НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ЕЛЕНА ОКСЮКЕВИЧ: «Я ПОСЧИТАЛА СВОИМ ДОЛГОМ ПОБЫВАТЬ В УШТОБЕ»


КОНСТАНТИН КИМ, КОРЁ ИЛЬБО, 02.02.2007

     Поездку в Уштобе Елена Дмитриевна ОКСЮКЕВИЧ посвятила своей маме, благодаря которой ей и двум её сестрам удалось выжить в тяжелые военные и послевоенные годы, и корейской семье, приютившей их во время эвакуации в своем доме. Мысль или даже мечта о визите в Казахстан не покидала её в течение всей жизни в Москве.

Её внучка нашла мой уштобинский адрес и телефон в Интернете, на сайте, где были представлены координаты филиалов Ассоциации корейцев Казахстана. Долго не думая, она ухватилась за этот шанс и просто позвонила. Позвонила, рассказала о себе, своем желании и мы пригласили её в гости.

Елена ОКСЮКЕВИЧ— Дети, естественно, не хотели отпускать меня в такую даль, да еще к совершенно незнакомым людям, — рассказывает Елена Дмитриевна, — но когда я разговаривала с вами по телефону, то поняла, что мне опасаться нечего, была совершенно спокойна и приняла однозначное решение — ехать. Ведь мне уже 79, а моя мама ушла из жизни в этом возрасте. Так что я посчитала своим долгом побывать в Уштобе, отдать дань уважения моей маме и людям, которые нам помогли выжить.

Надо сказать, что доверие к окружающим всегда воздавалось для Елены Дмитриевны взаимностью. Несколько лет назад, найдя телефон в справочнике и позвонив в деревню Асино, где они тоже находились в эвакуации, она побывала там в гостях у незнакомых до этого людей.

Итак, несмотря на отговоры детей, она направилась на встречу своим воспоминаниям. Самолетом до Алматы, затем на такси до Уштобе, от заветной мечты Елену Дмитриевну отделяло всего 7-8 часов. По дороге всплывали воспоминания из далекого детства, становившиеся все четче, с приближением к пункту назначения.

В Казахстан Елена со своими сестрами и мамой попали в 42-м, их эвакуировали из Москвы, ей тогда было 14. Своего багажа они лишились по дороге – просто не нашли по прибытии. Выйдя из поезда на железнодорожном вокзале в Алма-Ате, остались практически без нечего. И тогда мать приняла решение, что лучше находиться в вагоне поезда, чем на улице, и они сели в другой состав, следовавший на север. Так их семья попала на станцию Асино, недалеко от Новосибирска. Но наступили холода, одежды не было, ели, практически, один турнепс, ко всему прочему дети начали болеть. И единственным выходом для себя они посчитали возвращение в Казахстан к теплу и плодородной земле.

— Мама получила назначение в корейский колхоз неподалеку от Уштобе, — вспоминает Е. Оксюкевич. — По сравнению с Сибирью, воздух там показался нам ароматным, южным. Она преподавала русский язык в корейской школе. К ней относились очень хорошо. Жизнь стала налаживаться, маме платили зарплату, а колхоз выписывал нам рис. Мы посилились у одной корейской семьи — мужа и жены, которая выделила нам целую комнату. Там был кан, а на кухне стоял большой котел. Хозяйка подарила нам одеяла, я их очень хорошо помню, они были очень красивые, красные и теплые.

Елена, как старшая дочь работала в колхозе. Она особенно запомнила одну операцию — вместе с женщинами они вытаскивали лед с рисовых чеков. Для домашней печи собирала топливо – растущий кругом курай. Остались в памяти звучные корейские песни, которые пели женщины в перерывах между работой. Мужчин в колхозе было мало, поэтому всю работу делали хрупкие женские руки. Вручную молотили рис, весной, как только теплело, все: и взрослые, и дети, и старики дружно выходили в поле. Самое большое, что запомнилась в человеческих отношениях местных жителей у русской девочки, которая раньше только мельком слышала о корейцах – это большая трепетная забота родителей о своих детях, огромное желание дать своим чадам образование и, конечно, самоотверженный труд крестьян. Вообще то, как работают и живут в корейском селе, осталось неизгладимым впечатлением на всю жизнь. И потом, как поделилась со мною гостья, это много раз в жизни помогало ей преодолевать трудности и просто с оптимизмом смотреть на вещи.

Во время экскурсии по Уштобе, Елена Оксюкевич была просто удивлена разительным переменам. Единственное чем она огорчилась – это то, что товары на базар теперь возят не на верблюдах, очень хотелось их увидеть, а на автомобилях. Мы проехали с ней по селу Бастобе, бывшему Ленинскому пути, где они жили. К сожалению, дом уже не сохранился, зато по краям рисовых чеков все также растет сухая трава — курай, который согревал их в ту далекую зиму.

— Я помню, — рассказывает моя собеседница, — мы выжили благодаря кураю, потому что другого топлива не было. Каждый день я ходила за ним в поле. Однажды я нашла серп, но не обычный полукруглый, а с прямым лезвием, как маленькая коса, корейцы такими серпами косили рис. Он мне очень тогда помог в заготовке топлива, ведь сухая трава была толстая и твердая. Этот инструмент мне и сейчас бы пригодился на приусадебном участке.

Из воспоминаний хорошо сохранился железнодорожный вокзал, ведь именно с него 15-летняя Лена поехала на поезде в соседний Талдыкорган, чтобы учиться в восьмом классе. Мама, несмотря на тяжелое положение хотела дать дочери образование. Сейчас вокзал уже не тот – красивое здание оснащено по современному, да и поезда в Талдыкогран уже не ходят, отпала необходимость — на такси гораздо быстрее и удобнее.

Но больше всего мою гостью поразили люди. Много улыбающихся, доброжелательных, совершенно разных лиц, приветливое отношение. Один день она полностью посвятила пешим прогулкам по Уштобе одна, и ни разу не заблудилась, её везде помогали найти дорогу. Может быть не так просто поверить, но эта немолодая женщина пешком прошла не один километр, пообщалась со многими людьми. Сказалась её хорошая физическая форма и прошлые занятия горными лыжами и плаванием.

Елена Дмитриевна была удивлена, насколько взаимосвязаны культуры, проживающих у нас народов — это выражалась повсюду. В кафе, где в одном меню помещены блюда разных национальных кухонь, а окружающие воспринимают это совершенно естественно, на рынках, где просто разбегаются глаза от разношерстной толпы, да и просто на улице.

Краткое пребывание в Алматы перед отлетом домой, оставило замечательные впечатления. Современные, красивые здания, гармонизирующие с памятниками, музеями, площадями то, что строится много нового, но не методом разрушения прошлого, исторического.

Мечту посетить Уштобе Елена Дмитриевна пронесла через всю жизнь и осуществила. Хотя находились они там меньше года – в июле 43-го в войне произошел переломный момент и её семья вернулась в Москву. Но любовь к восточному у неё осталась на всю жизнь. Будучи молодой девушкой, она поступила в Московский институт внешней торговли, там начала изучение китайского языка, культура этого народа были и остаются для неё очень интересными. И сейчас она по-прежнему преподает китайский и английский языки в родном институте.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь