НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КОРЕИ В ОТНОШЕНИЯХ С КАЗАХСТАНОМ


НУРЛАН ОСПАНОВ, 03.07.2012

     Публичная (народная, открытая) дипломатия занимает одно из важных мест во внешнеполитической деятельности Кореи. К ней привлекаются не только дипломаты — сотрудники посольств, генеральных консульств, но и представители СМИ, бизнеса, науки и образования, деятели культуры и искусства, руководители НПО и т.д.
     Обсуждению современного состояния южнокорейской публичной дипломатии в Центральной Азии была посвящена недавняя Международная конференция, организованная Корейской Ассоциацией славянских исследований и Институтом АТР сеульского университета Ханъянг. В представительном Форуму приняли участие видные ученые из Южной Кореи, Японии, Китая, России, Казахстана, Узбекистана, бывшие дипломаты, студенты и магистранты, журналисты и руководители общественных организаций.

Одним из первых на конференции выступил Главный научный сотрудник Казахстанского Института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, д.и.н., профессор Герман Николаевич Ким. Его выступление привлекло пристальное внимание аудитории.

Профессор Г.Н. Ким отметил новизну темы публичной дипломатии в казахстанско-южнокорейских отношениях, так как ни в казахстанской историографии, ни южнокорейской не обращено пока внимания, на то, как она строится между двумя странами стран.

Он продолжил, что современная публичная дипломатия перешла в новый этап, именуемый new public diplomacy и пояснил ее суть, которая по его мнению заключается в следующем.

1. Дипломатия перестала быть тайным уделом узкого круга людей. Она стала открытой и доступной, испытывающей влияние извне. Не только государства и правительства обладающей жесткой силой — hard power (экономические меры, военная сила), но и общество иной страны посредством мягкой силы — soft power (культура, образование, спорт, гуманитарные связи) оказывает влияние на политику другой страны.

2. Мир вступил в эпоху коммукационной конвергенции. Единый цифровой формат позволяют осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от технических платформ. Технологическая конвергенция ведет к миниатюризации техники (айпады, смартфоны), что обеспечивает перманентный online, а также синергию каналов информации и контента. Социальные сети стали той «Искрой» из которой разгорелась пламя цветных революций.

Далее докладчик обратился к аудитории с вопросами: Есть ли в Корее орган, который бы систематически управлял публичной дипломатией? Есть ли механизм координации? И сам ответил, что ни в структуре корейского кабинета министров, ни администрации президента, парламента, ни Министерства иностранных дел и торговли нет ведомства, отвечающего за публичную дипломатию. Лишь в Фонде корееведения создан Департамент с таким именем, но этой структуры явно недостаточно.

В продолжении темы институализации публичной дипломатии он задал другие острые вопросы, на которые ответов пока не нашлось:

1. Есть ли в корейских университетах кафедры, центры или институты публичной дипломатии?

2. Есть ли ассоциации и общества по публичной дипломатии?

3. Издаются ли специальные научные журналы, есть ли сайты или электронные издание по публичной дипломатии?


Профессор Г.Н. Ким резюмировал, что точкой отсчета для развития новой публичной дипломатии Кореи можно считать 2010 год. Тогда впервые была сформирована постоянно действующая консультативная группа под названием Форум публичной дипломатии Кореи (Korea Public Diplomacy Forum — KPDF). Тогда же впервые получил назначение особый посол по публичной дипломатии.

Далее докладчик привел ряд интересных примеров, говоря о том, что любая страна, претендующая стать заметной и быть влиятельной на международной арене, должна уделять внимание созданию позитивных национальных брендов и имиджа страны, которые становятся своеобразным нефинансовым капиталом. Имидж страны — это его конкурентное преимущество, а брендинг страны — это стратегический подход к развитию этого преимущества и видения того, куда страна может двигаться.

Для Южной Кореи феномен «халлью» — «корейской волны» (телесериалы, кей-поп, индустрия развлечений и туризма) стал одним из национальных брендов, ибо с ним связаны государственная политика, идеология, бизнес, имидж страны и народа. За последние годы десятки корейских ученых защитили диссертации, изданы множество книг и статей, появились уже кафедры и научно-исследовательские центры «халлюлогии», или по-корейски: 한류학 — «халлюхак».

Несколько лет тому назад корейское правительство наметило еще одно направление, получившее название «gastrodiplomacy». Перевести на русский, кажется лучше всего как «кулинарная дипломатия», Учет местной специфики может дать феноменальный результат. К примеру, в Лос Анджелесе открылся ресторан корейско-мексиканской fusion cuisine. (смешанной кухни), сразу получивший огромную популярность. По словам владельца ресторана он попытался использовать преимущества соседства «кориа тауна» и кварталов латинос, смешанной техники приготовления корейских и мексиканских блюд, к примеру, bulgogi tacos с кимчхи.

Профессор Г. Ким подчеркнул, что в условиях глобализации и эпохи открытой информации, когда дипломатия утеряла свою «таинственность» и недоступность к ней общества, простая модель — «government to government» уже стала нерабочей. Совершенно недостаточно апелляции одного государства (национального правительства) к другому и его обществу.

Марк Мак-Доуэлл, один из признанных экспертов, член Консультативного Совета по сотрудничеству в публичной дипломатии Гарвардского университета, отразил современное многообразие взаимосвязей в публичной дипломатии следующим графиком, где government — правительство, а society — общество.

Совершенно очевидно, что в своей публичной дипломатии Корея должна учитывать 7.5 миллионов корейцев, проживающих за рубежом. Сеул начал проводить целенаправленную политику в отношении «соотечественников» и для этого в 1997 году был создан специальный правительственный фонд «재외동포재단» (Чэви донгпхо чедан) — Фонд зарубежных корейцев, тесно работающий с Министерством иностранных дел. В декабре 2005 года правительство Кореи приняло программу поддержки этнических корейцев, проживающих в странах СНГ.

В диалоге между Казахстаном и Кореей важное место занимает Ассоциация корейцев Казахстана — общественная организация, консолидирующая корейскую диаспору. АКК сделала многое для сохранения и развития этнической культуры, очагов национальной культуры, средств массовой информации, а также тесного сотрудничества с исторической родиной.

В заключении, докладчик констатировал отсутствие, как в Корее, так и в Казахстане системы публичной дипломатии, прежде всего её институциональной основы. Что касается Кореи, то она сфокусировала свою публичную дипломатию на США, Европейский Союз, Китай и Японию. До Центральной Азии и Казахстана пока дело не дошло.

Профессор Г. Н. Ким поддержал мнение Яна Мелиссена известного эксперта из Нидерландов, что приоритетом в публичной дипломатии Кореи должно стать не только продвижение туризма или национальных брендов, но в первую очередь, анализ корейским правительством и академическими кругами актуальных аспектов публичной дипломатии с целью выработки ее стратегических задач и механизмов реализации.

Правительство Кореи необходимо полностью осознать актуальность публичной дипломатии и учитывать ее достижения в реализации своей внешней политики. Публичная дипломатия это долговременный инструмент и она будет эффективной, если будет последовательно пояснять, в чем совпадение и разногласия между тем, что делает корейское правительство и что хочет общественность страны от внешней политики государства. В итоге, задача заключается в том, чтобы публичная дипломатия была вовлечена в policy-making.

Будем надеяться, что в ближайшее время доклад профессора Г.Н. Кима будет переработан в научную статью, которая станет доступной более широкому кругу заинтересованных читателей, ибо тема относятся к разряду новых и актуальных для казахстанской науки и практики.

Нурлан ОСПАНОВ,
магистр востоковедения, стажер-исследователь Академии корееведения, г. Сонгнам, Республика Корея

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь