НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

В ИРКУТСКЕ ВЫШЛА НОВАЯ КНИГА О ЮРИИ ТЕНЕ


ОЛЬГА ТУКТАРОВА, КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА, 07.10.2008
ФОТО: ЮЛИЯ ПЫХАЛОВА

     Больше пяти лет прошло с тех пор, как ушел из жизни основатель и первый генеральный директор ЗАО «ТРУД», депутат Государственной Думы трех первых созывов Юрий ТЕН.
     Пять лет — достаточный срок, чтобы имя было позабыто. Юрия ТЕНА помнят, ценят его дела, пишут и издают книги о нем. «Юрий ТЕН: «Нельзя солгать на час...» — так называется книга, которая появилась в Иркутске в год 20-летия «ТРУДа» и накануне дня рождения Юрия Михайловича.

Автор биографии — доктор исторических наук, профессор, генеральный директор агентства "Комсомольская правда-Байкал" Станислав Гольдфарб. На презентацию издания в редакцию "Комсомолки" пришли близкие Юрия Михайловича, люди, которые хорошо знали и общались с ним.

Встреча прошла в форме вечера воспоминаний. Каждый из присутствующих поделился своими историями, связанными с Юрием Теном, и рассказал о впечатлениях от книги.

Людмила ТЕН, жена Юрия ТЕНА, председатель благотворительного фонда Юрия ТЕНА:

— Пять лет прошло, а я до сих пор не могу поверить, что Юры нет.

Он всегда был бодрым, энергичным, здоровым, беспокойным, все время в голове его были какие-то идеи.

То, что он был человеком непростым, вы, здесь сидящие, знаете лучше меня.

Характер у него был еще тот. Кто-то говорит — восточный характер.

А на востоке говорят: "Да разве он кореец?! Корейцы сдержанные, терпеливые, прежде чем что-то сказать, подумают".

Но одно могу сказать точно: с ним было интересно.

Станислав ГОЛЬДФАРБ:

— В 2001 году вышла книга Юрия Тена "Я люблю тебя, Россия".

Повествование в ней ведется от первого лица. Я был литературным редактором и не мог добавить что-то от себя, нужно было попытался "влезть" в его образ.

Потом возникла идея написать еще одну книгу. В ней собрано почти все, что можно было найти в источниках. За 20 дней до кончины Юрия Михайловича я передал семье рукопись книги "Юрий Тен: "Нельзя солгать на час..."

Тешу себя надеждой, что он хотя бы мельком видел ее. Наверное, можно было издать это произведение раньше, но семья решила, что книга должна "вылежаться".

И, я считаю, это правильно. Я благодарен семье Юрия Тена за то, что эта книга все-таки вышла в свет.

Людмила ТЕН:

— Юрий Михайлович рукопись видел. Сам не читал, но какие-то моменты мы с ним обсуждали, вместе вносили правки. Все остальные члены семьи тоже эту книгу прочитали. Мы ее приняли.

Юрий НОЖИКОВ, первый избранный губернатор Иркутской области:

— Тена я узнал в лихие 90-е годы. Время было такое, что по каждому вопросу существовало сто мнений. А нам нужно было создавать новое общество.

Этому обществу требовались люди, способные работать в новых условиях. И вот здесь появлялись такие люди, как Юрий Михайлович Тен.

Как мы хватались за таких людей! У Юры Тена ничего не было, кроме желания добиться своего.

Мне очень хотелось, чтобы у него все получилось. В то время исчезло много предпринимателей: некоторые заворовались, некоторые разорились, некоторые погибли. Юрий Тен прошел все.

Когда пошел на выборы в Госдуму, сам не верил, что пройдет. Но его выбрали. Люди, подобные Тену, создавали новое общество. Все мое прошлое, связанное с переломными процессами в нашей стране, было тесно переплетено с Юрием Михайловичем Теном.

Лев ДАМЕШЕК, ректор института повышения квалификации работников образования, доктор исторических наук, профессор:

— Когда я познакомился с Юрием Михайловичем, меня приятно поразило, что это человек, который умеет видеть перспективу.

Представьте себе, Иркутск — русский город. Чтобы корейцу здесь выиграть выборы три раза подряд, нужно быть незаурядной личностью.

Одно из главных достоинств Юрия Тена в том, что он умел аккумулировать вокруг себя людей. Это искусство политика.

А в семье Тена мне всегда нравилось стремление к победе.

Константин ЖУКОВ, заведующий лабораторией гуманитарных и политических технологий Иркутского государственного университета:

— Есть такое выражение — легких времен и судеб не бывает. Своей оптимистической и одновременно трагической судьбой Юра Тен блестяще доказал, что человек в любое время может оставаться человеком.

Я считаю, что сильный человек — это тот, который уходит, и о нем не говорят, что без него рухнуло дело, распалась семья.

Мы видим, что и после ухода Юры все осталось по-прежнему.

Еще одно качество, которое восхищает меня в нем — он был неудобным человеком. Нужно было иметь такую способность быть неудобным для чиновников, для тех, кто окрикивает: "Не смей!", для проходимцев. Может быть, у него и получилась эта масштабность, потому что он не боялся быть неудобным. Он шел своей дорогой, сильный, мужественный, красивый человек. Настоящий.

Еще меня поражает семья Тена. Юрий Михайлович был человеком, который никогда не мог просто так сказать, что любит жену. Но было видно, как сильно он ее любит. Как только она появлялась, он расцветал.

Я вспоминаю случай, когда в 1995 году под Новый год вместе собрались кандидаты в депутаты от Иркутской области. Все по очереди вставали и говорили, чего бы они хотели в следующем году. Кто-то пожелал, чтобы прошли законопроекты, кто-то загадал, чтобы всем жилось хорошо. А Юра Тен сказал: "Я так хочу, чтобы моя жена и в новом 1996 году осталась такой же красивой!"

Александр БАРСУКОВ, начальник Иркутского военного училища в 90-е годы:

— Когда я узнал, что о Юрии Тене издана книга, подумал, без моих историй повествование будет не полным. Но прочитал книгу и понял, что все, о чем я хотел бы рассказать о Тене, в книге есть.

Я командовал Иркутским военным училищем в 90-е годы. В 1992 году познакомился с Юрием Теном. Важно, что в книге написано, что за восемь лет с его участием для училища построено 418 квартир. При этом по всей стране за это время было построено всего 700 квартир для военных. В следующие восемь лет, с 2000 по 2008 годы, для иркутского училища построили 37 квартир. Нам уже давно надо сделать мемориальную доску и на ней написать, что благодаря Юрию Тену появился целый микрорайон.

Еще Юрий Тен очень любил спорт. Он по-настоящему болел за наши команды. Я очень благодарен автору, что в книгу включены сюжеты, связанные со спортом. На одной из фотографий, помещенных в книге, Юрий Михайлович в форме Баварии. Это он на товарищеском матче нашей команды со студенческой сборной Северной Кореи.

Перед началом игры кому-то пришла идея на десять минут выпустить на поле Тена. Но за это короткое время он успел дать неточный пас, что помогло корейцам забить гол, а потом и выиграть игру со счетом 0:1. В первый раз я был недоволен поведением Юрия Михайловича. Но корейцы реабилитировались. После игры они подарили команде стиральную машину ДЭУ. Она была очень большая, и не входила ни в одни двери. Тогда решили эту стиральную машину подарить детскому саду. Там и по сей день на ней стирают.

Светлая память этому человеку. Если бы Юрий Абрамович Ножиков был сейчас у власти, я бы пришел к нему на прием и предложил ему присвоить Юрию Тену звание "Почетный гражданин Иркутской области" посмертно. Он был маленьким Солженицыным для города Иркутска.

Гайдар ГАЙДАРОВ, депутат Законодательного собрания Иркутской области:

— Я полностью поддерживаю идею присвоить Юрию Михайловичу звание "Почетный гражданин Иркутской области".

Для меня он навсегда остался живым человеком, потому что остались его дела, поступки. С ним всегда было интересно поговорить обо всем, начиная от студенческих стройотрядов, заканчивая тем, как построить мост между народом и властью. Для кого-то это было и остается лозунгом. Он был первым человеком, который по-настоящему взялся строить этот мост.

И люди почувствовали, что настоящие депутаты все-таки есть.

Это был человек потрясающей смелости. Мало найдется людей, способных прямо сказать премьер-министру и президенту о том, что не любят Москву.

Он говорил, конечно, Юрий Михайлович не имел в виду буквальный смысл этих слов. Он сетовал на то, что Москва не обращала внимания на Сибирь.

Александр АНТОНЕНКО, обозреватель газеты «Восточно-Сибирская правда»:

— Я хочу вспомнить об одном случае. Однажды в воскресенье мы вместе с Юрием Михайловичем ехали по городу. Он спрашивает, давно ли я был на новом мосту, который тогда начали строить. Я говорю: "Там все заглохло, денег не выделяет ни Москва, ни область".

Он тут же останавливает машину, выходит на улицу и набирает по телефону министра транспорта.

Разговор идет сначала тихо, потом все громче и громче: "Что вы делаете, мы же с вами подписали соглашение о совместном финансировании 50 на 50! А вы ни копейки не вложили". Юрий Михайлович поворачивается ко мне: "Точно не вложили?" Я говорю: "Точно".

После этого разговора у меня волосы долго стояли дыбом: как можно так разговаривать с министром. Правда, через две недели деньги пришли.

Юрий Тен запомнился иркутянам своей напористостью и желанием довести дело до конца.

Александр ГИМЕЛЬШТЕЙН, главный редактор газеты «Восточно-Сибирская правда»:

— Юрий Михайлович Тен — совершенно не провинциальный человек. Это человек, который сделал себя сам. Понятно, что в советское время не было династий.

Но Юрия Михайловича ситуация была еще более сложная: ему пришлось начинать даже не с общесоветского нуля, на этот ноль еще нужно было потрудиться. Чтобы развить себя, организовать свой бизнес, нужно было иметь запас прочности в два раза больше, чем у обычного человека, и он этот запас имел.

Такая мобилизация сил, к сожалению, ускоряет человеческое время. Я думаю, то, как рано он ушел, печально связано с этим. Его жизнь была горением, а горение конечно. Но и в этой трагедии есть определенный элемент счастья. Осталась семья, сильная, мощная, в которой много талантливых людей.

Элеонора ТЕН, супруга Сергея Юрьевича ТЕНА:

— С самого знакомства Юрий Михайлович на меня наводил страх и ужас. Но после одного случая я перестала его бояться. Дело было в Москве, было будничное утро, все собирались на работу. Я вышла в коридор и услышала громкие голоса: там о чем-то жарко спорили Юрий Михайлович, Людмила Борисовна и Сергей, мой муж. Я вижу, что девчонки, сестры Сергея, разбежались по своим комнатам, прикрыли двери и сидят тихонечко.

Думаю, значит и мне надо куда-нибудь спрятаться, чтобы не попасть под горячую руку. Я решила подождать на кухне, в уголочке. Спор закончился, и на кухню, где как раз сидела я, зашел Юрий Михайлович и сказал приветливым голосом: "О, Эля, привет. Давай выпьем чаю, позавтракаем". Трудно было представить, что несколько минут назад был чем-то озабочен или рассержен. С тех пор я перестала бояться своего свекра.

Расскажу еще об одном ярком моменте. На второй день нашей с Сергеем свадьбы мы вместе с родственниками поехали кататься на корабле по Байкалу. Юрий Михайлович со своим братом и мой папа с братом сели играть в подкидного дурака. Папа пытался играть не по правилам. И наступил момент, когда Юрий Михайлович заметил это. Нужно было видеть его реакцию: он был возмущен, обижен, бросил карты на стол и ушел в каюту.

Сергей Юрьевич ТЕН, генеральный директор ЗАО «ТРУД»:

— Эту новую книгу об отце я подарил на Байкальском экономическом форуме члену Совета Федерации Николаю Рыжкову. Отец с ним общался. Николай Иванович стал спрашивать меня про проекты на Сахалине. Я испытал такое чувство гордости, что спустя пять лет после смерти отца, я могу сказать ему, что все работает. Мы строим школы, детские сады на Курилах, на Сахалине.

Отец был лидером-идеологом. Команда, которую он собрал, когда ему было столько же лет, сколько мне сейчас, не распалась. Она идет за мной, верит в меня. Сейчас вспоминаем, думаем, насколько вперед смотрел человек. Он уже тогда знал, что Сахалин будет развиваться. А ведь в то время была полная разруха, и ничто не предвещало, что в этом богом забытом уголке будет строительный бум. Сейчас ведутся разговоры о строительстве железнодорожной магистрали, которая соединит Транссиб и корейский полуостров. Впервые об этом я услышал от своего отца.

Думаю, что перед своим уходом отец сделал все правильно. Это он познакомил меня с моей будущей женой. Правильно, что я прошел через стройотряды, и то, что за год до его ухода стал руководителем компании и морально был готов принять на себя ответственность за судьбы людей.

Сейчас Юрия Михайловича нет с нами, но его имя живет. На Курилах в честь него названа школа, в Иркутске появился проезд Юрия Тена, имя Юрия Тена носит перевал на автодороге "Чита-Хабаровск". Будет справедливо, если этот человек, так много сделавший для нашего региона, будет носить звание почетного гражданина области.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь