«КИНО» ПРОКРУТИЛИ ОБРАТНО
Выставка Наташи ВАСИЛЬЕВОЙ-ХАЛЛ
«ФотоКино», открывшаяся в рамках Московского международного фестиваля
«Мода и стиль в фотографии» в Клубе на Брестской, имеет непосредственное
отношение к теме нынешнего фестиваля — Celebrity: она посвящена едва ли
не самой культовой группе русского рока «КИНО».
В
середине 1980-х годов, когда и была сделана большая часть представленных
в клубе на Брестской снимков, питерская фотохудожница, тусовщица и закадычная
подруга всех рок-музыкантов Наташа Васильева (ныне живущая в Великобритании)
подписывала свои фотографии своего рода логотипом "попс-фото".
Что было, конечно же, преждевременно. Отечественной поп-культуры и тем
более поп-индустрии к тому времени еще практически не существовало и музыкантов,
еще не ставших легендами русского рока, госпожа Васильева снимала, в общем-то,
для себя. Канонический образ Виктора Цоя, почитаемый нынешними фанами
"Кино", был создан уже после гибели музыканта и во многом является
апокрифом. Достаточно показателен в этом смысле хотя бы проект памятника
лидеру "Кино", где Виктор Цой изображен на мотоцикле, которого
у него отродясь не было.
На открытии в Клубе на Брестской патриарх отечественной рок-критики Артемий
Троицкий, выступивший куратором выставки, сказал, что фотографии Наташи
Васильевой-Халл отлично показывают, что "Кино" было самой настоящей
рок-группой, стильной, веселой и модной, а вовсе не исполненным звериной
серьезности "русским роком" вроде "ДДТ" и "Алисы".
И правда, вместо бойцов с "группой крови на рукаве" мы видим
богемных денди с подведенными глазами и вытравленными волосами. Уместно
будет напомнить, что группа "Кино" была порождением петербургской
арт-тусовки, ее участники были не только музыкантами, но и художниками
— как Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев-Африка, сегодня известные именно
в этом качестве, да и сам Виктор Цой писал не только песни, но и картины.
Фактически участником группы был и главный петербургский эстет, авангардист
и декадент Тимур Новиков. Перед дружественной камерой Наташи Васильевой
музыканты отчаянно позируют — но это утрированное позерство выглядит куда
более искренним, честным и подлинным, нежели та героическая статуарная
поза, в которой обычно представляют Виктора Цоя сегодня. Как-никак, 1980-е
в мировой рок-музыке были временем уже не героики, а меланхолической самоиронии.
А "Кино" было наиболее современной русской группой своего поколения:
в то время как большинство перерабатывало наследие классического рока
60-х и прогрессива 70-х, они, совершенно в ногу со временем, были настоящими
нью-вэйверами, ничем не уступавшими своим тогдашним кумирам — Cure, Duran
Duran, Depeche Mode.
Сегодня снимки "Кино" 1980-х годов выглядят ослепительно стильными
и модными — как и подобает настоящим "иконам стиля", они ничуть
не устарели, и восьмидесятническая экстравагантность их героев не кажется
смешной. И это при том, что, в отличие от фотографий западных рок- и поп-звезд,
которые можно увидеть на других выставках фестиваля, они вовсе не являются
продуктом усилий имиджмейкеров, стилистов, продюсеров и прочих профессионалов.
Фотографии Наташи Васильевой-Халл — не протокол моды, но документ эпохи,
свидетельство духа ушедшего времени и исчезнувшего образа жизни. Некоторые
ее кадры до боли напоминают работы прославленной американской фотохудожницы
Нан Голдин, чьи слайдфильмы и фотоальбомы – летопись исчезновения того
же вполне интернационального рок-н-ролльного, богемного, субкультурного
мира 1980-х, частью которого, вне всяких сомнений, была и группа "Кино".
|