НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ


ЦОЙ АНАТОЛИЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

     Сегодня российские корейцы, имея все возможности для собственного национально-культурного развития, играют важную роль в экономической и духовной жизни российского государства, вносят значительный вклад в укрепление межэтнического мира и гражданского согласия, а значит, в конечном итоге — в воссоздание могущества России как великой многонациональной державы.
     Актуальность избранной проектом темы определяется и задачами, которые выдвигаются нашим правительством перед гражданским обществом, подчеркивая, что межнациональными отношениями в нашей стране надлежит заниматься не от случая к случаю, а постоянно. Мы должны искать в прошлом не то, что нас разъединяет, а то, что нас объединяет. Историю, которую хочу я вам поведать — это история о моей бабушке и ее родных.

Личность моей бабушки очень интересна — это сильная, волевая, требовательная мама, тетя, да и просто женщина, и в тоже время мягкая, кроткая, покладистая и любящая жена.

Думаю, такое положение вещей складывалось исходя из обычаев, традиций и менталитета восточной женщины. Хотя по рассказам ее подруг в детстве и в отрочестве, она прослыла проказницей и маленькой «бунтаркой». Бабушку звали Олей и в честь ее и назвали мою сестру. Хотелось бы думать, что моя сестричка будет соответствовать этому имени. Родилась бабушка Оля в Приморском крае село «Кедровка» в 1926 году. Ее родители родились в Корее — Pysson. Отца звали Пан Хи Чер, родился в 1900 году, а мать Ким Хи Сон, родилась в 1902 году. Бабушка рассказывала, что ее бабушка и мама были очень красивы и однажды японцы хотели украсть Хи Сон, но попытка не удалась, тогда родители стали прятать ее по родственникам, а потом выдали замуж за моего прадеда. Он был беден, но работящий, работал кузнецом. Еще интересен рассказ о том, как родному брату прадеда удалось бежать из японского плена. Это были времена, когда японцы зверствовали на Дальнем Востоке. Один из конвоиров помог ему бежать, потому что признал в нем корейца, так как сам был по происхождению корейцем, но скрывал.

Это вероятно происходило в 20 годы, когда в России утверждалась власть Советов, а ДВР являлся буферной зоной для дальнейшего триумфального шествия Советской власти. Корейцы вместе с русскими защищали интересы трудового народа от японских милитаристов, так их называли большевики. Бабушка рассказывала, что однажды так пропал и ее дед, которого замучили японцы, а тело нашли расчлененным в разных стогах сена.

Международное положение на Востоке в 30 годы было неспокойно. Япония претендовала на сферу влияния в Манчжурии, где в 1931 году создает марионеточное правительство. Такое положение вещей не устраивало СССР, так как это была явная угроза со стороны Японии. В 1935 году она захватывает Северный Китай. Вот по политическим соображениям правительство сочло, что корейцы неблагонадежны и одним росчерком пера принимают решение наказать, а за что… Депортация корейцев начинается в 30 годы — это годы сталинских массовых репрессий, когда в мире неспокойно, казалось надо бы укреплять страну от внешних врагов, а не уничтожать свой собственный народ.

В сентябре 1937 года корейцам, проживающим в селе «Кедровка», объявили о сборе у сельсовета, откуда их отправили на станцию. В скором порядке люди брали самое важное — это документы, необходимые вещи, так как много вещей брать не разрешалось. Ехали в товарных вагонах, нужду справляли там же, остановки были короткими и то по необходимости, потому, что нужно было захоронить тех, кто не выдержал столь долгое «путешествие». Хоронили наспех, в дорожных насыпях, порой можно было увидеть торчащую руку, ногу. Представьте тех людей, которые потеряли в жизненных перипетиях родных, близких, которые не знают, где они захоронены, куда прийти помянуть, куда возложить цветы, что рассказать внукам. Как прожить без памяти о предках?

Семье моей бабушки повезло, они не погибли, не растерялись, и это для них было благо. Привезли их в Казахстан Кызыл-Ординскую область «Джусали» колхоз «III Интернационал». Бабушке Оле на тот момент исполнилось всего-то 11 лет. Она вспоминала, что увидела нескончаемую землю, где нет ни леса, ни гор и о том, как родители устраивались на новом месте и что возможно они были растеряны, но не хотели этого показывать детям. Осенние ночи в Казахстане очень холодные, если еще взять во внимание, что у переселенцев по минимуму было вещей и недостаток в пище.

Но нужно было готовиться к зиме, и корейцы стали строить землянки. Землянка — это примитивное жилище, где на поверхности остается только крыша. Худо — бедно перезимовали, но с наступлением весны, когда реки вышли из берегов, землянки затопило — это была очередная беда.

Тогда было принято решение строить глиняные дома, а для этого необходимо формировать огромное количество кирпичей. Власти решили использовать труд детей, которые трудились целый день и в награду получали кулек карамельных конфет, а дети и этому так радовались.

Жизнь детям казалась счастливой. Они ходили в школу, где обучение велось на русском языке. Бабушка обучалась на русском и в школе в Приморском крае, поэтому учеба ей давалась легко, она любила выступать на сцене, была активной пионеркой, за что дома ей попадало. А вот ее сестре было тяжело, так как раньше обучалась на корейском языке, ее посадили в младшие классы, и для нее это было полной трагедией.

Жизнь шла своим чередом, но видимо судьбе было угодно проверить на прочность еще раз гонимых корейцев. Началась война! На фронт корейцев не брали, а отправляли в трудовые лагеря, разъединяли семьи. Лишь не многим удавалось, под другой фамилией, отправится на фронт защищать свое Отечество.

Бабушка рассказывала, как они голодали, в пищу добавляли полынь, лебеду. Ходили по вагонам в поисках продуктов. В годы войны бабушка работала на заготовке овощей и фруктов для фронта (сушили овощи и фрукты) После войны бабушка вышла замуж. Отец бабушки Пан Хи Чер за свой труд получил орден Ленина и ездил в Москву. Он рассказывал, что Сталин подарил ему брусок для подточки косы. На сегодняшний день орден не сохранился, так как прадед завещал его моему деду, а бабушка Оля решила положить его в гроб, так как посчитала, что орден принадлежит тому, кто его заработал.

Вообще мой прадед был очень суровым и сварливым человеком, но в тоже время очень доверчивым. Произошла с ним однажды такая история, что он усыновил, совершено чужого молодого человека, который взял его фамилию. Прадед мечтал о сыне, а у него было шесть дочерей, и думал о продолжении своей фамилии. Обогрел, приютил, одел, дал денег, а в скором времени «усыновленный» с деньгами исчезает. Вот какие непосредственные и наивные были люди. В 1948 году корейцам разрешили возвращаться, но не у всех было достаточно ресурсов на переезд. Многие вернулись, ну а мои предки остались, ведь это были послевоенные годы, карточная система, когда страна восстанавливала свои силы, когда люди ждали каких-то изменений, да и на тот момент у колхозников не было паспортов и их передвижение должны были фиксировать в сельсоветах. Это было время нового витка репрессий.

Моя бабушка была старшей невесткой в семье. Семья была большой патриархальной, где жили вместе и дети, и племянники, и старшее поколение. Ей нужно было успеть во всем: приготовить пищу, воспитывать детей, навести порядок в доме, уделить внимание старикам, убрать сорняки в огороде. Сейчас в XXI веке я понимаю, как ей было тяжело и в тоже время восхищаюсь той сплоченности, дружбе, уважению, которое они питали друг к другу, той внутренней красоте, тем духовным ценностям, которые они имели. И я впервые задумался над тем, что человек жив, пока жива память о нем. Теперь я твердо знаю, что буду рассказывать о них своим детям. Буду собирать фотографии, воспоминания бабушек, родственников и составлю свою родословную. Надеюсь, что им это будет интересно, ведь без прошлого нет настоящего и невозможно будущее.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь