НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

КОРЕЙЦЫ ПРИМОРЬЯ. СЁЛА ПРИМОРЬЯ СПАСУТ МИГРАНТЫ


НИКОЛАЙ КАН, ГАЗЕТА ВЛАДИВОСТОК, 07.02.2008

     В номерах нашей газеты за 5 и 6 февраля мы начали публикацию материалов о переселении корейцев в Приморский край как методе решения демографической проблемы в приморских сёлах. Сегодня — завершающая публикация на эту тему. Напоминаем, что с тезисами, которые приведены в этом материале, Николай КАН, директор Приморского регионального общественного Фонда содействия миру в Северо-Восточной Азии, выступил на краевом семинаре, который провёл департамент по социальной политике и СМИ администрации Приморского края в городе Арсеньеве.

В последнее время вопрос о демографии в России, особенно в её Дальневосточном регионе, обсуждается на самых разных уровнях. Говорим об этом и мы — представители российских корейцев, для которых судьба их родины — не праздный вопрос.

С одной стороны, несмотря на недостаток продовольствия собственного производства в крае, добрая половина сельхозугодий заброшена, не обрабатывается, ждёт крестьянских рук. В то же время мы круглый год вынуждены покупать продукты иностранного производства, притом зачастую неизвестного качества.

С другой стороны, численность населения, особенно сельского, с каждым годом становится меньше и меньше. По данным статистики, численность сельского населения в 1989 и 2004 гг. составляла 512,1 и 443,1 тысячи человек соответственно, т.е. сократилась на 69 тысяч человек, или на 14 процентов.

Судя по тому, как тяжело Россия оправляется после кризисов, рассчитывать на быструю серьёзную помощь государства в обустройстве села не приходится. Впрочем, у нас, корейцев, одна из национальных черт — не бояться трудностей и не роптать на судьбу. Зная о дефиците на селе рабочих рук, учитывая тот факт, что многие мигранты, особенно из республик бывшего СССР, переселившиеся к нам ещё в 90-годы, по ряду причин не обустроены до сих пор, мы по своей инициативе начали помогать им закрепляться в сельских местностях.

Есть данные, по которым сейчас в крае проживает свыше 30 000 корейцев. Из них около 8000 всё ещё не обустроены: без квартиры, без гражданства, без работы. Если их не адаптировать на приморской земле, вряд ли можно серьёзно говорить о расширении притока на село людей, в чьих национальных корнях традиционные крестьянские уклады.

Программа по собственной воле и за свои деньги

Учитывая всё это, мы взялись самостоятельно помочь соотечественникам переехать и обустроиться в Приморье. Человека на пустое место не заманишь, поэтому для начала мы определили, что сёлами компактного проживания будут Кремово, Сунь Ятсен, Михайловка и Осиновка в Михайловском районе и Чкаловка, Новорусановка — в Спасском. На средства фонда в этих деревнях приобретали пустующие, брошенные дома, иногда без окон и полов. Правда, ещё 2 года тому назад могли покупать по цене 1500 долларов. (Однако в настоящее время такие же дома стоят уже 6-7 тысяч.) Недвижимость оформляли на того переселенца, который там будет жить и работать по нашей программе.

Новосёлам помогали деньгами. Точнее сказать, выдавали беспроцентные ссуды. Но чтобы их получить, необходимо было представить бизнес-план, согласно которому заёмщики покупают семена, теплицу, поросят и т.д.

В дополнение ко всему этому для дополнительного заработка в начальный период обустройства, когда ещё нет урожая и продукции свиноводства и птицеводства, нашли выход: привлекаем их, особенно в зимний период, на переработку сои. Это даёт возможность каждой семье заработать не менее, чем по 10000-20000 рублей в месяц.

Результаты есть

Программа заработала. За неполные четыре года Приморье приросло на 43 семьи — 150 человек. 9 семей (24 человека) приехали к нам из Узбекистана 21 сентября прошлого года. Характерно, что уже через неделю после приезда одна из переселенок попала в больницу…. Точнее, в родильный дом, где у новосёлов появилось пополнение. И это — не исключение. Разве не говорит это о реальном стремлении российских корейцев осесть здесь навсегда?

Конечно, мы рассчитывали на большее количество переселённых семей. Надеялись, что наш проект войдёт в региональную программу по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Мы планировали принять несколько сотен семей, однако этого не случилось. Без объяснения все проекты были заморожены сначала на краевом, потом и на федеральном уровне. Пришлось рассчитывать только на собственные силы. А эти силы вылились в реальные бюджеты. На билеты каждого из 24 переселённых осенью 2007 года человек было потрачено по 600 долларов. Плюс, как я уже говорил, ссуды, а также подарки на церемонии встречи — 2 трактора и сельхозмашины, которые были приобретены на средства соотечественников, собранные в Южной Корее. Но бюджеты общественных некоммерческих организаций небезграничны. Да и убеждать людей делать благотворительные взносы всё сложнее, когда не чувствуется горячего желания помочь в реализации этого проекта.

Повторяю, если бы была добрая воля не только нашего фонда и соотечественников, но и официальных российских структур, результаты могли быть намного лучше, ибо дефицит сельскохозяйственных рабочих, которыми в подавляющем большинстве являются переселенцы, в Приморье составляет тысячи и тысячи человек.

Несколько слов о российских корейцах

В вопросах переселения корейцев в Приморье есть и деликатная тема, которую не могу обойти стороной. В печати и с очень авторитетных трибун, когда обсуждаются вопросы миграционной стратегии, некоторые учёные и политики часто ставят в один ряд российских корейцев наравне с китайцами и вьетнамцами. Хотел бы высказать свою точку зрения, отличную от мнений такого рода. Российские (подчёркиваю это слово) корейцы в корне отличаются от иных граждан, собирающихся поселиться в Приморье. Почему?

Корейцы — народ русскоязычный. Они говорят и думают только по-русски, и менталитет у них российский. Для них Родина — Россия. А КНДР и РК — родина только историческая. В 2013 году исполнится 150 лет, как первые корейские переселенцы появились на территории России. После Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров в Приморье прибыли российские пограничники и казаки для охраны новой границы. За ними вслед пришли корейцы с Корейского полуострова (1863). Поэтому они с гордостью считают себя коренными жителями Приморья, а Россию — Отчизной и Родиной.

В различные исторические периоды российские корейцы всегда защищали интересы России и СССР. Вот факты современной истории. В годы Русско-японской войны корейцы воевали против японских интервентов в партизанских отрядах, тогда антияпонское движение корейцев носило всенародный характер. Ныне памятники во Владивостоке (на улице Хабаровской), в Уссурийске, Краскино напоминают об этой борьбе.

В настоящее время в составе Тихоокеанского флота находится малая лодка «Кореец» в честь того «Корейца», который в первые дни Русско-японской войны в корейском порту Чемульпо воевал вместе с героическим крейсером «Варяг» и вместе с ним не сдался японцам, ушёл под воду с поднятым российским флагом!

Во время Великой Отечественной войны, будучи репрессированными, корейцы не призывались в армию. Тем не менее очень «настырные» попадали каким-то образом на фронт. И среди них был Герой Советского Союза, командир батальона капитан Александр Мин, между прочим, родом из Владивостока.

Среди корейцев сотни ветеранов и героев труда, и даже дважды Герой Социалистического Труда. Во все времена корейцы живут в великой многонациональной России и отличаются особой толерантностью по отношению к другим этносам.

И с этой точки зрения утверждения в сомнительности мотивов возвращения корейцев на места постоянного проживания не выдерживают никакой критики.

Говорят, что не бывает плохих народов, а есть просто плохие люди. Наши планы только в отношении тех людей, кто дружен с законом и осознанно хочет вернуться в Россию. Российские корейцы, которые испокон веков тяготели к стране, которая для многих уже стала настоящей родиной, для многих ещё может стать. Была бы добрая воля государства.

Необходимое послесловие

Прошедший год с точки зрения демографии был не самым лучшим в истории Приморья. Впервые за многие десятилетия статистика отметила, что жителей в крае стало менее двух миллионов. Как и прежде, отсюда на запад уехало более 20 тысяч человек, сколько сегодня проживает в среднем райцентре.

В прошлом же году заработала программа переселения соотечественников в южные районы Дальнего Востока. Так вот и здесь особенных результатов достигнуть не удалось. Стоит только вспомнить, что на семинаре в Арсеньеве, который проводил департамент по социальной политике и СМИ администрации Приморского края, была озвучена обезоруживающая цифра. За год в Приморье по программе переселения соотечественников переехали… 6 человек. На этом фоне деятельность фонда, которым руководит Николай Кан, выглядит сверхпродуктивной.

Во второй половине девяностых годов в Приморье всерьёз говорили о программе массового переселения корейцев из Средней Азии. Озвучивались планы, по которым не менее 170 тысяч среднеазиатских корейцев должны были закрепиться в приморских сёлах и городах. По разным причинам программа сорвалась, за исключением парадной деревни «Дружба» в Михайловке. Но, видимо, из тех времен тянется шлейф недоверия и подозрительности к переселенцам. Такого массового планового перемещения людей на Дальний Восток в советское время не знали. Действительно, можно задуматься о том, с какими целями едут сюда люди из тёплой Средней Азии.

Но задуматься и создать систему, при которой эти не лишние рабочие руки были бы здесь в интересах края и страны. Однако нередко вместо серьёзного анализа ситуации в общественное сознание вбрасываются шпионские синдромы и фобии относительно возможного национального обособления корейцев в местах компактного проживания. И нередко это становится причинами, по которым официальные российские структуры если не препятствуют, то уж точно не участвуют в процессах миграции корейцев на восток. Во всём мире существуют например, чайна-тауны или места компактного проживания людей некоренной национальности. Правила и законы тех стран надёжно оберегают суверенные интересы государства от возможного национального сепаратизма. Неужели Россия — исключение?

Очевидно, что Приморью самостоятельно демографическую ситуацию не решить. Вариантов на самом деле немного. Программа переселения соотечественников в ближайшее время не заработает. Практика прошлого года это ярко показала. Даже в лучшие советские времена, когда существовала государственная программа переезда людей из европейской части страны на Дальний Восток, миграционные оттоки в обратном направлении были сопоставимы с числом постоянно проживающих здесь людей. А это ни много ни мало 12 миллионов человек. Что же тогда говорить о теперешнем дне, когда приезжающих сюда на ПМЖ можно сосчитать на пальцах рук?

В последнее время всё чаще говорят о возможности заселения этих территорий китайцами, вьетнамцами и даже жителями бывших советских республик Средней Азии. Что говорят, сегодня эти люди — уже не редкость на улицах городов. И лишь единицы из них оседают в сельской местности, выбирая для себя нелёгкое производство продуктов питания.

Главный национальный интерес страны на Дальнем Востоке — сохранить и обустроить эту территорию. Создать здесь такие условия, которые бы мотивировали десятки тысяч людей не уезжать на запад, а оставаться здесь. Многие ли в России готовы упаковать чемоданы и отправиться на восток? Российские корейцы — готовы. Дело только за «правилами игры», по которым этот процесс не нанесёт урона безопасности и целостности страны, а послужит её расцвету. Экономическому и демографическому.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь