НА ГЛАВНУЮ

БИБЛИОТЕКА

Автор: Ким В.Н. (Ёнг Тхек)
Название: Ушедшие вдаль
Место издания: Санкт-Петербург
Год издания: 1997
Тираж: 1.000 экз.

Эта книга - библиографическая редкость. Теперь ее можно приобрести только у автора.

      Аннотация: В книге известного ташкентского журналиста, собственного корреспондента газеты "Ленин кичи" в Ташкенте Владимира Кима (Ёнг Тхека) рассказывается об этапе зарождения корейского движения в Узбекистане глазами его участника и очевидца.



Отрывок из книги:
      РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
      ...Сынок, как-то ты спросил меня о значении слов - "межнациональные отношения". Я ответил, что это, мол, отношение человека к людям другой национальности, равно как и их отношение к нему. Потом я не раз вспоминал твой вопрос. По сути дела, вся моя книга - ответ тебе.
      Сколько ни существует племен, народов, рас - всегда возникали проблемы их взаимоотношений. Причина проста - "они" не похожи на "нас", следовательно от "них" можно ожидать все, что угодно. При этом, мой мальчик, "они" думают точно так же как и "мы". В истории человечества войны занимают значительное место, и в основе многих раздоров лежала национальная рознь. Через вразумляющее горе междоусобиц приходило понимание, что худой мир лучше доброй ссоры. Что все люди, несмотря на разный цвет кожи, язык, обычаи и нравы одинаковы по своей природе, что добрососедство, торговля могут дать больше, нежели завоевательские походы, которые еще неизвестно чем обернутся.
      Торговля - одна из древнейших форм общения людей. Как тут не вспомнить Великий шелковый путь, возникший несколько тысячелетий назад и соединивший Китай, страны Юго-Восточной Азии с государствами Средней Азии и Средиземноморья. Исчисляемый тысячами километров, он проходил по горам и пустыням. Годы уходили на одну поездку. Но зато, представляешь, сколько всего увиденного и услышанного. Ведь и воины, и купцы, конечно же, не избежали естественного любопытства - а как живут в других краях люди, столь непохожие или похожие на нас. Всего любопытнее - познать себе подобных. Великий путешественник Марко Поло, вернувшись после многолетнего путешествия в Китай, долгие годы не мог прийти в себя и занимался только тем, что рассказывал и рассказывал. Естественно, немало привирая. И эти рассказы разжигали любопытство, желание самому поехать и увидеть.
      Даже сейчас, когда общению способствуют самые современные средства связи, информации и транспорта, мир заполонили рекламируемые стандарты быта и культуры, все равно - сколько различий в жизни самых близких соседей-народов. А что говорить о средних и более ранних веках! Все - другое, непонятное, чужое. Даже жесты рукой, кивки головой: есть народы, у которых одни и те же знаки имеют совершенно противоположные значения. А ведь есть обычаи, которые понять еще сложнее. Скажем, у многих народов полная чаща - знак уважения и гостеприимства. А у узбеков хорошему гостю чай наливают понемногу. Чтобы дольше длилось общение. А нальют полную чашку - значит пей и уходи поскорее.
      Все непонятное вызывает подозрительность, страх, враждебность. Как таинственные силы природы. Не случайно поработители старались, чтобы порабощенные походили на них. Только разорвав внутренние связи народа - его язык, традиции и обычаи, историю, культуру можно сломить надолго сопротивление. В романе Чингиза Айтматова "И дольше века длится день" рассказывается о рабах-манкуртах, которых мучительным способом лишали памяти. И это были лучшие рабы.
      Но вот какая штука, сынок. Чем сильнее нажим, тем сильнее сопротивление. Корейцы изобрели национальную письменность пять столетий назад, но вплоть до XX века она не находила широкого применения: большинство дворян по-прежнему пользовалось иероглифами, считая новый алфавит слишком легким и потому предназначенным для женщин. Но когда японцы завоевали Корею и стали запрещать корейцам изучать родной язык, национальная письменность стала играть определенную роль в объединении антиколониальных сил.
      Бывает нередко, что порабощенные стараются походить на своих поработителей. Но это всегда вызывало презрение и не в последнюю очередь у самих поработителей. Предательством, сынок, никогда не купить ни свободы, ни уважения. Но то, что никогда не завоюешь силой, можно получить обменом, иными словами, торговлей. По существу общение людей это и есть обмен - взглядом, словом, улыбкой, мыслями, чувствами. Ничто так духовно не обогащает человека, как общение. До сих пор в дебрях Амазонки или в джунглях Юго-Восточной Азии находятся племена, ведущие первобытный образ жизни. А почему? Вся их беда от изоляции.
      Как тут не вспомнить великую китайскую стену, которой Срединная империя пыталась отгородиться от враждебных соседей. Мир и спокойствие, возможно, она сохранила, но развитие науки, техники и культуры затормозилось на многие века.
      Все тоталитарные режимы схожи в одном - в стремлении изолировать народ "железным занавесом", держать его в неведении относительно других стран. Не случайно, например, в КНДР очень популярен лозунг - "Мы никому не завидуем!" А чему завидовать, если вся официальная пропаганда направлена на то, чтобы восхвалять существующий строй и нет никакой возможности узнать, как живут люди за рубежом.
      Но были и другие - объективные причины изоляции. Изучая историю, ты, возможно, задашься вопросом, почему такие небольшие страны, как Италия, Англия, Испания, Голландия оказали такое огромное влияние на развитие всего человечества. Ответ прост: они имели не только выход к морю, то есть к общению со всем миром самым доступным в те времена морским путем, но и возможность создавать мощный парусный флот благодаря наличию корабельной сосны. Чего были лишены, скажем, Япония, Корея и другие страны, имевшие не худшее географическое положение.
      Вопрос, конечно, спорный. Можно и на папирусной лодке пересечь океан, что великолепно доказал Тур Хейердал.
      Природа создала людей разными, и в этом счастье человечества. Расчесать всех под одну гребенку, а это цель любого тоталитарного режима, задача, заранее обреченная на провал, поскольку это насилие над самой природой.
      Все люди разные и потому интересно жить. Сент-Экзюпери, помнишь его "Маленького принца", сказал замечательные слова, что самая большая роскошь на земле - это роскошь человеческого общения.
      Всю жизнь, сынок, ты будешь общаться с людьми - любить и ненавидеть, уважать и презирать, повелевать и подчиняться, радоваться и горевать. И вот тебе мой совет - относись к каждому, как к самому себе.
      Если бы ты родился и вырос на родине предков, то, возможно, у тебя не возникал бы вопрос о межнациональных отношениях. И ты, не дай бог, думал бы, что корейцы - это лучшая нация в мире. Только общаясь с людьми иных национальностей, можно понять, что расовая или этническая принадлежность не могут быть признаками превосходства: каждый народ состоит из людей, а люди - они разные. В мире сейчас происходит интересное соревнование между двумя самыми развитыми государствами. Между Соединенными Штатами, где проживают сотни племен и рас, и Японией, где подавляющее число жителей - японцы. И если американцы создают свою культуру, синтезируя культуру разных стран, то японцы, наоборот, разбавляют свою монокультуру всем лучшим, что создано в мире. Способы разные, но цель одна - созидать в постоянном общении друг с другом.
      Да, каждый человек имеет право любить свой народ и гордиться им. И в то же время в нем должна быть гордость за все человечество, сумевшее пройти великий путь от первобытного существования до космических высот. И знать, что каждый шаг был оплачен горьким опытом и страданием. Когда ты вникнешь во все это, поймешь, что национализм был и останется самой худшей чертой человека. Кичиться тем, что ты принадлежишь к такой-то национальности, что нравы, язык, культура твоего народа выше других -глупо. Но даже очень цивилизованного человека можно одурманить. Пример - нацизм в Германии, Италии, Японии. Идеи расового и национального превосходства и по сей день живы во многих странах. Но человечество, испытавшее ужасы фашизма, старается держать эту опаснейшую заразу в узде.
      На национальных чувствах человека всегда старались сыграть бессовестные политики, ибо ничто не объединяет людей так, как сопричастность к одному роду-племени. И как часто национализм оборачивался еврейскими погромами, армянской резней, жестокими обрядами куклуксклановцев. В этом позорном ряду стоят и зверские убийства корейцев в Японии. В 1923 году в Токио разразилось сильное землетрясение. Десятки тысяч людей погибли, сотни тысяч остались без крова. Обезумевшим от горя японцам внушили, что в их беде виноваты корейцы, которые своим шаманством вызвали гнев природы. И началось массовое побоище, унесшее жизни свыше двухсот тысяч твоих соплеменников.
      Людям свойственно обвинять в своих бедах других, особенно, если эти другие - чужой крови и веры.
      В юности мне довелось быть свидетелем одного довольно дикого случая. Произошло это в Ташкенте, на жилмассиве Чиланзар, который тогда только начинал широко застраиваться. Жило здесь преимущественно русскоязычное население. Я шел с работы, когда заметил толпу возбужденных людей возле небольшого автобуса. В салоне находился лишь один насмерть перепуганный человек: он отчаянно метался внутри, пытаясь увернуться от летящих на него помидоров и яиц. Угрозы и брань. В толпе были одни русские, а травили они узбека.
      Что случилось? Солидные дяденьки, сжав кулаки, горели желанием истерзать бедного человека, почтенные пенсионеры тряслись от злобы как эпилептики, смирные старушки вопили так, словно у них вырывали кошелку. С уст благопристойных дам срывалась матерщина...
      А случилось вот что. Некий Иванов купил в промтоварном магазине рубашку. Через несколько дней он пришел обменять ее на другую, более дешевую. Продавец отказал ему, заметив, что купленная рубашка была в употреблении. Иванов стал просить, потом хамить. Конец рабочего дня, магазин уже закрывался, а Иванов все стоял рядом и канючил. Наконец, он обозвал узбека зверем. И продавец не выдержал. Так ударил назойливого покупателя замком по голове, что тот свалился без сознания. Проходившие мимо люди не остались в стороне. "Узбек русского убил!" - эта весть мигом собрала толпу. Продавец залез в служебный автобус, но шофер как на беду куда-то делся. Перепуганные пассажиры покинули салон, и остался бедный продавец один на один с разбушевавшейся толпой.
      Когда травят беззащитного, редко какая собака остается в стороне. Так и люди. Распаленная толпа выволокла узбека из автобуса и начала избивать. Прибежали милиционеры. Им удалось отбить несчастного и препроводить его в "черный ворон". Но "воронку" не дали уехать: кто-то спустил шину. Стражей порядка оттеснили, продавца вновь выволокли на мостовую.
      Боже мой, как его били! Руками, ногами, палками, сумками, чем попало. Временами обезумевший от боли человек вырывался из толпы и бросался бежать, но разве мог он убежать далеко со сломанными ребрами, ослепленный болью и кровью, стекающей с разбитой головы!
      Наконец, прибыли курсанты милицейской школы. Они ворвались в толпу, выхватили несчастного и забросили в кузов автомобиля, который тут же рванул от толпы.
      Самое удивительное, что люди, зверским образом избивая человека, кричали - зверь, зверь, мы покажем тебе кузькину мать.
      В этих словах, как ни странно, - ключ к пониманию происшедшего, отношение русских - не всех, конечно, - к узбекам, отражение великодержавной политики Москвы к бывшим колониальным окраинам. И живущее в них некоренное население никогда толком не знало местного языка, оставаясь русскоязычным. Да и как могло быть иначе, когда не только в Узбекистане, но и везде в Союзе приоритет был за русским языком, когда даже сами узбеки (особенно, высокопоставленные) отдавали своих детей в русские школы. А что только не творили с узбекской письменностью, на протяжении всего лишь одного поколения дважды заставив менять алфавит.
      Если вдруг произойдет развал СССР, то русскоязычные окажутся в очень незавидном положении. Потому что становление любого независимого государства обязательно сопровождается всплеском национального единства. И тогда симпатии и антипатии к инородцам будут во многом связаны со степенью знания ими местного языка.
      Да, по языку, образованию и культуре я - русский. Или вернее россиянин. Но не для русских. Русский шовинизм тоже не лыком шит. Когда я попал из Пхеньяна в Москву и стал учиться в русской школе, то был одинок. А потом сблизился с мальчиком, которого звали Сашей, а фамилия у него была Мирман. Не знаю почему, но он тоже как-то держался в стороне от класса. Мы стали друзьями. Но однажды все поломалось. Кто-то шепнул мне: "Ты почему дружишь с Мирманом?" И когда я удивился вопросу, пояснил: "Он же еврей".
      До этого я никогда не сталкивался с евреями, знал о них только понаслышке. Вроде ничего не произошло, мои чувства к Саше не изменились, но он как-то понял все, и сам стал отходить от меня. И я не удержал его. Столько лет прошло, а мне до сих пор стыдно своего предательства.
      Сынок, никогда не предавай друзей и землю, на которой живешь.
      Я дружил и дружу с людьми многих национальностей - русскими, узбеками, евреями, татарами, казахами, всех не перечесть. Мне всегда с ними было хорошо, и никогда вопрос о национальности не вставал между нами. Наоборот, то, что мы представляли разные народы, придавало и придает нашим отношениям особую привлекательность. И, что бы ни произошло, я останусь верен этой дружбе.
      В твоей жизни будет тоже немало друзей разных национальностей. Никогда не поступайся своим достоинством и честью, не унижай и не унижайся, щади чужое самолюбие и не меняй свои убеждения как перчатки. Может, будут такие мгновения, когда надо стерпеть, смолчать. Что ж, молчание - не всегда согласие. Рабы немы, но разве в этой немоте не слышен вечный глас протеста?..

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас сеть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь