ОБЪЕДИНИМСЯ!
Слово главного редактора
Далекой
осенью 1937 года случилась страшная трагедия корейского народа. Наши деды,
отцы, бабушки и матери в считанные часы были выгнаны из родных домов дальневосточного
Приморья и с убогим скарбом в натруженных руках, загнаны в мрачные железнодорожные
товарняки, адресом назначения которых были далекая Средняя Азия, Казахстан
— гигантские концлагеря на долгие годы. Что могло быть унизительнее сталинского
обвинения "в пособничестве японскому империализму" народу, испокон
веков считавшего именно японских захватчиков своим главным врагом!
Но истории было угодно сдвинуть в кривой
усмешке свои жесткие губы. Случилось! И с осенних дней проклятого тридцать
седьмого года повела отсчет великая сталинская депортация корейского народа.
Мы были жертвами, на которых рябой кавказец
всех времен и народов провел свой зловещий эксперимент по блиц-переселению
целых народов. Да, сначала были корейцы, потом пошли крымские татары,
калмыки, ингуши, чеченцы, кабардинцы, балкарцы. Усохшая, корявая рука
с прокуренной трубкой, набитой папиросным табаком "Герцеговина флор",
не спеша тасовала людские судьбы...
А правила той жестокой игры великого вождя
советского народа и его приспешников были предельно просты и понятны:
депортированных корейцев — весь поголовно народ — отнести к низшему сорту,
каждому словно каленым тавром внести в паспорт штемпель: "разрешается
проживать в пределах Казахской ССР". Или Узбекской, какая разница?
Они стояли тогда сплошной зоной, эти республики-лагеря.
Вы это помните, старшие корейцы... Расскажите
еще раз своим внукам. О том, каких лишений вы хлебнули... Вас во многом
урезали, ограничивали, унижали. Запрет на запрете. Почти ничего нельзя:
ни в ВУЗ, ни в Москву, ни в ряды великой партии большевиков, ни даже в
Красную Армию, чтобы сражаться с немецко-фашистским захватчиком "за
советскую Родину, за родной огонек..."
Но ни разу в душе оскорбленного, униженного
корейца России не вспыхивала злоба, ненависть за прожитое, жгучая жажда
кровной мести, реванша. Всю жизнь мы жили со своим великим старшим русским
братом в добром o мире и согласии. Мы всегда понимали, поддерживали друг
друга. Уж мы-то знаем, сколько горя и бед хлебнул наш гордый брат-славянин
в этой жизни. Потому что мы оба, трудяги, знаем, что самый сладкий хлеб
добывается не воровством и крутыми наездами, а самым простым способом
— честностью и трудом. Как же близко совпали наши миролюбие, святость
материнской тревоги, отцовского наказа, дедовской чести, заботы о наших
младшеньких... Именно в этом мне видится близость и родство русского и
корейца.
И лишь со смертью нашего великого изувера,
горячо любимого Иосифа Виссарионовича рухнул гнилой гигантский забор-частокол
дебильного, режимного слова, вставшего во весь рост от горькой земли до
высокого безмолвного для российского корейца неба — Де-пор-та-ци-я...
Вдрызг, вдребезги, в клубы черной липкой пыли.
Что ж вы так рано ушли с этой горестной
земли мой дед, бабушка-амя, папа, мама?.. Да, конечно, понимаю: горе не
длит жизнь. И все же...
Видели бы вы, как ровно десять лет назад
рассаживались за столом президиума в знаменитом московском Доме Союзов
ваши сверстники, корейцы, дожившие до светлого для — Первого съезда Всесоюзной
ассоциации советских корейцев. Вот было радости, гордости, надежд на самое
лучшее...
И главное, о чем говорили в тот день корейцы
России — о единении. Сила в нашей сплоченности. Вместе, плечом к плечу,
мы, корейцы, можем все. И все было просто и понятно тогда, как слово Правда.
Именно сейчас, в эти дни мы отмечаем десятилетие
этого исторического для каждого российского корейца съезда. Тех дней больших
надежд, нашей веры в друг друга.
Что же с нами произошло за эти десять лет?
Отчего же к сладости праздничного юбилейного бокала примешивается горечь
несбывшегося, тревога за завтрашний день?
Можно, конечно, укрыться мишурой праздничных
гирлянд, сделать вид, что все в ажуре, но мы-то корейцы России, люди,
думающие всерьез о будущем наших детей, нашего многострадального народа,
должны, наконец, напрямую, честно сказать себе: не все в порядке в нашем
доме.
Нет, не сдержали мы святых слов, данных
друг другу и всему корейскому миру десять лет назад. Российское корейское
общественное движение переживает нелегкие времена. Во что превратили наши
торжественные слова о верности друг другу, родстве и братстве? Неужели
правы наши друзья, говоря: где два корейца — там три правды? Говорят,
все беды корейца от его менталитета, особо устроенной психологии. И что
его неуемное самолюбие. гипертрофированная самовлюбленность — плод исторического
развития нации, его корни в неуживчивости характера пресловутого средневекового
предка — феодала королевства Силла или нечто в этом же духе.
Как бы то не объяснялось, но сегодня мы
имеем явный раскол в нашем движении. Корейцы России, а особенно Москвы,
разбились на два по сути непримиримых лагеря. Хотя, как говорится, что
нам делить?
Итак, что мы имеем? Как движемся к своему
национально-культурному, как дружно декларируем, возрождению? Как вместе,
сообща решаем национальные проблемы? А ведь все с детства помним великую
русскую притчу об отце, учившим сыновей, что веник на излом попрочнее
тонкого прутика.
Нет, нам предпочтительнее судьба одинокого,
гордого, но "самостийного" прута!
У каждой из двух нынешних корейских общин
по сути своя правда, самая единственно верная, истинная, иное даже не
рассматривается, как чужеродное, неверное. Откуда вся эта чушь?
Так в чем же суть вопроса? Не будем вдаваться
в предысторию, о ней немало сказано, возьмем данность. А она такова.
Половина корейцев сгруппировалась вокруг
Ассоциации корейцев России во главе с ее Президентом Василием Ивановичем
Цо. Другая — своим родным домом считает Национально-культурную автономию,
которую возглавляет Юрий Михайлович Тен.
Чтобы не тонуть в потоках взаимных упреков,
обид, больших и мелочных порой, доводов в свою пользу, давайте этот нелегкий
разговор повернем в несколько иную плоскость.
Будем прежде всего исходить из очевидного
понятия полезности наших действий всему общественному движению корейцев
в России.
А проблем у нас немало. И одна из основных:
что необходимо сделать, чтобы наша корейская община стала более уважаемой
в России, более весомой, и, наконец, даже экономически состоятельной?
И думать об этом надо сообща. Не только
над тем, как сорвать для себя и своей хилой фирмы очередной бизнес-куш,
но и о более возвышенном, не менее насущном: с чем мы выйдем в XXI-й век,
что оставим детям, внукам, сумеем ли остаться уникальной нацией со своими
обычаями; языком, кухней, или бесследно растворимся посреди европейских
равнин?
И если сегодня не объединимся мы, корейцы,
еще знающие свои обычаи, законы, не передадим их бережно тем, кто идет
нам на смену, то этого не произойдет никогда.
И еще о чем думается. Уж очень много, мне
кажется, в нашем общественном, корейском движении участвует серых, бесталанных
людей, пришедших из великого прошлого, с замашками обывателей, сплетников,
бюрократов. Ведь человек, знающий свое дело, специалист высокой квалификации,
как правило, личность одаренная, одержимая своим любимым делом, а, стало
быть, талантливая. А талантливости присуща
прежде всего щедрость души.
Человек истинно талантливый всегда будет
рад успеху ближнего, ему не жалко своего таланта, потому что он неизбывен.
Придумал что-то талантливый человек — нате, берите пользуйтесь, я сейчас
придумаю еще что-нибудь новое.
Серому же функционеру в этой жизни сложнее.
Он ничего не может придумать сам, он вынужден приспосабливаться к личностям,
а это так нелегко, он кому-то угождает, кого-то копирует, а отсюда — тяга
к званиям, должностям, почитанию, поиску единомышленников, подобных ему
самому.
Их — целый сонм, услужливых функционеров,
готовых ринуться в любую пустоту. У них отработаны движения, придыхания,
они великие имитаторы любого руководящего дела. Они вездесущи, во всем
разбираются, везде суют свой нос, советуют, рекомендуют, считают, определяют,
полагают, резюмируют. И мы, по лености своей, доверяем им серьезные, нужные
людям дела — только бы не заниматься этой канителью самим.
И если они процветают, штатные функционеры
нашей жизни, лидеры, способные лишь завалить любые дела, не спрашивайте,
кто их породил, подойдите к зеркалу...
Когда же мы научимся отличать пустую фразу,
надувание щек, показуху, суетливость от истинного умения?
А где они, будущие лидеры корейского общественного
движения? Долго еще ждать их прихода? Или они уже созрели для настоящего
дела, здесь, рядом с нами, да по скромности своей, робости перед напористыми
функционерами об этом помалкивают? Может, повнимательнее, заинтересованнее
всмотримся в их лица? Или попросту приведем в наше движение новых командиров
— самобытных, честных, надежных, не развращенных властью людей, ныне и
не помышляющих о своем участии в наших общих корейских делах?
Когда же мы научимся ценить людей не по
старым Значкам ударников комтруда и Почетным грамотам ЦС ВЦСПС, изрядно
запылившимся на дальних полках нашей несвежей памяти, а по нынешнему состоянию
духа претендента, его пониманию всего нового, нестандартного, своих способностей
изменить ситуацию, внести деловой вклад в наше движение?
Ну что ж мы терпеливо верим нашим бесстрастным,
недвижным божкам, развалившим такое нужное всем дело? Россия бурлит в
поисках лидеров нового кроя. Чем же мы хуже, корейцы?
Да, видно, придется нам на этой переправе,
готовясь войти в XXI-й век, поменять лошадей. И даже коренных, которые
явно не тянут, и пристяжных, уводящих возок в сторону...
Ну, скажите, какие малые и большие портфели
можно сегодня делить нам, российским корейцам? Все в развале, в пустых
идеях, затертых словах. Дела нет, господа корейцы. Одна фанаберия, игра
в пустые символы. Шарики, в основном, воздушные надуваем...
Как говорится, паны дерутся, а у мужиков
чубы трещат.
Пока мы тешимся в своих московских кабинетах,
рушатся корейские дома на Северном Кавказе, уходят от беды по ущельям
Таджикистана наши матери и дети, мыкаются старики в поисках пристанища,
пресловутой прописки, шатаясь по коридорам власти...
А у наших лидеров случилась ситуация. Одному
на большом сходе дали слово, другого, ненароком или по ошибке, обошли.
Вспыхнула обида, ревность — называйте, как хотите. Тривиальная ситуация,
ею бы поступиться ради общей цели — благополучия корейской общины... А
она заполыхала вовсю, выжигая все достоинства, причем несомненные, обоих.
В результате — ситуация новая.
Из-за неспособности или нежелания подняться
над своей обидой, над своим личным были выведены чуть ли не на смертный
бой отряды, взводы, соединения, армии простых людей. Друг против друга.
Почему, за что? А кто его знает, так. говорят, надо... И люди, порой не
имеющие возможности просто познакомиться друг с другом, без тени сомнения
становились под боевые стяги своей стороны. Бизнесмены ООК супротив коллег
из НКА. женские батальоны В.И. Цо накануне схватки с амазонками Ю.М. Тена...
Залпы взаимных упреков, шрапнель наветов, одиночные выстрелы сплетен,
измышлений — и все это только по причине несговорчивости двух главнокомандующих.
Не смешно ли, не грустно?..
Василию Ивановичу Цо и Юрию Михайловичу
Тену нужно было садиться за стол переговоров еще позавчера. Незамедлительно.
Таково веление времени, общекорейского дела. Устраиваться друг напротив
друга и искать общее. Не ковыряться во взаимных упреках, обидах. а определять
виды на будущее. И стоит, очевидно, ради этого поступиться многим: самолюбием,
занятостью, своими личными делами, привычками, манерами общения, категоричностью
и т.д. Нужно, очевидно, иметь мудрость отказаться от чего-то во имя наших
с вами интересов, корейцы.
Более того, я — обеими руками за их союз.
Представьте, Тен плюс Цо. Какой бы мощный получился тандем во благо корейского
движения!
Не сетовать по поводу недостатков другого,
а взаимно поддерживать, высвечивать несомненные достоинства.
Поднимать друг друга.
Цо — с его контактностью, ярко выраженными
чертами народного лидера, умеющего и любящего работать в самой гуще людских
забот.
И Тен — с его уровнем общения в высших кругах
власти, предпочитающий несколько камерную среду общения, предполагающую
тонкую мысль, расчет и тактику, молниеносное решение в сложнейших политических
ситуациях.
И это — при несомненных достоинствах обоих
вести бизнес самого высокого класса. За каждым из них — трезвый расчет,
цепкость, умение пробивать любые дела в самых крутых перипетиях.
Или я неправ?
Не ссора между вами нам, корейцам, нужна,
господа Тен и Цо, а прочный, искренний, добрый мир.
Поступитесь характерами во имя всех нас,
уставших от ваших недомолвок. Вместе вы сделаете больше. И себе, а главное
— людям.
И, как водилось всегда в корейском миру,
в таком споре непримиримости слово должны взять старшие. У нас есть Совет
старейшин. Решение — за ним. Когда дети становятся неуправляемыми, думают
о себе слишком высоко, старики, уважаемые люди молча наблюдать за этим
не имеют права. Перед обществом, перед нацией.
А старики наши что-то порой робеют перед
титулами и званиями. Но портить, дедушки, младших никому не позволено.
Кому, как не умудренному жизнью показать зарвавшемуся юнцу его место?
Это право неукоснительно дает им мудрое историческое корейское прошлое,
культура, и будущее, глядящее на звезду в кураже глазами наших детей и
внуков.
Почему у меня. мягко говоря, немолодого
корейца, при виде старшего соплеменника возникает неодолимое чувство уважения,
даже послушания, а у них, молодых, ничего, кроме самолюбования, не остается?
И только мы, старшие, виноваты в этом — не доглядели, видно, в свое время...
Словом, есть о чем думать. Одно говорю твердо;
— Корейцы всей России, объединяйтесь!
Владимир ШИН |