НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

КАЗАХСТАНЕЦ ПО ЖИЗНИ И СУДЬБЕ


ВЛАДИМИР СОН, КОРЁ ИЛЬБО, 18.05.2012

     Медицинскую общественность столицы облетела новость: последняя награда Гилена Васильевича ЦОЯ, ветерана казахстанской хирургии, стоявшего у истоков становления отечественного здравоохранения на Целине — Золотая медаль Национального научного центра хирургии им. А.Н. СЫЗГАНОВА. Принесшего эту волнующую весть поправили: награда врачу из племени Пирогова не последняя — очередная. И она свидетельство того, что его, 92-летнего, не забывают, чтят, помнят и почитают. И очень правильно поправили эмоционального информатора, что сызгановская медаль, дай Бог, не последняя. В её отблеске глубокая дань уважения человеку, положившему на алтарь здоровья народа всю жизнь, до своего 90-летия остававшегося на врачебном посту в качестве научного и практического консультанта, с богатейшим хирургическим опытом. И как ярко, философски гениально и просто изрек по сему поводу Вольтер: «Для глупца старость — бремя, для невежды — зима, а для человека науки — золотая жатва».

ЦОЙ ГИЛЕН ВАСИЛЬЕВИЧ— Решение о награждении отца медалью было оглашено на недавнем Третьем конгрессе хирургов Казахстана, — рассказывает сын уважаемого патриарха, профессор Олег Цой. — Он состоялся в конце апреля в Алматы. Вот Диплом к ней.

Наград и регалий у Гилена Васильевича множество. Советские ордена — Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Знак почета, десяток медалей. Почетный академик Академии медицинских наук РК, Почетный академик Евразийской академии естественных наук, Заслуженный врач Казахской ССР и РК. Особая гордость ветерана — орден Пирогова. И есть еще особое звание у доктора Цоя — более 30 лет он живет в звании Почетного гражданина г. Целинограда и нынешней молодой столицы.

Знаковые, памятные даты

Отец и сын вспоминали во вчерашней встрече многое, чем связана их фамилия с историей города, области, жизнью страны. Отец Гилена Васильевича — Цой Шену был родоначальником научной династии, в 30-е годы прошлого века стал первым корейским ученым в звании профессора. Впрочем, о семейной саге поведала книга «Линия судьбы», она готовилась в канун 70-летия проживания корейцев в Казахстане. Ее написал сам Гилен Васильевич, его воспоминания очень впечатляют читателя. В книге зримо, сквозь собственную судьбу автора, видится жизнь и путь диаспоры в минувшие советские эпохи. И каждое десятилетие жизни этого выдающегося человека, его семьи отмечено памятными событиями.

После депортации в 1937 году молодой, энергичный человек сумел окончить мединститут, и уже во время войны работал в только что освобожденной от фашистов Калмыцкой АССР. После её окончания судьба направляет его в г. Акмолинск (ныне Астана), где вскорости он назначается главным хирургом области. Проблем, насущных и неотложных вопросов и дел тогда было невпроворот, и Гилен Цой с головой погружен в работу.

1952 год, 60 лет тому неизгладимому событию. Война на Корейском полуострове. Неожиданно Гилена Цоя с группой советских врачей направляют в эту горящую точку. С ним еще двое соотечественников — Хе Се-Бон и Пак Валентин, первые в качестве советников по организации здравоохранения и терапии, а Цой — по хирургии. Они были на передовой линии в далеком от Пхеньяна Хамхынском госпитале. Не раз подвергались смертельной опасности, потому что были не какими-то там тыловыми советниками, а действующими врачами. Казахстанский хирург много оперировал, вернул к жизни сотни жизней. Однажды консультировал северокорейского вождя Ким Ир Сена. Их заслуги были отмечены, хотя бы тем, что после окончания войны предложили остаться в этой стране. Но Гилен Васильевич рвался домой в Акмолинск, к матери, жене, сыновьям-близнецам. Через год после возвращения в вековой Степи начнется героическая трудовая эпопея за большой казахстанский хлеб. На передовой линии медицины он займет ведущую позицию в качестве главного хирурга на Севере Казахстана.

1957 год, большое событие 55-летней давности. Наталью Ивановну Цай, его супругу, главврача городского роддома отмечают высшей правительственной наградой — орденом Ленина. По тем временам это было высшим знаком отличия, государственным признанием исключительного вклада рядового провинциального врача в развитие здравоохранения большой советской страны.

Год 1962-й, фото 50-летней давности, на ней Гилен Васильевич в Москве, среди участников 8-го Всемирного противоракового конгресса. Статный, на полголовы выше всех на групповом снимке. Через десять лет другой московский снимок — на очередном Международном конгрессе общества хирургов. И так в каждой странице книги дыхание истории, для читателей почтенного возраста воскресающая явь далекого прошлого. Особенно волнуют фотографии периода освоения Целины, это целая трудовая и героическая эпоха в жизни народа. Первые палатки, Дома культуры, первая борозда. Гилен Васильевич в ту пору был главным хирургом официального Целинного края, изъездил тысячи километров степных дорог, налаживая сельское здравоохранение. Само это слово пишется с заглавной буквы — Целина, и в её истории Г.В. Цой занимает достойное место.

Заглавие каждого раздела обозначено в соответствии с жизнью автора: школа, мореходное училище, депортация с Дальнего Востока, эвакуированный Крымский мединститут в Кзыл-Орде (Г.В. Цой имеет диплом этого ВУЗа). Один заголовок забавный «Корова и другие проблемы (Акмолинск в личной жизни)». Автор рассказывает, что семейная жизнь началась в 1947 году, т.е. 65 лет назад. Жена приступила к трудовой деятельности в роддоме. Весной 1949 года родились сыновья-близнецы Олег и Игорь. Из-за проблем с материнским молоком обзавелись коровой, но она оказалась «ленивой», получалось по прибаутке «как с козла молока», она к тому же добавила неожиданные проблемы, — как-то: кроме корма за неё требовался еще и налог в виде масла, и в итоге от такой буренки отказались. Нашли другую альтернативу.

И таких круглых, полукруглых и знаковых дат немало в биографической книге Гилена Васильевича. Сегодня, в год 75-летия проживания корейцев в Казахстане, особенно актуальной видится тема депортации народа с насиженных дальневосточных земель, а в дальнейшем становление нации, стремление занять достойное место в обществе. Во вчерашней встрече он опять не без волнений, переходящих в душевные муки, рассказывал о драме и трагедиях людей во время мучительного переезда в Кзыл-Орду, акклиматизации, голоде и холоде, но и сострадательности местного, коренного народа к вынужденным переселенцам. Корейцы выстояли в бурях века, говорил он, очень сблизились с казахами, родились межнациональные семьи. Дальневосточники успешно осваивали сырдарьинские урочища, учили земледелию местное население.

— Никогда не забуду их трудовые победы, — вспоминал он. — Однажды принял участие в чествовании дважды Героя соцтруда Ибрая Жахаева, он, при поддержке корейцев, стал знатным рисоводом.

Урожаи золотой жатвы

В квартире хозяина уютно, она чем-то походит на музей. На стенах множество Почетных грамот, дипломов, рисунков акварелью и маслом, любительски, но довольно мастерски исполненных им. Памятные подарки в виде сабли с дарственной надписью, какие-то необычные кувшины от благодарных пациентов, много других оригинальных изделий, которых не сыщешь сегодня.
— Но особенно дорожу вот этим антиквариатом, — Гилен Васильевич снимает с полки фарфоровый сосуд, медную плошку-черпак. — Возраст более 120 лет, ими в старину корейцы пользовались при варке каши. Они память о Дальнем Востоке.

В зале привлекают внимание три флажка на серванте — двух Корей и Республики Казахстан посередке, — весьма символическая расстановка:

— Мы не должны быть в стороне от проблемы воссоединения разобщенного народа одной нации, — вздыхает мудрец Цой. — Сколько может длиться это противостояние? Больно за далекую родину наших благородных предков. Ведь мы знаем, какая жизнь сегодня у северян.

Гилен Васильевич не всегда столь откровенен и разговорчив, но редкий ныне посетитель ему в радость, вот и разоткровенничался. Вспоминал многое и многих. Своих учителей и учеников, а их огромная когорта. Им изданы фундаментальные труды по практической хирургии. У него удивительно цепкая память, а мысли излагает точно, афористично и образно. Доктор медицинских наук, хирург-профессор Цой выпестовал большой отряд своих последователей. Они названы в книге. Академики, благодарные ученики и свои корейские соотечественники.

И еще один его неоспоримый вклад, заслуживающий особой отметки. В начале 60-х годов, бывая в Москве, Г.В. Цой горячо и напористо ходатайствует перед Минздравом СССР об открытии в Целинограде медицинского института. Через два года эта идея осуществилась. Гилен Васильевич стал отцом альма-матер. Этот факт как первый урожай из той золотой вольтеровской жатвы.

Несколько печальных строк. Его незабвенная жена, любимая в народе Наталья Ивановна рано ушла из жизни. Нынешней весной случился еще один страшный удар — безвременная кончина сына Игоря, талантливого врача, видного казахстанского ученого, он упокоен в Алматы. В столице Гилена Васильевича опекает брат-близнец Олег, домочадцы. Дед Гилен особо близкие друзья с внучкой Натальей. Она тоже, как и дед, и отец, и её мама стала врачом.

Замечательная книга «Линия судьбы» начинается признанием автора: «Есть такой феномен: казахстанские корейцы российского происхождения. Это мои соотечественники, которые родились на Дальнем Востоке, в 1937 году депортированные в Казахстан. К их числу принадлежу и я, кореец по происхождению, россиянин по рождению и казахстанец по жизни и судьбе».

Последние слова — казахстанец по жизни и судьбе — это биография целого поколения, это наша история.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь