ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ
ЦОЙ АНАТОЛИЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Сегодня российские корейцы,
имея все возможности для собственного национально-культурного развития,
играют важную роль в экономической и духовной жизни российского государства,
вносят значительный вклад в укрепление межэтнического мира и гражданского
согласия, а значит, в конечном итоге — в воссоздание могущества России
как великой многонациональной державы.
Актуальность избранной проектом темы определяется
и задачами, которые выдвигаются нашим правительством перед гражданским
обществом, подчеркивая, что межнациональными отношениями в нашей стране
надлежит заниматься не от случая к случаю, а постоянно. Мы должны искать
в прошлом не то, что нас разъединяет, а то, что нас объединяет. Историю,
которую хочу я вам поведать — это история о моей бабушке и ее родных.
Личность
моей бабушки очень интересна — это сильная, волевая, требовательная мама,
тетя, да и просто женщина, и в тоже время мягкая, кроткая, покладистая
и любящая жена.
Думаю, такое положение вещей складывалось исходя из обычаев, традиций
и менталитета восточной женщины. Хотя по рассказам ее подруг в детстве
и в отрочестве, она прослыла проказницей и маленькой «бунтаркой». Бабушку
звали Олей и в честь ее и назвали мою сестру. Хотелось бы думать, что
моя сестричка будет соответствовать этому имени. Родилась бабушка Оля
в Приморском крае село «Кедровка» в 1926 году. Ее родители родились в
Корее — Pysson. Отца звали Пан Хи Чер, родился в 1900 году, а мать Ким
Хи Сон, родилась в 1902 году. Бабушка рассказывала, что ее бабушка и мама
были очень красивы и однажды японцы хотели украсть Хи Сон, но попытка
не удалась, тогда родители стали прятать ее по родственникам, а потом
выдали замуж за моего прадеда. Он был беден, но работящий, работал кузнецом.
Еще интересен рассказ о том, как родному брату прадеда удалось бежать
из японского плена. Это были времена, когда японцы зверствовали на Дальнем
Востоке. Один из конвоиров помог ему бежать, потому что признал в нем
корейца, так как сам был по происхождению корейцем, но скрывал.
Это вероятно происходило в 20 годы, когда в России утверждалась власть
Советов, а ДВР являлся буферной зоной для дальнейшего триумфального шествия
Советской власти. Корейцы вместе с русскими защищали интересы трудового
народа от японских милитаристов, так их называли большевики. Бабушка рассказывала,
что однажды так пропал и ее дед, которого замучили японцы, а тело нашли
расчлененным в разных стогах сена.
Международное положение на Востоке в 30 годы было неспокойно. Япония претендовала
на сферу влияния в Манчжурии, где в 1931 году создает марионеточное правительство.
Такое положение вещей не устраивало СССР, так как это была явная угроза
со стороны Японии. В 1935 году она захватывает Северный Китай. Вот по
политическим соображениям правительство сочло, что корейцы неблагонадежны
и одним росчерком пера принимают решение наказать, а за что… Депортация
корейцев начинается в 30 годы — это годы сталинских массовых репрессий,
когда в мире неспокойно, казалось надо бы укреплять страну от внешних
врагов, а не уничтожать свой собственный народ.
В сентябре 1937 года корейцам, проживающим в селе «Кедровка», объявили
о сборе у сельсовета, откуда их отправили на станцию. В скором порядке
люди брали самое важное — это документы, необходимые вещи, так как много
вещей брать не разрешалось. Ехали в товарных вагонах, нужду справляли
там же, остановки были короткими и то по необходимости, потому, что нужно
было захоронить тех, кто не выдержал столь долгое «путешествие». Хоронили
наспех, в дорожных насыпях, порой можно было увидеть торчащую руку, ногу.
Представьте тех людей, которые потеряли в жизненных перипетиях родных,
близких, которые не знают, где они захоронены, куда прийти помянуть, куда
возложить цветы, что рассказать внукам. Как прожить без памяти о предках?
Семье моей бабушки повезло, они не погибли, не растерялись, и это для
них было благо. Привезли их в Казахстан Кызыл-Ординскую область «Джусали»
колхоз «III Интернационал». Бабушке Оле на тот момент исполнилось всего-то
11 лет. Она вспоминала, что увидела нескончаемую землю, где нет ни леса,
ни гор и о том, как родители устраивались на новом месте и что возможно
они были растеряны, но не хотели этого показывать детям. Осенние ночи
в Казахстане очень холодные, если еще взять во внимание, что у переселенцев
по минимуму было вещей и недостаток в пище.
Но нужно было готовиться к зиме, и корейцы стали строить землянки. Землянка
— это примитивное жилище, где на поверхности остается только крыша. Худо
— бедно перезимовали, но с наступлением весны, когда реки вышли из берегов,
землянки затопило — это была очередная беда.
Тогда было принято решение строить глиняные дома, а для этого необходимо
формировать огромное количество кирпичей. Власти решили использовать труд
детей, которые трудились целый день и в награду получали кулек карамельных
конфет, а дети и этому так радовались.
Жизнь детям казалась счастливой. Они ходили в школу, где обучение велось
на русском языке. Бабушка обучалась на русском и в школе в Приморском
крае, поэтому учеба ей давалась легко, она любила выступать на сцене,
была активной пионеркой, за что дома ей попадало. А вот ее сестре было
тяжело, так как раньше обучалась на корейском языке, ее посадили в младшие
классы, и для нее это было полной трагедией.
Жизнь шла своим чередом, но видимо судьбе было угодно проверить на прочность
еще раз гонимых корейцев. Началась война! На фронт корейцев не брали,
а отправляли в трудовые лагеря, разъединяли семьи. Лишь не многим удавалось,
под другой фамилией, отправится на фронт защищать свое Отечество.
Бабушка рассказывала, как они голодали, в пищу добавляли полынь, лебеду.
Ходили по вагонам в поисках продуктов. В годы войны бабушка работала на
заготовке овощей и фруктов для фронта (сушили овощи и фрукты) После войны
бабушка вышла замуж. Отец бабушки Пан Хи Чер за свой труд получил орден
Ленина и ездил в Москву. Он рассказывал, что Сталин подарил ему брусок
для подточки косы. На сегодняшний день орден не сохранился, так как прадед
завещал его моему деду, а бабушка Оля решила положить его в гроб, так
как посчитала, что орден принадлежит тому, кто его заработал.
Вообще мой прадед был очень суровым и сварливым человеком, но в тоже время
очень доверчивым. Произошла с ним однажды такая история, что он усыновил,
совершено чужого молодого человека, который взял его фамилию. Прадед мечтал
о сыне, а у него было шесть дочерей, и думал о продолжении своей фамилии.
Обогрел, приютил, одел, дал денег, а в скором времени «усыновленный» с
деньгами исчезает. Вот какие непосредственные и наивные были люди. В 1948
году корейцам разрешили возвращаться, но не у всех было достаточно ресурсов
на переезд. Многие вернулись, ну а мои предки остались, ведь это были
послевоенные годы, карточная система, когда страна восстанавливала свои
силы, когда люди ждали каких-то изменений, да и на тот момент у колхозников
не было паспортов и их передвижение должны были фиксировать в сельсоветах.
Это было время нового витка репрессий.
Моя бабушка была старшей невесткой в семье. Семья была большой патриархальной,
где жили вместе и дети, и племянники, и старшее поколение. Ей нужно было
успеть во всем: приготовить пищу, воспитывать детей, навести порядок в
доме, уделить внимание старикам, убрать сорняки в огороде. Сейчас в XXI
веке я понимаю, как ей было тяжело и в тоже время восхищаюсь той сплоченности,
дружбе, уважению, которое они питали друг к другу, той внутренней красоте,
тем духовным ценностям, которые они имели. И я впервые задумался над тем,
что человек жив, пока жива память о нем. Теперь я твердо знаю, что буду
рассказывать о них своим детям. Буду собирать фотографии, воспоминания
бабушек, родственников и составлю свою родословную. Надеюсь, что им это
будет интересно, ведь без прошлого нет настоящего и невозможно будущее.
|