НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ТЕАТР ЗАКАДРИЛИ


КОНСТАНТИН КИМ, КОРЁ ИЛЬБО, 08.12.2006

     Судьба корейского театра неразрывно связана с историей местных корейцев. Корейский театр это духовная и культурная нить, берущая начало на исторической родиной. В его пьесах запечатлены все вехи корейского народа: жизнь предков на Дальнем Востоке, насильственное переселении, судьбы людей в Казахстане и Средней Азии. Эта национальная цитадель культуры и искусства вместе с народом пережила все беды и тяготы. Сейчас одной из самых главных проблем для театра остается нехватка молодых профессиональных актеров, с которыми, в принципе, связана его дальнейшая судьба. Для того, чтобы вывести работу театра на качественно новый уровень, соответствующий требованиям духу и времени известный прозаик, поэт, драматург, киносценарист, педагог Анатолий КИМ предложил проект создания школы – студии при театре, для воспитания собственных кадров. Специально для реализации своего проекта Анатолий Андреевич переехал из Москвы в Казахстан.

— Анатолий Андреевич, как возникла идея создания учебного заведения при Корейском театре?

— Школы-студии зародились в России при крупнейших театрах, таких как МХАТ, Вахтанговский театр и другие. То есть творческое руководство могло готовить будущих специалистов именно в своем стиле. А уже потом эти школы перерастали в академические учебные заведения, и их выпускники получали широкое творческое образование и могли работать на различных подмостках. Необходимость обновления и пополнения театральных коллективов была всегда и во всех театрах. Наш, корейский театр стал остро нуждаться в молодых артистах во времена переходного периода, когда общество практически отвернулось от культуры, тогда пошел большой отток из творческой среды, в искусстве остались только настоящие энтузиасты, истинные патриоты своего дела. Сейчас настало такое время, когда народ снова потянулся к прекрасному, появилось много ценителей театрального творчества. К сожалению, на сегодняшний день осталось очень мало профессионалов из числа старой плеяды артистов, а молодого поколения специалистов практически нет. Учитывая специфику, традиции корейского театра ему просто необходима собственная школа. Ведь ни в каком театральном учебном заведении будущие артисты не смогут перенять особый национальный колорит, дух, ментальность, необходимые для корейского актера.

— По сути дела, корейский театр это ведь очень специфичная эссенция, отражающая особенности культуры, традиции нашего народа.

— Необычность корейского театра исходит из его истории. Его создали на Дальнем Востоке в тридцатых годах переселенцы и беженцы из Северной Кореи практически на одном энтузиазме. В те времена даже в самой Корее не было академических театров. То есть не было ни драматургии, ни школ режиссуры и театрального мастерства, не было даже сценической культуры. Все начиналось с нуля. Я разговаривал с основоположниками театра. Так вот, сначала они дали объявление и приглашали всех, кто просто хотел принять в этом участие. И, естественно, пришли очень разные люди: рабочие, интеллигенция, крестьяне, торговцы, работники культуры и просто мечтатели. И среди всей разношерстной толпы оказалось несколько профессионалов, которые зарабатывали себе на жизнь именно игрой на сцене – это были, в основном, бродячие артисты, играющие привольные уличные комедии. Именно эти люди создали собственный творческий коллектив, придумали и воссоздали персонажи, написали первые драматургические произведения, которые впоследствии стали классикой корейского театра – это: «Сказание о Чхунхян», «Сказание о девушке Симчен», «Хынбу и Нолбу». Так появился совершенно уникальный, живой театр, отражающий истинный дух корейского народа. Потом уже стали играть и другие произведения. После переселения в Казахстан в 37-м году у театра началась вторая страничка в судьбе. Естественно, было очень тяжело. Первые годы на новом месте вообще для всех были временем выживания. Но театр не прекратил свое существование. В основном в труппе были задействованы семьи, так как деятельность сопровождалась постоянным перемещением, репетициями. Если рождались дети, то их брали с собой на гастроли. В связи с голодом, переменой климата, болезнями очень много людей умерло. Бывало так, что во время спектакля у артиста начинался приступ малярии, тогда его коллеги и зрители просто сидели и ждали, когда болезнь утихнет, и человек снова сможет играть. Зимой репетировали в сараях, подсобных помещениях, а летом уже ходили по поселкам и ставили свои пьесы. То есть была заплачена очень высокая цена, и мы просто не имеем право, сейчас потерять свой театр или не достойно к нему относится.

— Живя в России, вы следили за судьбой театра?

— Я очень много думал о театре, о положении вещей. Раньше я писал пьесы, которые были поставлены, знал создателей корейского театра. Поэтому картина, которая начала складываться лет 10-15 назад, меня очень обеспокоила.

— Ваш переезд в Казахстан связан с созданием школы-студии «Актер»?

— В свете происходящих событий, когда меня пригласили в Алматы для поиска творческих путей работы театра, у меня возникла идея о создании школы-студии для подготовки профессионалов. Которая должна давать общее театральное образование с вокальными, хореографическими, актерскими навыками, на уровне средне-специального учебного заведения с привязкой на специфику и традиции нашего театра. Туда мы будем привлекать и уже действующих молодых актеров. Ведь никто не сможет воспитывать молодых артистов с учетом национальных особенностей, лирики, той сценической культуры, которая создалась за многие годы.

— То есть будущая школа будет воспитывать актеров только для корейского театра?

— Не совсем так. Вместе с базовым театральным образованием, мы будем учить своих воспитанников не только сценическому мастерству, но и давать полное эстетическое образование. То есть наш выпускник будет разбираться в литературе, музыке, живописи, искусстве. Но настоящим профессионалом будет только по своему профилю.

— Сейчас молодежь не хочет идти в искусство, а преследует другие, какие-то более осязаемые цели.

— Когда я задумал воплотить свою идею, многие мне говорили, что молодёжь уже стала не та, уж очень прагматичная, что нынешнее поколение привлекают только материальные ценности. Но я уверен, что среди множества молодых людей найдутся такие, пусть их будет немного, которые действительно душой привязаны к искусству. И чем, если можно так сказать, не престижнее будет то направление деятельности, тем больше вероятности, что пришедшие в него люди не случайные.

— Уже есть желающие обучаться в вашей школе?

— Проект только начал осуществляться. Но им уже интересуются молодые люди, подают документы. Мы будем проводить поездки по регионам, недавно побывали в Уштобе. Вообще в провинции, в местах компактного проживания нашей диаспоры, еще сильно сохранился национальный дух. Уже утвержден бюджет и студентам будет выплачиваться стипендия, а приезжим предоставляться общежитие.

— Вы видите какой-нибудь путь решения извечных материальных проблем театра, ведь это является одной из причин нежелания идти в искусство молодое поколение?

— Также я задумался о создании некой формы, которая могла бы способствовать существованию театру и в материальном плане, быть менее зависимым от внешних факторов. Тогда я посмотрел на мировую театральную практику. Сейчас зритель предпочитает произведения с хорошим содержанием, музыкой, хореографией, то есть синтез драматургии, вокала, танцев. Всему этому соответствует мюзикл. И нам нужно просто соответствовать времени. Но для успешного мюзикла нужно очень много компонентов, основной из которых – это связь всех составляющих с драматургией, их соответствие друг с другом. К содержанию подключается все: и музыка, и танцы, и харизматичная часть. На мой взгляд, мюзикл является для корейского театра самой реальной формой, которая позволит ему достойно существовать. И при создании хорошего мюзикла, а либретто я уже написал, мы могли бы успешно гастролировать с ним по корейским диаспорам всего мира. Причем, в пьесах будут играть и опытные актеры и ученики школы-студии. Ведь только так мы сможем осуществить преемственность поколений.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь