ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ!
КОНСТАНТИН КИМ, КОРЁ ИЛЬБО, 08.06.2012
Чтобы стать настоящим фотографом, надо учиться смотреть глазами души,
ибо настоящие объективы фотокамеры — это душа и сердце.
Юсуф КАРТ
Сегодня поклонниками фотографии
являются практически все — от мала, до велика. Современная фотография
— это отдельный вид искусства, со сво-ими образами, тенденциями и направлениями.
Имя Виктора АНА знакомо многим: и в профессиональной среде, и в диаспоре,
и просто среди любителей этого вида творчества. Его приход в профессию
связан с газетой «Корё ильбо». После длительного перерыва, на минувшей
неделе он вновь приехал в Алматы, посетил редакцию и рассказал о своей
творческой деятельности.
— Вы стали заниматься фотографией,
придя на работу в «Ленин кичи». Как все начиналось?
— В годы лихой молодости я и не думал, что стану фотографом, перепробовал
множество профессий. В конце 70-ых совершенно случайно на автостанции
в узбекском городе Маргилане, где мы с друзьями разыгрывали нелегальную
лотерею, крутя самодельный барабан, я встретил своего давнего друга Брута
Кима, который работал в корпунке газеты «Ленин кичи». Увидев, чем я занимаюсь,
он ужаснулся и пригласил на работу в только что открывшийся корпункте
фотокорром, хотя в то время к фотографии я никакого отношения не имел.
Как оказалось, на эту должность уже претендовали несколько человек, но
по рекомендации Брута меня все-таки приняли. Кстати, свое первое редакционное
задание я провалил — после съемки, в процессе проявления пленки, я испортил
фотографии.
— Когда вы все-таки окончательно решили связать свою жизнь с фотографией?
— Практически сразу. Посмотрев на мир через объектив, я почувствовал —
это мое. Ни одна профессия не приносила мне такого удовлетворения. Кроме
того, чувствуя ответственность перед редакцией, я решил вплотную заняться
освоением новой профессии. Постигать пришлось все самостоятельно. К сожалению,
тогда не было специализированных учебных заведений для фотографов. Я снял
у друзей комнату, закупил десятки газет, журналов, в основном московских,
и неделю, полностью изолировав себя от внешнего мира, самостоятельно их
штудировал.
Анализируя снимки, я пытался понять основные принципы, на которых построена
работа профессиональных фотографов. Конечно, сначала все казалось одинаковым,
но после нескольких дней, я уже начал кое-что понимать.
— Какие-то навыки получали и в газете?
— В газете особой свободы для творчества не было. Задания, как правило,
имели много штампов, нужно было все делать «по инструкции». Проработав
в «Ленин кичи» два года, я уволился. Чтобы зарабатывать на жизнь, стал
выращивать лук и арбузы, но с камерой уже не расставался.
В то время я работал во многих направлениях, но все-таки решил вплотную
заняться корейской тематикой, и понял, что лучше корейца ее никто не раскроет.
Это был конец 80-х — начало 90-х годов. В стране уже начались серьезные
изменения, цензура ослабевала, и я снова вернулся в газету, тогда она
уже называлась «Корё ильбо». Самое главное для меня — я уже мог делать
не просто снимки к статьям, а фотоочерки, то есть целостные разработки.
На некоторые очерки могло уходить по несколько месяцев, а то и лет. Конечно,
корейская тематика стала для меня основной.
— То есть, вернувшись в газету, вы уже могли дать свободу своему
творчеству?
— Возможность делать фотоочерки стало для меня действительно прорывом
в профессиональном плане. Я понял, что для полноценной передачи смысла,
энергетики необходимо делать целую серию фотографий. Работая в «Корё ильбо»,
я сделал несколько крупных фотоочерков, посвященных диаспоре. Но через
некоторое время снова вернулся в Узбекистан и ушел из газеты.
— С чем был связан переезд?
— Дело в том, что своим постоянным местом жительства я всегда считал Узбекистан.
Конечно, довольно длительное время мне приходилось находиться в разных
местах, но я все равно возвращался домой. У каждого творческого человека
наступают периоды, когда требуется обновление. Если говорить образно,
то мы движемся по спирали, и чтобы развиваться, необходимо делать новые
витки. Я стал работать и в других направлениях, но национальную тематику
не оставлял, все-таки она всегда была моей «фишкой».
— Значит в Ташкенте вы пошли на новый творческий виток...
— Я вплотную занялся творческой деятельностью. Организовывал выставки,
брал заказы. Искал для себя новые пути. Тем более, менялась и сама фотография,
за несколько десятилетий она сильно преобразилась. Стал другим сам подход,
философия, не говоря уже о технической составляющей.
Сегодня в основном работаю в концептуальном направлении, для меня главное
— не просто показать сюжет, а передать в снимке глубокий смысл. Современная
фотография претендует на то, чтобы наравне с живописью тоже называться
искусством.
Мое нынешнее творчество можно назвать жанровой фотографией. В работах
в основном раскрываю социальные темы.
— То есть показываете людей, их проблемы?
— Сейчас модна так называемая «социалка», то есть подача материала на
социально острые темы. Как говорится «пипл хавает», поэтому многие работают
именно в этом жанре. Но такая «лобовая», прямая подача материала для меня
уже не интересна. Например, показывать неравенство в обществе, снимая
бездомных людей или немощных старушек — слишком просто. Нужно, чтобы работа
давала возможность зрителю чувствовать, «додумывать». Это и есть так называемая
арт-фотография. Здесь не приемлем подход, когда человек смотрит на снимок
и сразу начинает «расшифровывать», что на нем изображено. Он должен это
прочувствовать, тогда открываются безграничные возможности. Не надо искать
логики, применять рациональные подходы — отключите мозг и откройте душу,
и все сразу встанет на свои места.
— У нас это пока еще новое направление в фотографии?
— В Казахстане оно только развивается, хотя в России актуальная фотография
уже имеет достаточно поклонников. Но мне посчастливилось, и в 2009 году
я единственный из Узбекистана принял участие на выставке современной фотографии
в Германии, которая была посвящена падению Берлинской стены. Поездка произвела
на меня сильное впечатление.
Я повез туда «Аральскую серию», посвященную трагедии Аральского моря.
Подготовка к выставке была очень кропотливой, из Германии даже специально
приехала куратор-искусствовед Юлия Ройтер, чтобы помогать мне в сборах.
Каково же было ее удивление, когда она увидела мои работы, посвященные
корейской диаспоры. Юлия не могла предположить, что в маленькой среднеазиатской
стране она встретит целые фотоочерки, законченные композиции, посвященные
определенной теме. И помимо основной экспозиции, по рекомендации моего
куратора, были выставлены мои работы из корейской серии. Таким образом,
тематика постсоветских корейцев впервые была представлена на европейской
арт-сцене.
— Сейчас вы вплотную занялись освоением арт-направления?
— Не совсем. Все-таки актуальное искусство слишком абстрактно и у нас
его пока мало кто воспринимает. Но в современной фотографии допустимо
смешивать несколько жанров, хотя есть большой риск, что тебя не воспримут.
То есть ходишь как по краю, но в этом и интерес. Чтобы было понятно, я
объясню. В фотографии есть много жанров: пейзаж, абстрактный, «социалка»,
актуальный и т.д. Так вот сейчас я экспериментирую и пытаюсь объединить
некоторые направления. Например, глядя на снимок, по сюжету можно сказать,
что это абстрактная работа, но по содержанию она больше относится к «стрит
фотографии», по исполнению к актуальной и т.п. Таким образом я пытаюсь
найти для себя новые возможности.
— У вас в руках черно-белая пленочная камера. Зачем вы носите
с собой этот раритет?
— Я с ней работаю. Сейчас в техническом плане фотография достигла небывалых
высот. На современных камерах, да еще при помощи компьютера, можно сделать
все что угодно. Но есть и другая сторона медали. Дело в том, что высокое
качество изображения, четкие детали, сочные цвета — все это отвлекает
от внутреннего содержания снимка. Цифровая фотография — это больше визуальное
творчество, то есть на нее можно просто «любоваться».
Поэтому сейчас я многие снимки делаю старыми советскими пленочными камерами.
Образно говоря, пленка, в отличие от «цифры», фиксирует «дыхание» момента.
Здесь не нужно качество в техническом смысле, главное — передать внутреннее
содержание, ощущения. Простой пример, все знают, что с помощью современных
цифровых технологий можно прослушивать музыку в широчайшем диапазоне и
в великолепном качестве, однако настоящие меломаны до сих пор предпочитают
виниловые пластинки. Оказывается, в звучании пластинок есть «сочность».
То же самое и в фотографии. В черно-белом снимке отбрасывается все лишние,
и передается сама суть.
— Но такой вид искусства многие зрители пока не воспринимают.
Наверное, как и в любом новом направлении, появляется много шарлатанов,
которые позиционируют себя как супер-модные мастера...
— Конечно, все зависит от уровня подготовленности людей. Но в настоящее
время появляется все больше поклонников новых течений, а в этом и заключается
процесс развития — фотография эволюционирует. Что касается спекуляции,
то, конечно, она присутствует. Но в творчестве есть одно простое правило:
все, что сделано без искренности и не является внутренним откровением,
со временем теряет ценность, ведь душу и сердце не обманешь.
|