НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ…


НАТАЛЬЯ ТОКАРЕВА, ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА (СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ), 17.10.2007

     Трагические события октября 1937 года вспоминают в эти дни русские корейцы. Тогда, 70 лет назад, на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного Иосифом СТАЛИНЫМ и Вячеславом МОЛОТОВЫМ, корейские семьи в срочном порядке были вывезены из Приморья в Казахстан и Узбекистан. Как оказалось позже, это было лишь начало массового насильственного переселения целых народов. За 37-м последовал 44-й, когда прошла депортация чеченцев и ингушей; сразу после войны свои родные места были вынуждены покинуть люди, находившиеся в оккупации…
     В память трагических событий в областном Доме мира и дружбы прошёл «круглый стол». Национально-культурная автономия русских корейцев в Екатеринбурге пригласила представителей других народностей, живущих на Урале, чтобы вспомнить дни минувшие и обсудить настоящее.

…Они были первыми — 180 тысяч корейцев, потомки тех, кто когда-то перебрался в Приморье с исторической родины. К моменту выхода приказа о депортации за подписью Сталина и Молотова корейцы жили в Приморском крае уже полторы сотни лет. Свои дома и хозяйства они потеряли за пару часов.

Владимиру Киму тогда было всего пять лет. Детская память не сохранила всех подробностей депортации, помнятся только суматоха, слезы матери и отцовская кожанка. Отца уже в дороге сняли с поезда. Никаких вестей от него семья так больше и не получила.

Любовь Цой, старейшина корейской диаспоры (соотечественники ласково называют ее тетя Люба), помнит о том времени больше. Ей тогда исполнилось восемь, только-только пошла в первый класс. «Мы жили в Биробиджане. Как-то прибегаю из школы домой — все куда-то собираются, мама плачет, говорит: мы должны срочно уехать. Подогнали машину, привезли нас на станцию».

Людей погрузили в товарные вагоны. Спали на нарах: сверху — женщины и дети, внизу — мужчины. На весь вагон — одна маленькая печка-«буржуйка», возле нее грелись, на ней готовили нехитрую еду. Постоянно не хватало воды: когда поезд останавливался, люди первым делом бежали искать колодцы. «Помню, подъехали к Байкалу и простояли там три дня — впереди было крушение поезда. Сколько воды! Мы напивались впрок», — рассказывает Любовь Цой.

Это был жуткий путь — из Приморья в Центральную Азию. Тяжелейшие условия выдержали не все. Малышей косили инфекции, старики просто не выживали. «Но нашу семью, видно, Бог миловал. В других детишки умирали ежедневно, а у нас все добрались. У моих родителей было шестеро детей, младшему братишке исполнился всего месяц, когда нас посадили в товарняк. А двоюродная сестренка родилась прямо в поезде, на нарах. Их занавеской закрыли от остальных…»

Невыносимо долгое и трудное путешествие закончилось для Любови Цой в Акмолинске (ныне Астана). Жилья депортированным корейцам никто не приготовил. Людей поселили в конюшне. Стоял конец октября, в Казахстане наступала зима, бесснежная, но с пронизывающими ветрами. И снова не хватало воды. Когда выпал снег — растапливали его и пили.

…А потом всех людей погрузили в машины и вывезли в небольшой поселок. По слухам, строили его поляки, также депортированные. Их, строителей, жители поселка потом отыскали. Но какой страшной оказалась эта встреча… «Мы опять же искали воду. Уже была весна, снег стаял, что делать? И вот увидели — вдалеке вроде снег, побежали туда. А там, под снегом, человеческие кости — те самые поляки, которые строили дома…», — вспоминает Любовь Цой.

Почему произошло это насильственное переселение, историки спорят до сих пор. До недавнего времени общепринятой была одна, официальная версия: в целях предотвращения японского шпионажа. Корея в то время находилась под оккупацией милитаристской Японии, и Сталин видел в каждом корейце потенциального вражеского лазутчика. Но в последнее время появились еще две версии. Одна из них — «экономическая», она даже подтверждена некоторыми документами, найденными в архивах.

В 1930-е годы перед СССР остро встал вопрос о развитии экономики и, в первую очередь, сельского хозяйства районов Средней Азии. Предстояло прежде всего найти рабочие руки. Где? Пример был перед глазами. Еще в 20-х годах прошлого века 200 корейских семей осели в Южном Казахстане, и их опыт работы «на земле» оказался исключительно успешным. Если причины массового переселения русских корейцев действительно имели под собой экономическую подоплеку, то надежды советского правительства оправдались в полной мере. Корейцы — трудолюбивый народ. Уже через пару лет на месте бывших пустошей расстилались богатые поля, а потом возникли колхозы-миллионеры.

Третья же версия носит политический характер. Не исключено, считают историки, что Сталин и советское правительство, предвидя неизбежное столкновение с Германией, просто решили обезопасить восточные границы. Поэтому в 1937 году и был заключен некий договор с Японией о том, чтобы перебросить проживающих в Приморье корейцев вглубь СССР. Для Японии это была явная выгода: в Приморском крае ширилось движение сопротивления оккупации Кореи. Мобильные группы под покровом ночи даже перебирались на оккупированный Корейский полуостров и нападали на японских военных. Уедут корейцы — и Япония обезопасит себя от таких нападений.

Но пока историки спорят о причинах депортации, политики уже сказали свое слово. Насильственное переселение русских корейцев официально признано частью массовых репрессий. Первую реабилитацию корейцы получили еще в 1953 году — теперь они могли служить в армии и голосовать на выборах. Именно тогда многие из них покинули землю, которая на долгие 14 лет стала их домом. Появился шанс получить образование, и дети вынужденных переселенцев отправились покорять вузы страны. Многие из них, как муж Любови Цой, оказались на Урале, выучились, привезли свои семьи, да так и осели здесь.

Но история повторяется: после депортации из Приморья русские корейцы пережили еще один удар — развал Советского Союза. Полуторамиллионная корейская диаспора вновь оказалась развеянной по огромным просторам теперь уже бывшего единого государства. Для многих это стало не меньшей трагедией, чем переселение 1937 года: порвались родственные и семейные связи, корейцы вмиг оказались жителями разных стран. Но и этот удар они вынесли без жалоб.

Сейчас в Екатеринбурге проживает 2300 корейцев. Они — граждане России, своим родным языком считают русский и называют себя «советские корейцы». Организовали свою национально-культурную автономию, президентом которой стал Владимир Васильевич Ким, тот самый, что в пятилетнем возрасте вместе с родными был вывезен из Приморья в Узбекистан. Сейчас он — заведующий кафедрой философии и культурологии Уральского государственного университета, живет и работает в Екатеринбурге уже более сорока лет.

«Мы не должны забывать те трагические события. Ведь сегодняшний день — продолжение прошлых дней. Забыв о прошлом, мы не будем представлять, куда нам двигаться дальше, что нас ждет в будущем», — говорит Владимир Васильевич.

Эта мысль не раз звучала за круглым столом. Но вот что поразило: вспоминая страшные события 1937 года, корейцы говорят о них без обиды, без озлобленности, просто принимая как данность — что было, то было, и от этого никуда не уйти. «Это не только наша отдельная трагедия, — говорит Владимир Ким. — Это общая трагедия всего советского народа. За нами последовали представители других национальностей».

Отметим, что Указом Президента России в 2003 году все депортированные корейцы были признаны пострадавшими от репрессий, восстановлены в гражданских и политических правах, получили право на возмещение нанесенного ущерба. Однако большинство российских корейцев, по крайней мере, в Екатеринбурге, не собираются требовать денег. Именно потому, что трагедия была общей для всей страны.

Национально-культурная автономия российских корейцев в Екатеринбурге стремится сделать всё для того, чтобы народы России жили во взаимопонимании и взаимоуважении.

«Они не только обозначают свои проблемы, но и наглядно демонстрируют пути их решения, — говорит консультант департамента внутренней политики администрации губернатора Свердловской области Марина Плясунова. — Посмотрите: сегодня за круглым столом собрались представители множества народностей — армяне, евреи, украинцы, якуты, осетины, башкиры. Корейская диаспора открыта для них, она приобщает их к своей культуре. Но что характерно: свято почитая свои национальные традиции, они твердо называют себя гражданами именно России».

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь