НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

В СОРОК ТРЕТЬЕМ,
ПОД СТАРОЙ ТОРОПОЙ


ВАЛЕНТИН ЦОЙ, 09.05.2010
ФОТО АВТОРА

     «На фронте «Ура! Вперёд! В атаку!» — это ещё полдела, — говаривал писатель-фронтовик Виктор АСТАФЬЕВ. — Война — это прежде всего тяжёлый, изнурительный труд».
     Надёжная оборона и успешное наступление войск во многом зависили от инженерного обеспечения фронта. Лейтенант Михаил Андреевич КИМ прокладывал дорогу на Запад в тех войсках.

От Великих Лук до Кенигсберга

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ КИМ— В 1943 году я окончил Иркутскую школу военных техников железнодорожного транспорта и был направлен в Омское управление железных дорог, — вспоминает Михаил Андреевич. — Оттуда — в военную часть на ст. Ишим, потом — в Управление военно-восстановительных работ №7 (УВВР№7) на ст. Старая Торопа, под Великими Луками. Сам город был занят немцами, а по эту сторону реки стоял наш военно-восстановительный поезд №136 (ВВП №136). Мы восстанавливали железнодорожные пути. Освобождался участок — нас направляли туда. В поезде было более ста вагонов, два паровоза, штат 1250 человек. В двухосном вагоне 8 человек, буржуйка. Было всё для автономной работы и жизнеобеспечения: пекарня, кузница, пошивочная, электростанция, сапожная, своя автоколонна, водопровод, медсанчасть, — ну всё своё. На местах у эксплуатационников много не возьмёшь, у самих ничего нет. Станции, депо — всё разрушено после немцев. Расчитывать приходилось только на свои силы.

Как только Полоцк в Белоруссии освободили, нас сразу направили туда. Прибываем на станцию — всё разгромлено, разбито. Прежде чем положить рельсы, надо наладить связь, водопровод (паровозам вода нужна), питание, автомашины — в лес шпалы рубить, кузницу разворачиваем, рельсы готовить — всё по отработанному порядку. А ещё мишенью для артиллерии и самолётов были удобной. Состав наш длинный, больше километра. Бомбили нас постоянно. Под Полоцком построили новую железную дорогу для переброски военной техники.

Дальше двигались по Литве. Первый освобождённый город был Тильзит (Советск), это уже в 1944-м году. Где-то в январе наводили через Неман мост деревянный, длиной с полкилометра. Сваи забивали со льда, спешили, если начнёт таять — всё, крах! По тому мосту пошли поезда в Восточную Пруссию.

Войну закончили под Кенигсбергом, стояли в двадцати километрах от города. 10 мая пришёл приказ, нас посадили в вагоны, прицепили мы паровозы и двинулись в сторону Южного Урала, на строительство железной дороги Карталы–Магнитогорск. Винтовки свои мы сдали, как приехали в Карталы, но ещё долго находились на армейском положении. Демибилизовали нас лишь в 1947 году.

На стройках знаменитого Турксиба

Мне, выпускнику транспортной школы со средним специальным образованием, МПС предложило поступать в Тбилисский институт железнодорожного транспорта. Таких, как я, был целый курс, нас обучали по сокращённой трёхгодичной программе. Физику, химию, иностранный и т.п. нам просто зачли, а когда пошли специальные предметы — изыскание, строительство, проектирование — тут, конечно, был полный курс. Учиться нам после фронта было нелегко, зато у нас были прочные практические знания и навыки.

В 1950 году я закончил институт и получил направление на строительство железной дороги Семипалатинск-Барнаул. Это продолжение знаменитого Турксиба, проложенного ещё в довоенные годы. В Семипалатинске было создано специальное Управление, вот здесь мастером я и начинал свой более чем 40-летний трудовой путь. Работал много, всё было — и трудности, и радости, многое пришлось пережить, награды получал, Знак Почёта в 1957 г., орден Трудового Красного Знамени в 1981 г., медали. Последняя должность — заместитель начальника треста Главного упраления МПС. Уходил на пенсию по личному заявлению на имя министра.

Ветеран во втором поколении

Вообще-то я родился в Харькове. Отец мой — Ким Субо, тоже солдат, — человек необычной судьбы. Родом он, как сам говорил, из Сеула. А мать — Карпенко Марфа Ивановна — харьковчанка. Отец где-то в 1910-1912 годах перешёл в Россию, тогда, если вы знаете, свободный проход через границу был. Когда началась Первая мировая война, царское правительство издало указ, по которому привлекали на фронт корейцев, проживавших на Дальнем Востоке. Взамен им давали российское гражданство (а получить инородцам гражданство тогда, как и сейчас, очень было не просто), и уже как военнобязанных отправляли на Запад. На фронте, правда, к боевым действиям не допускали, использовали в строительстве фортификационных сооружений. Основное оружие — кайло и лопата. Отец рассказывал, что работали они по ночам, днём спали, а всю ночь копали.

После окончания войны он домой не стал возвращаться, застрял в Харькове. Чем занимался, как жил — не знаю. Вот тогда повстречал мою мать, женился. В 1922 году я родился. Мы прожили в Харькове ещё год, как говорил отец — здесь ему делать было больше нечего. И мы поехали на Урал.

Приехали севернее Нижнего Тагила, стали жить по приискам, отец работал старателем, мыл золото. Потом переехали в Иркутск.

Отец и мама жили долго, мама прожила 98 лет. В 1950-е годы, как только я маленько обустроился, забрал их к себе — тогда в Рубцовск. Отец похоронен в Барнауле. В Москву сын перевёз, он у меня тоже железнодорожник. Есть ещё дочь, внуки, правнуки. Корейцев никого не знаю. Хотя вот сын женился на кореянке.

Послесловие

В «Трудах Приамурского отдела Императорского географического общества. 1895 г.» есть такие слова в отношении корейских переселенцев: «Необходимо признать, что миссия, поставленная на надлежащую высоту, русская школа, как учреждение, вносящее русский дух в среду корейцев и устраняющая исподволь разницу между корейцами и коренным русским населением с раннего их возраста в истинно русском направлении и, наконец, воинская повинность, во время отбывания которой молодые корейцы проникнутся зачатками патриотизма, чувством верной преданности нашему государю — вот три элемента, которые сделают из корейцев столь же верных слуг царя, как и десятки других национальностей, разбросанных по всем окраинам нашего обширного отечества».

Эти «три элемента», заложенные в первом поколении корейцев, оказались настолько «проникновенными», что никакие репрессии, депортация и отлучение от армии так и не смогли уничтожить в людях «зачатки патриотизма».

БИОГРАФИЯ

КИМ Михаил Андреевич родился 05.06.1922 в Харькове, отец Ким Субо, уроженец Сеула, мать Карпенко Марфа Ивановна, харьковчанка. В 1943 г. окончил Иркутскую школу военных техников железнодорожного транспорта. Направлен на фронт в штат Военно-восстановительного поезда № 136 (ВВП № 136). Прошёл фронтовой путь от Великих Лук до Кенигсберга. Войну окончил в звании лейтенанта. Демобилизован в 1947 г.

В 1950 г. закончил Тбилисский институт железнодорожного транспорта. По окончании института направлен в Управление строительства железной дороги Семипалатинск–Барнаул. Здесь проработал более 40 лет. Уходил на пенсию в должности заместитель начальника треста Главного управления МПС. Живёт в Москве.

Награжден орденом Отечественной войны 2-й ст., медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденами Трудового Красного Знамени, «Знак почёта», медалями.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь