НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

«ОНЛИРИЯ» АНАТОЛИЯ КИМА


"КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

     На днях в театре "Эрмитаж" состоялась презентация нового романа Анатолия КИМА "Онлирия". Книга, вышедшая в издательстве "Текст" — не для простого чтения. Она вызывает целую гамму философских настроений, жгучее желание определить, найти верный камертон собственной жизни. Да и, в конце концов, интеллектуальное чтиво самой высокой пробы — истинный подарок гурману от литературы.
     На презентации книги Анатолий КИМ сказал:

Я не вижу здесь Андрея Битова. Когда-то мы с ним встретились в нашем клубе, он спрашивает: "Ну, что ты делаешь? Я хотел бы написать новый роман, не об этой жизни, а том, что после этой жизни". Я говорю: "О-о-о. я уже написал эту вещь". "Как?" Я говорю: "Ну, вот так". "Действительно о том?" Я говорю: "О том". Он говорит; "О чем - о том?" Я говорю: "Человек умирает от любви, ну, или от чего-нибудь другого".

Потом я рассказываю ему, как там дальше все это происходит, потому что все смертью не кончается. Как до нашего рождения что-то было, связанное с нами: от живого же мы произошли, после нас это все будет продолжаться, - и эта связь с тем, что будет продолжаться после смерти, - об этом и написан роман, о любви. Знаете, это самое привлекательное - идея бессмертия. У всех народов главное - это несогласие человека с тем, что он родился, потом жил, потом умер. И все. И я подумал, если Лев Николаевич Толстой мог вообразить, как его юная героиня забралась в спальню под одеяло к матери, и они там шепчутся, потом она начинает болтать ногами, потом граф постучался в дверь, а дочка вскочила и убежала, - т.е. если человек может написать о том, чего он никогда не мог видеть на этом свете, почему он не может написать то, что он не мог видеть на том свете или после жизни? И я ударился в игру воображения о том, что происходит с нами после того, как мы благополучно умрем на этом свете.

Что будет продолжение, и как это продолжение будет осуществляться? Оказалось, что творческое воображение, фантазия, позволяющая проникать куда угодно на этом свете, позволяет также спокойно видеть, представить то, что на том свете. Вы знаете, это одно и то же. Тут никакой разницы нет. Та же самая неизвестность, которая становится известной, та же самая невидимость, которая становится видимой. Но убийственно для меня произошло вот что. Мне вдруг, в процессе этой работы, стало проясняться: да, существование человека вечное, это подтверждается после того, как он благополучно умрет и окажется в Онлирии. Название я потом объясню, почему такое.

И вдруг оказывается, если человек вечен, значит и другой, кого он любил, тоже вечен. Если человек вечен, и нет смерти, нет конца, нет трагического обвала бытия, то он, собственно говоря, не может ни пожалеть себя, ни полюбить себя. За что же ему себя жалеть, за что любить себя, если благополучно будет иметь вечное существование? То же оказалось и с любовью: он другого не может любить, потому что другой тоже вечен, и его никогда нельзя потерять, не будет утраты, т.е. оказывается, мы любим друг друга потому, что понимаем не умом -сердцем, что его может не быть, что его время, возраст сожрет, что тот самый трепет очарования, который и является любовью, - оно теряется, оно закончится, поэтому я его сейчас так люблю. И вдруг оказалось, что вечное бытие исключает любовь. И вы понимаете, как у меня это вышло в книге, я был совершенно обескуражен, эта печаль у меня есть. И потом оказалось, что самым главным содержанием оказалась ностальгия по той самой жизни, такой глупой, смешной, нет величественной, великой... Всякие человеческие жизни смешны, трогательны, мелки где-то. Забавная вещь. Так вот оказывается, что эти мелкие забавные вещи - это то самое дорогое, пронзительное, что, оказывается, это то и есть дороже всего, что мой герой, демиург-рассказчик, который, оказывается, уже в вечном существовании, оттуда оглядывается назад, - он видит, что вся прелесть, вся любовь этой жизни связана с этими смешными мелочами, частностями в нашей жизни.

Я хочу сказать без связи с тем, что я сейчас говорил, что рад, что вы сегодня пришли, и я вас приветствую от имени трех ненормальных людей. Ненормальный, конечно, я, который задался такой творческой целью - написать роман не о жизни, а о посмертии и т.д., связанное с этим. Совершенно ненормальный издатель, почему-то он решил издать в серии, которая должна привлечь внимание. Вот он здесь сидит, директор издательства "Текст" Ольгерд Либкин.

Кстати, одновременно ко мне обратились три крупных издательства после нескольких лет полного молчания. (Я сам никогда не обращался в издательства, не только из самолюбия, больше, наверное, из боязни получить отказ. Сидел себе спокойно, до этого я сидел в Корее, заработал какие-то деньги...) И вдруг через три года примерно сразу три издательства крупных делают мне предложение. Одна книга уже существует, а две книги еще в процессе выхода. И третий ненормальный человек - это, конечно, Михаил Захарович Левитин, главный режиссер театра "Эрмитаж", потому что почему-то, сколько мы с ним общаемся, никогда я не слышал от него нормального пассажа, в смысле здравого смысла. Все, что от него исходило, это все уходит за пределы того, что считается академически верным. Уже давным-давно доказано, что это именно есть у него хорошее.

Думаю, что большинство здесь - зрители этого театра. Но если кто не знает этого театра и спектаклей этого театра, придите и посмотрите, и вы поймете, как это прекрасно - быть в этом нормальном мире совершенно ненормальным человеком. Я не могу ничего сказать об этих спектаклях. Я могу что-то написать, посидеть. Этот ненормальный человек устраивает мне презентацию. Ну, какой театр захочет? Очень рад вас всех приветствовать от имени ненормальных людей. Просто прошу вас полюбить подобную жизнь ненормальных людей.

Что касается названия романа. Мы гуляли с моей женой Наташей в окрестностях Сеула. Роман уже был готов, но не было к нему названия. Мучился этим неимоверно. И, наконец, решил: вот услышу нечто необычное - слово, звук - тем и обозначу свой новый роман. Это и случилось. В сеульском небе местная птица, похожая на нашу иволгу, высверлила: "Он-ли-ри-я"...

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь