НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КОРЕЯ, РОССИЯ, РУССКИЕ КОРЕЙЦЫ»


НИКОЛАЙ БУГАЙ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. 2014. № 2

     30-31 мая 2013 г. в Метрополитен музее г. Инчхона (Республика Корея) прошла международная научная конференция «Корея, Россия, русские корейцы», центральным событием которой стали выступления представителей науки, сферы национальной политики Российской Федерации и Республики Корея. С приветственными речами к участникам научного форума (около 100 человек) обратились мэр г. Инчхона СОН Ён Гиль и директор факультета международных отношений Университета Донггук профессор ХОН Ун Хо.

Участники Международной конференции «Корея, Россия, русские корейцы» (слева направо): пастор ЛИ Хен Кын, д.и.н., профессор Николай БУГАЙ (Институт российской истории РАН), к.и.н. Жанна СОН (Высшая школа экономики Российской Федерации), руководитель Общероссийского объединения корейцев (ООК), член Общественного Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Василий Иванович ЦО, директор Метрополитен Музей (Инчхон, Республика Корея) ЛИ Мён Сук, начальник отдела хранения музейных ценностей ЛИ Хи Ин. Инчхон, Республика Корея. 30-31 мая 2013 г.

Руководитель Общероссийского объединения корейцев Василий Цо в своём докладе обстоятельно охарактеризовал современное состояние российского корейского движения, показав роль и место консолидирующейся корейской общности в системе межэтнических отношений на территории РФ. Особое внимание докладчик уделил и предстоящему в 2014 г. юбилею — 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию (то, что это событие произошло именно в 1864 г., царское правительство официально признало только через 50 лет — в 1914 г.). Он подчеркнул, что идею отметить приближающуюся годовщину, касающуюся корейцев, проживающих не только в Рос-сии, но и в бывших советских республиках, уже поддержало руководство Республики Корея, изъявившее готовность оказать всяческое содействие в проведении этого международного мероприятия. Представители местных СМИ, освещавшие ход конференции, заявили о необходимости привлечь к его подготовке не только Республику Корея, КНДР, РФ, но и республики Средней Азии, Казахстан, Украину и Белоруссию.

Выступление на конференции д.и.н. Н.Ф. Бугая (Институт российской истории РАН) было непосредственно посвящено актуальной проблеме — эволюции автономии корейской общности в Советской России, СССР и Российской Федерации (условиям их адаптации к новой обстановке, интеграции в местный социум и особенностям взаимодействия с приморским казачеством). Привлекая ранее не известные архивные материалы, Н.Ф. Бугай рассказал о развитии идеи создания в границах Приморского края Корейской автономной области, о мерах по реализации такой задачи, о роли в этом лидеров Коминтерна (Хан Мень Ше и др.) и о выработанных ими формах работы органов советской власти с этническим меньшинством. Октябрьская революция 1917 г. и Гражданская война на Дальнем Востоке, отметил докладчик, стали определённым рубежом проталкивания идеи об автономии корейцев, включая и попытку образования Корейской трудовой коммуны. В 1930-е гг. наблюдалась своеобразная реверберация идеи корейской автономии, что было обусловлено ужесточением мер к этническим меньшинствам, в том числе «неблагонадёжным». В 1940-е гг. — первой половине 1980-х гг. и в 1990-е гг. — 2012 г. проявилось стремление отдельных групп советских корейцев вернуться к идее автономии и обратного переселения в Приморье. В связи с этим примечательно и появление платформы «29 корейцев» — обращение к Н.С. Хрущёву с аналогичным предложением, не увенчавшимся успехом. Вопрос не был решён и в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ «О реабилитации российских корейцев» (1 апреля 1993 г.). Активная этническая мобильность, производственная натурализация, вовлечение корейцев по разным причинам в миграционный процесс 1990-х гг. содействовали тому, констатировал Н.Ф. Бугай, что российская корейская элита выступила с предложением создания нетерриториальной формы автономии — национально-культурной. Эта идея, положительно воспринятая российским корейским сообществом, вскоре начала реализовываться.

В докладе д.и.н. Юн Сан Вона (Университет Донггук) были проанализированы события, предшествовавшие празднованию в 1914 г. 50-летия добровольного переселения корейцев в Россию. Благодаря длительной работе автора в архивах России и Кореи удалось аргументированно обосновать дату этого переселения — 1864 г. (такой точки зрения придерживался и Институт российской истории РАН, представив в 2004 г. в Правительство РФ аналитическую записку о заселении корейцами территории России). Юн Сан Вон также сообщил научному сообществу доселе неизвестные факты, позволившие более объёмно представить отношение власти Приморья к настоящей проблеме, совершенно по-иному оценить трудовой вклад корейцев в подъём экономики края, строительство железной дороги, телефонизацию, возрождение агарного сектора (особенно внедрение рисосеяния).

Д.и.н. Хон Ун Хо (университет Донггук), выступая на конференции, обратил внимание её участников на то, что в условиях современности в понятие «советские корейцы» нужно включать не только корейцев России, но и Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Исследуя положение представителей корейской общности в названных регионах бывшего Союза ССР, докладчик подробно осветил их трудовую деятельность, быт и развитие духовной жизни, подчеркнув при этом, что после принудительного переселения корейцев с территории восточных районов СССР в 1950-1970-х гг. наблюдалось определённое падение их культуры.

Проблемам истории корейцев Советского Союза был посвящён и доклад к.и.н. Ж.Г. Сон (Высшая школа экономики), рассмотревшей вопросы о роли и месте советских корейцев в системе обеспечения трудовых ресурсов. Привлечение новых архивных документов позволили автору показать всесторонне работу корейцев в 1930-е гг. Это проводилось не на исконной для этапа переселения территории Приморья, а в Средней Азии и Северокавказском крае (южные районы РСФСР). Нельзя не упомянуть о том, что эти начинания закончились для самих корейцев трагически — в условиях сталинского режима власти расправились с ними как со шпионами, врагами Советов. В целом же корейская этническая общность обладала богатым созидательным потенциалом, направляя свои усилия на решение многих вопросов государственной продовольственной политики. При этом корейцы, как правило, испытывали к себе со стороны местного населения неприязненное отношение и влачили нищенское существование.

Многие из участников конференции в ходе дискуссии оказались единодушны в том, что торжества по случаю 150-летия добровольного переселения корейцев в Россию могут стать знаковым событием и поворотным пунктом в расширении контактов между государствами Корейского полуострова и Российской Федерацией, тем более, что среди учёных-гуманитариев и Республики Корея, и КНДР есть и потребность, и желание в таком сотрудничестве. Заседание Оргкомитета по проведению мероприятий, приуроченных к этой юбилейной дате, состоялось в рамках конференции 30 мая. Профессор Юн Сан Вон информировал его участников о разработке мероприятий, которые, несомненно, вызовут интерес у корейской общественности, так как пока мало литературы о русских корейцах, их жизни и быте. В настоящее время ведётся работа по переводу на корейский язык книг российских историков, пополняется источниковая база, изучается история российско-корейских контактов. Руководство Музея миграции (Республика Корея, директор к.и.н. Ким Сан Ёль) выразило готовность перевести на корейский язык подготовленные историками из России книги о российских корейцах и русско-корейских отношениях. Всё это, по мнению дирекции музея, улучшит отношения с Российской Федерацией, которая была названа в качестве приоритетного партнёра президентом Южной Кореи госпожой Пак Кын Хе во время инаугурации.

Хотя корейская сторона и заявила о том, что в их стране существует немногочисленная группа учёных, выступающих против усиления контактов с Россией, сторонники корейско-российского сотрудничества всё же занимают более прочные позиции, и число их постоянно растёт. Они уверены в том, что ситуация кардинально улучшится, как только историки двух стран определят контактные темы исследований разных направлений в отношениях между народами Корейского полуострова и Российской Федерации.

В ходе конференции состоялись также встречи с директором Метрополитен музея госпожой Ли Ен Сук, рассказавшей о большом объёме научной работы, осуществляемой в музее, пополнении экспонатов по разным эпохам истории г. Инчхона и его окрестностей. Участники научного форума ознакомились с предметами быта корейцев (с древности до настоящих дней), узнали об условиях их жизни в 1860-1917 гг. Информационно насыщенным для гостей стал сектор истории Русско-японской войны 19041905 гг., в котором наряду с уникальными фотографиями того периода были представлены материалы о ходе военных действий флотов на море в акватории порта Чемульпо, о сражениях в Приморье и на территории Кореи, а также об участии в войне этнических меньшинств и российского казачества. Здесь же состоялось обсуждение таких направлений работы музея, как реконструирование военных действий 1904-1905 гг. и более позднего периода, подготовка к проведению разного рода мероприятий, приуроченных к 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию, а также продемонстрированы уже частично подготовленные музеем материалы о событиях на Корейском полуострове в 1990-2010-е гг.

Директор Государственного музея истории миграции в Корее Ким Сан Ёль, выступивший на конференции, сообщил, что в результате сбора и систематизации огромного научного материала стала известна количественная составляющая миграции корейцев по континентам и отдельным периодам. Особое внимание в исследовании проблемы было уделено миграции на Гавайские острова, где корейцев использовали для уборки тростника: подробно описан их изнурительный труд и непосредственно показан процесс формирования корейской колонии. Стенды музея не только освещают миграционные процессы до 1960-х гг., но и содержат интересные сведения об уровне современной миграции, включая и государства СНГ (Азербайджан, Беларусь, Армения, Украина, Молдова, Грузия). Вопросам переселения корейцев в Россию (с 1960-х гг. — в основном в Приморье) был посвящён продемонстрированный гостям конференции короткометражный фильм.

На форуме была обсуждена ещё одна важная проблема — восприятие русских корейцев как этнической общности в самой России и в международном плане. Василий Цо, касаясь вопроса идентификации корейцев, в числе приоритетных характеристик предложил рассматривать их только как русскоговорящую общность. Думаю, что такой подход не совсем верен, поскольку для общности характерны также пространство, территория конкретного обитания, уровень общения с другими этническими общностями, роль институтов гражданского общества, а также такие факторы, как самосознание и национальное сознание. Кроме того, очень важно понимать, что непосредственно в Республике Корея и КНДР русские корейцы воспринимаются весьма своеобразно — они и не соотечественники, и не составная часть корейского народа в целом (в мировом масштабе). Однако нельзя забывать о большой приверженности и трепетном отношении живущих в России корейцев к своей исторической родине, обычаям, нравам и традициям далёких предков, чем, видимо, и должны всё-таки гордиться жители обоих корейских государств и, естественно, оказывать русским корейцам всяческую помощь.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь