НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ ЦОЙ


ДМИТРИЙ ШИН

15 августа 1990 года недалеко от Риги в автомобильной катастрофе погиб лидер группы "Кино" Виктор ЦОЙ. В этом году исполнилось десять лет со дня его гибели. Этой печальной годовщине посвящен самый масштабный в истории отечественного рок-н-ролла проект, который осуществляется компанией Real Records при поддержке ОРТ и "Нашего Радио" — "КИНОпробы. Виктор ЦОЙ. Посвящение (Tribute)". 17 ноября участники проекта вышли на сцену московского спорткомплекса "Олимпийский" и исполнили свои камер-версии песен группы "Кино". На следующий день такой же концерт состоялся в Петербурге. В разработке проекта принимали участие Марьяна ЦОЙ и пятнадцатилетний сын Виктора Саша. Проект стал крупнейшим музыкальным событием года. Достаточно взглянуть на список лучшей двадцатки наиболее часто звучавших в эфире "Нашего Радио" накануне концерта в октябре 2000 года, и мы увидим, что семь (!) из них — песни из альбома "КИНОпробы".

О Викторе Цое я узнал довольно поздно, когда он был уже широко известен, а его песни "Группа крови" и "Звезда по имени солнце" занимали первые строчки в тогда еще советских музыкальных хит-парадах. Кажется, первой программой, на которой я его увидел, был московский канал "2x2".

Как Виктор Цой вошел в мою жизнь, я сам до конца так и не понимаю, но, войдя в нее однажды, в общем-то, совершенно случайно, он зацепил и стал чем-то очень дорогим и близким. Песни Цоя рядом были всегда: после уроков в школе, у костра в походах, на обыкновенных кухонных посиделках. В школе большой популярностью пользовался квартирник с участием Цоя и Науменко, с которого в народ пошла бессмертная версия песни "Восьмиклассница-второгодница". Его улыбка на последнем концерте в Лужниках, когда он пел "Дом стоит, свет горит", надпись на стене в подъезде "Хочу быть как Цой", картинка с обложки альбома "Это не любовь"... — все это забыть нельзя.

А еще была соловьевская "Асса"... Что бы ни говорили, как бы не превозносили "Иглу", после которой Виктор был признан лучшим актером 1989 года, именно "Асса" и "Перемен", звучащая гораздо более революционно, чем альбомная версия, так захватывала дух, что описать-то сложно.

Как-то, разговаривая со студентом из Южной Кореи, я спросил, каких современных русских музыкантов он знал. И тот, не моргнув глазом, ответил: "Виктор Цой и тот, кто поет "Милая, милая, милая".

Это было лет пять назад, в время тотальной киркоромании, но Цоя тогда не крутил никто! Ну, разве что чуть-чуть на "Радио-Максимум".

Сейчас говорить о том, что Цой — кумир, по-моему, то же самое, что начинать статью о Пушкине словами: "Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт". Время, как у нас любят говорить, все расставило по своим местам. Осталось главное — любовь. Меня до сих пор удивляет та трогательная и беззаветная преданность Цою, которая была, есть, и, судя по всему, еще долго будет оставаться в сердцах людей. Интернетовский сайт www.kinoman.net пользуется бешенным успехом. Постоянное место встречи московских киноманов — стена Цоя на Старом Арбате, которая, как ее ни закрашивай, дышит новыми признаниями в любви, каждый год 15 августа вся покрывается живыми цветами... А что творится в этот день в северной столице на Богословском кладбище, может описать только тот, кто там был.

Можно много рассуждать о том, удался проект "КИНО-пробы" или нет, можно много обсуждать исполнителей, принимавших участие в проекте, можно. Многие киноманы, например, вообще не признают никаких перепевок Цоя, а уж в исполнении групп "Мультфильмы" или "Мумий Тролль" тем более. Важно другое. Все-таки "КИНОпробы" и "Наше Радио" сделали то, чего ждали многие — они напомнили о том, что Виктор Цой есть и что он очень дорог тем, кто его любит.

МЫ НАЧАЛИ С ЕГО ПЕСНИ

Интервью корреспондента "КД" с генеральным директором "Нашего Радио" Михаилом КОЗЫРЕВЫМ.

— Михаил, почему проект "КИНОпробы" был осуществлен именно сейчас?

— Важно то, что прошло какое-то время, и зияющие раны, связанные с его трагической гибелью у людей перестали так сильно болеть, и к наследию которого можно стало прикоснуться. Кроме того, за это время выросло новое поколение людей, которое не помнит всего того, чего помнят его ровесники, и которые, например, не помнят его концертов. Одной из задач трибьюта была напомнить о группе "Кино" и открыть поколению, которое ее не знает. Цой — легенда.

— Как так получилось и что такое трибьют?

— Все произошло как-то совершенно неожиданно. Как ни страшно говорить, но уже трагическая гибель на самом взлете, на самой верхней точке заносит человека в лик святых. А трибьют — это посвящение, и "КИНОпробы" — это один из первых проектов в этом жанре у нас в стране. Точно так же, как саунд-трек "Брат-2", это показывает, что есть такой жанр, в котором можно делать успешные проекты. Так же и здесь — жанр трибьют, который принят в мире, в нашей стране совсем неизвестен. На Западе такие концерты распространены и, как правило, посвящены музыкантам, трагически ушедшим из жизни. Очень приятно, что один из первых таких проектов был связан именно с Цоем.

— Кем был Виктор Цой лично для вас?

— У меня к этой группе особое отношение. Виктор Цой — это целый пласт в моей жизни, и я помню обстоятельства выхода каждого из цоевских альбомов, слушаю песню — у меня перед глазами встает картина.

Помню, что был совершенно потрясен его гибелью. В августе 1990 года я приехал домой, еще не зная о том, что произошло, и мне мама сказала, что Цой погиб. Я ей не поверил: "Как погиб? Почему?" Потом включил радио и узнал, что это все-таки произошло. Это был шок. Я просто закрылся в комнате, включил последний альбом, который тогда вышел — "Звезда по имени солнце", — и в свои двадцать три года ревел несколько часов. У меня было такое ощущение, что я потерял что-то свое, частичку себя. Я сам не ожидал, что его смерть произведет на меня такое сильное впечатление.

— На "Нашем Радио" было когда-нибудь такое, что¬бы песни одного исполнителя занимали около половины мест в десятке лучших?

— Нет, никогда такого не было. Две-три песни Земфиры одновременно в хит-параде было, но не более. Очень отрадно, что с именем Цоя связано именно "Наше Радио". Ведь свой первый эфир в декабре 1998 года мы начали с песни Виктора Цоя "В наших глазах". Другие варианты даже не рассматривались.

* * *

Вячеслав БУТУСОВ:

"Я с уважением всегда относился к тому, что делала группа "Кино", мне нравилась эта сдержанность, такая простота, меня это устраивало, по моим внутренним эстетическим соображениям... Мне всегда были близки тексты Цоя, но мне до сих пор не понятно, как он ухитрялся подбирать очень верные выражения, очень верные слова, то есть, наверное, не просто так..."

ЧИЧЕРИНА:

"Отношение к группе "Кино" в нашем коллективе разное. Кто-то в свое время фанател от Цоя, кто-то вообще не был знаком с его творчеством. Но вот песня "Прохожий"... она такая... про нас. Она дурацкая, разгильдяйская, она вообще на "Кино" не похожа. Как затесалась это песня в альбом "Группа крови" — не понятно... По радио звучат песни "Кино", из последних альбомов, так они не воспринимаются, как старые песни. Если того же периода группу "Алиса" слушать, понятно, что это 1980-е годы, что это было тогда, что это сейчас не актуально. А слушаешь группу "Кино" того же времени — и нормально вообще. То есть современно звучит даже через десять лет".

Борис ГРЕБЕНЩИКОВ:

"Познакомились мы, как известно, в электричке, когда ехали с какого-то моего концерта в Петергофе. И они подсели ко мне — Витька и Рыба, то есть Леша Рыбин. Кстати, и гитара оказалась, и Витька спел пару песен. А когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору бог знает какого века — вот у меня тогда было то же самое. Он спел две песни. Одна из них была никакой, но показывала, что человек знает, как обращаться с песней, а вторая была "Мои друзья". И она меня абсолютно сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука — это всегда чудо. Такое со мной случалось очень редко, и эти радостные моменты в жизни я помню и ценю".

ЗЕМФИРА:

"Группа "Кино" являлась символом времени. Как, например, Первомай, чешские лунапарки, голубые огоньки. Мне сложно перенести музыку группы "Кино" в своем восприятии в день сегодняшний. Так или иначе возникают образы десятилетней давности, и оттого тепло и сантименты... Почему я выбрала "Кукушку"? Мне было тогда лет пятнадцать, мы с баскетбольной командой приехали в Москву. Накануне отъезда зашли в магазин напротив аэровокзала — я купила набор: пакет (желтый с красным), два плаката, "Черный альбом". Счастлива была безумно. Поэтому "Кукушка".

"Смысловые галлюцинации":

"Для нас Виктор Цой — фигура, стоящая отдельно от всех наших музыкантов. Это артист, которого можно считать постмодернистом. Как Тарантино в кино, Бродский в литературе, Цой привлекает к себе внимание людей всех социальных слоев, возрастов, уровней образования и т.д. Каждый получает свое удовольствие от его творчества... Записывая песню "Мама, мы все тяжело больны", мы постарались быть тактичными по отношению к тому настроению и эмоциям, которые вложил в песню сам Цой. Возможно, наш римейк может показаться холодным, но поверьте, мы все делали от чистого сердца и со всей душой.

Вячеслав ПЕТКУН. "Танцы минус":

"Песни Цоя — это наша юность, наше детство, с этим много что связано. "Кино" и "Зоопарк" — это, на мой взгляд, были две лучшие группы в стране, и то, что ни Цоя, ни Науменко с нами нет — это несправедливая не случайность... На мой взгляд, группа "Кино" звучит сейчас очень актуально... Все должны понимать, откуда ноги растут у всех без исключения групп, которые появились за последнее время".

При подготовке использованы материалы Real Records и "Нашего Радио"

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь