НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ГОРДОСТЬ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ, ГЕРОИЗМ И АМБИЦИОЗНОСТЬ КОРЕЙЦЕВ СНГ: ИХ ВКЛАД В ЦИВИЛИЗАЦИЮ


ГЕРАСИМ АНДРЕЕВИЧ ЮГАЙ,
АКАДЕМИК МАДЕНМ И РАЕН, ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФ.
20.06.2009

По теме гениальности воспроизведем вначале статью главного редактора «Независимой газеты К. Ремчукова «О русских гениях нерусского происхождения», опубликованную в номере за 2 июня с.г.:

«Очень много разговоров ведется в последнее время на нервную тему «Россия для русских». Кому-то опять кажется, что, «зачистив» города и рынки от иноземцев, мы придем к счастью. Ведь русский русскому никогда ничего плохого не сделает, взятки не даст, да и не потребует, не обманет и не ограбит. А уж то, что русский русскому «клюв не начистит», донос на соседа не напишет, и гадать не надо. Никогда.

Поскольку я учился довольно долго и неплохо, к тому же читал иногда умные книги и слушал экскурсоводов, то в моей голове осталась определенная информация о различных сторонах нашей российской истории и ее героях. Хочу просто привести список имен тех, кого вспомнил прямо сейчас, за компьютером. Тех, кто своим гением и талантом служил России и ее славе. Выборка несистемная, неполная, каждый при желании может ее дополнить.

Петр Багратион — из рода грузинских царей;
Михаил Барклай де Толли — из шотландского рода;
Сергей Витте — потомок выходцев из Голландии;
Феофан Грек — родом из Визан¬тии;
Бартоломео Растрелли (Зимний дворец, русское барокко) — итальянец;
Осип Бове, главный архитектор Москвы — француз;
Марк Шагал — еврей, родом из Витебска;
Этьенн Фальконе («Медный всадник») — француз;
Алексей Ермолов, покоритель Кавказа — потомок выходцев из Золотой Орды;
Леонард Эйлер, математик — немец;
Борис Якоби, физик, первый русский академик — немец;
Огюст Монферран (Исаакиевский собор) — француз;
Абрам Петрович Ганнибал, генерал, прадед Пушкина — эфиоп;
Николай Карамзин — из татар рода Карамурза;
Иван Сергеевич Тургенев — русский дворянин, из татар рода Турген;
Денис Фонвизин («Недоросль») — родом из ливонских рыцарей-меченосцев;
Владимир Даль — из обрусевших датчан;
Софья Ковалевская — венгерско-польско-цыганских кровей;
Николай Некрасов — мать полька;
Афанасий Фет — мать немецкая еврейка;
Иван Ильин, философ — мать немка;
Александр Герцен — мать немка;
Климент Тимирязев — мать англичанка;
Константин Циолковский — из поляков;
Фридрих Цандер, ракетостроитель — немец;
Иван Айвазовский — из армян;
Антон Куинджи — из греков;
Николай Рерих — шведские корни;
Карл Брюллов — из французов;
адмирал Колчак — сербско-хорватского происхождения;
«Черный барон» Врангель — немец;
Франц Лефорт — швейцарец;
князья Юсуповы — потомки ногайского князя Юсуфа;
Петр Струве — немец;
Лев Шестов, философ — еврей;
Семен Франк, философ — еврей;
Майя Плисецкая — еврейка;
Анна Ахматова (Горенко) — имеет татарские корни;
Мариус Петипа — француз;
Вацлав Нижинский — поляк;
Джордж Баланчин — отец грузин;
Антон Рубинштейн, основатель Московской консерватории — немец;
Петр Ильич Чайковский — дед по линии матери француз;
Николай Римский-Корсаков — чешско-литовского происхождения;
Альфред Шнитке, русский композитор «без капли русской крови» — немец.

Можно вспомнить Мстислава Келдыша, Игоря Тамма, Отто Шмидта, Осипа Мандельштама, Михаила Ботвинника, Ефима Геллера, Фаину Раневскую, Всеволода Мейерхольда, Иосифа Джугашвили, Льва Троцкого и других бесчисленных героев и «героев» нашей истории, под микроскопом разглядывая их родословную.

К чему? Чтобы понять, когда надо «зачищать» беременную немку, украинку, польку или грузинку, которые вынашивают будущего гения и славу России?

Или для того, чтобы понять уникальную природу России? И полную нелепость постановки вопроса «Россия для русских»?

«Русский проект» для меня состоит в том, чтобы сделать Россию местом добровольного проживания для счастливой жизни, дающей радость самореализации людям всех вер и происхождений.


…..В копилку величия России вносили посильный вклад люди разных кровей. Из этого ткется неповторимость нашей истории».

Как видно, в статье выражено пожелание — призыв — дополнить перечень русских гениев нерусского происхождения. Следуя этому призыву, хотелось бы дополнить список фамилиями гениев корейского происхождения. В статье К. Ремчукова нет корейских фамилий. Но это не означает того, что гениев с корейской фамилией не оказалось в России. Наоборот мы уверены, что среди корейцев России и других стран СНГ имеются выдающиеся деятели, которые составляют гордость не только корейцев, но и всей России. Я не исключаю возможность того, что среди них имеются и гении, по крайней мере, некоторые из тех лиц, которые принимали посильное участие в подготовке данного постановления. И в соответствующих местах нашей публикации имена их названы.

Как и всем людям, корейцам также присущи как гордость, скромность, амбициозность, так и многие другие черты человеческой психологии. Они присущи отдельным корейцам в различной степени: одни, допустим, более скромны или амбициозны, а другие нет. Что касается гордости, то, конечно, она тоже присуща корейцам, но сказать, что она стала общенациональной чертой психологии корейцев СНГ, еще рано. В этом убедился автор данного материала в процессе подготовки его. Многими постановка вопроса о гордости корейцев в связи с их вкладом в цивилизацию воспринимается не очень одобрительно. К ним относится, например, проф. Ким Лечун — выдающийся, гениальный специалист в области литературоведения. Он считает, что в области литературы, философии и художественной культуры гордиться можно только лишь выдающимися писателями, мыслителями, например, такого уровня как Лев Толстой, Лао Цзы, Конфуций и т.д. и т.п. Возражая ему, я отвечаю: конечно, проф. Ким Лечун не может идти на равных с Львом Толстым и Лао Цзы. Но он внес определенный вклад в цивилизацию, опубликовав великолепную, просто гениальную статью — «Учение о «Неделании»: Лев Толстой и Лао Цзы». Потому мы сочли нужным включить ее в коллективный труд «Становление новоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. (Духовные истоки и ноосферно — человеческий смысл» Т. 1. (М., 2008).

Под таким названием наш труд оказался первым в научной литературе, что является основанием считать его вкладом в цивилизацию, а статья Ким Лечуна — первой среди философско–литературоведческих работ столь глубокого содержания по раскрытию родства двух великих культур России и Китая. Региональное расширение тематики диалога культур и цивилизаций, включая и страны Дальнего Востока, составляет важный момент новоевразийства, его отличия от прежнего евразийства, с его исходом на Восток, ограничившегося, однако, туранством и монголизмом, да и то преимущественно в связи с монгольскими завоеваниями на Западе, в основном в России.

Великий, гениальный писатель Анатолий Ким и не менее великий и гениальный поэт — бард Ким Юлий, певцы — барды Цой Виктор и Пак Валерий, а также народная артистка России Нам Людмила и другие составляют не только гордость корейцев СНГ, но и гордость всей России. Осенью 1989 года мы возвращались из первой корейской кореады в г. Сеуле. В самолете в одном ряду вместе оказались трое однофамильцев — Кимов: уже упоминавшийся Анатолий Ким, академик РАН, проф. Максим Павлович Ким и Олимпийская чемпионка — гимнастка Нелли Ким. Я как-то подошел к ним и поприветствовал их как самых выдающихся трех Кимов с самыми звучными именами. Жаль только, что их не сфотографировал тогда на память вместе.

Приведенные имена составляют лишь часть корейцев, составляющих гордость России. На самом деле их число намного больше. В целях увековечения их памяти инициативная группа из числа корейских ученых и бизнесменов СНГ приняла решение о создании организации по освещению истории корейцев СНГ в персоналиях выдающихся деятелей из числа корейской национальности. Инициатива поддержана в виде принятия решения — постановления Президиума Международной академии духовного единства народов мира (МАДЕНМ): «Гордость, гениальность, героизм корейцев СНГ: их вклад в цивилизацию». Организации присвоено имена самых первых и выдающихся корееведов России проф. Цой Шену и проф. М.Н. Пака — засл. проф. МГУ им. М.В. Ломоносова.

Президиум Международной академии духовного единства народов мира (МАДЕНМ) принял постановление: «На основании представленного Главной редакцией «Вклад зарубежных корейцев в цивилизацию» материала обсуждения Проекта–программы на данную тему Президиум МАДЕНМ принимает следующее решение:

1) Учитывая, что история корейцев бывшего СССР, а ныне СНГ, все еще слабо освещена и потому мало знают о них: во–первых, сами корейцы о себе, во–вторых, люди других национальностей — о них, учредить при Международной академии духовного единства народов мира (МАДЕНМ) (президент — академик Г.Е. Трапезников) «Отделение по работе среди корейцев Ближнего и Дальнего зарубежья» (сокращенно — Корейское отделение МАДЕНМ) под названием 1) «Гордость, гениальность, героизм и амбициозность корейцев СНГ: их вклад в цивилизацию» с центром в г. Москве с ее региональными филиалами под названием: «Гордость, генальность, героизм и амбициозность корейцев России» (г. Москва)»; 2) «Гордость, гениальность, героизм и амбициозность корейцев Казахстана: их вклад в цивилизацию. (г. Алматы)»; 3) «Гордость гениальность, героизм и амбициозность корейцев Средней Азии: их вклад в цивилизацию. Средняя Азия (г. Ташкент)», сосредоточив в них усилия ученых по изучению истории корейцев СНГ, их вклада в цивилизацию: архитектуру, экономику, бизнес, культуру, в том числе и спорт, искусство, демографию, медицину и здравоохранение, образование, науку и технику, военное дело и т.д.

При этом тематика научных исследований не должна ограничиваться только вокруг «Жизни и судьбы репрессированных корейцев в СССР и их потомков». Она должна быть намного расширена, с охватом исторических периодов, как после сталинских репрессий и депортации корейцев в 30-х годах ХХ века, так всего советского и постсоветского периодов. Актуальность и перспективность такого подхода очевидны, ибо народ без написанной истории не имеет своего лица, культуры, исторической памяти и т.д. Тема эта особо актуальна для корейцев бывшего СССР, которые фактически потеряли свой национальный язык в советский период своей истории.

2) В настоящее время фактически прекращена активная финансовая поддержка исследований по истории корейцев СНГ различными Фондами из Дальнего зарубежья, в том числе и из Южной Кореи. Их активная финансовая помощь велась, в основном, ограничиваясь поддержкой исследований, относящихся к периоду сталинских репрессий корейцев в 30-х годов ХХ века. Поэтому в данный момент возникла острая потребность в самоорганизации финансирования исследований и их публикаций по Серии «Корейцы — гордость СНГ». Нужно выходить из положения путем избрания президентами (руководителями), как Отделения МАДЕНМ в Москве, так и региональных его филиалов из числа наиболее успешных финансистов-бизнесменов или ученых, способных мобилизовать спонсоров.

3) На этом основании утвердить в должности президента Корейского отделения МАДЕНМ (Москва) Хона Германа Семеновича — заместителя генерального директора «Агенства по финансированию инвестиционных проектов», возложив на него и функции организации спонсоров изданий.

4) Утвердить проф. Югая Герасима Андреевича вице–президентом Корейского отделения МАДЕНМ, возложив на него функции по формированию Главной редакции для издания трудов по Серии «Гордость, гениальность, героизм корейцев СНГ: их вклад в цивилизацию». Возложить на него также и руководство Главной редакцией указанной Серии.

5) Утвердить филиалы Корейского отделения МАДЕНМ и их руководителей по регионам, которые осуществляют научные публикации по тем же названиям:

а) Серия «Гордость, гениальность, героизм корейцев России: их вклад в цивилизацию. (Москва)». Главный редактор — генерал-майор, проф. Ким Алексей Ростиславович — зам. начальника общевойсковой академии вооруженных сил РФ; его первый заместитель — проф. Цой Алексей Данилович — президент Научно-технического общества корейцев СНГ; заместитель — Ким Моисей Ирбемович — главный специалист Министерства по делам региональной и национальной политики РФ.

б) Серия «Гордость, гениальность, героизм корейцев Казахстана: их вклад в цивилизацию». (Алматы). Главный редактор — проф. Пак Иван Тимофеевич — президент Научно-технического общества корейцев Казахстана.

в) Серия «Гордость корейцев Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения): их вклад в цивилизацию». (Ташкент). Главный редактор — проф. Югай Леонид Павлович — руководитель Секции по подготовке Олимпийского резерва Министерства культуры и спорта Узбекистана.

В компетенции Главной редакции — координация деятельности региональных редакций путем разработки и осуществления общих принципов и унифицированных требований и критериев, предъявляемых к публикациям по сериям «Гордость корейцев СНГ: их вклад в цивилизацию». Опубликование работ по данной серии осуществляется по регионам, но с обязательным утверждением Главной редакцией, которая рассматривает их на конкурсной основе. Основной принцип издания — самофинансирование авторами. Главная и Региональные редакции, в порядке исключения, могут рассматривать вопросы по изданию работ выдающихся авторов, ушедших из жизни, но при отсутствии родственников, имеющих финансовые возможности для издания их трудов.

Корейское отделение (КО) МАДЕНМ и его филиалы не являются коммерческими организациями и не подлежат юридической регистрации. КО МАДЕМН — независимая организация, сотрудничающая со всеми корейскими организациями.
Примечание. Кроме указанных лиц в данном постановлении, в инициативную группу по его подготовке входили также проф. М.Н. Пак, проф. В.Ф. Ли и доктор педагогических наук Н.Н. Эм — вице-президент ООК России, директор средней общеобразовательной школы № 1086 с этнокультурным компонентом корейского языка г. Москвы.

Президент МАДЕНМ академик Г.Е. Трапезников
г. Москва, 20 мая 2009 года

Принятию данного постановления предшествовала большая подготовительная работа на протяжении почти года, начиная с августа 2008 года. Первичным документом можно считать ниже излагаемый материал.

Программа–проект «Вклад зарубежных корейцев в цивилизацию»
(Август 2008 года)

Проф. Г.А. Югай — зам. главного редактора «Программы-проекта» по СНГ. (Москва)

В деле объединения корейцев и Кореи пока официально признанным методом остается политика. Но давно пришла пора более эффективного применения и не(над)политических механизмов достижения указанной цели. Актуальность не(над)политического объединения корейцев связана с тем, что политика выражает групповые интересы. Она обладает оптимальной объединяющей силой внутри определенных социальных групп, классов и организаций, ибо отражает их корпоративные интересы. Но интересы одних определенных групп зачастую противоречат интересам других. Отсюда, как правило, больше имеет место обострение в межкорпоративных взаимоотношениях между людьми, нежели их объединение. Наглядным свидетельством может послужить малоэффективность процессов объединения Кореи на политической, или политологической, основе.

Поэтому нужно избирать и другие — не(над)политические формы, методы и средства объединения Кореи и корейцев. Таковыми являются следующие испытанные виды объединительных процессов: язык, культура, в том числе и спорт, наука, искусство, этническая история и т.д. Из этих видов мы, прежде всего, избираем этническую историю корейцев, которая слабо разработана особенно в вопросах истоков их этногенеза, а именно из Алтая и Центральной Азии. Этому вопросу мы посвятили ряд публикаций, в том числе и книгу «О ноу-хау концепции Г.А. Югая об истоках корейской цивилизации» (Москва, 2006).

Придавая важное значение проблемам цивилизационного объединения корейцев, в Отделении евразийских исследований РАЕН создана организация ученых из числа корейской национальности для выполнения «Программы–проекта «Вклад зарубежных корейцев в цивилизацию: демографию, военное дело, экономику, культуру, искусство, науку, образование, язык, этническую историю и т. д. Поскольку политику все же не удается избегать, то из нее пока останавливаемся на военном деле. Главным редактором главной редакции «Программы–проекта» по СНГ назначен почетный председатель Отделения евразийских исследований РАЕН, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова М.Н. Пак. Заместителем главного редактора — зам. председателя Отделения евразийских исследований РАЕН, проф. Г.А. Югай. Им же поручена разработка программы деятельности этой организации. И она освещается в нижеследующем изложении. Основная причина разъединенности корейцев кроется в их ментальности — чрезмерной амбициозности. Политика, порой, ее больше подогревает и усиливает, нежели ослабляет.

«Программа–проект «Вклад зарубежных корейцев в цивилизацию: демографию, военное дело, экономику, культуру, искусство, науку, язык, образование, этническую историю и т.д.».

1. Общие положения.

ДАННАЯ «ПРОГРАММА–ПРОЕКТ» СОЗДАЕТСЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ ВЕДУЩЕГО КИТАЙСКОГО КОРЕЕВЕДА ПЯО ЦЗИЛИНЬ — ДИРЕКТОРА ЦЕНТРА КОРЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КИТАЙСКОЙ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ПЕКИНЕ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ КООРДИНАТОРОМ СОЗДАВАЕМОГО УКАЗАННОГО «ПРОГАММЫ–ПРОЕКТА» ПО РЕГИОНАМ НАИБОЛЬШЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ПРОЖИВАНИЯ КОРЕЙЦЕВ: КИТАЙ, США, СНГ, ЯПОНИЯ. ПО СНГ СОЗДАЮТСЯ ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ И ЕЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ГЛАВНУЮ РЕДАКЦИЮ ПО СНГ ВОЗГЛАВЛЯЕТ ЗАСЛ. ПРОФ. МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА М.Н. ПАК, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЬ — ПРОФ. Г.А. ЮГАЙ.

А) Отличительной особенностью изданий данной «Программы–проекта» от ныне существующих справочников, энциклопедий и других публикаций является тематическая направленность с охватом всех основных видов деятельности зарубежных, по отношению к двум Кореям на Корейском полуострове, корейцев.

Б) «Программа–проект» не принадлежит к какой-либо отдельной конкретной организации корейского движения. В то же время он развивает свою деятельность, по возможности, в контакте со всеми национальными организациями корейского движения.

В) Основными принципами освещения персоналий являются беспристрастность, объективность, документальная обоснованность и сжатость.

2. Структура и функции «Программы–проекта» по СНГ. Руководство.

А) Общее руководство за деятельностью «Программы–проекта» возлагается на Главную редакцию, базирующуюся в Москве. В ее состав автоматически входят первые руководители региональных Отделений.

Б) Региональными Отделениями Главной редакции являются: а) Российская, с центром в г. Москве; б) Казахстанская с центром в г. Алматы; в) Средне–Азиатская с центром в г. Ташкенте. Главная редакция и региональные Отделения могут быть названы именами самых выдающихся первых руководителей — создателей корейских ассоциаций или же руководителей создаваемого «Программы–проекта».

В) На Главную редакцию возлагается выработка общей стратегии деятельности организации, включая программу, а также средств и способов ее осуществления путем их унификации и согласования по регионам.

Г) Руководителями организации «Программы–проекта» и ее структурных подразделений — Отделений могут быть утверждены наиболее выдающиеся ученые — доктора наук или же профессора. Руководители региональных Отделений не только входят в состав Главной редакции, но и подотчетны перед ней, кроме финансовой деятельности.

Д) Основным видом деятельности «Программы–проекта» является издание, освещение в виде публикаций вклада зарубежных (вне Кореи) корейцев, имеющих важное цивилизационное значение, по персоналиям и критериям: Герои Советского Союза, России и других стран СНГ, Герои Социалистического Труда, орденоносцы и бизнесмены; народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели: науки, врачи, культуры, искусства, спорта и т.д., а также общественные и государственные деятели. Из ученых — не ниже докторов наук. А из числа лауреатов — определить по регионам. Возложить на главную редакцию разработку критериев выбора персоналий для включения в то или иное издание «Программы–проекта». Допустим, по демографии в качестве критерия может быть принята воспроизводимость, как минимум, семьи, т.е. двух человек, в каждом из пяти поколений корейцев СНГ, со времени их официального переселения в Россию.

Ж) Руководителями — главными редакторами региональных отделений «Программы–проекта» утвердить: Российского отделения — генерал–майора Кима Алексея Ростиславовича — зам. начальника общевойсковой академии вооруженных сил РФ по учебной и научной работе; Казахстанского отделения — доктора физ.-мат. наук, проф. Ивана Тимофеевича Пака — президента корейского научно–технического общества ученых Казахстана; Среднеазиатского отделения — доктора физ.–мат. наук., проф. Льва Павловича Югая — начальника Управления Олимпийского и спортивного резерва Министерства по делам культуры и спорта республики Узбекистан. Главные редактора региональных отделений обладают не только должными научными данными, но и определенными финансовыми рычагами. На них же возлагается и формирование своей редакционной коллегии.

Е) Региональные отделения получают утверждение в главной редакции по каждой номинации публикации путем ее закрытого рецензирования и заключения экспертной комиссии, создаваемой главной редакцией. Каждая номинация публикации обязательно содержит — «Утверждено главной редакцией».

3. Финансовая деятельность.

А) Финансовая деятельность носит исключительно самостоятельный характер для региональных Отделений. Региональные отделения не подотчетны перед главной редакцией по финансовой части. Она может состоять из пожертвований самих руководителей «Программы–проекта», спонсорских средств, благотворительных организаций как национальных, так и зарубежных. Поощряется и самофинансирование персоналиями, включенными в список того или иного издания и утвержденными Главной редакцией «Программы–проекта».

Б) Основными статьями расходов являются подготовка к изданию трудов, включая сбор материалов и редподготовку к изданию, а также само их издание и путем спонсорской поддержки.

В) До спонсорской поддержки, которую мы ожидаем, члены редколлегии вынуждены будут работать на общественных началах, кроме ответственных секретарей. Так что мы очень нуждаемся в спонсорской поддержке, особенно для издания трудов. Региональные отделения производят оплату Главной редакции за работу по пункту «Е» предыдущего параграфа.

Главный редактор главной редакции «Программы–проекта» по СНГ, засл. проф. МГУ им. Ломоносова М.Н. Пак

* * *

Главная редакция, прежде всего, исходит из того, что все еще не все страницы истории корейцев СНГ изучены. В ней еще имеются белые пятна, о чем свидетельствует хотя бы недавнее Интервью самого ведущего корееведа М.Н. Пака газете «Ариран-пресс» (Москва, 1(28), 2008) под названием «Ассимиляция нам не страшна». В нем сказано следующее: «…В серьезной литературе еще не дан прямой и толковый ответ о причинах выселения корейцев с Дальнего Востока. Мое мнение такое. Сталин после 1934 года начал вести секретные переговоры с японскими правящими кругами о сотрудничестве, чтобы в случае войны в Европе не иметь второго фронта на Дальнем Востоке. И с этой точки зрения сталинская политика может быть рассмотрена как «мудрая». Эта политика включала продажу (а фактически — подарок) КВЖД и ликвидацию очагов национально–освободительного движения корейцев России. В том числе, очевидно, японцы потребовали расформирования действующих в составе Красной Армии двух корейских полков — 76-го и 77-го. Они были расквартированы в Никольск–Уссурийском и Спасске (в годы своего детства я бегал часто в расположение 77-го полка в Спасске, пытаясь поступить в музыкальный взвод. Но…музыканта из меня не вышло). Причем они были не просто расформированы, но еще репрессированы и высланы на Крайний Север (вот бы нашелся исследователь и взялся изучать это дело. Какова судьба постигла тех воинов?).

Я думаю, что Сталин и японцы договорились о том, чтобы об этих секретных переговорах не было никаких документов. Во всяком случае известный японский ученый Вада Харуки утверждает, что в архивах Министерства Японии их нет. Я тоже ничего не слышал о них. Так бездокументально корейские полки были расформированы и репрессированы. И подготовлен был проект, чтобы вообще духу корейцев не было на Дальнем Востоке. Этот проект насильственного выселения был оформлен под циничным предлогом, будто бы корейцы работают на японскую разведку, были шпионами. (Курсив наш — Г.Ю.)».

Потеря КВЖД и полнейшее хозяйственное разорение Дальнего Востока — такова цена сговора Сталина с японцами. Без корейцев места их прежнего поселения на Дальнем Востоке до сих пор в запустении. Политическое подыгрывание Сталина японцам очень дорого обошлось не только корейцам, но и России и СССР в целом. Вполне возможно, что если бы корейцы не были депортированы в массовом порядке в 1937 году с тех мест, то не было бы и нынешнего запустения Российского Дальнего Востока.

Главная редакция поднимает инициативу и по следующему вопросу. На сегодня в изучении истории депортации корейцев сделано немало. Вышли в свет более десяти книг из серии «Корейцы — жертвы политических репрессий в СССР, 1934–1938 годах». Но в этих ценных публикациях о каждом из репрессированных корейцев содержится очень скудные сведения по схеме: где и когда родился; когда, где репрессирован и расстрелян; когда реабилитирован. Вся эта информация изложена на двух и до пяти–шести строчках. Это важно, но в то же время недостаточно.

Опираясь на имеющиеся публикации, необходимо подняться на новый уровень более подробного освещения по отдельным персоналиям политических репрессированных. Такая первая попытка проделана нами в изданной книге «Жизнь и судьба репрессированных корейцев в СССР и их потомков» (Алматы, 2007).

* * *

В связи с изложенным, возникает принципиальный вопрос — нужно ли дать подробное описание карательной системы сталинского режима во всех его деталях применительно к политической репрессии корейцев? Наше мнение заключается в следующем. Нужно излагать действия только самих чекистов — агентов ГПУ (потом КГБ), а доносчиков не освещать. Если мы будем увлекаться освещением действий и доносчиков, то, во-первых, получится весьма неприглядная картина народа доносчиков, или предателей. Во-вторых, многие дети доносчиков впоследствии переженились друг с другом, т.е. породнились, и стоит ли им сейчас узнавать о том, что их родители предавали друг друга? Ответ однозначен, что этого не следует делать! Такова принципиальная установка Главной редакции «Программы–проекта «Вклад зарубежных корейцев в цивилизацию».

В своей вышеупомянутой книге мы привели имя доносчика Ли Усана — корейца китайского происхождения, который всю жизнь преследовал Цой Шену, от Приморья до Москвы. Возможно, он был чекистом, специально приставленным к Цой Шену. Но судьбы их детей не пересеклись и потому мы сочли возможным назвать имена жертвы и доносчика. Это, будем считать, является исключением из правила. Желательно, чтобы подобных исключений впредь не было.

Мы заостряем внимание на этом факте, потому что имеются авторы, специализирующиеся на разоблачении доносчиков из числа корейцев, опираясь на которых сталинщина, в свое время, осуществляла карательные меры против народа. Например, ташкентский автор к.ф.н. Хан Валерий Сергеевич хвалится тем, что собрал большой архивный материал о доносах корейцев друг на друга в 30-е годы прошлого века, т.е. о доносчиках в национальном масштабе, и собирается их опубликовать. Главная редакция «Программы–проекта» выступает с решительным возражением против подобных публикаций. Такие публикации не к добру. И вообще надо бы быть добрее к людям, тем более в научных публикациях. В этой части советую Хану В.С. не брать пример с меня, который не всегда уважительно относился к коллегам в силу, возможно, корейской амбициозности. Например, на защите кандидатской диссертации по философии Е.К. Черненко — дочерью секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко, впоследствии Генерального секретаря ЦК КПСС, будучи официальным оппонентом, я в целом положительно оценил работу. Но не без некоторых серьезных замечаний. К сожалению, подобная принципиальность была замещана и на корейской амбициозности и, наверное, выглядела не совсем солидно. Анализируя подобные вещи на склоне лет, не могу воздержаться от сожаления и даже горечи по поводу таких досадных, не совсем добрых поступков в своей жизни. Прихожу к такому выводу довольно поздновато для себя, но хотелось бы, чтобы авторы помоложе меня пораньше осознали всю пагубность корейской амбициозности в своем поведении. Отдельные авторы, например, тот же Хан В.С., прямо пышет амбициозностью, когда в своих публикациях пытается предстать непременно выше своих коллег, нещадно критикуя их, в то же время реферативно излагая их же мысли, порой и без ссылок на них.

30 ноября с.г. (2008) на нашей встрече в Ташкенте в присутствии третьего лица он оправдывал свои действия академизмом, т.е. принципиальным борцом за истину в науке, забывая при этом, что истина плохо вяжется с амбициозностью. Кроме сухого академизма и амбициозности, истина имеет и моральную сторону — уважительное, доброе, более искреннее отношение к людям. Надо бы быть с людьми добрее, любить их, а не превращать их в своих врагов. И это отзовется положительно. Здесь надо бы нам учиться у христианского православия: «Святейший (патриарх Всея Руси Алексий Второй — Г.Ю.) говорил языком вечности, понимая, что только любовь может объединить людей. Его опыт любви исходил не со стороны, но из самой его жизни. Он стремился миром, спокойствием и любовью соединить людей. А что такое любовь? Как можно любить врага? Человеческий разум цепенеет от этого вопроса. Ответ нам дал Христос. Тайна любви в способности отдавать себя людям. Не считаясь со временем, невзирая на то, что о тебе говорят и тем более пишут. И отдавая себя, человек встречает встречный импульс, и они образуют единство человеческой любви. Не ударом посоха, а любовью формировал Святейший единство Святой Руси. Он отдавал людям свое сердце. В этом все христианство и все спасение. Только так можно уберечь семью, общество, страну от распада». (Митрополит Кирилл. Из выступления по поводу кончины Алексия Второго).

Думаю и надеюсь, что Валерий Сергеевич не обидится на меня, хотя бы потому, что я в свое время был официальным оппонентом на защите им кандидатской диссертации на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Тогда были у него трудности и сложности с определением первого оппонента и его научный руководитель проф. З.М. Оруджев посоветовал выбрать очень принципиального оппонента, чьим научным авторитетом посчитался бы ученый совет. И тогда решили обратиться ко мне, наверное, исходя из следующего соображения — если Г.А. Югай не дает спуску даже на защите диссертации дочерью секретаря ЦК КПСС, то уж, то же самое наверняка сделает и на защите своего земляка–корейца. Так и получилось. Ученый совет проголосовал положительно.

Очень надеюсь, что Хан В.С. не станет воплощением под №2 злого гения — самого худшего зла у корейцев — амбициозности. Амбициозность, эгоизм — враг №1 и злой гений для самих корейцев, из-за чего не может объединиться и сама Корея. К большому сожалению, об этом свидетельствуют и последние события, связанные с ядерным шантажем, угрозой Северной Кореи взорвать мир.

Мы коснулись больше значимости этнической истории корейцев СНГ, как жертв политических репрессий, и вскользь — военной истории в связи с расформированием двух корейских полков. Между тем, еще в царской армии были корейцы, которые получали даже статус дворянства за хорошую службу. Было немало и высших офицеров из числа корейцев в довоенной Красной Армии при СССР. Пока известен один Герой Советского Союза из числа корейцев — А. Мин. Недавно в Интернете объявлен и второй Герой Советского Союза из числа корейцев, по фамилии Ким, с которым до его смерти я был знаком заочно через моего родственника, у которого он лечился. Не исключена возможность объявления и третьего Героя Советского Союза. Богата военная история корейцев СНГ постсоветского периода. Все это ждет своих исследователей–специалистов и соответствующего освещения в печати под названием «Военная история корейцев СНГ». Во многом этим объясняется то, что Российское Отделение главной редакции нашей программы по СНГ возглавляет военный специалист — генерал–майор А.Р. Ким.

Нет и надлежащей «Спортивной истории корейцев СНГ». Вот и карты в руки руководителю Среднеазиатского Отделения «Программы–проекта» проф. Югаю Льву Павловичу — начальнику Управления Олимпийского и спортивного резерва Министерства по делам культуры и спорта республики Узбекистана. Вот где еще одна важная область не(над)политического объединения корейцев!

В декабре 2008 года вернулся из поездки в Узбекистан, на 72-ой день рождения моего друга, проф. Ким Никифора Степановича, безвременно ушедшего из жизни в апреле с.г. Вечер прошел в театре им. Навои с аншлагом, где с прекрасной программой выступал корейский театр «Ариран», созданный самим проф. Кимом Н.С. Художественный руководитель — его дочь, доктор философских наук Ким Виктория Никифоровна. Впечатления от вечера потрясающие. Переполненный зал прославленного театра им. Навои — яркое свидетельство достижения больших высот Кимом Н.С. с его славной дочерью в деле объединения корейцев через не(над) политическое средство — театральное искусство. На вечере я выступил со следующим обращением: «Уважаемые дамы и господа! Я с моим другом проф. Кимом Н.С. представляем «последних из могикан» того поколения корейцев, которые были репрессированы в 1937 г. в Казахстан и Среднюю Азию. Мы уходим из этой жизни физически, но духовно остаемся. И лучшим выразителем и символом нашего духовного наследия, оставляемого вам, был сам Никифор Степанович. Это его жизнелюбие — оптимизм, это его человеколюбие — гуманизм, это его любовь к Корее — патриотизм. Он был большим патриотом. И, наконец, это его интернационализм».

В свое время корейцы занимали первое место в СССР по числу Героев Социалистического труда в их процентном соотношении к общей численности корейского населения. Но надлежащее описание их по персоналиям также ждет своих авторов. Корейцы были в числе первых из всех народов СССР по численности людей с высшим образованием на 100 человек. Это наше большое национальное достояние, которое сейчас уже утрачивается. Чтобы не была эта утрата бесследной, нужно запечатлеть его в исследованиях и публикациях. Авось, когда–нибудь их удастся возродить. И если даже и не удастся возродить, то наш патриотический долг — скрупулезно изучить наш вклад в цивилизацию СНГ. Это нужно и нашим потомкам, чтобы они знали, что их предки не были только потребителями, а были и активными созидателями материальных и духовных ценностей на этой Земле.

В этом состоит большое воспитательное значение для наших потомков тематическое освещение нашего вклада в мировую цивилизацию. Не секрет, что в глазах иных обывателей — россиян мы выглядим порой как пришельцы, пожиратели и потребители достижений чужой цивилизации. А в глазах южно–корейских обывателей — как национальные маргиналы. Ведь, до Всемирной Сеульской Олимпиады в 1989 г. многие люди в СССР не знали толком, что есть вообще Корея и корейцы на Земле. Так что создание трудов по серии «Вклад зарубежных корейцев в цивилизацию» имеет и большое интернациональное значение. Не секрет, что отдельные корейцы — амбициозы, вроде Хана В.С., категорически отрицают значимость подобного начинания — зачинания. Ведь, как же, все уже сделано по этой части, якобы, лично их трудами. Это глубокое заблуждение! Надо развеять подобные предубеждения и заблуждения ради общего блага.

Литература:
1) М.Н. Пак. Ассимиляция нам не страшна. Газета «Ариран-Пресс», 1 (28), 2008.
2) О ноу-хау концепции Г.А. Югая об истоках корейской цивилизации, М., 2006.
3) Жизнь и судьба репрессированных корейцев в СССР и их потомков. Автор–составитель Г.А. Югай. Алматы, 2007.

г. Москва, 14 марта 2009 года

Как сказано выше, организации «Гордость, гениальнось, героизм и амбициозность корейцев СНГ: их вклад в цивилизацию» присвоены имена двух выдающихся корееведов — Цой Шену и М.Н. Пака (1918–2009 гг.) Материал о Цой Шену изложен выше. Сейчас переходим к освещению личности М.Н. Пака. Сведения о нем даются в перепечатке соответствующего материала из нашей книги «Становление новоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. (Духовные истоки и ноосфрно–человеческий смысл. Том 1» (М., 2008)

СЛОВО О МИХАИЛЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ПАКЕ

Настоящая книга посвящается 90-летнему юбилею Михаила Николаевича Пака, выдающегося российского востоко¬веда и педагога, Заслуженного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председателя Отделения евразийских исследований Российской Академии Естественных Наук.

Как ученый, профессор М.Н. Пак внес крупный вклад в изучение истории Кореи в СССР и России. В течение своей долгой научной и педагогической деятельности (из них 59 чет в МГУ) он опубликовал более 300 работ по историко-политической тематике, преимущественно в области истории, культуры и политики Кореи. Среди них: «Очерки из политической истории Кореи во второй половине XIX в.» (1947), «История Кореи», т.1 (в составе коллектива авторов, 1974), «Очерки ранней истории Кореи» (1979), «Очерки по историографии Кореи» (1987), а также «История и историография Кореи: Избранные труды» (2003). Полвека творческой деятельности профессор М.Н. Пак посвятил переводу, исследованию и публикации древнейшей из дошедших до нашего времени корейской летописи «Самгук саги» («Исторические записи Трех государств)» Ким Бусика (1145). В 2002 г. завершилась работа над 3-м, последним, томом перевода и исследования, который вышел в свет в 2003 году. Этот перевод является первым и пока единственным в мире переводом «Самгук саги» на иностранные языки. Таким образом, профессор М.Н. Пак утвердил приоритет отечественного корееведения в мире.

Труды М.Н. Пака и его учеников впервые в отечественной историографии осветили основные этапы исторического развития Кореи, в них также показано, что независимость и безопасность Кореи неотделимы от мира и безопасности во всём восточноазиатском регионе. Как организатор науки (заведуя в 1972-1992 гг. кафедрой истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ и являясь с 1991 г. директором Международного центра корееведения МГУ), профессор М.Н. Пак способствовал расширению масштабов и подъему на новый уровень корееведческих исследований в Советском Союзе и России. В частности, в серии «Исследования по Корее» было опубликовано 12 монографий по важнейшим вопросам корееведения, а всего в МКЦ МГУ было издано более 30 научных работ, включая Т.2 и Т.З «Самгук саги», ряд монографий и сборников научных статей, было проведено несколько международных научных конференций, посвященных актуальным теоретическим и политическим проблемам развития Кореи.

Профессор М.Н. Пак внес большой вклад в пропаганду российского корееведения в других странах, сыграл активную роль в создании Международного общества по изучению Кореи (ISKS — International Society for Korean Studies, Штаб-квартира в г. Осака, Япония). В 1990 г. М.Н. Пак был избран вице-президентом Общества, а с августа 1997 г. — почетным советником этой организации.

Российские корееведы во главе с М.Н. Паком активно поддержали возникшую в 1977 г. Европейскую ассоциацию корееведения (AKSE — Association for Korean Studies in Europe) и регулярно участвуют в ее работе с интересными научными докладами.

Ученики М.Н. Пака занимают ведущие позиции в российской корееведческой науке (как руководители подразделений ИВ РАН и др.), а также успешно осуществляют практическую политическую деятельность в государственных организациях (например, А.А. Тимонин и В.Е. Сухинин в МИД РФ).

Результаты научных исследований профессора М.Н. Пака позволили ему правильно определить направление общественной деятельности российских корейцев в условиях кризиса советской системы. Первый Всесоюзный съезд советских корейцев, на котором при участии М.Н. Пака была создана Всесоюзная ассоциация корейцев (BACK), сформулировал программу национально-культурного возрождения корейцев, переживших тяжелые годы сталинских репрессий и депортацию в Среднюю Азию и Казахстан. На этом съезде профессор М.Н. Пак был избран президентом BACK. С 2004г. М.Н. Пак является почетным президентом Общероссийского объединения корейцев (ООК), с 2007 г. — Почетным президентом Ассоциации российских корееведов.

С 1995 года по настоящее время М.Н. Пак является неизменным сопредседателем Отделения евразийских исследований Российской академии естественных наук (РАЕН).

Михаил Николаевич Пак принадлежит к той части эли¬ты России и Кореи, которая не только сумела сохранить и передать лучшие черты конфуцианской цивилизации, но и достойно развить их в своих многочисленных исследованиях.

Директор Института Дальнего Востока РАН, академик РАН и
РАЕН, профессор М.Л.Титаренко

К сказанному можно добавить, что М.Н. Пак достойно возглавляет список великих, гениальных людей их числа корейской национальности в СНГ.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь