НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ!


КОНСТАНТИН КИМ, КОРЁ ИЛЬБО, 08.06.2012


Чтобы стать настоящим фотографом, надо учиться смотреть глазами души,
ибо настоящие объективы фотокамеры — это душа и сердце.
Юсуф КАРТ

     Сегодня поклонниками фотографии являются практически все — от мала, до велика. Современная фотография — это отдельный вид искусства, со сво-ими образами, тенденциями и направлениями. Имя Виктора АНА знакомо многим: и в профессиональной среде, и в диаспоре, и просто среди любителей этого вида творчества. Его приход в профессию связан с газетой «Корё ильбо». После длительного перерыва, на минувшей неделе он вновь приехал в Алматы, посетил редакцию и рассказал о своей творческой деятельности.

ВИКТОР АН

— Вы стали заниматься фотографией, придя на работу в «Ленин кичи». Как все начиналось?

— В годы лихой молодости я и не думал, что стану фотографом, перепробовал множество профессий. В конце 70-ых совершенно случайно на автостанции в узбекском городе Маргилане, где мы с друзьями разыгрывали нелегальную лотерею, крутя самодельный барабан, я встретил своего давнего друга Брута Кима, который работал в корпунке газеты «Ленин кичи». Увидев, чем я занимаюсь, он ужаснулся и пригласил на работу в только что открывшийся корпункте фотокорром, хотя в то время к фотографии я никакого отношения не имел. Как оказалось, на эту должность уже претендовали несколько человек, но по рекомендации Брута меня все-таки приняли. Кстати, свое первое редакционное задание я провалил — после съемки, в процессе проявления пленки, я испортил фотографии.

— Когда вы все-таки окончательно решили связать свою жизнь с фотографией?

— Практически сразу. Посмотрев на мир через объектив, я почувствовал — это мое. Ни одна профессия не приносила мне такого удовлетворения. Кроме того, чувствуя ответственность перед редакцией, я решил вплотную заняться освоением новой профессии. Постигать пришлось все самостоятельно. К сожалению, тогда не было специализированных учебных заведений для фотографов. Я снял у друзей комнату, закупил десятки газет, журналов, в основном московских, и неделю, полностью изолировав себя от внешнего мира, самостоятельно их штудировал.

Анализируя снимки, я пытался понять основные принципы, на которых построена работа профессиональных фотографов. Конечно, сначала все казалось одинаковым, но после нескольких дней, я уже начал кое-что понимать.

— Какие-то навыки получали и в газете?

— В газете особой свободы для творчества не было. Задания, как правило, имели много штампов, нужно было все делать «по инструкции». Проработав в «Ленин кичи» два года, я уволился. Чтобы зарабатывать на жизнь, стал выращивать лук и арбузы, но с камерой уже не расставался.

В то время я работал во многих направлениях, но все-таки решил вплотную заняться корейской тематикой, и понял, что лучше корейца ее никто не раскроет. Это был конец 80-х — начало 90-х годов. В стране уже начались серьезные изменения, цензура ослабевала, и я снова вернулся в газету, тогда она уже называлась «Корё ильбо». Самое главное для меня — я уже мог делать не просто снимки к статьям, а фотоочерки, то есть целостные разработки. На некоторые очерки могло уходить по несколько месяцев, а то и лет. Конечно, корейская тематика стала для меня основной.

— То есть, вернувшись в газету, вы уже могли дать свободу своему творчеству?

— Возможность делать фотоочерки стало для меня действительно прорывом в профессиональном плане. Я понял, что для полноценной передачи смысла, энергетики необходимо делать целую серию фотографий. Работая в «Корё ильбо», я сделал несколько крупных фотоочерков, посвященных диаспоре. Но через некоторое время снова вернулся в Узбекистан и ушел из газеты.

— С чем был связан переезд?

— Дело в том, что своим постоянным местом жительства я всегда считал Узбекистан. Конечно, довольно длительное время мне приходилось находиться в разных местах, но я все равно возвращался домой. У каждого творческого человека наступают периоды, когда требуется обновление. Если говорить образно, то мы движемся по спирали, и чтобы развиваться, необходимо делать новые витки. Я стал работать и в других направлениях, но национальную тематику не оставлял, все-таки она всегда была моей «фишкой».

— Значит в Ташкенте вы пошли на новый творческий виток...

— Я вплотную занялся творческой деятельностью. Организовывал выставки, брал заказы. Искал для себя новые пути. Тем более, менялась и сама фотография, за несколько десятилетий она сильно преобразилась. Стал другим сам подход, философия, не говоря уже о технической составляющей.

Сегодня в основном работаю в концептуальном направлении, для меня главное — не просто показать сюжет, а передать в снимке глубокий смысл. Современная фотография претендует на то, чтобы наравне с живописью тоже называться искусством.

Мое нынешнее творчество можно назвать жанровой фотографией. В работах в основном раскрываю социальные темы.

— То есть показываете людей, их проблемы?

— Сейчас модна так называемая «социалка», то есть подача материала на социально острые темы. Как говорится «пипл хавает», поэтому многие работают именно в этом жанре. Но такая «лобовая», прямая подача материала для меня уже не интересна. Например, показывать неравенство в обществе, снимая бездомных людей или немощных старушек — слишком просто. Нужно, чтобы работа давала возможность зрителю чувствовать, «додумывать». Это и есть так называемая арт-фотография. Здесь не приемлем подход, когда человек смотрит на снимок и сразу начинает «расшифровывать», что на нем изображено. Он должен это прочувствовать, тогда открываются безграничные возможности. Не надо искать логики, применять рациональные подходы — отключите мозг и откройте душу, и все сразу встанет на свои места.

— У нас это пока еще новое направление в фотографии?

— В Казахстане оно только развивается, хотя в России актуальная фотография уже имеет достаточно поклонников. Но мне посчастливилось, и в 2009 году я единственный из Узбекистана принял участие на выставке современной фотографии в Германии, которая была посвящена падению Берлинской стены. Поездка произвела на меня сильное впечатление.

Я повез туда «Аральскую серию», посвященную трагедии Аральского моря. Подготовка к выставке была очень кропотливой, из Германии даже специально приехала куратор-искусствовед Юлия Ройтер, чтобы помогать мне в сборах. Каково же было ее удивление, когда она увидела мои работы, посвященные корейской диаспоры. Юлия не могла предположить, что в маленькой среднеазиатской стране она встретит целые фотоочерки, законченные композиции, посвященные определенной теме. И помимо основной экспозиции, по рекомендации моего куратора, были выставлены мои работы из корейской серии. Таким образом, тематика постсоветских корейцев впервые была представлена на европейской арт-сцене.

— Сейчас вы вплотную занялись освоением арт-направления?

— Не совсем. Все-таки актуальное искусство слишком абстрактно и у нас его пока мало кто воспринимает. Но в современной фотографии допустимо смешивать несколько жанров, хотя есть большой риск, что тебя не воспримут. То есть ходишь как по краю, но в этом и интерес. Чтобы было понятно, я объясню. В фотографии есть много жанров: пейзаж, абстрактный, «социалка», актуальный и т.д. Так вот сейчас я экспериментирую и пытаюсь объединить некоторые направления. Например, глядя на снимок, по сюжету можно сказать, что это абстрактная работа, но по содержанию она больше относится к «стрит фотографии», по исполнению к актуальной и т.п. Таким образом я пытаюсь найти для себя новые возможности.

— У вас в руках черно-белая пленочная камера. Зачем вы носите с собой этот раритет?

— Я с ней работаю. Сейчас в техническом плане фотография достигла небывалых высот. На современных камерах, да еще при помощи компьютера, можно сделать все что угодно. Но есть и другая сторона медали. Дело в том, что высокое качество изображения, четкие детали, сочные цвета — все это отвлекает от внутреннего содержания снимка. Цифровая фотография — это больше визуальное творчество, то есть на нее можно просто «любоваться».

Поэтому сейчас я многие снимки делаю старыми советскими пленочными камерами. Образно говоря, пленка, в отличие от «цифры», фиксирует «дыхание» момента. Здесь не нужно качество в техническом смысле, главное — передать внутреннее содержание, ощущения. Простой пример, все знают, что с помощью современных цифровых технологий можно прослушивать музыку в широчайшем диапазоне и в великолепном качестве, однако настоящие меломаны до сих пор предпочитают виниловые пластинки. Оказывается, в звучании пластинок есть «сочность».

То же самое и в фотографии. В черно-белом снимке отбрасывается все лишние, и передается сама суть.

— Но такой вид искусства многие зрители пока не воспринимают. Наверное, как и в любом новом направлении, появляется много шарлатанов, которые позиционируют себя как супер-модные мастера...

— Конечно, все зависит от уровня подготовленности людей. Но в настоящее время появляется все больше поклонников новых течений, а в этом и заключается процесс развития — фотография эволюционирует. Что касается спекуляции, то, конечно, она присутствует. Но в творчестве есть одно простое правило: все, что сделано без искренности и не является внутренним откровением, со временем теряет ценность, ведь душу и сердце не обманешь.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь