НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

А. ТРОИЦКИЙ: СЕГОДНЯ ЦОЙ ЗАНЯЛСЯ БЫ КОМИКСАМИ


ДМИТРИЙ ШАВЫРИН, ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, 15.08.2011
ФОТО: ИГОРЬ МУХИН

     Сегодня исполняется 21 год со дня трагической гибели Виктора ЦОЯ — поэта и музыканта, сумевшего кардинально изменить весь мир отечественной музыки. Дата не круглая, но тысячи поклонников сегодня соберутся в Кривоарбатском переулке в Москве и на Богословском кладбище в Питере. Будет море цветов и будут звучать песни Виктора. Как и все предыдущие 20 лет.
     К сожалению, мало осталось людей, которые были ему близки, хорошо знали его лично. Первая жена Марьяна и продюсер группы «КИНО» Юрий АЙЗЕНШПИС умерли в 2005 году. Вторая гражданская жена Цоя, Наталья РАЗЛОГОВА, покинула страну, она вышла замуж и уехала в Америку. Из его близких друзей остался, пожалуй, лишь один — известный музыкальный критик Артемий ТРОИЦКИЙ. Именно его мы попросили поделиться мыслями о Викторе ЦОЕ, о том, как сегодня могла сложиться его жизнь.

ГРУППА «КИНО» — это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной — это просто удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными коллективами, то можно вспомнить прежде всего Doors — группу, которая тоже не стареет со временем.

У этой группы были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, а становятся еще более отчетливыми. Это лирика Джима Моррисона, его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле все эти достоинства.

Книг воспоминаний о Цое я не читал, но более-менее представляю, какой образ Цоя существует у современной молодежи. Он слеплен из последних альбомов группы «КИНО» и кинофильмов «Асса» и «Игла». Но этот образ сильно перекорежен: Цой на самом деле был гораздо веселей, приземленней, человечней, чем его представляют.

Это мифологизированный образ Цоя, одинокого гения.

Меня часто спрашивают: что бы делал сейчас Витя Цой, если бы остался живздоров? А ведь Цой уже тогда метался между музыкой и другими искусствами. В начале 80-х годов, когда музыка была всем, естественно, она перевесила, но, думаю, будь Цою сегодня 18–20 лет, он скорее стал бы заниматься компьютерной графикой, инсталляциями, комиксами или чем-нибудь нынче более модным и востребованным, чем рок-музыка. Нынче Цоя просто не пустили бы на основные каналы, не стали бы ротировать на основных радиостанциях. Либо стал бы Цой-2011 каким-нибудь андерграундовым парнем с гонораром 500 долларов, что ему бы быстро наскучило.

Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал.

Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой — единственный, в личности которого невозможно провести грань между образом и реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил.

И его уход — еще один «сюжет для новой песни». Ненаписанной, но, кажется, не раз прочувствованной.

Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет монаха — таков Цой, в «КИНО», в кино и ежедневно. Это большая, честная романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую смутность нашего времени. И правильно сделали.

Каждая песня Цоя — это песня о любви и свободе. Это вечные песни — и потому, что они потрясающе красивы, и потому, что в отличие от продовольствия, любви и свободы их всегда будет не хватать.

Так что Цой остается с нами — и это не пустые слова.

Что касается его гибели, то я считаю, что смерти Цоя и Игоря Талькова были не случайны: и тот и другой умерли вместе с эпохой, в которой были нужны и востребованы.

В новой действительности два этих музыканта, скорее всего, не нашли бы себя. Они ушли именно в тот момент, когда рок превратился в часть рынка и перестал существовать как идеология и стиль жизни. Ведь именно в 1990 году русский рок тоже умер.

Хроника трагедии

ИЗ ОПЕРАТИВНОЙ СВОДКИ ЛАТВИЙСКОЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ОТ 15 АВГУСТА 1990 ГОДА

Столкновение автомобиля «Москвич-2141» светло-серого цвета с московскими номерами (цифры неразборчивы из-за повреждений номерных знаков) с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12 часов 28 минут 15 августа на 35-м километре трассы Слока–Талси у поворота на Тукумс. Автомобиль М-2141 двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, и водитель — гражданин ЦОЙ Виктор Робертович — не справился с управлением.

Смерть ЦОЯ В.Р. наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.

ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАТОЛОГО-АНАТОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГОРОД РИГА, 20 АВГУСТА 1990 ГОДА

ЦОЙ В.Р. был абсолютно трезв накануне трагической гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов жизни.

Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул, вероятно, от переутомления.

Интересные факты
— 20 ноября 2010 года в городе Барнауле состоялось открытие памятника Виктору ЦОЮ.
— Именем ЦОЯ названы несколько улиц. В городах Арзамасе Нижегородской области и Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа.
— Имя Виктора ЦОЯ носит астероид № 2740.
— В 1999 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Цою.
— ЦОЙ мастерски вырезал из дерева японские традиционные фигурки – нэцке.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь