НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ИНТЕРВЬЮ АРТИСТА ТЕАТРА МАРКА ВАЙЛЯ «ИЛЬХОМ» (Г. ТАШКЕНТ, РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН) ВЯЧЕСЛАВА ЦЗЮ ГАЗЕТЕ «КОРЁ СИНМУН»

ИСПОВЕДЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ПАХАРЯ


НАДЕЖДА ЛИ, КОРЁ СИНМУН (ТАШКЕНТ), 22.02.2008

     Ташкентский театр «Ильхом», в котором играет Вячеслав ЦЗЮ, даже внешне больше напоминает утопически-ирреальный корабль времени — словно тянущиеся в бесконечность анфилады мини-залов с абстрактными картинами Елены ЛИ, задумчиво-спокойные своды и потолки из мрамора — нежели театр в обычном понимании этого слова. Вся обстановка и интерьер властно переключают от суеты будней, настраивая на торжественно-приподнятую тональность — восприятия Прекрасного… Творчества.…

Вячеслав ЦЗЮ (третий справа) на сцене театра «Ильхом»

Коротая время в ожидании встречи с актером, читаю многочисленные соболезнования по поводу безвременной кончины его бессменного художественного руководителя и режиссера Марка Вайля. Его портрет — словно та единственно-необходимая составляющая и завершающая обстановки «Ильхома», подобно кристаллу, безуспешно разыскиваемому Каем в царстве Снежной королевы, чтобы составить слово «вечность» — оживотворяет и одухотворяет ауру театра… Хочется просто помолчать какой-то светлой скорбью и — послушать тишину… Но — труба зовет, и вот уже я коротаю время в разговоре с коллегами Вячеслава. Честно говоря, мне еще никогда не доводилось слышать столь лестных восторженных, а, самое главное, абсолютно объективных мнений разных людей об одном и том же человеке. Но, впрочем, обо всем по порядку…

Штрихи к портрету

Эвелина ЮСУПОВА, актриса:
— Слава — скрупулезный, думающий и невероятно серьезный человек… У него совершенно особое чувство юмора… Необыкновенно добрый, отзывчивый, всегда готов прийти на помощь: часто выручал в трудных ситуациях. В каких именно — не скажу… Прекрасный партнер на сцене. У него совершенно особенное чувство ритма… Джентльмен до мозга костей. Умеет красиво ухаживать: знает, с какой стороны налить вино и прочие тонкости этикета… Прекрасно готовит. На своем дне рождения потряс всех нас своими яствами. Мы со Славой друзья не только по сцене — заняты в двух спектаклях: «Счастливые нищие», «Орестея», но и — в жизни. Участвовали в рождественских вечерах…

Наргис АБДУЛЛАЕВА, актриса:
— Можете меня представить как коллегу и друга Славы. Мы знакомы более 8 лет, из них общаемся на подмостках театра — 6. Слава — человек своеобразный: он — личность! Пишет хорошие светлые стихи… Никогда не использует бранные слова… Интеллигентный, тонкий, чуткий… Зачастую бывает так, что люди, яркие и веселые на сцене, взять к примеру Луи де Финеса, в жизни повседневной оказываются мрачными и злобными. Слава же и в быту — мягкий, добрый, с тонким чувством юмора… Обожает красивых женщин, ну просто погибает от страсти. При этом «западает» исключительно на высоких и роскошных. Влюбляется в них безнадежно… Застенчив. Но очень любвеобильный… Мужчина до мозга костей — факт! Прекрасно готовит: корейскую кухню, салаты, плов. Не пьет, а если и такое и случается, никогда не видела его пьяным в стельку. Он всегда — адекватен! Слава — любитель разводить аквариумных рыбок. В каждой комнате его квартиры — по огромному аквариуму с самыми невообразимыми, экзотическими и фантастическими их породами. Помню, даже пираньи были… А их кормление — так это вообще священнодействие какое-то! Представьте себе, по приходу домой он долго курит, затем моет руки и направляется к холодильнику, в котором всегда хранится замороженный мотыль, достает этот пакет, разрезает на дольки и кормит своих ненаглядных рыбок… Вообще Славе свойственно уделять пристальнейшее внимание деталям, до мелочей… У него аналитический склад ума… Ярый футбольный болельщик — может ночами напролет не спать, чтобы смотреть свой любимый футбол, но всегда на репетиции придет вовремя: он очень ответственен. Временами случаются всплески шуток, но чаще он задумчив и сосредоточен. Актеры, знаете ли, очень одинокие люди, несмотря на публичность…Думаю, что он все же больше скептик… У него всегда есть свое — особое — мнение. При этом он объективен и честен. Другое дело, что не всегда бывает возможность высказаться и быть услышанным. Понятым… Но, тем не менее, он всегда говорит прямо то, что видит, о чем думает. Будут ли на него потом обижаться или не будут — неважно… Справедливый… Объективный…

Большую часть времени мы со Славой общаемся на сцене. Глядя на него стороны — какой он теплый и обаятельный, невольно хочется улыбнуться. Но, тем не менее, одновременно с этим, он — очень жесткий и требовательный сценический партнер, который неумолимо заставит тебя работать с ним в одной тональности, выжмет из тебя буквально все соки, но добьется желаемого консонанса. При этом тебе будет казаться, что ты что-то не додал, выложился не полностью, вложил мало себя… В нашей профессии самоуспокоенность самоубийственна: в тот момент, когда актер скажет себе «все, я — звезда», можно считать, что он умер… Слава всегда в поиске, как вечный моторчик… Неудовлетворенность — привычное состояние любого актера… Умеет выражать свои мысли, с ним интересно работать. И работать приходится — много. Это колоссальное количество эскизов и этюдов, большинство которых — это именно «попадание в яблочко». Как это было, например, в работе над «Орестеей», когда мы спорили до хрипоты, нередко даже ссорясь… В театре он также один из лучших в работе над текстами. Усердно работает над ними, вгрызаясь буквально в каждую строку, при этом совершенно безжалостен по отношению к тем фрагментам, которые, по его мнению, нужно вырезать. В его понимании каждое слово несет в себе строго определенное — незыблемое — содержание, значение и понятие… Вообще Славу хочется изучать. Он — весь окутан тайной, неразгаданная загадка. У него непростой характер…

Новые Славины работы: роль сеньора Панталоне в «Счастливых нищих», Ломов в Чехове, один из каландаров в «Полетах Машраба», где ему приходится даже перевоплощаться в Шамаханскую царицу и исполнять танец с веерами, в «Орестее» он — один из жителей Греции… Вообще Слава обожает сложные роли. Чего стоит один только Евгений Онегин в его исполнении в «Свободном романе»! Эта разность образов позволяет говорить о безусловной многогранности его творчества!

Новая грань его таланта — педагогическая. Видели бы вы, как он работает со студентами! Сделал поставил с ними этюд по Гоголю. Этой работой восхищался весь театр… Слава в нашем коллективе — всеобщий любимчик, хотя ему так совсем не кажется. Он даже и не подозревает о таком факте. Он тот человек, о котором есть что сказать. Что рассказать. Он заслуживает всяческой похвалы и одобрений, многократных выходов на бис. Хочется его бенефиса: ему есть что и о чем сказать, спеть, прочитать. По мне, так в нем погибает Мольер: играет трагедию, а его воспринимают как комедийного актера… Он — настоящий мастер своего дела, полностью заслужил такое звание…

Авторитетное мнение

Камаритдин АРТЫКОВ, театральный критик, искусствовед:

— Настоящее искусство всегда нестандартно. Славик — актер тоже нестандартный. Я называю его Славиком, потому что когда его впервые увидел, он представился: «Славик. Цзю!». С самых первых своих шагов на сцене он показал, что принадлежит к числу — настоящих художников, настоящих актеров! Своей характерной внешностью он, конечно, выделяется среди актеров «Ильхома». Поначалу, глядя на него, можно подумать, характерный актер, комик… На самом деле — потрясающе внутренне подвижен, пластичен… Сыгранные им роли приобретают особые многогранность, объем. Ожидаешь одно, по ходу же действия получаешь — другое: второе, третье… Очень, на мой взгляд, интересный и — умный актер. И, какую бы роль он не играл, начиная с самой первой — господина Таржи, в нем непостижимо сочетается комическое — с интеллектуальным, острохарактерное — с интеллектуальным… В сыгранных им ролях всегда ощущается очень глубокий внутренний подтекст! А когда в одном из шекспировских спектаклей он играет умственно неполноценного персонажа, поражаешься — и куда вообще делся ум? Понимаете, умный сможет сыграть дурака, дурак же умного — никогда!

…Может легко преображаться. При этом такое внутреннее преображение — насколько внятно, настолько — зримо… Потрясающе! Так легко преображаться надо еще уметь! Как, например, в полетах «Машраба», где его Падишах — свиреп и коварен, а корейская принцесса — юная, легкая и безмятежная. Настоящая Лолита! Вообще для Славика нет узких амплуа. Он может играть всех и все!

Кроме того, в нем немало скрытых талантов. Поразительное богатство способностей! Когда его Евгений Онегин в «Свободном романе» начинает петь тенором арию «Что день грядущий нам готовит» — это не может не произвести впечатления на зрителя… Он пишет замечательные стихи, есть замысел по поводу пьесы…

Я бы назвал Славика не только замечательным персонажем, но и — знаковой фигурой и даже украшением «Ильхома»! В его многонациональном коллективе наличие такого яркого актера, как Славик Цзю, является естественным… Я его очень люблю…

От первого лица

Рождественская сказка

Помнится мне мандариновый сверток,
Мама в цветные гирлянды одета
Втиснула руку, бесшумно и вертко
В полоску света,

Пальцем поманит, чуть хитровато,
Едва удивится, как будто верит -
Папа, обклеенный клочьями ваты
В проёме двери,

Ввалится с шумом, слегка неуклюже,
Начнет, из мешка вынимая запасы,
Голосом, будто немного простужен,
Навроде баса,

О том, что сплошное баунти будет,
Будет любовь и счастье будет,
Сны поднесут на серебряном блюде -
Все это будет…

Снова зима оплывает на окнах…
А эта весна поможет согреться?
Скажи мне, луна, Дед Морозы помнят
Картины из детства?…

********

Я маленький сгусток нежности,
Розовощекая прелесть
Красив и дамоугоден,
Стою, совершенно свободен,

Одаривает прохожих
Царственная рука,
Так сладостна и пригожа
Словесная шелуха,

Восторженно и нелепо
Слетается стаей грачья
На это великолепие
Глупая толчея…

Лицом к лицу

— Вячеслав, кем Вы себя больше чувствуете — актером, поэтом, певцом, педагогом, режиссером…

— Человеком, который пока не достиг, чего он хотел…

— А что, слишком высока планка?

— Ну, два Оскара, две Золотые пальмовые ветви и одна Нобелевская премия.

— Что может причинить Вам боль?

— Если тыкать в меня острой булавкой, думаю, конечно, будет больно! Вообще, ранить человека бывает нетрудно. Тем более творческого. И плох тот актер, который не представляет из себя клубок нервов… Я как-то еще не встречал хороших актеров, которые были бы флегматичными и рассудительными людьми…

— Что может для Вас служить источником вдохновения или творческого взлета?

— Я не знаю правильного ответа на этот вопрос. Он слишком глобален… Неправильная постановка вопроса. Это как, скажем, спросить, есть ли смысл в Вашей жизни… Отвечаю, у меня он есть… В чем? Это опять неправильная постановка вопроса… В самореализации? Я вообще отвергаю этот вопрос! Я не знаю на него ответа… Вдохновение человек может черпать из всего, и также все его может и разрушать… Однако, в иных случаях, и разрушение может питать…

— Расскажите о пережитых минутах успеха…

— Мы живем в ожидании успеха и при этом не замечаем мелких радостей… Что счастье — близко… Человек бывает счастлив лишь в какие-то короткие мгновения. Все остальное время он проводит в мучительном ожидании счастья!

— Владимир Спиваков сказал как-то такую фразу: «Наша жизнь складывается не из груза прожитых лет, а — пусть и из коротких — мгновений счастья!»…

— Я не люблю умных разговоров, не люблю людей, которые цитируют других… Складывается такое впечатление, что это происходит от того, что им просто самим нечего сказать!.. Одно дело, когда человек говорит что-то искренно, по ситуации, другое дело, когда его потом начинают цитировать… Это я не про Вас… Вообще очень не люблю красивых фраз и пространных речей со стороны актера, артиста. Только подмостки сцены — вот единственный показатель творчества. Бывает, что говорит-то он красиво, складно, а вот выходит на сцену — и пшик! Нет, не по словам, а только в работе, по одной работе можно судить об актере…

— Тогда более простые вопросы… Как Вы пришли в «Ильхом»?

— Как все. Сел на автобус и приехал. Потом еще шел ногами. И пришел. Пришел туда, куда НУЖНО! Причем поступив только на седьмой раз…

— Видимо, действительно, Вы пришли туда, куда нужно: Вас так уважают и ценят в коллективе! А, как Вы считаете, это важно для творческого становления художника – благожелательное и благосклонное отношение к нему со стороны коллег?

— Все — важно… Но — в первую очередь — то, есть ли художник! А коллектив тут уже не при чем… Есть ли художник — вот в чем вопрос.

— Что для вас актерская профессия: это служение или самораскрытие?

— Это — работа. Во многих театрах, особенно московских, есть такое распространенное понятие, что в театре не работают, а служат! Нет. В театре — ПАШУТ! Причем пашут до потери пульса, ощущения вкуса, чувства и прочих ощущений вместе взятых. А если служат… В этом есть какой-то нездоровый пафос.

— Часто приходилось сталкиваться с таким фактом, что многие режиссеры сетовали на отсутствие достойной публики, которая бы смогла понять их творения. Чувствуете ли Вы, что Ваш труд находит своего зрителя, вызывая именно тот отклик, на который рассчитываете!

— Не-е-е-ет!!! Чувствую, что люди должны начать кричать «Ур-ра!», кланяться мне, ходить за мной толпами. Но этого почему-то не происходит… На самом деле, в основе любого спектакля заложено прежде всего — Сотрудничество. Когда есть команда людей, понимающих друг друга и эстетику театра, а она — есть, то именно в работе с ней и можно говорить о таких моментах. Я не видел, чтобы на наших спектаклях у зрителей были бы пустые глаза… А это и есть отклик. Когда зрители — приходят! В начале это просто праздная толпа, которая ждет, чтобы ее развлекли, развеселили… А ты на сцене — Царь и бог! И ты в этот момент должен повести публику. И если не ты Царь и бог, если актер работает на потеху и в угоду публике, подстраиваясь под нее, и уже она ведет его, тогда она делает на него «тьфу! Зачем он мне такой нужен?» и уходит!

— Как женщина?

Именно! Как женщина!!!

— Ваши любимые роли и почему?

— Все роли я люблю одинаково. Они все мной рождены. В «Свободном романе» — Онегин, «Лаборатории доктора Чехова» — Ломов, в «Полетах Машраба» — дервиш… Эти спектакли я люблю больше остальных.

— Какие качества Вы цените в актерах?

— Несхожесть. Единственное, что отличает актера от окружающей серой массы, которая ходит по улице — его несхожесть. Несхожесть с толпой и его индивидуальность. Вот что определяет актерский талант! А не способность, скажем, читать тексты или что-то там наигрывать. Нет. Только несхожесть чувств, ощущений и прочего!!!

— Какие воспоминания остались у вас о Марке Яковлевиче Вайле? Как произошла ваша встреча?

Когда я пришел в «Ильхом» после долгого ошивания по всяческим… тюзам. Поступал семь раз. Поступил… Воспоминания такие — он всегда ругал меня больше всех остальных. А я ругал его. Мысленно… А когда мне позвонили в два часа ночи и сказали, что Марка Яковлевича — убили, я положил трубку и долго стоял в оцепенении. У меня было такое состояние — в голове не было ни одной мысли. Минут через двадцать пошли слезы… Они все шли и шли… И я вдруг неожиданно понял, что я его — любил… Да, безусловно, все, чему я научился и умел, был обязан Марку Яковлевичу… Но то, что я его любил, на тот момент было для меня открытием… Нам зачастую свойственно пропускать какие-то вещи, считать их неважными: мы все пытаемся жить больше сознанием, рассудком… И так, оказывается, было сложно понять, что он был одним из самых близких мне людей… Он больше всех остальных меня ругал, а я больше всех ругал его в ответ про себя… И я его любил…

— Как обычно проходит ваш день?

— Если бывает позволительно встать в попозже, то я встаю часиков вечера, так скажем, пять! Потом с трудом засыпаю в десять… утра. Все-таки биологические часы — сломать или переделать невозможно. Как и вписаться в общий ритм жизни… Если же ты не вписался, то это будет уже другая история. О человеке, который не вписался. Как говорил в своей последней книге Марк Яковлевич, “все в жизни просто, если ты не будешь заниматься искусством, то им будет заниматься кто-то другой”. И это — уже другая история, которая никому неинтересна.

— И последнее. О чем вы мечтаете?

Мечтаю… Чтобы не приходилось задавать один и тот же вопрос о том, где взять денег на то, на это… Мечтаю быть избавлен от этого пошлого быта! С финансовой точки зрения, профессия актера — не самая лучшая… Только об этом и мечтаю!

— Вы счастливый человек!

Не-е-т! Что-то я никогда еще не видел счастливых людей! И пожалуй на этой оптимистичной ноте и закончим наше интервью…

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь