НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

КООПЕРАТИВ ХОНАМ НА ПОДЪЕМЕ

      Страшные наводнения, обрушивавшиеся на КНДР два года подряд, смывали все посевы и уносили надежды на урожай. Затем грянула такая засуха, что поля дымились на глазах. Снова неурожай! Тем не менее, несмотря на нехватку продовольствия, голода благодаря справедливой системе распределения не было.
     Филиал Хонам кооперативного предприятия уезда Тэхондан расположен на севере страны в живописной местности у подножия гор, густо поросших хвойными и лиственными лесами. Нас встретил секретарь партийной организации предприятия, вместе с ним мы проехали по полям хозяйства и познакомились, как живут и трудятся члены кооператива. Я попросила его рассказать, когда и как был организован кооператив.
     - О, это давняя история, и началась она в 1954 году, - сказал парторг. - Основными культурами в этой местности были рожь и кукуруза, да и выращивали их отдельные люди. Реакционеры утверждали, что на этой земле нельзя выращивать пшеницу. Но в 1954 году здесь побывал товарищ Ким Ир Сен. Он убедил крестьян организовать кооператив и заняться пшеницей. Тогда нашлись добровольцы - всего 40 семей, 120 человек. Кооператив сразу же показал преимущества коллективного труда перед индивидуальным. И вскоре в него влились остальные крестьяне. Теперь наш кооператив - крепкое хозяйство. В одном только филиале 60 тракторов мощностью 120 лошадиных сил, 60 опылительных машин, 100 автомашин-пятитонок с автопогрузчиками, прицепной инвентарь, другая техника.
     — А как решается жилищная проблема?
     Каждая семья имеет дом, построенный государством и переданный ей бесплатно. За жилье мы не платим ни одного чона, платим лишь за воду, электричество и теплоснабжение — 3 воны в месяц (чон — денежная единица, равная примерно прежней советской копейке; 1 доллар равен 2 вонам — Н.Г.). У каждого дома есть приусадебный участок площадью в 50 пен (1 пен равен 1,8 квадратных метра — Н.Г.) Там каждый кооператор выращивает для своей семьи овощи, фрукты. А налоги в нашей стране были отменены еще в 1974 году — в соответствии с "Тезисами по социалистическому аграрному вопросу" нашего вождя товарища Ким Ир Сена.
     По желтому вызревшему полю движутся комбайны — идет уборка ржи. Прошу остановить машину, чтобы побеседовать с комбайнерами. Один из них, заглушив свой комбайн, подходит к нам. Знакомимся. Его зовут Ли Сун Хва. Загорелый, худощавый, с живыми глазами и открытой улыбкой, он охотно рассказывает о себе. Родился, рос и учился здесь, в родном селе. Профессию комбайнера приобрел в специальной школе, в уездном центре. Норма — 10 гектаров в день, но фактически он и его товарищи убирают по 15. Мы стоим на скошенной стерне, а рядом тяжелыми волнами переливается неоглядное ржаное поле. Урожай выращен неплохой: собирают по 3-4 тонны с чонбо (чонбо почти равен гектару). Ли Сун Хва с гордостью сообщил, что три его сына служат сейчас в армии, все трое — танкисты. Второй комбайнер — Бак Сон Чжан — сказал, что работает в кооперативе уже 30 лет. У него двое детей, есть уже и внук. Работой и жизнью доволен.
     Рожь и пшеница — это уже привычные для кооператоров культуры. В прошлом году в сельском хозяйстве страны произошла маленькая революция — на севере начали осваивать новые земли и развивать на них картофелеводство. Но к делу подошли не как дилетанты. Руководитель КНДР товарищ Ким Чен Ир поставил его на научную основу. В уезде создан Научно-исследовательский институт картофелеводства, куда Ким Чен Ир прислал 300 тысяч семян картофеля всевозможных сортов, какие произрастают на планете, и дал задание в кратчайшие сроки вывести сорта, наиболее подходящие к условиям Кореи. Позже мы побывали и в этом институте.
     А пока парторг показал нам картофельные плантации и рассказал, что здесь побывал товарищ Ким Чен Ир. Он внимательно наблюдал уборочный процесс: сначала картофелекопалка выкапывала картофель, а потом рабочие вручную собирали клубни. Товарищ Ким Чен Ир сказал, что это очень трудоемкая работ, и спросил, сколько бригад здесь работает. А услышав, что 60, заметил: "Значит сюда надо дать 60 комбинированных картофелеуборочных машин и плугов". Он пообещал прислать много другой техники, чтобы провести комплексную механизацию труда, но только в том случае, если в филиале кооператива, будет построен гараж или механизированный машинный двор. Рабочие загорелись и пообещали товарищу Ким Чен Иру построить его. Строительство начали уже на другой день, своими силами. Ровно через месяц механизированный двор был готов, и техника, обещанная товарищем Ким Чен Иром, начала поступать. Руководитель государства и рабочие кооператива сдержали свое слово.
     Потом мы приехали на центральную усадьбу филиала кооператива Хонам. В глаза бросается целая улица красивых новеньких коттеджей. Оказывается, их выстроили специально для новоселов — демобилизованных из армии воинов, которые откликнулись на призыв товарища Ким Чен Ира и приехали поднимать картофелеводство. — По моей просьбе, мы побывали в одном из домов. Здесь живет семья молодоженов. Ли Ги Сон еще недавно служил на Восточном побережье, на подводной лодке, его жена Ким Чжон Ун жила в провинции Южный Хамген.
     Однажды познакомились, долго переписывались, и вот теперь обосновались здесь. Я спросила, как же они решились поехать на север.
     — Понимаете, у нас, по замыслу Полководца (так в КНДР уважительно зовут товарища Ким Чен Ира — Н.Г.), осуществляется революций в картофелеводстве. Узнав об этом, я решил принять участие в этом нужном для народа деле. 18 марта демобилизовался, приехал сюда, а 24 апреля мы сыграли нашу свадьбу.
     Молодожены с удовольствием показывают свой дом. Из просторной прихожей можно попасть в гостиную, ванную комнату и кухню. Наверху спальня и маленькая комнатка, которая вполне может служить детской. В доме уже появилась удобная красивая мебель.
     — Это всё забота нашего Полководца, — пояснил глава семьи, заметив мой интерес. — Я приехал с одним рюкзаком за плечами, у нас с женой ничего не было. Так же, как и мы, все демобилизованные воины сразу же получили бесплатно квартиры и обзавелись всем необходимым.
     Мы оказались нежданными гостями, но нас усаживают за низенький столик и потчуют вкуснейшей печеной картошкой с традиционными корейскими приправами. Эту картошку вырастили они сами. Кстати, Ли Ги Сон работает уже бригадиром.
     Потом мы побывали на панораме, где наглядно представлен весь кооператив уезда Tэхондан. Состоится из 10 филиалов, подобных Хонаму. Интересно, что уезд стал первопроходцем в строительстве электростанций малой мощности в дополнение к государственным электростанциям. Ряд из них уже дают электроэнергию, что позволило улучшить жизнь населения, другие — в стадии строительства. С их окончанием общая энерговооруженность уезда достигнет 10 тысяч киловат.
     В каждом филиале в обязательном порядке есть школа, детский сад, ясли, дом культуры, кинотеатр, спортивный и водный комплекс, баня, бассейн, больница. Веем этим кооператоры и их дети пользуются бесплатно. Через спутниковую Связь в каждом ломе смотрят телепередачи из Пхеньяна.
     По уверенным лицам людей видишь, что трудности, которые были вызваны неслыханными наводнениями, обрушивавшимися на КНДР в 1995-96 году, а затем страшной засухой, наконец-то отступают и страна начинает дышать полной грудью, Страна работает, она на подъеме, и потому трудящиеся кооперативов спокойны за завтрашний день и будущее своих детей. У каждого есть дом и работа, есть кооператив, который они создали своими руками, и его никто не отнимет. Они вовремя получают зарплату, а по итогам уборки — часть урожая. Жизнь корейского села улучшается с каждым годом. Социализм на корейской земле крепнет. В этом нет никаких сомнений. Опираясь на собственные силы. КНДР уверенно смотрит в будущее.

Надежда ГАРИФУЛЛИНА

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас сеть интересная информацияо жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь