НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА ХАКАСИИ


НИКОЛАЙ АНДРЕЕВ, ГАЗЕТА «АБАКАН», 01.06.2007

     В канун празднования 300-х летия присоединения Хакасии к России, хотелось бы рассказать жителям Абакана о представителях других этносов, проживающих на территории нашей республики. Наш регион стал вторым домом для представителей многих народов. Оторванные от исторической родины, они образовывают диаспоры, в которых не только идет сохранение собственной культуры и национальных традиций, но и изучение культурных традиций местного населения. Об одной из таких диаспор и хотелось бы рассказать нашим читателям.

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ

История появления первых корейцев в Хакасии достаточно уникальна. Она начинается во время вторжения японцев на территорию северного Китая в 1932 году. Одним из очагов сопротивления становится китайская провинция Яньбинь, в которой на тот момент времени проживало достаточно много этнических корейцев. Создав партизанские отряды, они начинают борьбу против японских самураев. Однако в 1933 совместные отряды китайских и корейских патриотов после тяжёлых боёв были вынуждены перейти границу с СССР на Дальнем Востоке, и временно поселиться в районе Уссурийского края. Оставив там детей и жен, они возвращаются назад, где практически все и погибают. В это же время японские власти начинают требовать у СССР выдачи партизан и их семей, поэтому Советское руководство принимает решение о переселении корейцев на юг Сибири. Таким образом, семьи корейских и китайских партизан оказались на юге Красноярского края, то есть в Хакасии. Всего было переселено около 600 человек, большинство которых поселили и в посёлке Чёрные копи, современный город Черногорск, где они стали заниматься сельским хозяйство и работать на угольных шахтах. Для того что бы адаптация вновь прибывших прошла как можно быстрее, местные власти принимают решение об открытии корейской школы-интерната. Дети и взрослые обучались не только русскому языку, но и другим предметам. Примечательно, что часть учебников была на корейском языке.

Безоблачное существование корейцев, как в прочем и остальных народов проживающих в Хакасии, заканчивается в 1938 году. Фактически вся диаспора была уничтожена в период репрессий, обвиненная во вредительстве и связях с японской разведкой, и восстановится уже не смогла.

Современный состав корейской общины формировался уже после войны. Его основой являются выходцы из Казахстанской и Среднеазиатской корейской диаспоры, переселившиеся сюда в 70-90 годы. Также в последнее время корейскую диаспору пополняют "дикие переселенцы", нелегальные эмигранты, которые перебираются в Хакасию вместе с китайцами.

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА

Говорить о корейской традиционной культуре и обычаях можно бесконечно долго. Поэтому рассмотрим на и более интересные стороны жизни в нутрии корейской диаспоры. Основой всех основ для корейца в первую очередь является семья. В которой главная ценность — почитания старших. Автор не однократно являлся свидетелем беспрекословного выполнения детьми указаний родителей. Например, мой знакомый кореец на замечании матери, что он опять курит, тут же убрал сигарету, а ему уже 30 лет. В корейской семье не возможно увидеть как сын или дочь пререкается с родителями.

По этому в жизни любого корейца основными являются всего три праздника, каждый из которых семейный: А-Сян-Дин [правильно «асянди». — Прим. АРИРАН.РУ] — год со дня рождения ребёнка, который празднуется не момента рождения, а с момента зачатия. Тюньчи [«ченчи»] — помолвка, сама свадьба праздником не считается, и Хан Габи [«хангаби»] 60 летний юбилей. День рождения корейцы празднуют только один раз в жизни, это как раз год со дня рождения ребёнка. Во время празднования собираются родные и близкие, перед ребёнком ставится стол, на котором выкладываются различные вещи. Например, ножницы, ручка, деньги и так далее. Считается, к какой вещи ребёнок притронется в первый раз, такая судьба его ждёт во взрослой жизни. Взял в руки книгу, будет ученым, деньги богатым. Таким образом, сакральным путём определяется будущее ребёнка.

Второй стол ставится во время взросления, то есть в тот момент, когда ребёнок становится взрослым и собирается обзавестись семьёй. Главную роль в праздновании играет помолвка, когда родители жениха и невесты делают друг другу подарки. Интересно, что все подарки молодым дарятся только в денежном эквиваленте. Считается, что затраты на свадьбу должны не только окупится, но позволить молодым приобрести то, что им необходимо. После окончания празднования молодая жена должна была приготовить рисовую кашу и хлеб.

Третий стол — дети ставят своим родителям, по достижении ими 60 летия. В древности эта дата обозначала прекращение земного бытия для корейца. В обязательном порядке все дети должны были присутствовать на этом празднике, выказывая тем самым уважение своим родителям. Праздник проводится непременно при участии обоих родителей, если кто из супругов младше, то ждут достижения его 60летия. С этого момента жизнь для них как бы прекращается, заканчивая жизненный цикл.

Конечно помимо семейных торжеств, есть, и другие национальные праздники которые с удовольствием празднуют корейцы. Жаль, но со всеми праздниками и традициями ознакомить в рамках одной статьи невозможно.

КОРЕЙЦЫ СЕГОДНЯ

Современные представители корейской диаспоры, сегодня неразрывно связаны с нашей республикой. С момента создания в 1994 "Культурно-просветительской ассоциации корейцев Республики Хакасия", у истоков которой стоял Кан Константин Харитонович, корейская община принимает активное участие в культурной жизни Хакасии. На празднование Нового года по восточному календарю корейцы приглашают, и представителей других диаспор, не только знакомя со своей культурой, но и на собственном примере показывая насколько важно знать не только собственную культуру, но и по возможности знакомить с ней остальных. Всё это способствует как укреплению межнациональных отношений, так и формированию толерантности у жителей Республики Хакасия. Вклад представителей корейской диаспоры в развитие нашей республики конечно огромен. За время её существования корейцы наряду с другими этносами вносили посильную лепту в развитие нашей Республики, не только поднимая угольную промышленность и сельское хозяйство в 30-е годы, но и увеличивая ряды интеллигенции в Хакасии. Сейчас корейская община неразрывно связывает свою судьбу с нашим регионом, полноправно ощущая себя жителями республики, для которых понятие малая родина не пустой звук.

 
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь