НА САХАЛИНЕ ВЫШЛО 2-Е ИЗДАНИЕ
КНИГИ К.Е. ГАПОНЕНКО «ТРАГЕДИЯ ДЕРЕВНИ МИДЗУХО»
18 июля в Сахалинской
областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация второго
издания книги сахалинского писателя, журналиста К.Е. ГАПОНЕНКО «Трагедия
деревни Мидзухо». Первое издание вышло в свет в 1993 году.
Книга
К.Е. Гапоненко — о трагической судьбе одного из достойнейших, талантливых,
трудолюбивых народов Земли, корейского народа. Как это часто бывает в
истории, только потому, что на каком-то этапе развития одно государство
стало более сильным в экономическом и военном отношении, оно решило поставить
себе на службу народ другого государства. Так, многие тысячи здоровых,
крепких мужчин из Кореи японцы привезли на Сахалин в качестве рабочей
силы. Кого насильственно, кого обманом, обещая «золотые горы». И главы
семей, взрослые сыновья отправились на чужбину, чтобы заработать средства
существования для своих семей. О том, что случилось с этими людьми, знаем
не понаслышке. Старые люди, испытавшие эту судьбу, живут еще на Сахалине,
и их потомки уже считают Сахалин своей родиной. А деды тоскуют по своей
родной Корее. Кто-то вернулся на Родину, но теперь тоскует по своим родным,
оставшимся в России.
К.Е. Гапоненко рассказывает в книге, что корейцы, живя на острове, привыкли
понемногу к этому существованию. Кто-то женился на японке, растил с ней
своих детей, к кому-то приехала семья. Мало-помалу сложился жизненный
уклад, хоть и не такой, как на Родине, но терпимый. И вот пришел август
1945 года. Японцев стали вытеснять с Карафуто и Южного Сахалина русские.
В этой неразберихе войны и случилась эта трагедия.
В августе 1945 года, отступая, японцы целыми семьями вырезали корейцев,
то ли опасаясь, что они встанут на сторону советских войск, то ли просто
от злости за свои поражения. В деревне Мидзухо это проделали даже не солдаты,
а односельчане, соседи-японцы, которые несколько лет жили в мире и согласии
с корейцами. Не помогли и смешанные браки, не спасли корейских мужей японских
женщин от подлой расправы. Жертвами становились даже маленькие дети. В
первом издании книги есть целая глава, которая так и названа «Последними
убили детей». Ее нельзя читать без содрогания. Да и об убийстве взрослых
людей тоже невозможно читать равнодушно. По наказу местного жандарма бежавших
от расправы корейцев в темноте поджидали убийцы и ножами в спину ликвидировали,
не глядя. Как передать ужас матери, которая находила у себя за спиной
мертвое дитя! Во втором издании книги глава «Последние жертвы» рассказывает
о том, что убили жену и пятерых детей корейского мужчины, чтобы те не
успели рассказать о преступлении. Появление маленького, грудничка в другой
семье могло вызвать вопросы и вывести на истину. Убили и его.
То, что потом эти убийцы раскаивались, говорили, что «лучше было бы, если
бы не убивали … плохое сделали дело», не оправдывает их.
К.Е. Гапоненко, работая над книгой, изучил не один том уголовного дела
по факту убийств корейцев. Архивные документы открыли ему все страшные
факты этого дела. И со скрупулезностью историка, талантом литератора он
доводит до нашего сведения эти факты, которые потрясают нас до глубины
души.
Книгу сейчас готовят к изданию в Японии, там она выйдет в переводе и с
комментариями ученого Коити Иноуэ, с которым у К.Е. Гапоненко давнишние
дружеские и профессиональные связи.
Прочитал книгу и наш соотечественник, известный российский журналист Дмитрий
Шеваров, один из постоянных авторов «Делового вторника», приложения ко
многим газетам, в том числе к газете «Советский Сахалин». Сейчас оно называется
«Новый вторник». Д. Шеваров пишет в своем электронном письме автору книги
«Трагедия деревни Мидзухо»: «Читаю и восхищаюсь Вашим мужеством и терпением
— такая тема мало кому по силам. Ваш труд кропотлив, благороден, чист
и светел… Ваша работа особенно драгоценна для взаимоотношений двух народов,
которые все время пытаются стравить. Не сомневаюсь, что Ваша работа будет
благодарно воспринята не только в Японии, но и в Корее».
К этими словам мало что можно прибавить, говоря о деятельности нашего
земляка, писателя, историка К.Е. Гапоненко.
|