НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

КОНВЕРГЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССОРА ЮГАЯ


КОРУС ФОРУМ

Герасим Андреевич ЮГАЙ — доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), директор Научного центра евразийских исследований РАЕН. Область научных интересов — цивилизационные, культурологические и этнологические факторы исторического процесса. Предлагаем вашему вниманию интервью журнала "Корус форум" с профессором Г.А. ЮГАЕМ.

— Расскажите, пожалуйста, о сути вашей конвергентной философии.

— Конвергенция означает (от греческого "сближение") подразумевает сближение с тем, чтобы найти общий язык, сближение различных противоположных направлений, например, материализма и идеализма в философии. До сих пор на Западе господствует такое понимание, а на Востоке нет столь четкого разделения философии. Существует единая философия, о чем свидетельствует китайская философия, даосизм, буддизм, конфуцианство, да и в корейской философии тоже. Противопоставление различных направлений присуще западной философии. Наоборот, в восточной философии подчеркивается гармония и единство инь и янь, мужского и женского, положительного и отрицательного. В Европе же больше подчеркивается разъединение, противоборство, борьба, а на Востоке, наоборот, их единство, взаимодополнение, тот факт, что одно без другого не существует. В своей работе я сравниваю эти противоположные подходы и вижу сейчас, что и для Европы, и для России, и для Кореи имеют большую плодотворность идеи конвергенции, не расхождение противоположных моментов, не разведение их в разные стороны, а наоборот, их сближение. Конвергироваться — это значит сближаться с тем чтобы объединяться, синтезироваться, Это подготовительная стадия к единению. Чтобы объединиться, надо повернуться друг к другу лицом, не с враждебных позиций воспринимать другого человека, а с позиций братства, понимая, что это представители одной нации. Поэтому рано или поздно нам надо объединиться, иначе мы пропадем. По одиночке легче быть ассимилированными, легче исчезнуть.

— Каким образом можно сблизить Южную и Северную Кореи?

— Для этого нужно нечто символизирующее, что мы одна нация, что мы должны объеди¬ниться. Просто по горизонтали не получится.

— В этом случае как применять вашу философию?

— Чтобы конвергироваться, нужна вертикаль, Мало того, что мы хотим объединиться. Одного желания мало, хотя бы потому, что нам мешают. Кто мешает? Американцы. Ро Дэ У хотел независимой политики, но американцы не допустили этого. Его смешали с грязью и выбросили. Например, он хотел сближения с Севером, независимой политики в сфере экономики, внешней политики, в сфере объединения, поэтому это не понравилось американцам, и они провели такую политику, чтобы убрать его с политической арены. В конечном итоге получилось по американскому сценарию. Вот посмотрите, что делается сейчас. Два президента Южной и Северной Кореи встречались, и мы горячо приветствуем такой шаг. Но потом начались оговорки и отходы. Ким Чен Ир говорит, что не совсем верно поняли его слова о том, что он отказывается от своей ядерной программы и хочет помощи от России по ядерному вооружению, но только в мирных целях. То, что он заявил на встрече с российским президентом В. Путиным, якобы было шуткой. Далее, он заявляет о необходимости присутствия американских войск на Юге. Это уже совсем противоположная позиция. Раньше он заявлял, что пока американские войска на Юге, никакого объединения не будет, это невозможно. Все это свидетельствует об отсутствии независимости, США не нравится, что Север и Юг Кореи сближаются, и это происходит не без влияния со стороны России. Поэтому в срочном порядке госсекретарь М. Олбрайт посетила Северную Корею. В общем, идут политические торги, которые показывают, что и Северная Корея попала под влияние Америки.

— Вы думаете, что независимая политика двух Корей может противостоять американской?

— Конечно. Нужно уйти "вглубь в себя", посмотреть на национальную основу, корни своей культуры, которой 4000-5000 лет, со времен основания Кореи. Это же богатейшая культура, которую нужно получше рассмотреть, изучить. Ее мы во многом растеряли, как мне кажется, в процессе глобализации, плюрализации.

— Значит, важна не только независимая политика, но и культура.

— Совершенно верно. Культура, которая отличается от цивилизации. В цивилизационном отношении мы настолько глобализировались и рассеялись, что стали "унесенными ветром". Рассеялись, как одуванчики, по всему миру. В России, например, нет не просто региона, но и района, где бы не жили корейцы. Корейцы развеялись по всему миру, и потому фактически нет единой нации. Как их объединить вертикально? Сначала уйти вглубь, чтобы найти внутреннюю основу, национальный стержень.

— Но дело в том, что для того, чтобы создать эту суперэтничность, необходимо разрешить кучу вопросов. Например, в Южной Корее уже давно идет закулисная борьба между Хонам (население в юго-западной части) и Ённам (население в юго-восточной части). И многие, особенно в Ённаме не считают Нобелевскую премию, полученную президентом заслуженной.


— В чем причина? Почему так происходит? Это негативная сторона корейской нации. Я считаю, что это корейский индивидуализм. Впервые кореец получил Нобелевскую премию. Это достижение, большой успех для всех корейцев мира. Наряду с суперэтничностью, корейцы — индивидуалисты, которые дальше своих личных интересов ничего не хотят видеть

— Вы говорите о суперэтничностн корейцев, но это может ассоциироваться с гитлеровским нацизмом. Не так ли?

— Арийская нация была реальностью. В советский период мы это отрицали и критиковали, а сейчас мы говорим, что да, арийство есть. Если хотите, суперэтничность где-то и есть разновидность арийства, которая вовсе не означает нашего превосходства над другими. Мы не лучше и не хуже других наций и народов, имеющих глубокие национальные традиции, обычаи, верования и т.д., с помощью которых можно преодолеть раскол страны. Поэтому надо углубиться и посмотреть, в конце концов, и на то, на чем объединились корейцы в антияпонской борьбе. На какой идее объединились наши предки? Они объединились на национальной идее просвещения (кемон ундон). Мы не хуже других и чтобы доказать это, нам нужно было просвещение как символ. Эта была европейская идея просвещения, которая была взята корейцами на вооружение в антияпонской борьбе. И сейчас без национальной идеи нельзя. Та идея просвещения уже устарела. Корейцы в числе первых наций по своей просвещенности. Задача эта выполнена. Сейчас нужна другая национальная идея объединения.

— А кто впервые заговорил о суперэтичности корейцев?

— Первым автором, заговорившим о корейском суперэтносе, является выдающийся русский ученый Л.Н. Гумилев (1912-1991), который в числе 17 наций — суперэтносов назвал и корейцев: "Корейцы относятся к суперэтносам периода Силла, это 7-8 век". Основной критерий — разбросанность по всему миру. Наследие Гумилева большое. Устами русского ученого корейцев подняли так высоко. Я принимаю эту эстафету и хотел бы показать, как этот символ работает на объединение Кореи по вертикали. Оказывается, мы давно в числе суперэтносов мира. Конечно, критерии расселенности, миграции уже недостаточны, потому что в нынешних условиях нет таких наций, которые по всему миру не мигрировали бы. Тут есть и другие критерии, которые характеризуют суперэтничность. Это критерии духовные, интеллектуальные, культурные. Суперэтничность — категория, которая имеет больше духовную природу. Не столько географический, как у Гумилева, сколько духовно-культурологический характер. Мы духовно должны расти, возвыситься до того, что нас объединяло в период Силла. Это единый национальный дух, способный объединить Корею.

— Некоторые считают, что существуют два разных языка на Корейском полуострове, в именно — северокорейский и южнокорейский языки. Что вы об этом думаете?

— Я считаю, это фактически уже сложились две нации — на Севере и Юге Кореи. Нет не только обшей территории, не только общего языка, как вы говорите, но и единой психологии, менталитета. По Гумилеву, в суперэтничности важны два момента: единство территории и единство менталитета.

— Видите ли вы какую-нибудь перспективу в возрождении суперэтничности корейцев?

— Имеются ли перспективы? Конечно. Прежде всего, нужно формировать национальное сознание в основе конвергентной философии. Не борьба, а единство противоположностей на первом месте. В конце концов, разделение Кореи произошло согласно европейской философии, которую хорошо восприняла Корея. Разделение страны произошло по европейской модели влияния Советского Союза и США. Их идеологии оказали решающее влияние на развитие классового сознания, которое вытеснило национальное сознание. Нельзя разделять страну искусственно, насильственно на основе чужой идеологии, политики. Нужны свои национальные "игры" по объединению страны. Нельзя жить чужим умом.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь