НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

ЖИТЬ ПОРА ДОСТОЙНО


ВЛАДИМИР ШИН

     Виктор Геннадиевич ХАН — вице-президент Общества корейских бизнесменов России, президент Союза карате города Москвы. Со Станиславом Валентиновичем ИЛЬЯСОВЫМ его связывают многие годы совместной работы, полного взаимопонимания, дружбы. Почти два года, пока Ильясов был председателем правительства Ставропольского края, был его советником. Сегодня он гость главного редактора "Корейской диаспоры" Владимира ШИНА.

— Вы давно знаете Ильясова?

— Дружба наша началась еще в Пятигорске. Станислав Валентинович тогда был генеральным директором Южэнерго. Мы все были молоды, спортсмены, и постоянно к нему обращались с большими и малыми просьбами - и борцы, и боксеры. Знали, что он спортсменов уважает и никогда им не откажет.

— Он большой любитель спорта?

— Да, сам спортсмен. Мастер спорта по борьбе. Просто у него началась большая производственная работа, и спорт пришлось оставить. Но любовь к борьбе - ее же ничем не вытравишь... И еще всегда подкупало его сочувствие к рабочему человеку. Когда он стал председателем правительства Ставропольского края, то был первым человеком, который обратил внимание на простых корейцев. Особенно его задело, что корейцы неимоверно преданы земле, вкладывают в дело свои деньги, трудятся, работают, выращивают большие урожаи, а потом не могут продать свой же товар. Мы с ним на эту тему долго говорили, многое я ему объяснил, и он сказал: "Давайте мы будем им помогать, дадим землю, обеспечим техникой, всячески поможем поначалу, а потом эту готовую продукцию у них купим сами. Нужно, чтобы у колхозника не было чужих проблем, чтобы он занимался своим делом - выращивал хорошую продукцию и все. А остальное будет за правительством". Такая была идея, но, он ничего не успел: через два года его сияли.

— А кроме вас он с другими корейцами дружил?

— Он много ездил по колхозам, смотрел земли, знакомился с людьми, было среди них немало и корейцев. В крае на сегодняшний день всего освоено 25 процентов земель, на которых выращивают какую-то продукцию, потому что техника загибается, горючего нет. Он видел, что крестьянам приходится во все свои деньги вкладывать. Берут корейцы маленькие участки земли и выращивают громадные урожаи. А если бы это дело поставить на основу государственную, многое можно было бы решить. Какая разница: выращивает он десять гектаров или сто гектаров, были бы средства.

— Тем более что корейцы умеют делают большие урожаи...

— Конечно, допустим, взять любой колхоз, например, бахчевые культуры. Местные колхозники выращивают на одном гектаре земли тонн двадцать арбузов. Кореец на том же клочке земли может вырастить сто тонн. Есть разница? Но потом он эту продукцию не знает куда девать. Опять же за свои деньги приходится все вывозить, не зная, довезут или не довезут... В дальней дороге их "бомбят" и гаишники, и ворье, потом приезжают в чужой город на рынок, и здесь опять те же проблемы.

— А как вообще корейцы чувствуют себя в Ставрополье?

— Я думаю, не очень важно. Они сами себе предоставлены, никто ими не интересуется, поэтому они не так активно участвуют в выборах, ведь своих проблем достаточно, обычно корейские семьи все многодетные. Раньше при советской власти проще было. Сейчас с каждым годом все сложнее и сложнее.

— Говорят, корейцы-земледельцы в массе своей не активны, в политику стараются не вмешиваться, для них главное - заработать деньги.

— Есть такое. Но почему корейцы не активны на выборах? Никто им ничего не объясняет, даже не обещает. Вот они и думают, что их голоса ничего не решат. Но посмотрите, как сейчас проходят выборы в Америке - там каждый голос на счету. Вот и надо каждому нашему человеку все это объяснить, чтобы не думали, что кореец - это только хороший земледелец. Ведь есть такое мнение: о, кореец, это честный колхозник, честный работник, добросовестный, - и все. Но пора всем нам становиться более политически активными, жизнь этому учит.

— Пора понять корейцам, что политика для них стоит наравне с той же самой техникой. Что машины без политики? Ничего не получается. А если люди поддержат политического деятеля, который знает, насколько важен труд корейцев на земле, может, тогда во взаимопонимании легче будет работать и корейцам самим.

— На самом деле случилось редкое: представитель власти обратил внимание на корейцев, как им сейчас не легко. С приходом рыночной экономики все стало еще сложнее. Кореец может хорошо работать, но он не умеет реализовывать свою продукцию. Если на самом деле Ильясов выполнит свои слова, и корейцам в крае станет легче, - это ли не повод в пользу того, что надо участвовать в политической жизни каждому корейцу.

— А что вы думаете о нем как о человеке? Почему его выдвинули?

— Вот он пришел в край и начал со своего рабочего места. Взял и отремонтировал полный этаж, сделал кабинеты губернатору, себе. В крае ощутимо поменялись дороги, город стал расцветать. Я думаю, что увидели в нем сильного хозяйственника, хотя кому-то это пришлось не по душе. Кому-то легко было жить так, как прежде, втихую делать свои делишки... Я помню его слова: "Я не буду играть в политику, я буду делать дело, я наведу в крае порядок". Он сказал губернатору: "Политика - это ваше дело, я буду заниматься работой, хозяйством. Только дайте возможность, нормальную власть в руки". А то получалось так: принимает правительство решение, а его тут же сверху блокируют. А ведь Ставрополье - край богатый, там очень хорошие, плодородные земли. Даже нефть там есть. А что нужно для нормального аграрного края? Земля и горючее. Там все это есть. Я не понимаю, почему край до сих пор на дотации. Мне непонятно это.

— Ведь раньше с этого благодатного края Президенты Советского Союза выходили...

— Вот-вот, во времена Советского Союза это был край цветущий, а сейчас получился дотационный.

— Все это результат пустопорожней ельцинской болтовни?

— Не хотелось бы, конечно, Ельцина пинать, но, я думаю, именно так. Потому что не было жесткой, четкой власти. А на плаву держались пустые краснобаи. Чем мне нравится Ильясов? Тем, что на самом деле может, много не говоря, взять все в руки и жестко все сделать. Своей хваткой, напористостью.

— Грустно, что именно система Ельцина могла поощрять таких губернаторов, как этот, который взял да и уволил Ильясова?

— Я думаю, да. Не хотел бы говорить очень плохо о губернаторе. Может быть, он человек хороший, но очень слабый хозяйственник, всю жизнь работал в комсомоле и больше ничего не знает. Но когда ты работу не знаешь, ты хоть доверяй своим компетентным сторонникам, поддерживай их. И именно они тебе, неумелому, принесут и почет, и славу. Ведь так многие чинуши и поступают. Вот, к примеру, я спортсмен, захожу в спортивный зал — я чувствую себя как рыба в воде. Допустим, начну заниматься каким-то другим делом, пойду в ресторанный бизнес. Я его не знаю, как я им буду заниматься? И то же самое здесь. Черногоров был школьным учителем, работал в комсомоле. Быть губернатором такого огромного края, с такими ресурсами и не понимать смысла хозяйственной работы... Жаль его.

— А Ильясов крепкий хозяйственник?

— Я думаю, что неспроста слабый губернатор, являясь противником Ильясова, именно его и опасается, как крепкого хозяйственника.

А начинал Ильясов с мастера цеха и дошел до генерального директора всего юга России по энергетике. А потом был замом корпорации РАО ЕЭС. Человек руководил тысячами людей, при нем никогда не было задержек по зарплате, даже в те сложные времена, никогда. И еще. Я всегда поражаюсь, как часто незнакомые люди чувствуют в нем своего сторонника. Вот один пример. Сидим мы с ним в холле, подходит вахтер и начинает ему жаловаться. Кто-то прошел бы мимо, а он раз - остановился, подзывает мимо проходящего начальника какого-то отдела и говорит: "Обратите внимание, обязательно помогите, запишите", то есть человек вникает в чужую беду, обращает внимание на всех. Дворнику, сторожу, уборщице - всем он был доступен. На самом деле. Взять его в бытность директором ЮЖМЭС - Южные межсистемные сети. Он пришел на голую землю. За семь месяцев построил пятиэтажное офисное здание. Потом построил несколько жилых домов для работников. Я, помню, едем с ним по объектам, везде принимали его искренне, ждали как необходимого человека. Знали, что если он что-то скажет - всегда ответит за свои слова. Сейчас в стране легко быть порядочным человеком. Если можешь - говори да и делай, не можешь - скажи нет. Он один из тех, кто меньше говорит, а больше делает. Вот даже сейчас идет предвыборная кампания - ему говорят: ну, выступи, хоть словечко... Он в ответ: "Я не могу. Я - попробую, но врать не буду".

— Ну, а как человек что он за личность?

— У него четверо детей, дети взрослые, младшему одиннадцать лет. Двое дочерей, двое сыновей. Он никогда не скрывал, что он не бедный человек, потому что умеет работать и зарабатывать.

— Как он детей воспитывает?

— В строгости. Иногда мне кажется, что перегибает, но такой уж он. Со всеми одинаково строг, но, все же, маленькую поблажку он дает младшему сыну.

— Эта отцовская строгость - это что, чисто восточная закалка?

— На самом деле его фамилия Ильясов, то есть течет в нем и какая-то восточная кровь, но он русский, супруга русская, дети. Лицо у него чисто русское, но от своей фамилии он никогда не отказывался. Он, как настоящий мужчина, не поменял отцовскую фамилию, оставил метку своих предков. Жена у него обыкновенная женщина, занимается домашним хозяйством, детей воспитывает.

— А чем он увлекается кроме работы?

— Во-первых, встает, делает зарядку каждый день, всегда. Если есть свободное время, любит играть в бильярд, но времени, как правило, не бывает. Любит спорт, любит помогать спортсменам. Я помню, когда в 1996 году нашу страну прославил борец Аслан Губашиев из Кабардино-Балкарии, это же рядом со Ставропольем, я приехал к Ильясову, говорю: "Парень наш впервые стал чемпионом мира". Для нас, борцов, это равносильно тому, что сборная команда России по футболу (пусть на меня футболисты не обижаются) стала чемпионом мира. Наш борец из Тырныауза стал чемпионом мира, первым из атлетов ста стран мира! Я приехал к Ильясову на работу, он тогда работал в Южэнерго, и говорю: "Парень наш впервые стал чемпионом мира, надо подарочек какой-то". Ильясов не отказал - предприятие выделило чемпиону-земляку машину.

— Раньше так и делалось. Я помню, когда-то встречался в Дагестане со знаменитыми борцами Загалавом Абдулбековым и Али Алиевым. Загалаву тогда за олимпийскую медаль выкатили "Волгу", нормально все было. Люди этого заслуживают, просто раньше об этом не говорили. Это правильно - человек выступает за честь Отчизны, за флаг Родины, за это надо быть благодарным ему.

Ну, допустим, пройдет он, выберут его люди губернатором. Что будет для него потом самым главным?


— Во-первых, край сейчас находится в очень запущенном состоянии, дел у него будет невпроворот. А Ильясов знает, с чего начать, откуда взять, куда положить. Это тоже не мало. Он имеет авторитет среди простых людей, работников энергетики, спортсменов.

— Его давно уволили?

— Второй год пошел - в 1999 году.

— У него сторонников в крае много? Не забыли его, не разбежались?

— Добрые дела не забываются. А такой человек, как он, может собрать умелую команду. Лидера, который умеет работать, будет поддерживать только рабочая команда.

— И все же, как близко это все может коснуться корейцев края?

— Я думаю, что всех нас, корейцев, затюкали: именно наших дедов, отцов собрали в 1937 году в одну кучу, в вагоны-коровники и отвезли в Среднюю Азию и Казахстан, в пустыни, и даже там они выжили, в этих голых степях. До того затюкали, что мы перестали участвовать в жизни страны. Я помню даже, были времена, когда молодые корейцы стеснялись своего языка. У казаха есть Казахстан, у узбека - Узбекистан, а у корейца не было ничего в Советском Союзе, хотя мы здесь родились и любим свою страну, не меньше, чем другие. Сейчас уже есть среди корейцев и политики, и сильные руководители, и бизнесмены, но об этом мало знают, но, я думаю, со временем узнают. А начнем хотя бы со Ставропольского края, где впервые обратили внимание на корейцев. Ильясов -человек пробивной, может взяться за любое дело и довести его до конца. Ему нужна нормальная, сложная работа. А лично у него все есть, он не бедный человек, сам признается. Вот такому энергичному нужна только работа, он готов работать по 24 часа в сутки. Может кусок колбаски с тобой на ходу поесть с хлебом вместо обеда. Водичкой запьет - и вперед.

А они есть, люди, которым помимо личного нужно еще многое. Взять вас даже. По собственной инициативе, чтобы люди о корейцах знали, вы делаете эту газету, получая скромную зарплату. Но вы же занимаетесь, работаете, чтобы все обратили внимание на корейцев России. И вас таких немало.

— Что бы вы пожелали Ильясову?

— Чтобы он помог корейцам твердо понять, что от их голосов многое что зависит. Все мы граждане нашей страны - России. Она огромная, необъятная страна. И чтобы перестали думать о корейце, что он может только ковыряться в земле. Надо всем нам активно участвовать в общественно-политической жизни. А начнем со Ставропольского края.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь