НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

УЗБЕКИСТАН МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ


ВИКТОР КРЫМЗАЛОВ, CENTRASIA.RU, 29.12.2007

     Узбекистан действительно может остаться без инвестиций из Южной Кореи. По крайней мере, на несколько миллионов долларов. Такой оборот событий вполне способен спровоцировать прецедент, случившийся с предпринимателем КАН Кук Су, который является другом нового Президента Республики Южная Корея ЛИ Мен Пака.

Господин Кан Кук Су никак не может понять, почему у него в Ташкенте хотят отобрать законно приобретенное имущество. Впрочем, дадим ему слово:

"Я долгое время работал на высоких должностях Министерства финансов Южной Кореи. По роду своей деятельности объехал многие страны мира. Мне очень понравился Узбекистан. Это страна с интенсивно развивающейся экономикой и очень дружелюбным населением. Как бизнесмену, мне особенно понравился благоприятный инвестиционный климат. И когда я вышел в отставку с государственной службы, то решил связать свой бизнес с вашей страной. Зарегистрировал в Ташкенте свою фирму, которая на данный момент имеет название ООО "TAKO SALES", провел маркетинг рынка столицы Узбекистана. И решил открыть автосалон и автосервис, а в дальнейшем организовать выпуск продукции товаров народного потребления.

В этих целях на бирже в конце апреля 2005 года приобрел здание и территорию по адресу улица Усмана Носира, 19. Сделка была абсолютно законной, как я уже сказал, проведена через биржу. Продавец никаких претензий не имел. После приобретения здания и территорий я вложил солидную сумму на приведение их в надлежащий порядок (в частности, вывез более ста тонн мусора), заключил контракты на поставку оборудования сырья общей стоимостью 3 миллиона долларов США. Однако в июне 2006 года с неприятным удивлением узнал, что на ООО "TAKO SALES" подан иск в хозяйственный суд о признании биржевых торгов недействительными. После этого я был вовлечен в ряд судебных процессов, в результате чего был вынужден, чтобы не понести еще больших убытков, приостановить перевод инвестиционных капиталов в Узбекистан".

По словам директора и учредителя ООО "TAKO SALES" господина Кан Кук Су, обстоятельства подачи иска такие. Ранее часть здания и прилегающий к нему участок на улице Усмана Носира принадлежали ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш". Эта фирма не смогла покрыть свои кредиторские обязательства перед бюджетом и рядом организаций. В итоге в начале 2003 года департамент по исполнению судебных решений Яккасарайского района в установленном порядке выставил имущество на продажу через универсальный биржевой центр Ассоциации банков Узбекистана. Там его приобрело ООО "Zinat qurilish servis". Эта организация не смогла осуществить свои планы в отношении приобретенной недвижимости, и в 2005 году также выставила ее на продажу. И тоже при помощи биржи. В том же году на бирже его и приобрел господин Кан Кук Су, кстати, как добросовестный покупатель - есть такое определение в Гражданском кодексе Республики Узбекистан. Никаких имущественных и финансовых претензий ни после заключения первой, ни второй сделки не было. Однако первоначальный хозяин здания — ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш" стало в судебном порядке оспаривать проведение и первых, и вторых биржевых торгов.

— Считаю, что претензии ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш" к результатам биржевых торгов более, чем странные, — рассказывает господин Кан Кук Су. — Их суть в итоге свелась к тому, что биржи провели торги, основываясь только на государственном ордере о приватизации, а не кадастре, который в ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш" не был оформлен. Но смею возразить: в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, приватизация государственного имущества является основанием приобретения права собственности. И самое главное — при выставлении имущества на торги в 2003 году ОАО "Тошмахсуспардокурилиш был согласен с действиями судебного исполнителя и не обжаловал его действия согласно части 1 статьи 88 Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов.

— Не менее странно, на мой взгляд, повели себя и последовавшие затем многочисленные хозяйственные суды, — продолжает господин Кан Кук Су. — То принимали решение в нашу пользу, то в пользу ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш". Территорию нам, вроде, пока отстоять удалось — по этому поводу в нашу пользу имеется решение кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда. (Хотя, несмотря на него, Управление по земельным ресурсам и государственному кадастру города Ташкента почему-то переоформило землю на ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш"). Но вот о втором этаже здания этого не скажешь. В сентябре этого года кассационная инстанция Высшего хозяйственного суда на основании отсутствия кадастра признала биржевые торги недействительными. Но ведь кадастр не был оформлен как раз ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш"! Это все равно, что продавец продал вам в магазине телевизор, а через месяц, когда вы установили на этом телевизоре ПАЛ-СЕКАМ и заменили пару дорогостоящих деталей, пришел к вам домой и потребовал этот телевизор обратно на основании того, что забыл выбить вам чек. И суд принял такую дикость вполне законной.

Директор ООО "TAKO SALES" проиллюстрировал свои слова многочисленными документами — решениями судов и апелляционными жалобами. Изучая их, действительно, невольно приходишь к мысли, что все происходящее весьма странно. Нигде не указано, что в результате биржевых торгов кого-то обманули, нарушили права третьих лиц, понесены финансовые убытки и т.д. Содержание документов напоминает игру в пинг-понг, где в качества шарика используются различные юридические положения, касающиеся кадастра и государственного ордера на недвижимость. А почему ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш", давно без особых споров продавшее свое имущество, вдруг, через несколько лет подало иск в суд, так лично для меня осталось непонятным.

— А чего тут непонятного, — поясняет господин Кан Кук Су. — Летом 2006 года в республике резко возросла цена на недвижимость. После этого ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш" и подало в суд иск о признании биржевых торгов недействительными. В случае успеха дела ОАО получит свое имущество обратно, вернув деньги по ценам 2003 года. И по затратам нашей фирмы на приведение этого имущества в порядок ничего платить не будет. Куш более чем солидный, ради этого стоит поломать копья в судах.

Слова господина Кан Кук Су заставляют задуматься. В Узбекистане нет такого опыта оформления сделок, который существует в западных странах. Рыночная экономика в республике по сути только народилась, наверняка, практически в любой сделке с недвижимостью можно найти запятую, которая поставлена не на том месте. В результате легко может найтись ловкач, который начнет скупать фирмы, когда-то продавшие недвижимость, а затем подавать иски в суд и при помощи юридического крючкотворства отбирать недвижимость обратно. Это ж какой бизнес можно сделать!

Поэтому, на мой взгляд, постановлением кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда от 18 сентября 2007 года создан весьма опасный прецедент. В независимости от того право ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш" в своих претензиях к итогам биржевых торгов или нет, это постановление открывает широкую дорогу ловкачам такого рода.

Ни в коем случае не хочу бросить этими словами какой-то намек в адрес ОАО "Тошмахсуспардозкурилиш". Хотя, по утверждениям инвестора из Южной Кореи, эта организация предъявила аналогичные претензии в виде судебных исковых заявлений и другим предприятиям, в подробности этих исков я не вникал. Да и не это главное, вопрос, на мой взгляд, следует трактовать гораздо шире.

— Наверное, в Республике Узбекистан следовало бы создать специальную государственную комиссию, которая бы рассматривала подобные споры, где принимают участие иностранные инвесторы, — сказал в заключение нашей встречи господин Кан Кук Су. — Это позволит избежать толкования судьями по своему усмотрению понятий закона, касающихся добросовестного покупателя и применения правовых последствий недействительности ничтожной сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение. Ведь дело скорее не юридическое, а политическое. Мои капиталы, намеченные для инвестиций в экономику вашей республики, так и остались пока в сеульском банке. А это прямой ущерб не только мне, но и Республике Узбекистан.

С господином Кан Кук Су трудно не согласиться. Ведь правительство Республики Узбекистан уделяет большое внимание инвестициям в свою экономику, иностранным инвесторам здесь созданы самые благоприятные условия, предоставлены большие льготы. И на фоне всего этого с удивлением узнаешь о тех случаях, когда таким инвесторам буквально на ровном месте создают проблемы и фактически заставляют отказаться от вложений в экономику страны. Поэтому такая комиссия, действительно, нужна. Пусть определяет, прав инвестор или нет. И если прав, то выясняет, кто и почему вставляет палки в колеса инвестиционной политики государства. А иначе может так получиться, что многие инвесторы, наметившие Республику Узбекистан для вложения инвестиций, предпочтут разместить свои капиталы в других странах.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь