ГЛАВОЙ УПРАВЛЕНИЯ ФАС ПО САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ НАЗНАЧЕН ЛЕОНИД ПАК
3 октября этого года на
должность главы управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской
области назначен Леонид ПАК. Он сменил на этом посту Петра ТОРКАНОВСКОГО,
который возглавлял ведомство с момента его основания в 1992 году.
—
Леонид Львович, после всей шумихи в СМИ, связанной с уходом вашего предшественника,
не можем не спросить — действительно ли Петр Торкановский ушел на пенсию,
или это были кадровые перестановки, вызванные какими-то другими причинами?
— Петр Евгеньевич ушел на пенсию в связи с тем, что достиг максимального
пенсионного возраста. Есть поговорка: человеку дают пенсию, чтобы он не
ходил на работу. Так что никаких интриг тут искать не надо.
— Какие основные задачи вы ставите перед своим ведомством? Будете
ли вы продолжать так называемую линию Торкановского?
— У нас у всех одна и та же задача, такая же, как и у всех антимонопольных
органов — пресечение недобросовестной конкуренции и борьба с административными
барьерами. Два показателя, которыми мы можем гордиться, — это то, что
более чем в 90% случаев суды поддерживают наши решения, в том числе и
тех, когда наши представления пытаются обжаловать, мы выигрываем. И второе
— то, что Самарское управление ФАС заняло по итогам 2010 года одиннадцатое
место по стране. Думаю, мы сможем сохранить эти показатели. Во многом
за это можно благодарить наших сотрудников — здесь работают настоящие
энтузиасты, поскольку наш труд очень непростой, а зарплаты невелики. Например,
ведущий специалист нашего управления получает десять тысяч рублей.
— Что вы понимаете под административными барьерами?
— Как ни странно, большинство нарушений антимонопольного законодательства
совершают органы власти. Поясню: органы власти регулируют жизнь граждан
путем административного воздействия. Есть административные барьеры законные,
например регулирование цен на тепло, газ, в том числе и при выполнении
ряда условий. Мера нерыночная. Тут государство осуществляет регулирование,
чтобы сохранить баланс интересов поставщиков и потребителей. Но есть и
совершенно незаконные барьеры — именно с ними мы и боремся, например когда
административный орган пытается незаконно ограничить деятельность предпринимателя.
Также мы рассматриваем в качестве нарушения и бездействие органов власти,
например когда какое-то ведомство затягивает процедуру выдачи разрешений
на строительство на год-два.
— А как эти барьеры отражаются на простом потребителе? Они ведь
работают в его интересах.
— Не всегда. Простой пример — сейчас антимонопольные органы закончили
наблюдать за ценами на лекарственные средства, который мы вели на протяжении
трех лет. По нашей информации, в Самарской области на этом рынке очень
большая конкуренция, в свое время мы были регионом, где не вводилось ценовое
регулирование на лекарственные средства. В результате в Самарской области
цены на лекарства одни из самых низких. Вдобавок в тот период было тяжело
найти простые и дешевые лекарства, в Самаре недорогие лекарства в связи
с отсутствием регулирования были вполне доступны. Причина проста — установление
государственного порога цены. Допустим, мы говорим аптеке: «Нельзя делать
накрутку больше, чем в два раза. Но прибыль от этих «в два раза» от лекарства
за 2000 рублей и от аспирина за 5 рублей совершенно разная. В результате
аптекарь, который не хочет терять прибыль, просто убирает с прилавка аспирин
за пять рублей и ставит такой же препарат, но немецкого производства за
300 рублей. В то же время резко увеличить цены одна конкретная аптечная
сеть не сможет — в нее просто никто не пойдет.
— А в каком секторе экономики этих барьеров больше всего?
— Наверное, в строительстве. И, безусловно, эти барьеры — одна из причин
того, что квадратный метр недвижимости у нас столько стоит. Вдобавок,
в отличие от тех же аптек, большая часть которых позволяет узнать цены
на товары через Интернет, строители не хотят предоставлять свои данные.
Вообще я считаю, что информационная открытость, которая становится доступна
каждому, — это благо, которое позволяет человеку иметь более широкий выбор.
— А что касается территориального управления Федеральной антимонопольной
службы по Самарской области? Насколько оно открыто?
— Раньше ФАС проводила пресс-конференции примерно раз в год, будем стараться
чаще общаться. А вообще мы готовы к диалогу не только с прессой, но и
с населением. Могу сказать, что обращений от граждан у нас очень много,
иногда даже не по теме, но мы все равно стараемся помочь, рассказать.
Недавно пришло заявление: жители просили обратить внимание на одну из
компаний, которые занимаются установкой приборов учета. Сотрудники этой
компании говорили, что им для работы нужна лицензия и этот документ есть
только у них. Гражданин, который к нам обратился, уверен, что это монополизм.
А это не монополизм, а банальный обман, потому что данный вид работ не
требует никакого лицензирования. Правда, мы не имеем права привлечь эту
компанию к ответственности, потому что это было устное заявление сотрудника,
а не официальный ответ гражданину.
— Как вы оцениваете тенденцию на консолидацию активов многими
компаниями и увеличение количества естественных монополий?
— Всегда найдется рыба покрупнее. Каждое предприятие на рынке стремится
стать монополистом. Это его экономическая суть. Но есть эволюция, когда
появляются новые компании, растут и так далее... Хотя в последнее время
тенденция на объединение уже изменилась в сторону уменьшения.
— Как будет продолжаться работа в борьбе с нарушителями законодательства
в области рекламы?
— Мы по-прежнему намерены использовать мнение независимых экспертов. Безусловно,
будет продолжена работа с общественными и религиозными организациями.
Однако мы планируем расширить круг тех, кто будет принимать решение о
том, насколько этична реклама. Например, начнем сотрудничать с молодежными
общественными организациями.
БИОГРАФИЯ
ПАК Леонид Львович — руководитель Самарского УФАС России.
Родился 6 марта 1973 года в г. Тольятти, в 1996 г. окончил Самарский государственный
технический университет, а в 1998 г. — Самарскую государственную экономическую
академию, юрист.
Повышал квалификацию в Венгрии и во Франции. В 2002 г. прошёл краткосрочное
обучение в Москве в Государственной академии иноваций по программе «Государственное
строительство и управление. Антимонопольное регулирование», в 2006 г.
— в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ по программе
«Правовые основы российской государственности» а также в ГОУ ДПО «Институт
повышения квалификациигосударственных служащих» по программе «Антимонопольный
контроль за деятельностью естественных монополий».
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса.
Имеет благодарность МАП России (2000, 2001), благодарность ФАС России
(2005), награждён Почётной грамотой ФАС России (2008).
По данным сайта Самарского УФАС РФ.
|