали» даже Агутин и Павлиашвили. А Пётр Налич
звучит в основном в Интернете.
— Раймонд Паулс признался, что на эстраду его песням не прорваться.
Но разве исполнителям не нужны хорошие мелодии?
— Сейчас композитора не ко всем певцам ещё и подпустят. Если звезда собирает
стадионы, вот тут есть авторские! Поэтому — своя компания. О музыке уже
не говорим, только о деньгах.
— Многие артисты считают, что вкус народа испортили радио и телевидение.
Но вот Погудин на ТВ не маячит, а на концертах залы полны.
— Я бы ещё добавила Дятлова. Бывает, что у кого-то получается, кому-то
такая судьба прописана... Но публика на концертах в основном возрастная.
Про телевидение же хочу сказать, что в последнее время там всё больше…
едят. Как ни включишь, звёзды что-нибудь готовят и угощаются. И вообще
с экрана идёт посыл, что у нас всё так хорошо! Но у меня ощущение разрушения
и упадка, как поёт Шевчук: «Что же будет с родиной и с нами?»
— В день рождения, наверное, больше задумываетесь о себе?
— Я по гороскопу — Дева, со всеми характерными чертами. Девы — хлопотушки,
заботятся о доме, мягкие и — долго хорошо выглядят… Как-то астролог мне
сказала, что я не должна была «воплощаться», но, видимо, сильно захотела.
Вот и будет всё даваться с трудом. Пожинаю.
Интересно, что в Москве у творческих людей — никаких комплексов! Только
вперёд, напролом. А у меня, как у всех питерских, застенчивость. Но —
надо примириться с собой: я — то, что есть, со всем набором качеств. Главное
в жизни — не делай другому то, чего себе не хочешь.
|