ТЕАТР ЗАКАДРИЛИ
КОНСТАНТИН КИМ, КОРЁ ИЛЬБО, 08.12.2006
Судьба корейского театра
неразрывно связана с историей местных корейцев. Корейский театр это духовная
и культурная нить, берущая начало на исторической родиной. В его пьесах
запечатлены все вехи корейского народа: жизнь предков на Дальнем Востоке,
насильственное переселении, судьбы людей в Казахстане и Средней Азии.
Эта национальная цитадель культуры и искусства вместе с народом пережила
все беды и тяготы. Сейчас одной из самых главных проблем для театра остается
нехватка молодых профессиональных актеров, с которыми, в принципе, связана
его дальнейшая судьба. Для того, чтобы вывести работу театра на качественно
новый уровень, соответствующий требованиям духу и времени известный прозаик,
поэт, драматург, киносценарист, педагог Анатолий КИМ предложил проект
создания школы – студии при театре, для воспитания собственных кадров.
Специально для реализации своего проекта Анатолий Андреевич переехал из
Москвы в Казахстан.
—
Анатолий Андреевич, как возникла идея создания учебного заведения при
Корейском театре?
— Школы-студии зародились в России при крупнейших театрах, таких как МХАТ,
Вахтанговский театр и другие. То есть творческое руководство могло готовить
будущих специалистов именно в своем стиле. А уже потом эти школы перерастали
в академические учебные заведения, и их выпускники получали широкое творческое
образование и могли работать на различных подмостках. Необходимость обновления
и пополнения театральных коллективов была всегда и во всех театрах. Наш,
корейский театр стал остро нуждаться в молодых артистах во времена переходного
периода, когда общество практически отвернулось от культуры, тогда пошел
большой отток из творческой среды, в искусстве остались только настоящие
энтузиасты, истинные патриоты своего дела. Сейчас настало такое время,
когда народ снова потянулся к прекрасному, появилось много ценителей театрального
творчества. К сожалению, на сегодняшний день осталось очень мало профессионалов
из числа старой плеяды артистов, а молодого поколения специалистов практически
нет. Учитывая специфику, традиции корейского театра ему просто необходима
собственная школа. Ведь ни в каком театральном учебном заведении будущие
артисты не смогут перенять особый национальный колорит, дух, ментальность,
необходимые для корейского актера.
— По сути дела, корейский театр это ведь очень специфичная эссенция,
отражающая особенности культуры, традиции нашего народа.
— Необычность корейского театра исходит из его истории. Его создали на
Дальнем Востоке в тридцатых годах переселенцы и беженцы из Северной Кореи
практически на одном энтузиазме. В те времена даже в самой Корее не было
академических театров. То есть не было ни драматургии, ни школ режиссуры
и театрального мастерства, не было даже сценической культуры. Все начиналось
с нуля. Я разговаривал с основоположниками театра. Так вот, сначала они
дали объявление и приглашали всех, кто просто хотел принять в этом участие.
И, естественно, пришли очень разные люди: рабочие, интеллигенция, крестьяне,
торговцы, работники культуры и просто мечтатели. И среди всей разношерстной
толпы оказалось несколько профессионалов, которые зарабатывали себе на
жизнь именно игрой на сцене – это были, в основном, бродячие артисты,
играющие привольные уличные комедии. Именно эти люди создали собственный
творческий коллектив, придумали и воссоздали персонажи, написали первые
драматургические произведения, которые впоследствии стали классикой корейского
театра – это: «Сказание о Чхунхян», «Сказание о девушке Симчен», «Хынбу
и Нолбу». Так появился совершенно уникальный, живой театр, отражающий
истинный дух корейского народа. Потом уже стали играть и другие произведения.
После переселения в Казахстан в 37-м году у театра началась вторая страничка
в судьбе. Естественно, было очень тяжело. Первые годы на новом месте вообще
для всех были временем выживания. Но театр не прекратил свое существование.
В основном в труппе были задействованы семьи, так как деятельность сопровождалась
постоянным перемещением, репетициями. Если рождались дети, то их брали
с собой на гастроли. В связи с голодом, переменой климата, болезнями очень
много людей умерло. Бывало так, что во время спектакля у артиста начинался
приступ малярии, тогда его коллеги и зрители просто сидели и ждали, когда
болезнь утихнет, и человек снова сможет играть. Зимой репетировали в сараях,
подсобных помещениях, а летом уже ходили по поселкам и ставили свои пьесы.
То есть была заплачена очень высокая цена, и мы просто не имеем право,
сейчас потерять свой театр или не достойно к нему относится.
— Живя в России, вы следили за судьбой театра?
— Я очень много думал о театре, о положении вещей. Раньше я писал пьесы,
которые были поставлены, знал создателей корейского театра. Поэтому картина,
которая начала складываться лет 10-15 назад, меня очень обеспокоила.
— Ваш переезд в Казахстан связан с созданием школы-студии «Актер»?
— В свете происходящих событий, когда меня пригласили в Алматы для поиска
творческих путей работы театра, у меня возникла идея о создании школы-студии
для подготовки профессионалов. Которая должна давать общее театральное
образование с вокальными, хореографическими, актерскими навыками, на уровне
средне-специального учебного заведения с привязкой на специфику и традиции
нашего театра. Туда мы будем привлекать и уже действующих молодых актеров.
Ведь никто не сможет воспитывать молодых артистов с учетом национальных
особенностей, лирики, той сценической культуры, которая создалась за многие
годы.
— То есть будущая школа будет воспитывать актеров только для корейского
театра?
— Не совсем так. Вместе с базовым театральным образованием, мы будем учить
своих воспитанников не только сценическому мастерству, но и давать полное
эстетическое образование. То есть наш выпускник будет разбираться в литературе,
музыке, живописи, искусстве. Но настоящим профессионалом будет только
по своему профилю.
— Сейчас молодежь не хочет идти в искусство, а преследует другие,
какие-то более осязаемые цели.
— Когда я задумал воплотить свою идею, многие мне говорили, что молодёжь
уже стала не та, уж очень прагматичная, что нынешнее поколение привлекают
только материальные ценности. Но я уверен, что среди множества молодых
людей найдутся такие, пусть их будет немного, которые действительно душой
привязаны к искусству. И чем, если можно так сказать, не престижнее будет
то направление деятельности, тем больше вероятности, что пришедшие в него
люди не случайные.
— Уже есть желающие обучаться в вашей школе?
— Проект только начал осуществляться. Но им уже интересуются молодые люди,
подают документы. Мы будем проводить поездки по регионам, недавно побывали
в Уштобе. Вообще в провинции, в местах компактного проживания нашей диаспоры,
еще сильно сохранился национальный дух. Уже утвержден бюджет и студентам
будет выплачиваться стипендия, а приезжим предоставляться общежитие.
— Вы видите какой-нибудь путь решения извечных материальных проблем
театра, ведь это является одной из причин нежелания идти в искусство молодое
поколение?
— Также я задумался о создании некой формы, которая могла бы способствовать
существованию театру и в материальном плане, быть менее зависимым от внешних
факторов. Тогда я посмотрел на мировую театральную практику. Сейчас зритель
предпочитает произведения с хорошим содержанием, музыкой, хореографией,
то есть синтез драматургии, вокала, танцев. Всему этому соответствует
мюзикл. И нам нужно просто соответствовать времени. Но для успешного мюзикла
нужно очень много компонентов, основной из которых – это связь всех составляющих
с драматургией, их соответствие друг с другом. К содержанию подключается
все: и музыка, и танцы, и харизматичная часть. На мой взгляд, мюзикл является
для корейского театра самой реальной формой, которая позволит ему достойно
существовать. И при создании хорошего мюзикла, а либретто я уже написал,
мы могли бы успешно гастролировать с ним по корейским диаспорам всего
мира. Причем, в пьесах будут играть и опытные актеры и ученики школы-студии.
Ведь только так мы сможем осуществить преемственность поколений.
|