НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ПАМЯТЬ ЗЕМНОГО РАЯ:
К 100-ЛЕТИЮ КАН ДЕ ХАНА


ВЛАДИМИР СОН, КОРЁ ИЛЬБО, 20.07.2012

     Кореец по крови, русский по имени, казах по отчеству. Дмитрий Хасенович КАН Де Хан! Этого легендарного человека в минувший день вспоминали с восклицанием, почтением и благоговением. Сто лет исполнилось бы казахстанскому патриарху, чародею земли целинной, искренне любимого народом. Он — народ и дал ему такое имя-отчество.

КАН ДЕ ХАНХлебная Акмолинщина, благословенное село Новокубанка. В той советской эпохе её слава разлетелась, без преувеличения, по всему миру. До сих пор старожилы помнят гостей из экзотических стран, например, Индонезии и даже африканского Мозамбика. На сцене сельского Дворца культуры выступали артисты Большого театра. Народ воочию видел знаменитую киноактрису Любовь Орлову, композитора Яна Френкеля. И это в казахстанской глубинке — чудеса! В Акмолинской, позднее Целиноградской области колхоз им. 18-летия Казахстана слыл миллионером, он был гордостью Казахской ССР, дипломантом ВДНХ. Здесь был построен тот самый вожделенный коммунизм, в лучшем смысле этого слова. Потому и не убывала волна любопытных, любознательных, либо просто не веровавших в казахстанское чудо.

И еще много-много расчудесного творилось на этой дивной земле. В те далекие 50-е годы, которые пришлись на эпоху героической целинной эпопеи, на колхозных полях колосилась богатырская нива, а в трудовой симфонии мужал и креп характер человека. Памятные яркие итоги тех лет: «Люди поднимали Целину, Целина поднимала людей». Сегодня, наверное, слово романтик уже не в моде, но именно оно тогда было ключевым родником, вливавшем в людей энергию. И первым романтиком на селе слыл он — Дмитрий Хасенович Кан Де Хан, не богатырского сложения, но сильных волевых качеств восточный человек. Он ставил перед собой задачу — сделать так, чтобы колхозный люд поверил: сказка станет былью.

Молодой председатель колхоза, единственный кореец среди местного многонационального населения, наедине с самим собой фанатично парил в своей почти нереальной мечте. Она виделась ему в просторном Дворце культуры, воспитании самой культуры. Она, спустя годы, стала достоянием новокубанцев и предстала тем, что колхозники уже не облачались в ватники и телогрейки, в осеннюю слякоть и стынь стар и млад не нуждались в кирзовой обуви — на десятилетия раньше, чем в других селах, в Новокубанке пролегли асфальтовые дороги, выросли улицы «финских» домов.

Председатель же самым последним покинул утлую мазанку довоенных времен. Весомый хлебный колос на колхозных полях приносил материальный достаток, по итогам года хозяйственная деятельность коллектива приносила фантастическую по тем временам прибыль, тогда к колхозу и приросло устойчивое название — миллионер.

Председатель же отвоевывал у властей эти миллионы для благоустройства села, строительства добротных домов взамен тех «финских». Государство высоко оценило деяния неутомимого вожака сельского пролетариата: в 1957 году Кан Де Хан удостаивается высшего звания Героя Социалистического Труда. Вдуматься — 55 лет тому событию, тогда страна еще полностью не отошла от страшных последствий войны, а здесь, в отдельно взятой сельхоз-коммуне, люди уже пребывали в материальном благополучии, первоцелинники не покидали колхоз — это было добрым знаком.

Cтраницы нетленной истории

Богатая история колхоза, легендарная эпоха трудовых свершений предстала гостям юбилейных торжеств в сельском музее. Центральная дорога к нему — по улице имени Кан Де Хана. Большой живописный портрет Дмитрия Хасеновича. Обширный фотостенд, пожелтевший ворох статей, страницы нетленной истории из районной, областной, всесоюзной прессы — всё о колхозе им. 18-летия Казахстана и его руководителе. В музейном арсенале могла бы быть и книга «Председательский корпус». Её автор, известный советский журналист вынашивал мысль о включении в этот почетный всесоюзный список и имени корейца-председателя, но писатель Георгий Радов не смог осуществить свою задумку, он преждевременно ушел из жизни.

Экскурсовод рассказывает о былой жизни села. Вот Кан Де Хан с главой советского государства Никитой Сергеевичем Хрущевым, первым руководителем Казахстана Динмухамедом Ахмедовичем Кунаевым. На другом фото председатель сельской коммуны среди хлеборобов, на фермах и просто в кругу сельчан. Большая, дружная, интернациональная семья — на белую зависть! Эта дружба была душевным сплавом, помогавшим выстоять в потрясениях, в неурожайные годы, смутные времена волюнтаристских решений партийных столпов.

Взволнованно звучали речи, песни в устах трех поколений новокубанцев. Аким Шортандинского района Саят Камзебаев вспоминал, что его отец Есенжол, в прошлом директор совхоза, много рассказывал о «старшем корейском брате», у которого перенимал опыт ведения хозяйства и мудрость духовного наставника. Кан Де Хан поистине яркая Личность, достойный Гражданин Отечества и просто Человек с заглавной буквы! Иван Иванович Пинчук все годы (35 лет) был его заместителем, и никогда его не посещала мысль об отставке. Работать с таким прекрасным вожаком — высокая честь, почет и большое доверие.

Сельчане вновь и вновь переживали свою прошлую жизнь, когда на экране сменялись кадры новокубанской кинохроники, затем последовала видеозапись земляков, соратников Дмитрия Хасеновича. Взволнованно, с грустью и светлой печалью, с огромной благодарностью вспоминали о нем директор школы Франц Раковский, труженики-ветераны Николай Плахотнюк, Людмила Липская, Клавдия Котенко, Анатолий Гранковский. Кан Де Хан оставался на председательском посту и в послепенсионный период, но все время настаивал на «освобождении от занимаемой должности». Когда, наконец, с большим сожалением, его настоятельную просьбу удовлетворили, он вновь, за почти сорокалетнюю бессменную деятельность, удивил людей. Дмитрий Хасенович разбил роскошную цветочную клумбу у Дворца культуры, который построили более полувека назад. «Как хороши были цветы, как свежи были розы!», этот прекрасный песенный рефрен — сама память о прекрасном человеке, который всегда, в будни и праздники стремился украсить жизнь дорогих его сердцу земляков.

— Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с выдающимся человеком, — таким прологом начал свое выступление депутат Мажилиса Парламента РК Жексенбай Дуйсебаев. — Я был его преемником на посту председателя колхоза. Скажу откровенно: то была вдвойне, втройне нелегкая ноша и высочайшая ответственность — неукоснительно следовать его принципам. Авторитет его был непререкаемым, репутация безупречной. Как помогали мне в работе эти достоинства моего наставника! Никогда не забуду один памятный эпизод. В селе никак не решалась проблема газоснабжения. И тогда Дмитрий Хасенович предложил: давай слетаем в Москву, к Николаю Ефимовичу Кручине. Бывший первый секретарь Целиноградского обкома партии, к тому времени ставший управделами ЦК КПСС, принял нас очень искренне, эмоционально, распорядился насчет лучшей гостиницы, дал на все дни машину. Вопрос решился сразу, без проволочек. Но мой дорогой отец-наставник почему-то пребывал в напряженном состоянии, был неразговорчив. И лишь по возвращении сказал: «Я так переживал, а вдруг не получится. Как сказать об этом людям?». В этом весь Кан Де Хан, вся его человеческая натура.

О памяти и долге

На вечере памяти слово держали бывшие руководители области и района Владимир Карлович Гартман, Александр Иванович Ржавский. Но говорили они не только о прошлой былой славе колхоза, его знаменитом председателе, но и о насущных проблемах. Благословенное село нынче ветшает: как бы его не постигла участь других селений. Дворец культуры имеет жалкий вид, о цветочной клумбе лишь зыбкие воспоминания. Рушатся другие социальные объекты, ведь даже эту встречу вынуждены были провести в школе. Представитель Центрального совета ветеранов уместно в этой связи продекламировал: «Связь времен порвется там — где тонко. Памятникам будет стыдно за потомков». А каков должен быть долг памяти?

От имени детей, внуков и правнуков сердечную благодарность за память о незабвенном родителе выразила дочь Дмитрия Хасеновича Ирина. Сельчане, между тем, знают, какие страдания, внутренние муки перенес Дмитрий Хасенович, когда из жизни уходили два его замечательных сына, юрист Александр и музыкант Константин. Жизнь скрашивали внуки, сегодня это замечательная молодежь, разлетевшаяся по ближнему и дальнему зарубежью. Они питомцы и столичного филиала АКК, внук Марк, например, в Германии дает уроки корейского языка. Потомки знаменитого семейного патриарха достойно несут эстафету чести своего деда. Об этом взволнованно говорила председатель столичного общества пожилых Алла Павловна Когай. Лирично, душевно и проникновенно пели в этот день сельские певуньи-пенсионерки, в былые года они — в звании народного хора «Селяночка».

В сельском музее в тот день один из гостей оставил запись: «Память — это единственный рай на земле, из которого нас не может изгнать никто». У людей Новокубанки она нетленная.

Кан Де Хан уроженец Дальнего Востока. По образованию — педагог. Работал секретарем политотдела Тафуинского райкомбината. В 1937 году переселен в Астраханскую область, занимал должность культпросветработника в колхозе «Красноярец», затем стал председателем колхоза. В 1944 году депортирован в Казахстан — в Шортандинский район, разрушенный колхоз в Новокубанке. Это село благодаря Кан Де Хану и стало благословенным, знаменитым.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь