Г.Н.
ЛИ
ГОБОНДИ: ЗАПИСКИ НАБЛЮДАТЕЛЯ О ЛЮБВИ КОРЕЙЦЕВ К ЗЕМЛЕ
Место издания: Бишкек
Год издания: 2000
Тираж: нет данных
Аннотация:
В настоящих записках раскрываются истоки землеустройства
корейцев в России, технология обработки земли, сущность и живучесть корейской
системы «гобонди», которая является, по сути, своеобразной школой бизнеса.
Показана на конкретных примерах роль руководителей коллективов и отдельных
участников.
Впервые приводятся материалы, раскрывающие трагедию корейского народа
1937 года словами самих карателей. Читатели книги найдут много других
интересных и неизвестных им фактов из жизни корейских земледельцев.
Введение:
Представителям любого народа присущи любовь к Родине,
к ее земле и к ее истории. В начале 1951 года, следуя поездом Москва-Ташкент,
я был свидетелем трогательного момента. На полустанке железнодорожной
станции Тюратам, что в Кзыл-Ординской области Казахстана, сошёл с вагона
казах, бывший солдат, возвращающийся на родину. Едва ступив на землю,
он упал, и стал целовать ее. Кругом степь, солончаковая почва и ни одного
деревца. Прилипший к земле солдат лежал, пока наш поезд не тронулся с
места.
В последующие годы от этой станции были проложены железная дорога и бетонная
автотрасса к знаменитому Байконуру, стартовой площадке искусственных спутников
Земли и пилотируемых космических кораблей. Я уверен, что этот солдат вложил
свою лепту в развитие своего края. Любовь к земле помогла ему вернуться
на родину, к родному очагу. Без любви к своей земле человек неспособен
воспринимать окружающий мир.
Одной из характерных особенностей уклада жизни корейцев является их удивительная
потребность в создании различных обществ (товариществ).
Марксизм и ленинизм учили нас, что у крестьянства отсутствует чувство
классовой солидарности, что ему несвойственна организованность. Но история
опровергла это утверждение.
Успешное проведение коллективизации корейских крестьянских хозяйств в
Приморье и сельскохозяйственных кооперативов в КНДР после освобождения
от власти японского империализма в 1945 г. наглядно показало, что у корейского
крестьянства развита потреб ность к объединению для совместного труда.
В каждой деревне организация порядка, проведение свадебных и юбилейных
торжеств, похоронных ритуалов, пахота земель, обработка полей, уборка
урожая, как правило, выполнялись совместно. Имелись союзы по профессиям,
а также для поддержки армии.
В Российском Государственном Историческом архиве (г. Владивосток) я обнаружил
уникальный документ, датированный 31 января 1905 г. До сих пор этот материал
не использовался исследователями. Он ярко подтверждает справедливость
моего утверждения о склонности корейцев к организации различных общин,
прежде всего для совместной обработки земли.
31 января 1905 г. корейские подданные, временно проживающие в районе Ханкайского
участка в количестве 200 человек, направили прошение начальнику Южно-Уральского
уезда следующего содержания:
"1. Мы, живущие временно, хотим составить общество, чтобы не быть
бременем русскому населению, так как мы исключительно народ из холостяков,
прибывшие для заработка, имеются и семейные.
1. Выбрать из своей среды старшего, и мы возложили бы на него все наши
дела в обеспечении нужд. В частности, помощь при старении и вновь прибывшим,
не имеющим пристанищ, а также в трудоустройстве их.
2. Выбрали старшим Ким Сон Сам и кандидатом Цой Чен Тхек.
3. Полностью подчиняться российским законам и начальству, как это полагается.
4. Просим утвердить нашего старшего как выбранного и установить ему знаки
отличия для устранения недоразумений между сельскими властями.
5. Для удовлетворения наших нужд мы постановили собирать с каждой души
работника по восемьдесят (80 коп.) в год, эти деньги поручить старшему,
и использовать их для вышесказанного дела.
6. Отчетности по сбору денег старший должен вести с согласия общества,
если возникнет необходимость отчета перед уездным начальником, то будет
исполнено".
Уездный начальник 1 марта 1905 г. в письме за № 2478 военному губернатору
Приморского края дал отрицательный ответ: "Ходатайство этих корейцев
полагаю оставить без последствия, иностранные граждане не могут иметь
своих старших и тем более носить знаки различия.
Новые налоги внесут дополнительную путаницу, давать корейцам селиться
кучно с образованием селений, противоречит закону и нет рядовых (низших)
чинов уездной полицейской стражи".
Забегая вперед, следует отметить, что живучесть системы в земледелии "гобонди"
объясняется именно участием в ней людей, обладающих потребностью к объединению
свободного труда для достижения конечного результата. Корейские земледельцы
издавна работали сообща, помогая друг другу при выполнении трудоемких
работ.
Большую роль в становлении корейской общественности в Приморском крае
сыграли известные просветители, патриоты своего народа, сумевшие еще в
начале XX века и в особенности после аннексии Кореи Японией в 1910 г.,
объединить корейское население в различные общества для просвещения, расширения
торговли, производства и для оказания вооруженного сопротивления.
Проводилась большая работа по учету численности населения по районам через
независимые газеты на корейском языке. Одновременно шло знакомство с бытом
и условиями жизни переселившихся сородичей.
Среди таких людей выделяется Ли Джон Хо (примерно 1865 — 1970 гг.). Активную
деятельность по сплочению корейского населения на территории Приморского
края и Восточной Маньчжурии он вел в 1905-1919 гг. Истинный патриот независимости
родины, соратник Ли Дон Хена, Ли Дон Хи, членов Шанхайского временного
правительства Республики Корея (1919 г.) Ли Джон Хо подвергался преследованиям
властей.
В 1914 г. он входил в состав комиссии по празднованию 50-летия пребывания
корейцев в Приморском крае. Ли Джон Хо подвергался негласному наружному
наблюдению, неоднократным обыскам на квартире. Он располагал значительными
денежными средствами для просветительской деятельности. Улик против Ли
Джон Хо как агента империалистических держав, работающих против России,
не было обнаружено.
"В целях оказания переселенцам содействия в деле обустройства на
новых местах и поднятия их духовного и материального благополучия лидеры
корейских патриотов, в особенности Ли Джон Хо, внук известного корейского
министра русофила Ли Джон Ика, нашли необходимым сплотить корейцев, живущих
в России и Китае. Для этого было решено учредить в главных центрах поселения
корейцев специальные общества, которые могли бы представлять нужды корейцев
и руководить в деле устроения в новой обстановке".
Данные о пребывании Ли Джон Хо в Приморском крае после 1919 г. в архивах
г. Владивостока нет. В списках репрессированных, расстрелянных и умерших
в архивах и ЗАГСах г. Владивостока его имя не встречается.
Предполагаю направить запрос в научные организации Енбенс-кой корейской
автономной области КНР о судьбе Ли Джон Хо после 1919 года. Он заслуживает
внимания исследователей за свою благотворительную деятельность среди корейского
населения Приморского края.
Свой небольшой труд в виде записок наблюдателя о любви корейцев к земле
под названием "гобонди", я посвящаю первопроходцам освоения
Приморья и всем земледельцам-соотечественникам.
Пусть новое поколение знает цену клочка земли на чужбине.
История позволяет лучше понять себя в обществе и дает возможность потомкам
перенять опыт, традиции и приёмы труда. Нужно входить в историю, опираясь
на конкретные факты, зная, кто мы такие, как нас называют, как нам необходимо
действовать, определяя свое место в обществе. Нам надо достойно прожить
отпущенное природой время. Ведь даже ничтожная травинка венчает себя цветком,
чтобы оправдать свое существование.
К сожалению, слово "гобонди" даже у моих соотечественников ассоциируется
с представлениями об унизительном занятии на земле. Чтобы развеять такое
неверное понятие о системе "гобонди", предпринята попытка исследовать
историю возникновения и развития этой системы, как важного социального
явления в жизни корейского населения. Корейский метод земледелия "гобонди"
получил всеобщее признание лишь с конца 80-х годов под названием "коллективный
подряд на земле".
"Гобонди" — коллективная система организации труда в любой отрасли
производства, включая и земледелие. Система успешно работает уже около
60 лет. В ней заложены элементы свободы труда, где весь коллектив работает
на конечный результат, включая отдельных его членов.
Удалась ли моя попытка, — судить вам, дорогие читатели. Свои замечания
и суждения прошу направить по адресу, указанному в конце книги.
В системе "гобонди" наличествуют все признаки и элементы бизнеса.
Почти все корейские дети получали закалку, участвуя вместе с родителями
в "гобонди", порой выезжая в другие районы, далёкие от места
постоянного жительства.
Большинство корейских предпринимателей быстро вошли в рыночную экономику,
так как они прошли суровую школу "гобонди".
Я надеюсь, что читатели книги хотя бы мысленно дополнят главу "Отцы
и дети" сотней примеров из жизни родственников, близких и друзей.
Ниже приводится один из таких примеров.
Из г. Душанбе уехал на родину в г. Уссурийск Приморского края Цой Ен Фар,
1919 г. рождения. Воспитывая семерых детей, с 1950 г. работал в "гобонди".
Всем дал достойное образование. Любил играть на скрипке и обладал приятным
голосом. Один из его сыновей Цой Павел 1943 г. рождения, житель г. Усть-Каменогорска
тоже отличается незаурядным музыкальным даром. У его дочери Вики — чудесный
голос. Ее уже называют "Звездой Казахстана". Композиторы пишут
для нее музыку. Летом 1999 г. вместо отдыха она совершила большое турне
по городам под девизом "Казахстан — наш общий дом". Проездом
через г. Бишкек оставила и нам свой голос. Запомните и проследите за судьбой
Вики Цой, внучки старого участника "гобонди".
Я благодарен заслуженному деятелю науки России Паку Б.Д. (г. Москва) за
благожелательные замечания и пожелания при подготовке книги к изданию.
Я признателен редакции газеты "Коре ильбо" за моральную поддержку
и пожелания продолжить разработку темы о любви к земле в будущем.
Особые дружеские чувства выражаю участникам и активистам общественного
движения корейцев в республике, позволившим мне принимать посильное участие
в становлении нашей диаспоры в нашем общем доме — Кыргызстане. Опыт и
потребность в работе с людьми позволили мне составить предлагаемую вам
книгу "Гобонди".
|