НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ГЛАВОЙ УПРАВЛЕНИЯ ФАС ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НАЗНАЧЕН ЛЕОНИД ПАК


СЕРГЕЙ КРУГЛОВ, ЕЛЕНА РИВЛИНА, САМАРСКАЯ ГАЗЕТА, 26.10.2011

     3 октября этого года на должность главы управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области назначен Леонид ПАК. Он сменил на этом посту Петра ТОРКАНОВСКОГО, который возглавлял ведомство с момента его основания в 1992 году.

Леонид ПАК— Леонид Львович, после всей шумихи в СМИ, связанной с уходом вашего предшественника, не можем не спросить — действительно ли Петр Торкановский ушел на пенсию, или это были кадровые перестановки, вызванные какими-то другими причинами?

— Петр Евгеньевич ушел на пенсию в связи с тем, что достиг максимального пенсионного возраста. Есть поговорка: человеку дают пенсию, чтобы он не ходил на работу. Так что никаких интриг тут искать не надо.

— Какие основные задачи вы ставите перед своим ведомством? Будете ли вы продолжать так называемую линию Торкановского?

— У нас у всех одна и та же задача, такая же, как и у всех антимонопольных органов — пресечение недобросовестной конкуренции и борьба с административными барьерами. Два показателя, которыми мы можем гордиться, — это то, что более чем в 90% случаев суды поддерживают наши решения, в том числе и тех, когда наши представления пытаются обжаловать, мы выигрываем. И второе — то, что Самарское управление ФАС заняло по итогам 2010 года одиннадцатое место по стране. Думаю, мы сможем сохранить эти показатели. Во многом за это можно благодарить наших сотрудников — здесь работают настоящие энтузиасты, поскольку наш труд очень непростой, а зарплаты невелики. Например, ведущий специалист нашего управления получает десять тысяч рублей.

— Что вы понимаете под административными барьерами?

— Как ни странно, большинство нарушений антимонопольного законодательства совершают органы власти. Поясню: органы власти регулируют жизнь граждан путем административного воздействия. Есть административные барьеры законные, например регулирование цен на тепло, газ, в том числе и при выполнении ряда условий. Мера нерыночная. Тут государство осуществляет регулирование, чтобы сохранить баланс интересов поставщиков и потребителей. Но есть и совершенно незаконные барьеры — именно с ними мы и боремся, например когда административный орган пытается незаконно ограничить деятельность предпринимателя. Также мы рассматриваем в качестве нарушения и бездействие органов власти, например когда какое-то ведомство затягивает процедуру выдачи разрешений на строительство на год-два.

— А как эти барьеры отражаются на простом потребителе? Они ведь работают в его интересах.

— Не всегда. Простой пример — сейчас антимонопольные органы закончили наблюдать за ценами на лекарственные средства, который мы вели на протяжении трех лет. По нашей информации, в Самарской области на этом рынке очень большая конкуренция, в свое время мы были регионом, где не вводилось ценовое регулирование на лекарственные средства. В результате в Самарской области цены на лекарства одни из самых низких. Вдобавок в тот период было тяжело найти простые и дешевые лекарства, в Самаре недорогие лекарства в связи с отсутствием регулирования были вполне доступны. Причина проста — установление государственного порога цены. Допустим, мы говорим аптеке: «Нельзя делать накрутку больше, чем в два раза. Но прибыль от этих «в два раза» от лекарства за 2000 рублей и от аспирина за 5 рублей совершенно разная. В результате аптекарь, который не хочет терять прибыль, просто убирает с прилавка аспирин за пять рублей и ставит такой же препарат, но немецкого производства за 300 рублей. В то же время резко увеличить цены одна конкретная аптечная сеть не сможет — в нее просто никто не пойдет.

— А в каком секторе экономики этих барьеров больше всего?

— Наверное, в строительстве. И, безусловно, эти барьеры — одна из причин того, что квадратный метр недвижимости у нас столько стоит. Вдобавок, в отличие от тех же аптек, большая часть которых позволяет узнать цены на товары через Интернет, строители не хотят предоставлять свои данные. Вообще я считаю, что информационная открытость, которая становится доступна каждому, — это благо, которое позволяет человеку иметь более широкий выбор.

— А что касается территориального управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области? Насколько оно открыто?

— Раньше ФАС проводила пресс-конференции примерно раз в год, будем стараться чаще общаться. А вообще мы готовы к диалогу не только с прессой, но и с населением. Могу сказать, что обращений от граждан у нас очень много, иногда даже не по теме, но мы все равно стараемся помочь, рассказать. Недавно пришло заявление: жители просили обратить внимание на одну из компаний, которые занимаются установкой приборов учета. Сотрудники этой компании говорили, что им для работы нужна лицензия и этот документ есть только у них. Гражданин, который к нам обратился, уверен, что это монополизм. А это не монополизм, а банальный обман, потому что данный вид работ не требует никакого лицензирования. Правда, мы не имеем права привлечь эту компанию к ответственности, потому что это было устное заявление сотрудника, а не официальный ответ гражданину.

— Как вы оцениваете тенденцию на консолидацию активов многими компаниями и увеличение количества естественных монополий?

— Всегда найдется рыба покрупнее. Каждое предприятие на рынке стремится стать монополистом. Это его экономическая суть. Но есть эволюция, когда появляются новые компании, растут и так далее... Хотя в последнее время тенденция на объединение уже изменилась в сторону уменьшения.

— Как будет продолжаться работа в борьбе с нарушителями законодательства в области рекламы?

— Мы по-прежнему намерены использовать мнение независимых экспертов. Безусловно, будет продолжена работа с общественными и религиозными организациями. Однако мы планируем расширить круг тех, кто будет принимать решение о том, насколько этична реклама. Например, начнем сотрудничать с молодежными общественными организациями.

БИОГРАФИЯ

ПАК Леонид Львович — руководитель Самарского УФАС России.

Родился 6 марта 1973 года в г. Тольятти, в 1996 г. окончил Самарский государственный технический университет, а в 1998 г. — Самарскую государственную экономическую академию, юрист.

Повышал квалификацию в Венгрии и во Франции. В 2002 г. прошёл краткосрочное обучение в Москве в Государственной академии иноваций по программе «Государственное строительство и управление. Антимонопольное регулирование», в 2006 г. — в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ по программе «Правовые основы российской государственности» а также в ГОУ ДПО «Институт повышения квалификациигосударственных служащих» по программе «Антимонопольный контроль за деятельностью естественных монополий».

Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса.

Имеет благодарность МАП России (2000, 2001), благодарность ФАС России (2005), награждён Почётной грамотой ФАС России (2008).

По данным сайта Самарского УФАС РФ.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь