А. ТРОИЦКИЙ: СЕГОДНЯ ЦОЙ ЗАНЯЛСЯ
БЫ КОМИКСАМИ
Сегодня исполняется 21
год со дня трагической гибели Виктора ЦОЯ — поэта и музыканта, сумевшего
кардинально изменить весь мир отечественной музыки. Дата не круглая, но
тысячи поклонников сегодня соберутся в Кривоарбатском переулке в Москве
и на Богословском кладбище в Питере. Будет море цветов и будут звучать
песни Виктора. Как и все предыдущие 20 лет.
К сожалению, мало осталось людей, которые
были ему близки, хорошо знали его лично. Первая жена Марьяна и продюсер
группы «КИНО» Юрий АЙЗЕНШПИС умерли в 2005 году. Вторая гражданская жена
Цоя, Наталья РАЗЛОГОВА, покинула страну, она вышла замуж и уехала в Америку.
Из его близких друзей остался, пожалуй, лишь один — известный музыкальный
критик Артемий ТРОИЦКИЙ. Именно его мы попросили поделиться мыслями о
Викторе ЦОЕ, о том, как сегодня могла сложиться его жизнь.
ГРУППА
«КИНО» — это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после
смерти Цоя, она не стала менее популярной — это просто удивительная вещь.
Если проводить какие-то аналогии с западными коллективами, то можно вспомнить
прежде всего Doors — группу, которая тоже не стареет со временем.
У этой группы были какие-то универсальные достоинства, которые с годами
не то что не тускнеют, а становятся еще более отчетливыми. Это лирика
Джима Моррисона, его удивительный голос, его феерическая, харизматическая
фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле все эти
достоинства.
Книг воспоминаний о Цое я не читал, но более-менее представляю, какой
образ Цоя существует у современной молодежи. Он слеплен из последних альбомов
группы «КИНО» и кинофильмов «Асса» и «Игла». Но этот образ сильно перекорежен:
Цой на самом деле был гораздо веселей, приземленней, человечней, чем его
представляют.
Это мифологизированный образ Цоя, одинокого гения.
Меня часто спрашивают: что бы делал сейчас Витя Цой, если бы остался живздоров?
А ведь Цой уже тогда метался между музыкой и другими искусствами. В начале
80-х годов, когда музыка была всем, естественно, она перевесила, но, думаю,
будь Цою сегодня 18–20 лет, он скорее стал бы заниматься компьютерной
графикой, инсталляциями, комиксами или чем-нибудь нынче более модным и
востребованным, чем рок-музыка. Нынче Цоя просто не пустили бы на основные
каналы, не стали бы ротировать на основных радиостанциях. Либо стал бы
Цой-2011 каким-нибудь андерграундовым парнем с гонораром 500 долларов,
что ему бы быстро наскучило.
Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические
лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал.
Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить. Из всех наших легендарных
рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой — единственный, в личности которого
невозможно провести грань между образом и реальностью; тем, что он пел,
и тем, как он жил.
И его уход — еще один «сюжет для новой песни». Ненаписанной, но, кажется,
не раз прочувствованной.
Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет монаха — таков Цой,
в «КИНО», в кино и ежедневно. Это большая, честная романтика. Мы пошли
вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую смутность нашего времени.
И правильно сделали.
Каждая песня Цоя — это песня о любви и свободе. Это вечные песни — и потому,
что они потрясающе красивы, и потому, что в отличие от продовольствия,
любви и свободы их всегда будет не хватать.
Так что Цой остается с нами — и это не пустые слова.
Что касается его гибели, то я считаю, что смерти Цоя и Игоря Талькова
были не случайны: и тот и другой умерли вместе с эпохой, в которой были
нужны и востребованы.
В новой действительности два этих музыканта, скорее всего, не нашли бы
себя. Они ушли именно в тот момент, когда рок превратился в часть рынка
и перестал существовать как идеология и стиль жизни. Ведь именно в 1990
году русский рок тоже умер.
Хроника трагедии
ИЗ ОПЕРАТИВНОЙ СВОДКИ ЛАТВИЙСКОЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ОТ 15 АВГУСТА
1990 ГОДА
Столкновение автомобиля «Москвич-2141» светло-серого цвета с московскими
номерами (цифры неразборчивы из-за повреждений номерных знаков) с рейсовым
автобусом «Икарус-280» произошло в 12 часов 28 минут 15 августа на 35-м
километре трассы Слока–Талси у поворота на Тукумс. Автомобиль М-2141 двигался
по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, и водитель — гражданин ЦОЙ Виктор
Робертович — не справился с управлением.
Смерть ЦОЯ В.Р. наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.
ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАТОЛОГО-АНАТОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГОРОД РИГА, 20
АВГУСТА 1990 ГОДА
ЦОЙ В.Р. был абсолютно трезв накануне трагической гибели. Во всяком случае,
он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов жизни.
Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул, вероятно, от
переутомления.
Интересные факты
— 20 ноября 2010 года в городе Барнауле состоялось открытие памятника
Виктору ЦОЮ.
— Именем ЦОЯ названы несколько улиц. В городах Арзамасе Нижегородской
области и Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа.
— Имя Виктора ЦОЯ носит астероид № 2740.
— В 1999 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Цою.
— ЦОЙ мастерски вырезал из дерева японские традиционные фигурки – нэцке.
|