НА ГЛАВНУЮ

БИБЛИОТЕКА

КАН Г.В.
КОРЕЙЦЫ В СТЕПНОМ КРАЕ
Место издания: Алматы
Год издания: 2001
Тираж: 500 экз.

Аннотация:

Книга представляет собой исследование истории корейцев в Степном крае азиатских владений Российской империи и в суверенной Республике Казахстан. Изучение истории корейцев в Казахстане было сосредоточено исключительно на их депортации из Дальнего Востока в Среднюю Азию и Казахстан, и практически не исследованными оставались появление корейцев в этом регионе во второй половине XIX — начале XX века и их жизнь в конце XX столетия. Стремясь восполнить этот пробел, автор освещает историю корейцев в досоветском и постсоветском Казахстане.

Издание предназначено для широкого круга читателей, всех, кто интересуется историей Казахстана, историей корейцев, живущих в нем.

Введение:

Современное развитие Республики Казахстан в условиях суверенитета необычайно актуализирует изучение исторической наукой тем, которые до последнего времени оставались практически неисследованными, к их числу относится история многонационального Казахстана в дореволюционный период. Поныне мало освещены проблемы культурно-исторического развития этнических групп, конфессиональные процессы того времени. Актуальность их изучения обусловлена рядом факторов.

Во-первых, становление республики на путь суверенного развития способствовало пробуждению национального самосознания народов Казахстана, основой которого является познание истории. Изучение изначальной истории диаспор в Казахстане имеет двоякий смысл: с одной стороны — это составная часть истории этой страны, и без ее освещения она не будет полной, а с другой — это основополагающий момент самопознания этнических групп.

Во-вторых, бесценным достоянием Казахстана является межнациональное согласие. В целях дальнейшей консолидации этносов, проживающих в республике, во имя гражданского мира важно исследование как истоков формирования, так и самого феномена межнационального согласия в полиэтническом государстве. Прошлое и настоящее диаспор в Казахстане может служить материалом к пониманию проблем межнациональных отношений. Их история свидетельствует о том, что в основе стабильности этих отношений лежит взаимопонимание с коренным населением. Казахи, испытавшие на себе все тяготы колониального режима, относились к переселившимся сюда народам, которые по воле судьбы обрели на казахской земле родину, сохранили свою самобытность, со свойственными им добротой и традиционным гостеприимством. Об этих генетически присущих качествах казахского народа более полутора веков тому назад писал "член разных ученых обществ российских и иностранных", "Геродот казахского народа" А. Левшин в своей книге "Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей", изданной в Санкт-Петербурге в 1832 году. В частности, он подчеркивал: "Киргизы (казахи. — Г.К.) доверчивее прочих жителей Азии". Исследователь особенно выделял следующие черты характера казаха: "привязанность к своему отечеству, к земле своей, признательность к благодеяниям, сердце его имеет искру доброты", отмечая при этом, что гостеприимство, оказываемое казахами, — один из священнейших законов.

В-третьих, не менее важной для исторической науки представляется проблема формирования гражданственности, казахстанского патриотизма, сердцевиной которых является национальный дух, национальный взгляд на жизнь, национальный характер, в свою очередь в их основе лежит собственная история. Народы Казахстана, сформировавшиеся в силу исторических причин в своеобразные этнические группы, имеют свою историю. В ней в тугой узел переплелись и трансформировались в органическое целое история их исторической родины; история России — ведь все они потомки эмигрантов; история Казахстана, который для этих народов стал не просто местом, где можно было бы переждать лихолетье, а здесь они обрели родину, заняли достойное место среди народов, проживающих в нем. Эта целостность и есть сущность диаспор и их истории, которая может сохранить их национальный дух и в то же время укреплять взаимопонимание с другими народами.

В-четвертых, история диаспор Казахстана является важным звеном в изучении ряда проблем истории Казахстана — такой, в частности, как переселенческая политика на его территории. История этнических групп позволяет проследить различные этапы и формы переселенческой политики и, следовательно, этапы и формы распространения на край колониального влияния Российской империи. Также она позволяет изучить социально-демографические изменения в Казахстане.

В-пятых, в настоящее время в Казахстане активно развивается такое направление изучения этносов, как диаспорология. Жизнь диаспор изучается различными гуманитарными и социальными науками: философией, культурологией, социологией, политологией, этнографией и т.п., но история — это фундамент разного рода исследований, ибо она раскрывает глубинные механизмы процессов, происходящих в их жизни.

В-шестых, изучение истории диаспор Казахстана важно для истории их исторических, этнических эпицентров. В прошлом и настоящем нынешней родины этнических групп — Казахстана и его коренного населения много общего. В свое время многие казахи под ударами судьбы тоже вынуждены были покидать родину — так возникли казахские диаспоры в различных странах мира. История этих диаспор — неотъемлемая, своеобразная страница истории нации в целом. В условиях активного развития Казахстаном международных отношений диаспоры становятся их живым связующим мостом.

Изучение корейской диаспоры в современной исторической науке представляет собой довольно интересную картину. История корейской диаспоры в Казахстане достаточно основательно изучена в своей середине, т.е. в период массового насильственного переселения дальневосточных корейцев в Казахстан и их приживания здесь. Но практически нет исследований истории корейцев в Казахстане в предшествующие годы. А ведь они проживали здесь начиная со второй половины XIX века. Как корейцы попали сюда, кто они такие, чем здесь занимались — это не просто праздное любопытство, а очень важный исходный момент истории корейцев Казахстана. Например, когда осенью 1937 года началась депортация корейцев с Дальнего Востока, они связывались со своими соотечественниками — корейцами, проживавшими в то время в Казахстане, и имели довольно полное представление о нем. Так, в специальном донесении начальника войск пограничного военного округа НКВД Дальневосточного края комбрига Соколова на имя начальника УНКВД по ДВК Люшкова от 14 октября 1937 года говорилось: "Приехавший два месяца тому назад из Казахстана кореец Анатолий Ким среди корейцев распространял контрреволюционные слухи о положении в Казахстане, об отсутствии там помещений для жилья, нехватке продуктов питания. А кореец Андрей Пак заявил: "Я имею связь с Казахстаном и знаю, что дальневосточники не перенесут казахстанский климат".

Тщательное изучение специальной литературы, в том числе и изданной за рубежом, показало, что до октября 1917 года было опубликовано достаточно большое количество работ, посвященных переселению и жизни корейцев на Дальний Восток России, но в них нет даже намека о корейцах в Казахстане. Единственный труд, в котором весьма отдаленно соотносятся корейцы и Казахстан, — это работа П.Ю. Шмидта "Корея и корейцы", вышедшая в свет в Санкт-Петербурге в 1900 году, где ученый-естественник описал свое путешествие в Корею. Но до этого он побывал в Казахстане, в "Семиречье с научной целью в 1892 г.". И описывая внешний вид корейцев, он подчеркивал: "Вообще же по своему облику корейцы напоминают скорее тюркские племена, например, киргизов (казахов. — Г.К.)". Вот и все связи корейцев с Казахстаном в тот период, отраженные в научных исследованиях, а точнее сказать, вообще не отраженные в них.

В свое время автору этих строк приходилось писать на данную тему. Например, в монографии "История корейцев Казахстана" (Алматы, 1995) он целую главу "Предыстория корейцев Казахстана" посвятил дореволюционному периоду жизни корейских эмигрантов в республике. Но в монографии ставилась цель впервые комплексно осветить всю историю корейцев в Казахстане, и самый начальный дореволюционный период был рассмотрен в контексте такой постановки проблемы. Продолжая работу над этой темой, автор опубликовал научные статьи по истории проживания корейцев в Казахстане во второй половине XIX — начале XX века. Стремление дать более полную картину истории корейцев в дореволюционном Казахстане привело к решению изложить эту историю в отдельной монографии, специально посвященной данной теме. Конечно, численность корейцев в дореволюционном Казахстане была незначительной, это были отдельные переселенцы — эмигранты, их семьи, небольшие общины, проживавшие в основном в северных районах Казахстана или, как тогда их называли, в Степном крае азиатских владений Российской империи. Но если учесть, что Корею и Казахстан отделяют многие-многие тысячи километров, что эти два государства находятся на противоположных концах самой большой на Земле части света — Азии и что Корею того времени называли "закрытой страной", "страной-отшельницей", "неизвестной страной", то, на взгляд автора, описание жизни даже отдельных корейцев в Казахстане в указанный период является важной задачей исторического исследования.

Следует отметить, что освещая современное развитие корейской диаспоры в Казахстане, автор опирался на собственные социологические исследования. Конкретно данная монография охватывает историю корейцев в досоветском (вторая половина XIX века — 1917 год) и постсоветском (1991-2000 годы) Казахстане.

Следует также подчеркнуть, что автор стремился последовательно соблюдать принцип документальности, чтобы предельно точно передать атмосферу, дух того времени, поэтому имена, фамилии, географические названия даны так, как указаны в архивных документах.

Профессор Г.В. КАН

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь