НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ДАРУЮЩИЙ ЖИЗНЬ


ЦОЙ МЕН ЧЕР, РОССИЙСКИЕ КОРЕЙЦЫ, № 138, ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2012

     Есть люди, одного взгляда на которых достаточно, чтобы сказать: личность. Наш герой из этой категории. Располагает к себе с первых же мгновений знакомства: открыт, доброжелателен, уверен в себе и надежен. Известному подмосковному хирургу, доктору медицинских наук Феликсу Петровичу КИМУ исполнилось 60. И это повод, чтобы мы узнали о нем больше.
     …На новогодние праздники я побывал у него в гостях. Вспомнили наши студенческие годы в Ленинграде, а затем незаметно углубились в историю.

ФЕЛИКС ПЕТРОВИЧ КИМПолтора века назад младшая ветвь большого рода Кимов переселилась из Кореи в Приморье. Так российская земля обрела прекрасных целителей и воинов, немало способствовавших её процветанию. Из семейного клана Кимов в дальнейшем появились 3 доктора наук и 4 полковника силовых структур Советского Союза и России. Прадед Феликса был известным на весь Дальний Восток врачом травником и иглотерапевтом, умевшим поднять с постели даже самого, казалось бы, безнадёжного больного. Дедушка же и родители Феликса, в отличие от прадеда, выбрали профессию преподавателя.

Во время депортации 1937 года, семья Кимов в составе всего корейского колхоза «Си Ен До» была переброшена в Ташкентскую область. Впоследствии колхозу дали новое имя — Свердлова.

Врачом Феликс Петрович стал не сразу. Почти год проучился в Калининском политехническом институте. Но потом, все же пошёл по медицинской линии.

"...Трилогия Юрия Германа "Дело, которому ты служишь", а также повесть Федора Углова "Сердце хирурга" перевернули во мне всё в корне, — рассказывает Феликс Петрович. — Думаю, не я один, прочитав эти книги, решил стать врачом. А подсунул мне их под руку так ненавязчиво мой дядя, который единственный в нашей большой семье пошёл по стопам своего деда, моего прадеда, и стал врачом". Дядя Феликса Петровича, доктор медицинских наук Ким Алексей Александрович, был главным педиатром Республики Узбекистан.

Феликс Петрович в 1969 г. поступил в 1-й медицинский институт им. Павлова в Ленинграде. И судьба преподнесла ему подарок — его педагогом был Федор Григорьевич Углов, автор той самой книги "Сердце хирурга", которая так потрясла его.

Ещё студентом женился на однокласснице Ларисе, которая вместе с ним приехала в Ленинград и училась в технологическом институте холодильной и молочной промышленности. Пошли дети. Нелегко было совмещать учебу и семейную жизнь; устроился дворником. Каждое утро до начала занятий подметал свой участок.

Проявились качества лидера: вместе с другими студентами организовал "Ассоциацию корейцев" Ленинграда и возглавлял её с 1969 по 1976 годы. Кажется естественным, что много лет спустя в 2011 г. президентом межрегиональной общественной организации "Бомминрен" стал именно Феликс Петрович Ким.

...В те далёкие студенческие годы мы и познакомились. Первый раз, пожимая его руку, как самбист, я оценил их силу. Силу физическую. Когда несколько десятков лет спустя мы вновь встретились, то, приветствуя, вновь почувствовал силу его рук. Но уже силу не физическую (сказывался возраст), а энергетическую. Эти руки каждый день спасали чью-то жизнь, и даже не одну.

Сам я никогда не курил, и всегда был против курения, но мне было приятно наблюдать за Феликсом, когда он степенно набивал этими мужественными руками трубку и закуривал. Он обычно это делал после трудной операции, чтобы снять напряжение. В такие моменты он напоминал мне американского писателя Эрнеста Хемингуэя из фото или же французского актера Жана Габена. В студенческие годы эти же руки часто брали гитару и перебирали струны: он любил исполнять романсы, стройотрядовские песни. Тяга к гитаре и песне и сблизила его в своё время с однокурсником Александром Розенбаумом, ныне известным aвтором-исполнителем, актёром, писателем, народным артистом России.

…Но был в жизни момент, когда этими же руками Феликс, не раздумывая, готов был восстановить справедливость так, как он её понимал. Много лет назад в пьяном угаре сосед без всякого повода, воспользовавшись старческой беззащитностью, жестоко избил отца Феликса, бывшего директора школы… Тогда родственники не стали сообщать об этом Феликсу, который учился на последнем курсе — хотели, чтоб он спокойно смог закончить институт.

После окончания, вернувшись домой и узнав, почему отец долго прикован к постели, Феликс ни секунды не задумываясь, хотя во дворе была глубокая ночь, схватил кухонный нож и побежал через огород в соседский дом мстить за отца. Но соседа в ту ночь не оказалось дома. Перепуганным его сёстрам и родителям Феликс сказал, что как бы тот не прятался, всё равно он его найдёт... А через несколько дней, пришли из правоохранительных органов и арестовали Феликса. Затем, по абсолютно ложному оговору, посадили. Не стал он ни оправдываться, ни доказывать, просто замкнулся и ушёл в себя. И началась совсем иная жизнь...

...Молчаливый, с огромной силой духа, безотказно выполнял любую физическую работу, чтобы забыться. Однажды в составе небольшой бригады, получив приказ убрать во дворе хлам старой мебели, он, как всегда, молча, приступил к выполнению задания. Когда всю мебель загрузили и увезли, а бригада зеков наслаждалась "законным" перекуром, один лишь Феликс взял метлу и стал аккуратно подметать двор, убирая остаток мусора — студенческая привычка дворника. Начальник колонии, который случайно увидел всю эту сценку из окна своего кабинета, был сильно удивлен "странным" поведением потенциального "насильника" соседских девочек, как было сказано в деле. Любопытство, а может быть просто человеческая порядочность, заставила начальника вызвать Феликса к себе на собеседование…

Феликс был направлен в медсанчасть колонии помощником врача, где и провёл остаток срока. За это время он накопил огромный жизненный опыт: стал мудрее и сдержаннее. А хирургическую практику получил такую, которая возможна, разве лишь на войне. Учитывая, что контингент был очень специфическим, а их содержание не совсем курортным, то и ранения бывали феноменальными, конечно, с точки зрения медицинских травм. Отдельные случаи могли бы поставить в тупик даже опытного врача. Феликс же благополучно проводил одну операцию за другой.

Однажды обследуя вместе со штатным врачом очередного больного, он вспомнил, что похожий случай был когда-то в его студенческой практике; внешние симптомы говорили одно, на самом деле оказалось другое. Добившись разрешения от врача, Феликс взял на себя ответственность и сделал операцию по своему диагнозу. И оказался прав. Больной быстро пошёл на поправку. А слух о том, что кореец Ким вылечил безнадёжно больного пахана, разнёсся молниеносно по колонии... Его уважали и военные, и вольнонаёмные, и конечно, заключённые.

60-летний доктор медицинских наук, главный хирург городской больницы Домодедово Феликс Петрович Ким может с чистой совестью оглянуться на пройденный жизненный путь. Около сорока лет оперирует. Свою первую операцию сделал в 1973 году будучи студентом третьего курса. Каждую субботу ездил в клинику к своим друзьям, уже работавшим хирургами и те разрешали ему делать под их наблюдением несложные операции.

...В дальнейшем были: Ташкентская клиническая больница, Всесоюзный онкологический центр на Каширском шоссе в Москве, городская больница в Домодедово. За эти годы сделаны тысячи операций, в том числе и экстренные на сердце, и онкологические. Была успешная защита кандидатской диссертации, а затем спустя несколько лет не менее успешная — докторская.

Не только профессиональная, но и личная жизнь сложилась у него удачно. Жена Лариса Николаевна Чен — это надёжный тыл. Она была грамотным специалистом: признавалась "Лучшим инженером-технологом молочной промышленности" Республики Узбекистан. Вместе они уже около 40 лет. Вырастили троих сыновей. Все они решили продолжить семейную традицию: стать врачами, как и отец. Старшие Александр и Дмитрий уже закончили, а младший Сергей ещё учится в Военно-медицинской академии в Петербурге. Феликс Петрович обожает своих внуков, их у него шестеро: четыре девочки и два мальчика. Именно любовь заставляет его быть строгим и справедливым к своим детям.

Так воспитывал и самого Феликса его отец: по-мужски жёстко, когда всё становилось понятным без лишних слов. В корейской семье было принято: если что-то чрезвычайное происходило среди детворы во дворе, то больше всех доставалось от отца сыну, потому что он родной. Конечно, обиды к отцу за такое отношение нет, а вот чувство благодарности осталось на всю жизнь. Хорошо запомнился последний эпизод такого урока. Сильный, с обострённым чувством справедливости, Феликс часто оказывался в центре событий. И вот однажды, когда он сильно наказал узбекских пацанов, которые оскорбляли и его, и его друзей, затрагивая национальные чувства, то отец, до которого дошла жалоба, ударил его так, что он оказался на полу и на мгновение потерял сознание. Рефлекторно вскочил на ноги, принял боевую стойку, чтобы ответить. Но в этот момент окончательно пришёл в себя и увидев перед собой отца, опустил руки. С этого дня отец больше никогда не подымал на него руку — сын уже стал взрослым.

...Удивительно, но решительный и уверенный в себе хирург, а также очень строгий отец семейства по натуре сентиментален. Он любит не только петь под гитару, но и читать стихи. Во время рассказа, он часто цитирует стихи. Мне бы тоже хотелось завершить свой рассказ о своём старинном приятеле стихами, которые услышал от него. Их написал кардиохирург из Самары академик Виктор Поляков.

Теряет всё вокруг своё значение,
Когда в водовороте бурных дней
Я ощущаю смерти дуновенье
Чужой души, вдруг слившейся с моей.
Тут как рентгеном высветит натуру.
Закона нет, рискнуть иль не рискнуть.
И выбор мал — шагнуть на амбразуру
Или умело голову пригнуть.

Хирург Феликс Петрович Ким из тех, кто не пригибает голову.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь