НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

РОССИЙСКИЙ КОРЕЕЦ КАК СУБЪЕКТ НАУКИ


МАРКС ХАН

     "О современном положении корейской диаспоры в странах СНГ" так назывался семинар, который состоялся в новом помещении Корейской культурно-информационной службы Посольства Республики Корея в Москве. Семинар был организован Международным научным центром корееведения Института стран Азии и Африки при МГУ, Консультативной комиссией мирного объединения Кореи (Россия, страны СНГ, Восточная Европа) и Общероссийским объединением корейцев. Знакомим читателей "Корейской диаспоры" с выступлением профессора Маркса Николаевича ХАНА.

Естественно, чем дальше мы отдаляемся от трагических дней насильственной депортации в 1937 году, тем отчетливее видим необратимые последствия, которые обрушились на корейцев, начавших утрачивать свою культуру, язык и традиции. Ведь в Приморье преимущественно все жили компактно, в одной деревне, в одном районе. И вот это компактное проживание корейцев начало распадаться. Конечно, при депортации в 1937 году в Среднюю Азию и Казахстан корейцы пытались сосредоточиться в отдельных районах будущего проживания. Если посмотреть на Казахстан, то можно обнаружить три основных района, где компактно сосредоточилось корейское население. Первый огромный регион - это Талды-Курганский район, Уштобе, где разместилось большое число корейских колхозов. Второй район - город Кзыл-Орда, где обустроилась преимущественно корейская интеллигенция: здесь и театр, пединститут и, наконец, корейская газета. И третий - это североказахстанская область с центром в Караганде. Что касается Узбекистана, то здесь корейское население сосредоточилось в двух местах - это Ташкентская область и Хорезмская.

Накануне Великой Отечественной войны корейские колхозы буквально за два года, получив колоссальные урожаи риса, особенно в Ташкентской области и казахстанском Уштобе, сразу стали жить зажиточно, способствовало этому и то, что казахстанское и узбекское правительства временно, на два года, освободили все корейские колхозы от налогов. И буквально за три года - с 1938 по 1940 год - все корейские колхозы были обустроены, появились новые дома, которых не было в Средней Азии, электростанции, кинотеатры. Такие колхозы Средне-Чирчикского района, как "Полярная звезда", "Северный маяк", "Ленина" и другие были очень богатыми к 1941 году, к началу войны. В эти районы устремились корейцы из других мест поселения. И буквально за три года численность корейского населения Узбекистана резко возросла. Это обстоятельство сразу побудило корейскую интеллигенцию создавать очаги культуры в столице Узбекистана. Самый выдающийся корейский актер того времени Ким Ха Лю создал в Ташкенте новый корейский театр. Он располагался в деревне Пятимир, это около Куйлюка, и этот театр начал стремительно возвышаться. Вскоре к нему присоединился корейский театр Хорезмской области. И сцена ташкентского театра стала жарким очагом корейской культуры. Театр жил за счет поддержки богатых корейских колхозов, которые финансировали его деятельность. Актеры разъезжали по колхозам и давали спектакли. Куйлюк быстро превращался в крупный центр корейского поселения.

Словом, к началу Великой Отечественной войны корейское население в Средней Азии и Казахстане в своем абсолютном большинстве по меркам того времени жило довольно зажиточно. Это было очень хорошим симптомом. Но началась война, и к 1942 году она резко осложнила всю экономическую и хозяйственную обстановку в стране. Государство обложило колхозы, в том числе и корейские огромным бременем - госпоставкой, натуроплатой. И корейские колхозы исправно выполняли все эти обязательства перед государством, но колхозники, ничего не получавшие в своих хозяйствах, стали жить очень бедно, надо было в этих трудных условиях выживать. И корейские колхозы выживали. Госпоставка и натуроплата государству достигали примерно 90% собранного урожая колхоза. За войну корейские колхозы пришли в полный упадок. Но и после 1945-го, победного года серьезных перемен в политической и экономической жизни страны не наступило. Вот в этих невыносимых условиях многие корейцы начали думать, как выйти из положения, чтобы прокормить свою семью и, в общем, как-то выжить. И вот шустрые умные корейцы тогда изобрели подпольную арендную незаконную систему - "кобонте". Они поднялись со своих насиженных мест и двинулись в дальние края, чтобы убедить тамошних председателей колхозов и директоров совхозов в выгоде своих предложений. Они вели подпольные переговоры и договаривались только по двум пунктам. Первое: председатель колхоза или директор совхоза предоставляет корейцам, их заезжей бригаде определенное количество земли, а корейцы обязуются осенью с каждого гектара земли поставлять хозяйству обусловленное количество зерна, овощей, а все, что получат сверх обязательств, распределят между членами бригады. Они не получали никакой заработной платы. День и ночь копошились в земле, чтобы получить высокий урожай. Корейцы знали, что с хороших среднеазиатских земель, с каждого гектара можно получить по 50, по 60 центнеров пшеницы. Ну, у нас были случаи, когда в "Полярной звезде" высший урожай дал 120 центнеров! А что касается риса, то корейцы знали, что можно собирать с гектара по 5-6 тонн. С председателем колхоза, директором совхоза договаривались о поставке трех тонн, остальное - две или три тонны с каждого гектара - оставляли себе. Конечно, если председатель колхоза, бригадир корейцев были людьми честными, то труженикам этих бригад доставалось то, что они заработали. Но если руководитель колхоза был, в общем, бандитом, то осенью часто бывало так, что он забирал себе весь урожай, и корейцам от урожая доставались крохи. К тому же, если корейский бригадир тоже занимался махинацией, присваивал себе львиную долю, то можете представить, каково было рядовым работникам. А таких случаев было довольно много, особенно в начальном периоде, в 1945-49 годах.

Но корейцы все равно занимались подпольной арендой земли. Потому что в удачный год они зарабатывали значительное количество риса, а продавая его, можно было заработать большие деньги. И вот, когда корейцы увидели, что эта новая система что-то дает, то многие стали уезжать из разорившихся колхозов на заработки в другие места. К тому же, в начале 1950-х годов корейцы поняли, что Узбекистан и вся его система далеко не благоприятствует развитию их "кобундя". И поэтому первые корейцы выехали на Северный Кавказ. Почему именно туда? Ну, прежде всего, привлекало, что республики этого края - многонациональны. Это было, по сути, первым и главным. Второе: северокавказцы - это люди, которые в то время были обязательными. Председатели колхозов, директора совхозов если давали слово, то честно выполняли договоренность. И вот первые корейцы поселились в Северной Осетии, в Моздоке, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и так далее. И этот поток корейцев за десять лет до 1960-го года значительно возрос. Корейцы начали интенсивно осваивать районы Северного Кавказа. Правда, от зерновых они уже отказались и начали сеять лук, бахчевые культуры и на этом зарабатывали значительные деньги.

Многие корейцы, которые поселились на Северном Кавказе, стали по той, советской мерке очень богатыми, состоятельными людьми, построили себе хорошие дома, купили автомашины. И корейцы, жившие на Кавказе, заработав большие деньги, могли себе, позволить такую роскошь, как автомобили, дома хорошие деньги решали все.

Таким образом. Северный Кавказ, недавно совершенно незнакомый для корейцев, превратился в их район, они численно резко возросли за последние двадцать лет. И сейчас это население во многом пока еще осталось в этих регионах.

Начиная с 1960-х годов корейское население Средней Азии начало перемещаться и в российские регионы, и сосредоточились главным образом в Ростовской области. Волгоградской, Ставропольском и Краснодарском краях. Эти районы привлекали корейцев своими благоприятными природными климатическими условиями - здесь можно заняться бахчеводством, выращивать лук, арбузы, которые затем реализовывались в центральных районах России.

Начиная с 70-х годов, в поисках солнца и земли, корейцы начали переселяться в южные районы Украины. Так, например, в Николаевской области проживает большое число корейцев, их там уже тысячи, многие осваивают Запорожскую область, а сегодня они начали обживать Одесскую область...

И, наконец, корейцы, начиная с середины 1950-х годов постепенно, один за другим, начали перемещаться из Средней Азии в Приморье. Их число резко возросло после распада Советского Союза, в 1990-х годах. Но корейцы нового поколения, родившиеся после 1937 года, не знающие, что такое Приморье, и пожившие в южных районах Средней Азии, России, не проявляют большого желания перемещаться в климатически суровое Приморье.

По нашим подсчетам, в Приморье переехало где-то в порядке десяти тысячи корейцев из Узбекистана и Казахстана.

Что можно сказать в заключение? Депортация, расселение, ликвидация компактного проживания корейцев имели свои крайние и негативные последствия. Прежде всего, это, конечно, утрата своих культурных корней. Разобщенные, работающие только на полях, труженики-корейцы порой понятия не имеют о своей богатейшей культуре, о преимуществах образования и так далее. Хуже другое: такой образ жизни, когда в течение шести месяцев люди находятся на полях и ничего не видят, кроме земли, и когда они живут в течение полугода на полях в шалашах, ни с кем не общаются, - все это, порой, порождает крайне негативные последствия в виде пьянства, картежных игр. Сколько корейцев, заработав за сезон большие деньги, в одну ночь проигрывали все и становились, в общем, нищими? И причем на этой почве среди корейцев сформировалась целая армия шулеров-картежников, гастролеров, которые ждали осени, и как только "кобонтери" заканчивали свои уборочные работы, они слетали в эти районы, устраивали картежные игры, обирали доверчивых работяг. И надо сказать, что такой разгульной формы картежной игры у корейцев не было в Средней Азии, когда они жили компактно, в колхозах, совхозах. Там сама обстановка не позволяла процветать шулерам, старики зорко следили за порядками и нравами в общине.

Сколько корейских семей распалось в результате того, что муж пошел и проиграл все деньги за одну ночь картежникам. Таких семей было очень много, они и сегодня есть. Сегодня, когда Советского Союза нет, корейцы страдают больше других. По сути, вся корейская диаспора сейчас разделена государственными границами, родственники между собой не могут часто встречаться, денег нет, ездить невозможно. Распад Советского Союза усугубил положение корейской диаспоры. Перед молодыми корейцами стоят сложные и большие проблемы, которые мы, старшее поколение, к сожалению, не разрешили. И я хочу одного: чтоб наша корейская молодая диаспора, которая вступает в новую жизнь в этой сложной, трудной обстановке, нашла бы свою нишу в этой рождающейся новой, полукриминальной системе России, чтобы обеспечить свою будущую жизнь. А мы, старшие, должны, всемерно содействовать стремлению нашей молодежи занять место в новом обществе, достойное одной из древнейших наций на земле.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь