ЕЛЕНА КАН: «СКРИПКА — ЭТО
ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ»
КОРЁ СИНМУН (Г. УССУРИЙСК), 22.02.2012
Считается, что с талантом
играть на скрипке нужно родиться, и понять этот тонкий инструмент дано
далеко не каждому. Потому и дети раньше не очень стремились учиться игре
на скрипке, и преподавателей не хватало, и среди выпускников музыкальных
школ почти не было желающих стать скрипачами.
Родители
шестилетней Лены Кан, отдавая ее в музыкальную школу, хотели, чтобы она
играла на фортепиано. Соседка по дому — завуч школы Галина Шалагинова
— прослушала девочку и, обнаружив в ней незаурядные способности, посоветовала
выбрать скрипку. Мама Лены очень удивилась. Но в пользу скрипки был еще
один важный аргумент: она займет в квартире гораздо меньше места, чем
пианино. Могли ли тогда родители будущей известной в Находке скрипачки
предположить, что этот инструмент займет самое большое и почетное место?
Но не на квадратных метрах, а в сердце Елены и в ее жизни.
Уже не один год звуки скрипки Елены Кан звучат на всех городских мероприятиях
Находки, на праздниках для пожилых людей, в музыкальной гостиной музея,
на российских и международных фестивалях корейской культуры, а во Дворце
бракосочетаний они дарят молодым парам и гостям незабываемые минуты истинного
торжества. Классические произведения в современной обработке, романсы,
джазовые композиции в виртуозном исполнении Елены вызывают восхищение,
трогают и волнуют душу.
Обучаясь в музыкальной школе, а затем в училище и в институте искусств,
девушка даже представить себе не могла, что скрипка станет такой востребованной.
«Времена изменились, — говорит Елена. — Раньше скрипке не придавали большого
значения и прочили мне только учительство в музыкальной школе. Но появилась
всемирно известная британская скрипачка Ванесса Мэй, которая многих заставила
по-другому взглянуть на этот поистине божественный инструмент и его возможности.
Скрипка обрела особый статус царицы всех концертов и мероприятий».
Скрипка для Елены — вся ее жизнь. Бывают моменты, когда она полностью
растворяется в музыке, и легче становится пережить невзгоды. Обладая исключительным
природным слухом, скрипачка может сходу сыграть любую песню, если мотив
ей знаком. Многих восхищает, что Елена повторит даже то, что ей просто
напоют. А еще ей присущ истинный артистизм и прекрасная манера держаться
на сцене. Несколько лет Елена Кан выступала в составе ансамбля скрипачей
«Виола», объехавшего с яркими и незабываемыми концертами весь Приморский
край.
— Выступать на публике я привыкла с детства, — вспоминает Елена. — Моего
папу Петра Михайловича и меня часто приглашали на все корейские праздники.
Папа по профессии врач-рентгенолог, умел играть на пианино и мандалине,
хорошо пел. Мы вместе исполняли и корейскую музыку, и танго «Дождь идет»,
и русские песни, например, «В ту степь». Сейчас их никто уже не знает,
но люди папиного возраста (а ему уже за 80) вспоминают те времена и свою
бурную молодость.
Родители Елены Кан до сих пор разговаривают дома на своем родном языке.
Она и сама решила его выучить, когда однажды в 1990 году, будучи студенткой
музыкального училища, в составе находкинской делегации корейцев побывала
в Пхеньяне на фестивале, посвященном объединению Северной и Южной Кореи.
К девушке подходили корейцы, задавали вопросы, но она не понимала, о чем
ее спрашивают. «И вот тогда мне стало по-настоящему стыдно, что я не знаю
своего родного языка», — признается Елена.
Вернувшись домой, она начала учить корейский алфавит, поставила цель каждую
ночь запоминать несколько букв и уже через неделю знала их все. А потом
выучила слоги и начала читать. «Корейский язык очень легкий, певучий,
мягкий и приятный, — считает Елена. — Он для меня очень родной, и мне
нравится корейская речь, я ощущаю каждое слово, интонацию. Жаль только,
что сейчас разговаривать по-корейски практически не с кем». Когда через
полгода Елена вновь побывала в Пхеньяне, общаться с корейцами ей было
уже гораздо легче.
В семье Елены Кан растут два сына. Старшему передался от мамы природный
исключительный слух, и Саша прекрасно играет на скрипке и фортепиано.
Младший Костя — подающий надежды саксофонист. Однажды им втроем довелось
выступить перед консулом Южной Кореи. С Сашей Елена исполнила вальс Евгения
Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», а с Костей, игравшем на
флейте, корейскую песню «Ариран». Это было очень впечатляюще.
Сегодня Елена, работая концертмейстером в музыкальном училище Находки,
подумывает о педагогической деятельности. Недавно здесь открылось отделение
струнных и смычковых инструментов. Есть и желающие обучиться игре на скрипке,
интерес к которой растет не только у слушателей, но и у тех, кто мечтает
достичь в этом непростом деле определенных высот.
|