КАН
Г.В.
КОРЕЙЦЫ В СТЕПНОМ КРАЕ
Место издания: Алматы
Год издания: 2001
Тираж: 500 экз.
Аннотация:
Книга представляет собой исследование истории корейцев
в Степном крае азиатских владений Российской империи и в суверенной Республике
Казахстан. Изучение истории корейцев в Казахстане было сосредоточено исключительно
на их депортации из Дальнего Востока в Среднюю Азию и Казахстан, и практически
не исследованными оставались появление корейцев в этом регионе во второй
половине XIX — начале XX века и их жизнь в конце XX столетия. Стремясь
восполнить этот пробел, автор освещает историю корейцев в досоветском
и постсоветском Казахстане.
Издание предназначено для широкого круга читателей, всех, кто интересуется
историей Казахстана, историей корейцев, живущих в нем.
Введение:
Современное развитие Республики Казахстан в условиях
суверенитета необычайно актуализирует изучение исторической наукой тем,
которые до последнего времени оставались практически неисследованными,
к их числу относится история многонационального Казахстана в дореволюционный
период. Поныне мало освещены проблемы культурно-исторического развития
этнических групп, конфессиональные процессы того времени. Актуальность
их изучения обусловлена рядом факторов.
Во-первых, становление республики на путь суверенного развития способствовало
пробуждению национального самосознания народов Казахстана, основой которого
является познание истории. Изучение изначальной истории диаспор в Казахстане
имеет двоякий смысл: с одной стороны — это составная часть истории этой
страны, и без ее освещения она не будет полной, а с другой — это основополагающий
момент самопознания этнических групп.
Во-вторых, бесценным достоянием Казахстана является межнациональное согласие.
В целях дальнейшей консолидации этносов, проживающих в республике, во
имя гражданского мира важно исследование как истоков формирования, так
и самого феномена межнационального согласия в полиэтническом государстве.
Прошлое и настоящее диаспор в Казахстане может служить материалом к пониманию
проблем межнациональных отношений. Их история свидетельствует о том, что
в основе стабильности этих отношений лежит взаимопонимание с коренным
населением. Казахи, испытавшие на себе все тяготы колониального режима,
относились к переселившимся сюда народам, которые по воле судьбы обрели
на казахской земле родину, сохранили свою самобытность, со свойственными
им добротой и традиционным гостеприимством. Об этих генетически присущих
качествах казахского народа более полутора веков тому назад писал "член
разных ученых обществ российских и иностранных", "Геродот казахского
народа" А. Левшин в своей книге "Описание киргиз-казачьих, или
киргиз-кайсацких орд и степей", изданной в Санкт-Петербурге в 1832
году. В частности, он подчеркивал: "Киргизы (казахи. — Г.К.)
доверчивее прочих жителей Азии". Исследователь особенно выделял следующие
черты характера казаха: "привязанность к своему отечеству, к земле
своей, признательность к благодеяниям, сердце его имеет искру доброты",
отмечая при этом, что гостеприимство, оказываемое казахами, — один из
священнейших законов.
В-третьих, не менее важной для исторической науки представляется проблема
формирования гражданственности, казахстанского патриотизма, сердцевиной
которых является национальный дух, национальный взгляд на жизнь, национальный
характер, в свою очередь в их основе лежит собственная история. Народы
Казахстана, сформировавшиеся в силу исторических причин в своеобразные
этнические группы, имеют свою историю. В ней в тугой узел переплелись
и трансформировались в органическое целое история их исторической родины;
история России — ведь все они потомки эмигрантов; история Казахстана,
который для этих народов стал не просто местом, где можно было бы переждать
лихолетье, а здесь они обрели родину, заняли достойное место среди народов,
проживающих в нем. Эта целостность и есть сущность диаспор и их истории,
которая может сохранить их национальный дух и в то же время укреплять
взаимопонимание с другими народами.
В-четвертых, история диаспор Казахстана является важным звеном в изучении
ряда проблем истории Казахстана — такой, в частности, как переселенческая
политика на его территории. История этнических групп позволяет проследить
различные этапы и формы переселенческой политики и, следовательно, этапы
и формы распространения на край колониального влияния Российской империи.
Также она позволяет изучить социально-демографические изменения в Казахстане.
В-пятых, в настоящее время в Казахстане активно развивается такое направление
изучения этносов, как диаспорология. Жизнь диаспор изучается различными
гуманитарными и социальными науками: философией, культурологией, социологией,
политологией, этнографией и т.п., но история — это фундамент разного рода
исследований, ибо она раскрывает глубинные механизмы процессов, происходящих
в их жизни.
В-шестых, изучение истории диаспор Казахстана важно для истории их исторических,
этнических эпицентров. В прошлом и настоящем нынешней родины этнических
групп — Казахстана и его коренного населения много общего. В свое время
многие казахи под ударами судьбы тоже вынуждены были покидать родину —
так возникли казахские диаспоры в различных странах мира. История этих
диаспор — неотъемлемая, своеобразная страница истории нации в целом. В
условиях активного развития Казахстаном международных отношений диаспоры
становятся их живым связующим мостом.
Изучение корейской диаспоры в современной исторической науке представляет
собой довольно интересную картину. История корейской диаспоры в Казахстане
достаточно основательно изучена в своей середине, т.е. в период массового
насильственного переселения дальневосточных корейцев в Казахстан и их
приживания здесь. Но практически нет исследований истории корейцев в Казахстане
в предшествующие годы. А ведь они проживали здесь начиная со второй половины
XIX века. Как корейцы попали сюда, кто они такие, чем здесь занимались
— это не просто праздное любопытство, а очень важный исходный момент истории
корейцев Казахстана. Например, когда осенью 1937 года началась депортация
корейцев с Дальнего Востока, они связывались со своими соотечественниками
— корейцами, проживавшими в то время в Казахстане, и имели довольно полное
представление о нем. Так, в специальном донесении начальника войск пограничного
военного округа НКВД Дальневосточного края комбрига Соколова на имя начальника
УНКВД по ДВК Люшкова от 14 октября 1937 года говорилось: "Приехавший
два месяца тому назад из Казахстана кореец Анатолий Ким среди корейцев
распространял контрреволюционные слухи о положении в Казахстане, об отсутствии
там помещений для жилья, нехватке продуктов питания. А кореец Андрей Пак
заявил: "Я имею связь с Казахстаном и знаю, что дальневосточники
не перенесут казахстанский климат".
Тщательное изучение специальной литературы, в том числе и изданной за
рубежом, показало, что до октября 1917 года было опубликовано достаточно
большое количество работ, посвященных переселению и жизни корейцев на
Дальний Восток России, но в них нет даже намека о корейцах в Казахстане.
Единственный труд, в котором весьма отдаленно соотносятся корейцы и Казахстан,
— это работа П.Ю. Шмидта "Корея и корейцы", вышедшая в свет
в Санкт-Петербурге в 1900 году, где ученый-естественник описал свое путешествие
в Корею. Но до этого он побывал в Казахстане, в "Семиречье с научной
целью в 1892 г.". И описывая внешний вид корейцев, он подчеркивал:
"Вообще же по своему облику корейцы напоминают скорее тюркские племена,
например, киргизов (казахов. — Г.К.)". Вот и все связи корейцев
с Казахстаном в тот период, отраженные в научных исследованиях, а точнее
сказать, вообще не отраженные в них.
В свое время автору этих строк приходилось писать на данную тему. Например,
в монографии "История корейцев Казахстана" (Алматы, 1995) он
целую главу "Предыстория корейцев Казахстана" посвятил дореволюционному
периоду жизни корейских эмигрантов в республике. Но в монографии ставилась
цель впервые комплексно осветить всю историю корейцев в Казахстане, и
самый начальный дореволюционный период был рассмотрен в контексте такой
постановки проблемы. Продолжая работу над этой темой, автор опубликовал
научные статьи по истории проживания корейцев в Казахстане во второй половине
XIX — начале XX века. Стремление дать более полную картину истории корейцев
в дореволюционном Казахстане привело к решению изложить эту историю в
отдельной монографии, специально посвященной данной теме. Конечно, численность
корейцев в дореволюционном Казахстане была незначительной, это были отдельные
переселенцы — эмигранты, их семьи, небольшие общины, проживавшие в основном
в северных районах Казахстана или, как тогда их называли, в Степном крае
азиатских владений Российской империи. Но если учесть, что Корею и Казахстан
отделяют многие-многие тысячи километров, что эти два государства находятся
на противоположных концах самой большой на Земле части света — Азии и
что Корею того времени называли "закрытой страной", "страной-отшельницей",
"неизвестной страной", то, на взгляд автора, описание жизни
даже отдельных корейцев в Казахстане в указанный период является важной
задачей исторического исследования.
Следует отметить, что освещая современное развитие корейской диаспоры
в Казахстане, автор опирался на собственные социологические исследования.
Конкретно данная монография охватывает историю корейцев в досоветском
(вторая половина XIX века — 1917 год) и постсоветском (1991-2000 годы)
Казахстане.
Следует также подчеркнуть, что автор стремился последовательно соблюдать
принцип документальности, чтобы предельно точно передать атмосферу, дух
того времени, поэтому имена, фамилии, географические названия даны так,
как указаны в архивных документах.
Профессор Г.В. КАН
|