НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАСПОРЫ В ТУРКМЕНИСТАНЕ.
КОРЕЙЦЫ
РАВШАН НАЗАРОВ, ИАЦ
МГУ, 01.02.2008
Корейцы в Туркменистане:
1939 год — 40 чел.;
1959 год — 1,9 тыс. чел.;
1970 год — 3,5 тыс. чел.;
1979 год — 3,1 тыс. чел.;
1989 год — 2,8 тыс. чел.
Корейцы как группа населения появились в Туркменистане
(и вообще в Центральной Азии) после 1937 г., когда они были переселены
Сталиным с Дальнего Востока. Их число в республике стало сокращаться еще
в 70-е годы. Они давно ощущают себя "людьми 3-го сорта". Несмотря
на то, что они русскоговорящие, к русским их не причисляют. Мусульманами
они также не являются. Живя в традиционном обществе, где традициям и обычаям
отводится главенствующая роль, корейцы практически не имеют устоявшихся
традиций. Ощущение своей "третьесортности" в стране, в которой
они воспринимаются как случайные люди, не позволяет им отстаивать свои
позиции в сохранении собственной культуры и языка.
Образованные корейцы, занимавшие в советское время высокие должности в
различных сферах, предпочли уехать из страны. Сегодня корейская диаспора
в подавляющем своем большинстве занята торговлей на рынке. Уступать свои
рыночные позиции конкурентам — значит остаться ни с чем, ибо сегодня представителям
корейской нации в туркменском обществе практически не на что рассчитывать.
Корейцев-врачей, банковских работников, учителей или юристов, еще работающих
здесь, можно пересчитать по пальцам. Практически все специалисты с высшим
образованием и опытом работы уехали в Россию, Казахстан, Узбекистан, Германию,
Корею. Те корейцы, что остались, или на пенсии, или продают на базаре
овощи, салаты, молочные продукты. Наиболее успешные сумели обзавестись
небольшими магазинами.
Поэтому каждая корейская семья, живущая в Ташаузе, стремится построить
свой мирок, в котором было бы тепло, светло, сытно. Трудолюбия и предприимчивости
корейцам не занимать. Их мало осталось, но чувство локтя они не утратили…
Наибольшая диаспора корейцев проживает на севере страны в Ташаузской области.
В годы советской власти существовали целые хозяйства, где компактно проживали
корейцы. Например, в Ленинском (ныне Акдепинском) районе был совхоз, который
называли корейским. Основным занятием жителей было выращивание риса. Постепенно
корейских рисоводов вытеснило с полей местное население, почувствовавшее,
что это выгодное дело. Выращивать рис выгоднее, нежели горбатиться на
хлопковом поле и получать гроши.
В настоящее время в 8-ми районах Ташаузской области проживают единичные
семьи этнических корейцев, а в самом Ташаузе количество таких семей не
превышает сотни. Периодом подъема корейской культуры можно считать начало
90-х гг., когда корейцы организовали Ташаузское землячество, установив
связи с исторической родиной. Некоторым из активистов удалось даже посетить
Корею, привезти оттуда учебники корейского языка и начать обучать ему
корейских детей. В тот период вспоминались и восстанавливались национальные
традиции, отмечались дни рождения, организовывались встречи корейского
Нового года. Все это стало затухать по мере того, как ужесточался политический
режим. Лидеры землячества уехали из страны, а оставшиеся занялись устройством
собственной жизни.
Корейцы трудолюбивый народ, и многие из них нашли собственную нишу в условиях
новой жизни. Кореянки первыми начали готовить национальные салаты и продавать
их на рынке. Сохраняя в тайне секреты их приготовления, они не позволили
женщинам других национальностей перейти им дорогу и по-прежнему считаются
непревзойденными мастерицами разнообразных острых блюд, ассортимент которых
постоянно расширяется. Другая ниша кореянок — это изготовление в домашних
условиях кисломолочных продуктов и хлебобулочных изделий. Местные молочно-маслодельный
и хлебозаводы значительно уступают в качестве и разнообразии продукции
корейским мастерицам. А такого продукта, как, например, творог, и вовсе
нет на прилавках ташаузских магазинов, и купить его можно только у кореянок.
Местные корейцы практически нерелигиозный народ. Возможно, если бы у них
был свои проповедники и свои храмы, они бы вспомнили свою веру, но ничего
этого в Туркменистане нет. В 90-е гг. в Ташауз приезжали американские
корейцы из Чикаго, которые, по желанию, крестили и посвящали в христианскую
веру маленьких корейцев. Но большинство людей этой национальности считают
себя все же буддистами, а потому предпочитают оставаться совсем без веры,
чем быть приобщенными к чужой.
|