МОЙ ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ — ГЕРОЙ
ВОЙНЫ
Л.И. КИМ, УССУРИЙСК
К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне
Мое поколение хорошо помнит тот страшный 1937 год, когда
тысячи ни в чем не повинных корейцев были подвергнуты репрессиям, отправлены
в трудовые колонии НКВД СССР (сейчас их называют исправительными колониями
для преступников), расстреляны. Это было тревожное время для всех нас.
На основании Постановления ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР
от 21 августа 1937 года корейский народ со своего постоянного места жительства
был выселен в принудительном порядке в республики Средней Азии. На этом
не закончились страдания корейского народа.
1938 год. Это год, когда семьи теряли своих близких. Передовая интеллигенция
уничтожалась бесследно. Их забирало ОГПУ, (затем НКВД, ныне - МВД), многих
расстреляли, а большинство отбывало наказание в лагерях и тюрьмах, которые
в то время назывались трудовыми колониями НКВД. Сколько невинных корейцев
без всяких на то оснований отправлялись на трудовые повинности, вместе
с уголовниками участвовали в строительстве Турксиба, Большого Ташкентского
канала, в неимоверно тяжелых условиях жили в Средней Азии. Там строили
землянки. Смертность среди детей была огромной. Родители теряли своих
детей, дети теряли своих родных, которых необоснованно судили, и многие
без вести пропадали. Но народ не сломился, выдюжил, пережил холод, голод,
неимоверную жару Средней Азии. Корейцы были лишены политических прав,
по 1953 год не имели право на участие в выборах в государственные органы.
В годы войны все работали на фронт. Многие из них впоследствии были награждены
медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Такие
герои тыла проживают в настоящее время в г. Уссурийске.
Однако из всех правил есть исключения. Этим исключением является мой первый
учитель Лим Алексей Федорович 1928 года рождения. Рос без родителей, воспитывался
в детском доме.
Я его увидела 1 сентября 1950 года, когда пришла в первый класс на свой
первый урок. И вот прозвенел звонок, и все с нетерпением ждали первого
учителя в своей жизни. Школа колхозная, мы никогда дальше своего колхоза
не выезжали, не знали, что такое школа, как должен выглядеть учитель.
В то время моя семья жила в колхозе «III Интернационал» Средне-Чирчикского
района Ташкентской области УзССР.
Я помню этот день, как будто это было вчера. Зашел в класс молодой худощавый
парень. Он выглядел настолько стройным, подтянутым, собранным, что я от
изумления от его внешнего вида застыла на месте и подумала: «Какой же
он красивый!» На левой груди его гимнастерки сверкали золотом две награды.
Я влюбилась в него по-детски и подумала, что буду во всем ему подражать,
буду учиться отлично и стану, когда буду взрослой, тоже учительницей и
буду учить детей, как он.
О себе он нам, ученикам, не рассказывал. А так хотелось знать, за что
награды и за какие заслуги, ведь корейцев тогда ни в армию, ни на фронт
не брали. Стало известно, что он был на Ленинградском фронте, откуда в
составе Красной Армии прошел от Ленинграда до Берлина, воевал против немецких
захватчиков и участвовал в боях за взятие Берлина, за что получал награды.
Но обстоятельства моей жизни так повернулись, что я вынуждена была переехать
жить в Букинский район Ташкентской области с. Каракуйли, где не было надлежащей
школы для обучения корейцев, не было учителей, которые могли бы преподавать
на русском языке. Поэтому всех учеников с первого по четвертый класс собирали
в одно помещение, и учительница объясняла сначала ученикам четвертого
класса и давала им задания письменные, потом третьему классу, затем второму
классу и только после этого находила время для первоклассников. Большей
частью я занималась дома по учебникам, которые брала у старшеклассников.
Учась в четвертом классе, уже освоила материал по математике за седьмой
класс.
Мама моя сильно болела. Ей необходимо было квалифицированное врачебное
наблюдение, поэтому мы переехали в другой колхоз. Директором школы был
молодой еще Пак Борис Дмитриевич, который впоследствии вручил мне аттестат
зрелости об окончании средней школы № 59. В настоящее время он академик
при Академии наук Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор.
Еще раз я встретилась с моим первым учителем на конференции, посвященной
лучшим учащимся района, которые награждались за хорошую учебу и активное
участие в комсомольской и общественной работе почетной грамотой ЦК Комсомола
Узбекистана. Это было 25 мая 1960 года. Я снова увидела своего первого
учителя Лим Алексея Федоровича. Все такой же стройный, подтянутый. Меня
охватило волнение при виде своего первого учителя. Откровенно говоря,
я растерялась. Он так нежно меня обнял и поцеловал, как будто мы совсем
близкие родственники, и сказал: «Я всегда помнил тебя, рад, что ты кандидат
на медаль за отличную учебу». Ничего в его жизни не изменилось. У него
уже двое сыновей росли, тоже были старшеклассниками, достойные своего
отца. Он пригласил меня к себе домой после получения аттестата, хотел
познакомить меня со своими сыновьями. Да и у меня возникло желание познакомиться
с его семьей. Он был в жизни для меня идеалом. Никогда я не слышала, чтобы
он был недоволен учениками. Дети любили и уважали его за интересные уроки,
за рассказы о жизни. Мы всегда повторяли за ним: «Смысл жизни - это учиться,
учиться и учиться».
Действительно, его девизу последовали многие ученики и стали достойными
своего учителя. Среди них Тхай Валерий, живет в Кемерово, доктор технических
наук, окончил Свердловский политехнический институт и работал в Кемеровском
политехническом институте; Мачин Гарин работает в Ташкентском государственном
университете, доктор исторических наук, преподает историю. С теплотой
о нем вспоминает его бывшая ученица в старших классах, где он преподавал
немецкий язык, Нам Сун Сун, которая в настоящее время проживает в городе
Уссурийске.
Среди своих сверстников я его называла «Мой герой». Я в то время увлекалась
классической русской литературой. У меня с собою был новый роман Вельтмана
«Приключения, почерпнутые из моря житейского», который я купила для подарка
ему и сделала памятную запись «Моему первому учителю».
Я уехала в г. Пермь, где училась три года в университете на юридическом
факультете. Когда вернулась в Ташкент для продолжения учебы в Ташкентском
государственном университете им В.И. Ленина, то его уже не было в Узбекистане,
он уехал в г. Элисту в Калмыкию, где продолжал работать директором школы.
Судьба нас столкнула еще раз через 28 лет. Я помню этот памятный день,
6 ноября 1988 год. Я дежурила по Управлению внутренних дел Ташкентского
горисполкома. В связи с проведением торжественного праздника, посвященного
дню Великой Октябрьской социалистической революции, в этот день все находились
в парадной форме и при всех наградах. Вдруг мне позвонил дежурный и сообщил,
что меня ждут в банкетном зале на юбилейное торжество Лим Алексея Федоровича.
Услышав такое сообщение, меня охватило волнение. Доложила руководству,
отпросилась и поехала на цветочный рынок, купила большой букет гладиолусов.
Увидев меня, мой учитель встал из-за стола, принял от меня поздравительную
речь и цветы. Я освободилась от цветов, только тогда люди увидели меня,
а до этого меня, маленькую, не видно было из-за большого букета гладиолусов.
Меня он представил залу как самую первую ученицу и сказал: «Эта маленькая
девочка – подполковник милиции и моя первая ученица». Мы долго беседовали.
Тогда я думала, что будем чаще общаться. Но работа в милиции занимает
много времени.
В 1992 году переехала в г. Уссурийск. В 2003 году ездила в Ташкент, думала
встречу его, но, к моему сожалению, он уехал к кому-то в деревню, и его
я не застала. Но узнала, что его двое сыновей закончили в Москве академию,
один остался работать в Москве, второй работает в Ташкенте. Двое сыновей
выросли достойными своего отца - заслуженного учителя СССР, героя войны,
участника взятия города Берлина.
От души хочется поздравить его с Великим праздником — с 60-летием Победы
в Великой Отечественной войне. Для меня он всегда останется героем, достойным
подражания. Желаю ему долгих лет жизни и здоровья.
|