НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ГЕРОЙ РОССИИ ЮРИЙ ЭМ: «АРМИЯ ДОЛЖНА УЧИТЬ МУЖЧИНУ ДУМАТЬ»


ИРА МОЗАИКА (УЛЬЯНОВСК), 22.02.2007

     Юрий ЭМ — личность легендарная. Генерал-майор, служивший в самых разных уголках нашей страны, прошел через все «горячие точки», в том числе, Афганистан и Чечню. За проявленное мужество и героизм в 2000 году Юрия Павловича удостоили звания Героя России. В его послужном списке — должности вице-премьера Чеченской республики и главного федерального инспектора аппарата полпреда Президента РФ в Южном федеральном округе.

Юрий ЭМВоенным комиссаром Ульяновской области Эма назначили в августе 2005 года. С вопроса о том, как Юрию Павловичу работается на «гражданке», мы и начали беседу.

— Я считаю, место красит человека! (улыбается). Конечно, в моей новой работе есть своя специфика. Там, где я служил раньше, были солдаты, мы выполняли боевые задачи. А здесь занимаюсь совсем другими вопросами — мобилизацией населения, призыва, помощью военным пенсионерам, патриотической работой... Но ничего, мы работаем, и, я считаю, неплохо.

— Почему вы решили стать военным?

— У меня отец служил в авиации. Помню, предметом моей зависти была его красивая форма. Времена тогда были совсем другие. Мы смотрели фильмы, читали книги, в которых говорилось, что быть защитником Отечества почетно и престижно. В те годы служба в армии считалась одной из важнейших задач всех мужчин. Если ты отказывался служить в армии, это был позор! Но мне хотелось стать не просто рядовым, а руководителем. Поэтому я закончил Алма-Атинское высщее общевойсковое училище, затем попал в воздушно-десантные войска... И остался в них на 30 лет. Прошел путь от командира взвода до командира десантно-штурмовой бригады.

— Никогда не жалели о своем выборе?

— Нет! Сегодня у меня нет ни грамма сомнения, что я поступил правильно. И это несмотря на то, что судьба меня заносила в самые разные уголки страны. Был и в Средней Азии, и в Закавказье, и на севере России. Считаю, что моя служба, как, впрочем, у многих наших офицеров, сложилась неплохо.

— Что было для вас самым сложным в армейской жизни?

— У меня не было переломных моментов, когда хотелось бросить службу. Я понимал людей, они — меня...

— Вы участвовали во взятии Гудермеса, Аргунской операции. Следите сейчас за событиями, происходящими в Чечне?

— Конечно! Я считаю, что в этой республике должна наладиться спокойная нормальная жизнь, как в других регионах России. Проблемы, конечно, будут, но их преодолеть можно.

«Дети одаренных родителей»

— Нынешние молодые люди с неохотой идут в армию...

— Нельзя сказать, что они не хотя служить. Хотят, еще как! И служат хорошо. Так же, как и раньше. Помню, в Афганистане отбирал группу для выполнения боевой задачи. Подходит ко мне солдат, чуть не плачет: «Почему вы Иванова взяли, а меня нет? Я же лучше него стреляю, сильнее физически!» Я отвечаю: «Он нужен мне как радист!». А парень заявляет: «Я переучусь, вы только меня возьмите»...

— А как же проблема дедовщины?

— Корень зла заключается не в самой армии, а в обществе, которое молодых людей воспитывает. Всюду насаждаются «тюремные» правила. А их переносят и в казармы. Сегодня в России миллион подростков стоит на учете в милиции! Какие из них получатся солдаты? Время сейчас очень сложное. Нужно повышать уровень жизни, создавать рабочие места, открывать предприятия, чтобы у людей была возможность хорошо заработать. А в семьях с достатком и воспитание другое. Ну и, разумеется, хочется, чтобы государство повернулось лицом к армии. Ведь сегодня зарплата у офицеров просто мизерная. Они не живут, а выживают! Чтобы армия была хорошей, нужно платить достойно.

— Еще одна проблема — потеря патриотизма у нового поколения...

— Военно-патриотическая работа очень важна! Молодые люди, которые не знают, чем себя занять, идут в группировки, начинают употреблять наркотики, занимаются криминалом... Нет ни кружков, ни массовых мероприятий, которые могли бы отвлечь их от улицы. Мы вышли с ходатайством к ульяновскому губернатору Сергею Морозову с просьбой создать на базе областного сборного пункта большой центр военно-патриотического воспитания. Для 14-15-летних школьников здесь настоящее раздолье! Есть классы, спальные помещения, техника. Они с удовольствием будут участвовать в сборах, полевых походах, соревнованиях. Им в таком возрасте это нравится! А вообще я считаю, что детей как можно раньше нужно приучать к труду. А то как бывает — придет солдат в армию, и даже пуговицу пришить не может. Я таких называю «дети одаренных родителей». В результате парень становится изгоем. Никто ж за него ничего делать не будет.

Контракт или призыв?

— Юрий Павлович, как вы считаете, российская армия должна быть полностью контрактной?

— Нет, лучше «смешанный» вариант. К переходу на контрактную армию нужно подготовить общество, материально-техническую базу, заинтересовать офицеров в денежном отношении. А то у нас в начале в 31-ю бригаду ВДВ набрали всех подряд.. И не все выдержали нагрузок! Сейчас, конечно, отсев здесь намного меньше. Так что должны быть и контрактники, и солдаты-срочники. Кстати, переход на годичную службу, по-моему, не совсем верное решение. Ведь за год солдат не успеет толком познать военную науку! А в школах этому не научат...

— Чему, по-вашему, должна учить армия?

— Думать, правильно принимать решения. Армия должна перевести молодого человека, который только что закончил школу, в самостоятельную жизнь. Это именно та ступень, которая превращает пацана в мужчину. Он видит жизнь, находит в ней свое место, чувствует, что нужен государству. И сделать правильный выбор ему намного легче.

Главное хобби — готовить

— В вашей семье практически все военные!

— Да, моя супруга была медиком в гарнизонах, где я служил. Работала в кабинете физиотерапии. Сейчас она на пенсии, воспитывает внуков. В этом году будет 31 год, как мы вместе. Старший сын закончил Суворовское и Рязанское высшее военное командное училище связи. Воевал со мной в Чечне. Был командиром взвода, начальником разведки бригады... Потом уволился: я сам настоял, после того, как здесь стали гибнуть дети командиров. Имеет награды. Второй сын закончил то же училище, что и брат, сейчас служит в ФАПСИ. Младший выбрал «мирную» профессию, учится на юриста.

— А вы хотите, чтобы в вашей семье была военная династия?

— Да, но я хочу, чтобы она была достойной! Чтобы мои дети и внуки служили в нормальных условиях, заслужили награды. Все мои близкие считают себя патриотами матушки - России. Но, к сожалению, сегодня о защитниках Отечества вспоминают только по праздникам. Это плохо. Этакая болезнь нашего XXI века.

— Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Играю с коллегами в футбол, волейбол, хожу с ними на лыжах. Выезжаем на природу, рыбачим. А главное мое хобби — готовить! Любимые блюда — плов, шурпа, корейские «деликатесы». Я долгое время жил в Средней Азии, где мужчины готовят сами. Там и научился. А мой шашлык, как утверждают друзья, лучший в Ульяновской области! только рецепт не просите — секрета не выдам.

— У вас в кабинете стоят иконы. Вера вам помогала в жизни?

— Конечно. Без веры нельзя жить. Раньше я был коммунистом — до сих пор партбилет храню дома. В те годы мы обращались за помощью к партии. А теперь — к Богу.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь