НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 1920-е ГОДЫ


ЖАННА СОН. АРИРАН.РУ. 07.22.2016

     Информационный портал АРИРАН.РУ публикует текст выступления кандидата исторических наук, доцента Высшей Школы Экономики Жанны СОН на Международной научно-практической конференции "Россия и государства Корейского полуострова: становление отношений и перспективы взаимодействия" в г. Южно-Сахалинске 28 октября 2016 г.

Корейское молодежное движение в 1920-е годы в российской и в зарубежной историографии является малоизученной темой. В данной статье впервые вводятся в оборот новые документы и материалы российских архивов о корейском молодежном движении, представлен анализ структур различных молодежных организаций, в том числе первых комсомольских организаций в Корее, Маньчжурии, Японии и России. Основные цели и задачи молодежных организаций были направлены не только на борьбу против колониального господства Японии, одной из главных задач корейской молодежи была просветительская деятельность, направленная на искоренение корейских традиционных устоев, борьба за равноправие в обществе и в семье.

В корейской историографии, в частности, в публикациях, посвященных истории Кореи, переведенных на русский язык, авторами которых являются Ли Ги Бэк [4], Хан Ёнъу [8], Кан Ман Гиль [2] и др., молодежному движению не отдается должного внимания, их повествование занимает не более одной-двух страниц, тем не менее, отмечается, что авангардом движения за независимость была корейская молодежь.

В новой публикации «История корейского движения за независимость» [1, 172-177] в главе «Развитие народного движения», молодежному движению посвящены два раздела: «Молодежные движения» и «Студенческое движение», где перечислены названия молодежных организаций, без анализа их деятельности. Авторы этой публикации отдают должное роли и значению молодежных организаций, однако, не так подробно, как это было в реалиях.

Можно также согласиться с корейскими авторами, что именно после Первомартовского движения, с подъемом национального и общественного сознания нации, японские власти пришли к выводу о необходимости послабления своего режима и решились на политику умиротворения. После этого появилась ограниченная свобода слова, печати, собраний и объединений. Повсеместно стали возникать народные движения, такие как движение рабочих, крестьян, молодежи, студентов, женское движение и др. Все эти организации ко второй половине 1920-х годов позволили сформировать рамки национального взаимодействия, благодаря чему увеличилась роль корейского национального движения. Южнокорейские исследователи именуют этот период – «веком народных движений».

На наш взгляд, в корейской историографии роль молодежного движения в 1920-х годах незаслуженно замалчивается, отодвигается на задний план. Однако изученные архивные материалы доказывают, что самым организованным на тот момент движением было молодежное. Именно учащаяся корейская молодежь в Японии (Токио) открыто выступила против колониальной аннексии Корейского полуострова. Автором и создателем токийской Декларации независимости (8 февраля 1919 г.) была Всеяпонская токийская корейская молодежная лига независимости. Корейская молодежь организованно выступила открыто, заявив о том, что Корея должна быть независимой.

Студенты, рабочая и крестьянская молодежь Кореи представляли собой одну из главных действующих сил в борьбе за независимость, несмотря на то, что корейские поселения находились на огромной территории северо-восточной Азии (Корея, Маньчжурия, Китай, советский Дальний Восток, Япония), они играли значительную роль в противодействии японским властям. В связи с этим, актуальными остаются вопросы о роли и значении корейского молодежного движения, какие первостепенные задачи ставила перед собой молодежь, почему это движение пришло в упадок.

Положение корейской молодежи

В традиционном корейском обществе, с эпохи Чосон, господствовала конфуцианская система ценностей и строилась она на пяти взаимоотношениях: отец – учитель и сын (сыновняя почтительность – это важнейшая из добродетелей); правитель и подданный; муж и жена; старший брат и младший брат; друг и друг. Подобная система не предполагала какого-либо равноправия между людьми. Все общество состояло из людей, имеющих четко определенное социальное положение и предписанную им роль в обществе. Конфуцианские каноны гласят, что в обществе не может быть двух абсолютно равных людей. Даже верховный правитель, и тот не был самым высшим лицом в государстве, поскольку должен был уважать своего отца [3, 217]. Но верховный правитель – посланник Неба, подданные правителя, априори не имеют права сопротивляться, как только проявлять почтительность и смирение. Веками отношения между людьми выстраивались по этим принципам, были неизменными и незыблемыми, казалось, что никто не может посягнуть на них.

Однако в 1921 году в докладах представителей «Корейской федерации лиги молодёжи» и представителей корейских молодежных коммунистических ячеек звучат требования установить равенство между людьми в корейском обществе, о предоставлении прав женщинам, о низком уровне образования в школах, а уже после этого борьба за независимость родины.

После окончания традиционных корейских школ, отмечается в докладе: «юношество выходило из своих школ только с одним твердым знанием различных традиций: почитание старших, преклонение (дословно) перед начальством, почитание покойных, родовая месть и пр. Ясно, что с такими познаниями корейское юношество не может развиваться дальше, а потому и вся Корея до конца первой половины 19 века представляла собой первобытную страну. В невежестве пребывала вся страна – и верхи и низы» [7, л. 7].

История корейского юношества, отмечается в докладе, поистине была трагична. Молодежь западных государств, а также части Азии (Япония и Китай) имела доступ в получении образования и приобщения к мировой культуре, материальному и духовному прогрессу. Вплоть до конца первой половины XIX века корейское юношество и буржуазное и пролетарское, пребывало в полнейшем невежестве, «костенело в бестолковых традициях страны, не имея возможности приобрести хотя бы элементарные познания» [7, Там же], причиной которому была отсталая феодальная Корея, ее закрытость для остальных государств.

В конце XIX в. множество новых школ под предлогом просвещения корейцев и обращения их в «истинную веру» открывали миссионеры из европейских стран и США. В конце XIX–начале ХХ в. из Кореи уезжают сотни корейской молодежи учиться в учебных заведениях Японии, Китая, Америки. Освобождаясь от пут национального традиционализма, «умственного векового застоя», корейское юношество стремилось к новым знаниям и науке.

«Многие из учащихся корейцев из семей пролетариата бежали почти голыми в соседние страны – в Японию, Китай, Россию, чтобы получить необходимое образование. В этот же период корейская молодежь впервые начинает организовываться в кружки и союзы, целью, которых было саморазвитие учащихся, борьба со старым педагогическим составом. Корейская молодежь боролась за открытие средних и высших учебных заведений, но эти союзы были слабы и не имели никакого влияния на улучшение школьного образования в Корее, но, несомненно, сыграли большую роль в пробуждении юношества, в частности, учащихся. Тогда же образовался и «Христианский союз молодежи», под руководством американских миссионеров» [7, л. 8]. Несомненно, Христианский союз молодежи сыграл огромную роль в становлении новых молодых демократически настроенных лидеров, борцов за независимость Кореи.

Молодежное движение проявило себя впервые в 1894 году во время японо-китайской войны. Под руководством учащейся молодежи повсеместно вспыхнули восстания в Корее, чьи требования сводились к государственному переустройству по типу буржуазных республик. А в 1905 году после заключения вынужденного договора Кореи с Японией сначала в форме пяти, а затем, и семи грабительских пунктов – начались повсеместные восстания, организованные исключительно корейской молодежью, которое первым поняло всю гибельность для корейского народа феодально-бюрократического строя и алчного вожделения хищных иностранцев, налетевших на Корею, как вороны на падаль [7, л. 9].

Первомартовское движение, сплотившее весь корейский народ, с самого начала было организовано силами молодежи. Сегодня прошло почти сто лет с того трагического дня, но можно уверенно сказать, что, были бы у той молодежи более уверенные в себе и решительные старшие лидеры, готовые к кардинальным реформам, корейский народ вышел бы победителем.

Корейские молодежные организации

После тех трагических и одновременно революционных дней в Корее как грибы стали расти молодежные организации. Поверив в свои силы, молодежь объединялась в разного толка движения и партии. С сожалением можно утверждать, что если бы у молодежи был подходящий пример старших, показавших свою консолидацию и мобильность в трудные для страны дни, то возможно и молодежное движение не было бы таким многоликим и фактически неуправляемым.

В декабре 1921 года в Иркутске под руководством Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) [5, л. 2] была проведена конференция корейских молодежных организаций, главной целью которой было объединить эти организации в один союз.

В 1921 году в Исполнительный комитет коммунистического интернационала молодежи (ИККИМ) было представлено 7 корейских молодежных организаций из числа представителей корейской молодежи, коммунистических ячеек, корейского союза учащихся в Китае.

Самой многочисленной из них была «Корейская федерация лиги молодежи (Чосон)», в которой состояло 57 613 человек, созданная в апреле 1920 г.; «Великий союз учащейся молодежи», образованный в марте 1920 г. в составе 12 536 чел.; женская организация «Общество патриоток», организованная в июле 1919 г., численностью 1330 чел.; организация «Красная звезда», существовавшая с 1 февраля 1919 г.; «Объединенный союз корейской молодежи (Техан)», образованный в апреле 1919 г. численностью 19 572 чел.; организация «Спортивное общество в честь 8 февраля» образовалась 8 февраля 1919 г., названная в честь дня провозглашения Декларации независимости, численностью 55 чел.; «Объединенный союз корейской учащейся молодежи по обновлению Востока (Хангук)» был образован 22 августа 1921 г. численностью 165 человек [6, л. 1-12].

Представленные организации изъявили желание объединиться в один мощный союз. С этой целью они собрались 12 декабря 1921 г. в Иркутске на конференцию корейских молодежных организаций [5, л. 5]. Уполномоченный КИМа Далин, ознакомившись с докладами представителей корейских молодежных организация, указывал на то, что цели, преследуемые всеми организациями молодежи, однородны и имеется возможность объединиться всем организациям в единый союз.

Структура, цели и задачи корейских молодежных организаций

Первомартовское восстание (1919) вынудило японские власти ослабить свой «сабельный режим», в частности, появилась ограниченная свобода слова и печати, собраний и объединений. Это позволило стихийно появиться множеству различных организаций под эгидой объединения нации, просветительской и культурной деятельности. Организации, открыто заявлявшие об освободительной борьбе против японской колонизации, автоматически становились нелегальными и вели подпольную борьбу. Легальные молодежные организации были вынуждены проводить двойственную политику, зачастую провозглашенная культурно-просветительская работа, оставалась только прикрытием для национально-освободительного движения.

Из представленных выше семи организаций, представители которых прибыли в Иркутск, только три организации имели центральный орган в Сеуле: «Корейская федерация Лиги Молодежи», «Великий союз учащейся молодежи», «Общество патриоток». Цели и задачи, которые преследовали эти организации, заключались в культурно-просветительской деятельности, физическом воспитании молодежи и подготовке ее к национально-освободительной борьбе.

Организация «Красная Звезда», «Объединенный союз корейской молодежи», «Спортивное общество в честь 8 февраля», «Объединенный союз корейской учащейся молодежи для обновления Востока» свои центры имели в Японии и Китае. Среди них «Красная Звезда» была коммунистической направленности и ставила своей целью переустройство всего общества на новых социалистических началах, тесно взаимодействовала с японскими и русскими коммунистами.

Многочисленную организацию представлял собой «Объединенный союз корейской молодежи», несмотря на жестокое преследование японской жандармерией, активно проводил террористические акты против японских властей.

Различные по роду и деятельности молодежные организации ставили перед собой одну общую задачу – национально-освободительная борьба за свободу и независимость Кореи.

Представители Корейской федерации лиги молодежи и Корейских коммунистических ячеек молодежи, собравшиеся на конференции для объединения всех сил сопротивления японцам пришли к следующим выводам:

1. Создать единый центр для коммунистической юношеской организации корейской эмиграции в России, как школы для подготовки кадровых пропагандистов и организаторов юношеского коммунистического движения для переброски их в Корею, как полномочных представителей Интернационала молодежи на Дальнем Востоке, работающего под идейным руководством Дальвостсекретариата Коминтерна.

2. Подготовленные кадры пропагандистов привлекают в Корее революционное юношество Корейской Федерации Лиги Молодежи во Всероссийский Союз Молодежи. Ведут активную пропаганду среди молодежи близкой по своей психологии, по классовым интересам в коммунистическом духе. В целях же закрепления определенного коммунистического влияния среди революционно настроенного юношества, - необходимо создание во всех организациях и местных ответвлениях Всекорейского Союза Молодежи ячеек комсомола с налаженной связью с уполномоченным представителем Интернационала Молодежи на Дальнем Востоке – при Дальневосточном секретариате Коминтерна [7, л. 7].

Другими словами, было принято решение активно заняться коммунистической пропагандой под руководством ИККИМ. Однако не все молодежные организации, участвовавшие в конференции, адекватно восприняли подобные решения.

Под борьбой за справедливость многие подразумевали физическое уничтожение японцев и прояпонских корейцев, стоявших в авангарде агрессивной политики по отношению к Корее. Они причисляли себя к корпусу пламенных патриотов – борцов за справедливость. Борцами за справедливость считались благородные герои, которые, не щадя своей жизни, предпринимали решительные действия по отношению к врагу, а под пламенным патриотом подразумевался борец, который в знак решительного протеста совершал самоубийство или предпринимал равные самоубийству действия.

Корейское молодежное движение в 1920-е годы представляло собой реальную силу, которую можно было направить на осуществление и политических и экономических задач, стоявших перед государством Корея. Исследование проблем корейского молодежного движения находится в начальной стадии, в следующих работах будет дан подробный анализ деятельности различных молодежных организаций.

Структура различных молодежных организаций Кореи (транскрипция не изменена, представлена в соответствии с документом)

1. Название организации: Чосон чёнёнхве-Сен-Чон-Нён-Хан-Хой. Корейская федерация Лиги Молодежи

Время зарождения: апрель 1920 г. – 15 мая 1920г.

Программа и цель: Взаимная связь всей молодежи Кореи, физическое и нравственное развитие, подготовка будущих работников

Количество членов: 57 613

Количество отделений и секций: 210 отделений

ФИО организаторов: О Сан Гин, Ким Ген Ху, Ким Пяк У, всего 28 человек

ФИО ответственных работников: 5 мая 1920 г. в центральный орган вошли: председатель – О Сан Гин, зав. общим отделом Цой Чан Бом, секретарь Ким Пяк У, зав.агитотделом Ким Са Ку, Пак Иль Пен, зав.отд.просвещения Юн Чжа Ен, зав.отд.спорта, казначей Пак Куян Хи, Хун Шен Хи, Ли Му

Кто подал сведения: Ли Му, Кон Джан Пен

Деятельность организации: Издание журнала «Наш голос», проведение спортивных мероприятий, проведение лекций о культурном развитии. Установление связей со всеми национально-революционными организациями

Примечание: Очередной съезд проводится ежегодно в первое воскресенье марта. В экстренных случаях созывается по усмотрению Центрального Комитета

2. Название организации: Чёнён Хансенг-Де-Хой. Великий союз учащейся молодежи

Время зарождения: Март 1920 г. – апрель 1920 г.

Программа и цель: Установление тесной связи между всеми учащимися в особенности средних учебных заведений. Взаимная помощь в деле развития культуры и цивилизации

Количество членов: 12 536

Количество отделений и секций:

ФИО организаторов: Тен Иль, Ким Тай Ик, Ким Вон Ген, Ли То Сик, Сон Гон Ин, Ли Те Гон, Ян Бон Гын, Ли До Нен, Ни Пиль Гын, всего 80 человек

ФИО ответственных работников: 8 апреля 1921г. председатель Тен Иль, товарищ председателя Ли Тон Ен, зав.общим отделом Ян (Ин) Бон Гын, секретарь Ли Ге Пак, зав.отд.образования Тен Бон Дюн, зав.культурным отд. Ли Те Гоп, здравоохранения О Бен Гын, иностранных дел Сон Гон Ин, хоз.отд. Ким Пиль Эн, издательский отд. Ни Пиль Гын, председатель совета Ли Дин

Кто подал сведения: Ли Те Гоп, Сон Гон Ин

Деятельность организации: Ежегодно во время каникул устраивать на местах лекции и агитацию. Вести нелегальную национально-освободительную борьбу, устанавливать связь с китайскими и японскими учащимися. Совет состоит из 30 человек и Первого председателя.

Примечание: В проекте издание органа, но за скудностью средств, пока не осуществимо. Весной и осенью устраивать грандиозные спортивные состязания. Съезд созывается 2 раза в год в апреле и октябре.

3. Название организации: Э-Гу Пуин-Хой. Общество патриоток

Время зарождения: 23 июля 1919 г. – 1 августа 1919 г.

Программа и цель: Сплочение всех женщин Кореи и ведение национально-освободительной борьбы для восстановления полной свободы и независимости Кореи

Количество членов: 1 330

Количество отделений и секций: Председ.- 1 чел., 1- товарищ Председателя, Секретарь – 2 чел., казначей – 2 чел., 2 переплетчика, 10 чел. – члены Совета

ФИО организаторов: Ким Мария, Син Вон Э, Тен Шу Ден, Ким Ми Рет, Ку Шун Шен, Ше Гун Всего 15 чел.

ФИО ответственных работников: Председатель – Сен Сен Син, тов. Син Вон Э, зав.общим отделом Тен Шу Ден, секретарь Ку Шу Шен и Пак Ден Силь. Председатель совета Цой Ин Хва, зав.отд. образования Ше Гун За, Ким Ен Цэн, издательский отдел Кан Пек Нен

Кто подал сведения:

Деятельность организации: Нелегально поддерживать революционную борьбу, устанавливать тесную связь с организациями революционной молодежи, всюду поддерживать и помогать им. Прививать молодым девушкам патриотические чувства

Примечание: Центральный орган находится в Сеуле. Отделения имеются во всех провинциях. Издается орган, но ввиду строгого преследования японской полицией и отсутствия средств издается нерегулярно. Очередной съезд созывается ежегодно в июле в первое воскресенье

4. Название организации: Пуль Гын Бёль Мури. Организация «Красная Звезда»

Время зарождения: 1 февраля 1919 г.

Программа и цель: Осуществление коммунизма и переустройство всего общества на новых социалистических началах

Количество членов: Муж. – 362; Жен. - 26

Количество отделений и секций: Центральный орган состоит из 5 человек

ФИО организаторов: Ли Гон Се, Тен Цой Кин, Цой Си Гель, Ли Дон Тен, Тен Мин Гын. Всего 10 человек

ФИО ответственных работников: 25 июня 1921г. Ли Гю Нам, Мун Бон О, Тен Мин Гын, Мун Дон, Тен Ген Бон. Из них: председатель – Ли Гю Нам, тов.председателя – Мун Бон О, секретарь – Мун Дон

Кто подал сведения:

Деятельность организации: Нелегально ведет революционную работу. Своих членов женщин и мужчин посылает в японскую социалистическую организацию, устанавливает с ней связь. Некоторые женщины члены вступают в общество Красных, обучаются коммунизму

Примечание: Центральный орган находится в Токио, а главное отделение в Осако и Кобэ, где работают неустанно члены организации

5. Название организации: Техан Чен Нен Ен Хан Хой. Объединенный Союз Корейской Молодежи

Время зарождения: Апрель 1919 г.

Программа и цель: Устанавливает связь со всеми революционными организациями молодежи, ведет сплоченную борьбу в национально-освободительном движении

Количество членов: 19 572

Количество отделений и секций: Имеет 135 примкнувших отделений (в Сеуле, провинциях Хван Хэ, северной и южной Пхёнан, северной Кенсандо и в Китае

ФИО организаторов: Ким Сын Ман, Пак Чун Гын, Ким Си Хен, Хон Шек Гон, О Нын Джо. Всего 18 человек

ФИО ответственных работников: Уполномоченный Ким Цай Шен, помощник Ким Сын Ман, секретарь О Нын Джо и Ю Чен Хе

Кто подал сведения:

Деятельность организации: Бомбами разгромили вокзал в Сыныйджу и полицейское управление в Пхёнан южном, террористический отряд произвел нападение на жандармское управление. Имеет отдел финансов, образования, по иностранным делам и др.

Примечание: В начале 30 человек учащихся Китая, Японии в китайском уездном городе Андохен, создали организационное бюро, в связи с этим были арестованы Ан Пен Чан, Че Чжа Ген. После этого центральный орган, перевели в Куон Шун Хен, но и там потерпели разгром со стороны японской полиции и там снова были арестованы пять уполномоченных. С этого момента организация ушла в подполье и ведет упорную борьбу

6. Название организации: Ипхаль-Ку-На-Пу. Спортивное общество в честь 8 февраля

Время зарождения:

Программа и цель: Учащиеся Японии командировали в Шанхай своих представителей для создания организации для восстановления Кореи

Количество членов: 55

Количество отделений и секций: Совет ведает всеми делами

ФИО организаторов: Ким Цин Шу

ФИО ответственных работников:

Кто подал сведения:

Деятельность организации: Для ведения освободительной борьбы устанавливает тесную связь со всеми революционными организациями, существующими в Корее и других странах, а также имеет связь с союзом учащихся в Японии

Примечание:

7. Название организации: Ха-Дон-Хан-Гук-Хаксен-Енхаб-Хан-Хой. Объединенный Союз Корейской учащейся Молодежи для обновления Востока

Время зарождения: 22 августа 1921 г.

Программа и цель: Сплачивает всех учащихся Востока и ведет среди них национально-освободительную борьбу, поддерживает другие организации

Количество членов: 165

Количество отделений и секций: Совет и Исполком

ФИО организаторов: Инициаторами являются учащиеся Пекина и Шанхая

ФИО ответственных работников: Председатель Чен Гван Хо, товарищ председателя Так Мен Шон, секретарь Ким У Зо, зав.отд. Кан Му Ю, член Пак Хен Ен

Кто подал сведения: Пак Хен Ен

Деятельность организации: Редуцируется орган в Шанхае (75 человек), Пекине – 40 чел. и в других местах – 50 человек

Примечание:

Источник: РГАСПИ. Ф. 533. Оп. 10. Д. 1879. Л. 1-12.

Источники и литература

1. История движения за независимость Кореи (на кор. яз.). 2013. Р. 172-177.
2. Кан Мангиль, Тихонов В.М. История Кореи. В 2 кн. М., 2011.
3. Курбанов С.О. Идеология тонхак и «демократия корейского типа» // Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып. 12 / Отв.ред. С.О. Курбанов. СПб., 2010. С. 217.
4. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. М., 2000.
5. РГАСПИ. Ф. 533, оп. 10, д. 1878, л.1-48.
6. РГАСПИ. Ф. 533, оп. 10, д. 1879, л. 1- 12.
7. РГАСПИ. Ф. 533, оп. 10, д. 1880, л. 7.
8. Хан Ёнъу. История Кореи: новый взгляд. М., 2010.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь