НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

О ВОЗМОЖНЫХ ПРИОРИТЕТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ РОССИЙСКИХ КОРЕЙЦЕВ. СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ КОРЕЙСКОЙ ДИАСПОРЫ


АФАНАСИЙ КИМ, 24.02.2006

     Настоящие материалы были подготовлены для разработки новой концепции развития Московской региональной национальной культурной автономии российских корейцев (МРНКА) для выявления перспективных направлений деятельности автономии и оценки их приоритетов. Предложенная в этих материалах схема идеологии развития МРНКА, обоснование этой идеологии может быть оценена и применена с соответствующей корректировкой на местные условия во всех региональных автономиях. Поэтому автор настоящей публикации счел возможным обнародовать эти немного скорректированные материалы, как свой частный взгляд на возможное развитие корейского общества в России. Естественно, что все конкретные предложения и намерения, касающиеся Московской региональной автономии из этой публикации изъяты, так как они являются собственностью МРНКА.
     Автор будет благодарен всем, кто предложит дополнительные идеи развития корейского общества в России и в СНГ или изложит другой путь этого развития. В любом случае, если настоящая публикация вызовет какой-то отклик среди корейцев, то автор будет считать это началом дискуссии о нашем будущем.
     Автор настоящей публикации относится с величайшим поклонением к той огромной работе, которая была выполнена всеми корейскими общественными организациями по объединению нации, по поддержанию в людях языка, культуры, обычаев наших предков, самобытности и ментальности народа. Особенно перед великой и трудной деятельностью лидеров нации по уменьшению горя родственников репрессированного населения, как у себя на исторической Родине, так и на Родине вновь приобретенной, по их реабилитации и увековечиванию их памяти.
     Честь и слава им!
     Но сейчас наступили новые времена, которые предъявляют новые требования к Обществу, новые подходы к развитию нашего Общества.

Цели национальных культурных автономий

Направления деятельности Национальной культурной автономии (РНКА) определяются и диктуются ее целями. Продекларированными и фактически возможными. По названию «национальная автономия» можно и, наверное, нужно целями РНКА определить создание условий для жизни корейской общины, как народности. При этом такая целевая функция ограничивается множественными факторами и условиями, отличающимися от ограничений обычного национального субэтноса на территории России.

Главным ограничением является фактическая виртуальность автономии. Это значит, что автономия продекларирована как намерение предоставить некую гипотетическую возможность объединения людей корейской национальности в рамках их интересов совместного общения по национальному признаку, национальному языку общения, национальной культуре, национальной гастрономии. Но все это вне территории, вне материальных средств, вне правовых льгот и государственных поощрений как реальной национальной автономии.

С другой стороны предоставлены очень широкие возможности: свобода собраний и свобода регистрации организаций юридических лиц как общественных объединений, свобода печати и свобода совершения действий по устранению разобщенности людей. Только все эти права предоставлены в правовом поле обычного юридического лица и в поле конституционных прав физического лица и не более. Это наши фактические правовые возможности на настоящее время и государство не может дать более широких прав. Не будем говорить об упущенных возможностях, о ранее предоставленных имущественных и других ценностях для развития автономии и будем исходить из существующего реального состояния.

Итак, если цель – создание условий для жизни корейского субэтноса как народности, то достижение этой цели в ее прямом понимании в имеющихся условиях невозможно. По крайней мере, в ближайшей временной перспективе. Объяснять причины такого положения полагаю излишним. Значит, целью «национальной автономии» может быть создание условий для возможности общения лиц корейской национальности, как по вопросам национальных побуждений, так и по интересам производственной деятельности и общественной жизни. Но не как народности, а как клуба по интересам, периодических собраний территориальных землячеств, как отдельных полусемейных очагов общения по случайно совпавшим интересам индивидуумов, и т.п. Так внешне выглядят концептуальные возможности функционирования автономии.

Корейская диаспора в Москве и в московском регионе

Территориальная разобщенность корейцев, живущих в России, отсутствие возможности компактного проживания, отсутствие постоянного повседневного бытового и культурного общения людей одной национальности между собой привело к разрыву внутренних этнических связей между людьми, распаду нации как народности. Проживание отдельными корейскими семьями в российско-русской среде диктует необходимость интенсивного изучения и совершенствования знаний языка и приобщение к культуре среды обитания. Как правило, это ведет к игнорированию корейской молодежью родного языка из-за его ненадобности в бытовой, производственной и общественной жизни. И это трагедия корейского народа как нации или субэтноса в России. Отсутствие знаний языка ведет к отсутствию тяготения к национальной культуре, а значит и к истории и к обычаям. И нет никакой мотивации для развития у молодежи тяготения к национальным особенностям, кроме может быть, гастрономии. Каждая семья, каждый кореец, проживающий в Москве и в московском регионе, как и в России в целом, полностью занят созданием только личного материального и бытового обеспечения в тех правовых и производственных условиях, в которые ему удалось внедриться. В подавляющем большинстве случаев процесс внедрения в российские условия происходит индивидуально, на основе личных «пробивных» способностей, личной инициативы и личных знакомств в русской среде. И за деньги. Так было и так происходит в настоящее время. И поэтому корейские семьи, и отдельные личности, легализовавшие себя в регионе, рассредоточены в нем хаотично и случайным образом. Кроме, может быть, нескольких клановых семейств, которым удалось поселиться в каком-нибудь районе или близко друг от друга. Но это исключения.

Легализация себя и своей семьи в русской среде, карьерные устремления и достижения личного материального благосостояния постепенно воспитали индивидуалистический характер поведения личности по отношению к своим землякам. Члены семьи и дети, живя в конкретной среде, вынуждены преодолевать синдром неполноценности, навязываемый этой самой средой. Этой средой не могут быть приняты обычаи людей из виртуальных автономий и значительно ослаблены моральные ограничения на браки вне этноса, восстановлены сословные взаимоотношения и отсутствуют нормы религии и брачного права. Поэтому очень быстро развиваются в корейской среде смешанные браки и советская идеология о декларируемом равенстве и межнациональном единстве. И это не только симптом, но реальный необратимый распад бывшего субэтноса. Таким образом, происходит ассимиляция представителей корейской национальности в российско-русской среде. Эти самые представители корейской нации, как правило, личности, достигшие очень значительного положения в обществе. Но такое развитие событий определяется объективными условиями жизни корейской семьи в российско-русском обществе. И, являясь частью этого общества, каждая корейская семья развивается по законам этого общества. И поэтому, если рассматривать корейскую общину, как совокупность проживающих в регионе корейских семей, то она, эта община так же пестра в своей социальной мозаике, как и само общество. И в ней есть бизнесмены и политики, рабочие и ученые, инженеры, поэты, писатели и представители искусств, администраторы, проститутки, коммерсанты, торговцы и криминальные элементы. В текущий период община изобилует предпринимателями мелкими и крупными, а также дельцами-авантюристами, которые пытаются использовать и используют сложившуюся славу корейского народа, как честного и трудолюбивого народа для достижения личных интересов. Эти люди отнюдь не лучшие представители своего народа и не заслуживают того, чтобы о них говорить. Но в нашей среде есть много заслуженных людей, добившихся личной славы в российско-русском обществе, о которых можно и нужно говорить. Но отдельно, не в рамках настоящего материала. Здесь же нужно отметить, что кроме пестроты в нашем обществе господствует разобщенность, которая превращается почти в ментальность корейцев, и личностный индивидуализм более похожий на эгоизм человека, семьи или клана. Бизнесмены, крупные и средние, и другие предприниматели, достигшие значительных материальных ресурсов, не сделали, не делают никаких движений и не примут никаких мер в сторону, например, девочки-кореянки вышедшей на панель из-за своего нищенского существования. И так во всем остальном, во всех проблемах, которые касаются жизни корейцев в нашем и в других регионах страны. И все корейские общественные организации, которых очень много, не имеют хотя бы черновой концепции по изменению ситуации внутри корейской общины. Ничего, кроме лозунгов и красивых слов, ничего реального по оказанию правовой и организационной помощи нашим соотечественникам.

Исходя из описанного состояния корейской общины, мы должны сделать вывод о том, что у нас нет собственно самой общины, нет этноса, нет народности, а есть разрозненное проживание отдельных корейских семейств в регионе, несвязанных между собой никаким этническим тяготением. Но есть «консорция» людей, объединенных одной исторической судьбой. И если следовать теории этногенеза, то у корейской общины есть перспектива сформироваться в реальную общину, в этническое образование.

Наши возможности и задачи

В регионе уже накопилась достаточная масса людей, объединенных одной исторической судьбой.

В соответствии с законами своего развития Общество вправе ожидать появления активной личности - пассионария, способного организовать вокруг себя энергичных людей, изменить существующий застой в отношениях, преодолеть инерцию массы и проинициировать создание реальной корейской общины как народности. Эта община может представлять себя, как сложившийся коллектив людей (не обязательно только корейцев, но в основном из корейцев) со своим стереотипом поведения и культуры. Эта новая община может подняться на тот же этнический уровень своего развития, как и другие национальные общины. Строго говоря, термин «этнос» для корейской общины не очень применим, но в этом материале мы будем применять этот термин для ориентирования мыслей к восприятию корейской общины как корейской народности в многонациональной российской среде.

В связи с объективной реальностью возможного появления такой пассионарной личности в корейской среде, корейское общество должно выработать концептуальные подходы и мероприятия для устранения разобщенности отдельных людей, воспитанию чувств тяготения каждого к своей общине, к своей нации и в последующем, к образованию этноса. Должны быть определены приоритеты оперативного и долгосрочного воздействия на существующий разрозненный контингент корейского общества путем правовой, организационной и материальной (опосредованно) поддержке.

Резюмируя предложенный анализ структуры и общественного состояния корейской диаспоры в Москве и московском регионе, должен сделать следующие выводы.

1. Проведенный схематичный и достаточно поверхностный анализ общественного состояния корейской диаспоры необходим для познания и понимания принципов возможного развития корейского общества, для удовлетворения нашей моральной потребности в понимании существования этих возможностей.

2. В русско-российском обществе культурная этническая доминанта отдельной корейской семьи чужда и непонятна этому обществу.

3. Условно членов корейского общества можно представить в виде трех исторически сложившихся сословий:

        a. Корейцы, легализовавшиеся в Москве и регионе в советский период – это интеллектуальная элита общества, индивидуалистичная и малодоступная в своем величии. Желательно ее активное вовлечение в процессы становления корейского Общества, использование ее авторитета и больших возможностей.

          b. Корейцы, как бизнесмены и предприниматели, и их родственники, заселившиеся в Москве и регионе, в период демократических послаблений и до настоящего времени. В основном, это люди состоятельные, целенаправленные и эгоистичные и частично закоснелые в московском чванстве и также малодоступные. Но это активные люди и большинство из них могло бы принять участие в развитии нашего Общества. И это будет их очень значительным вкладом в свою нацию.

          c. Корейцы, недавно легализовавшиеся в Москве и регионе, или недавно приехавшие в поисках работы и материального обеспечения. Это наиболее многочисленный, пестрый и активный контингент, который может служить благодатным материалом для развития нас, как народности.

4. За пятьдесят лет заселения Москвы корейцами постепенно меняется психология, культура и даже ментальность этих корейцев, особенно во втором и последующих поколениях. Детям от смешанных браков почти также чужда культура предков и исторической родины, как и самому обществу, в котором эти корейцы проживают. Опираться на этот контингент для создания реальной общины и национального этноса в регионе будет проблематично.

5. Ни одна из общественных корейских организаций не ставила своей реальной целью создание этнического сообщества, как народности, коллектива людей с оригинальной культурой, с внутренней самодисциплиной для достижения общего и личного благополучия на основе делового принципа. Эти цели труднодостижимы, требуют кропотливой деятельности, поиска и объединения активных людей, для которых долг перед коллективом играет главенствующую роль. Много проще просто паразитировать на лозунгах правильных идей и эксплуатировать созданную нашими отцами и дедами славу корейского народа, как делового, умного и сверхчестного партнера.

6. Общеизвестно и признано, что корейцы славятся не только своим трудолюбием, но и умом, активнейшей энергией в утверждении своего полноправия во враждебной устоявшейся среде российского общества. Здесь термин «враждебный» не несет антагонистический характер, но он справедлив для любого общества, в которое внедряется новый малознакомый ему элемент. В настоящее время появилось множество корейцев, которые не приемлют те ограничения русского общества психологического, бытового и производственного характера, которые существуют в обществе вне правового поля или искажаются произволом местных чиновников. Эта масса активных людей может произвести ломку устоявшихся взаимоотношений как в русско-российском обществе, так и внутри корейской диаспоры. Эти люди добиваются себе места в жизни, соответствующих их уму, талантам и той энергии нового, что несут они с собой. Этих недовольных существующим положением взаимоотношений еще недостаточно для того, чтобы сплотиться и навязать свою волю застойной элите и «вождям» корейской диаспоры. Но уже достаточно для того, чтобы эту массу людей ориентировать на благие цели развития и себя, и корейского Общества.

7. Никаким самосознанием или осознанием своего долга перед коллективом невозможно создать тот мощный правовой и деловой импульс, для преодоления инерции сознания существующей массы корейцев, для изменения их места и взаимоотношений в российском и корейском обществах. Создание коллектива, создание системы отношений индивидуума к коллективу и коллектива к индивидууму может осуществляться только на деловых принципах, в комплексе производственных, культурных, правовых и др. Эти принципы должны воспитывать в людях и деловитость, и уважение к национальной культуре, и единение разрозненного общества, и психологическую ответственность перед потомками и Обществом. Это поможет создать национальный этнос на основе всех групп людей, объединенных общей исторической судьбой, объединенных общей духовной связью.

8. Мораль нынешнего корейского общества формируется из морали множества его отдельных личностей. А у многих эта мораль – не знать и не стремиться узнать историю прошлого и не очень вникать в возможное будущее Общины. Жить только сейчас и только для себя, ибо реально только настоящее свое, личное. Они не воспринимают другие идеалы, ведущие к другим целям, кроме своих, в основе которых - деньги. Это ведет к бесплодию души и разума, к трагедии корейского общества, которое не сможет сформироваться, как народность. Волчьи законы капиталистической России поглотят и растворят в себе всех представителей корейской нации. Это, если оставить все взаимоотношения такими, какие они сейчас существуют. Но, как мы отмечали в предыдущих выводах, уже создалась объективная реальность, позволяющая надеяться на проявление этногенеза в корейской диаспоре. Конечно, смена поведенческого императива корейской массы, процесс очень длительный, требующий кропотливого труда для воспитания в каждом ощущения его принадлежности к новому этносу. И все-таки это возможно и нужно. И в Обществе уже есть личности, которым под силу осуществить этот сложный процесс формирования корейской народности. Важно, чтобы эти личности осознали свою историческую миссию в корейской среде и возвысились бы над многочисленными мотыльками, порхающими над былой славой нашего народа. И тогда корейская нация сможет иметь будущность, и сможет возродиться как субэтническая национальная культура России. И люди будут иметь твердое понятие «Родина – Россия», а не то размытое понятие «историческая родина», которое усиленно навязывают нам представители разных конфессий и разных «Корей».

О программе развития

Итак, мы можем сформулировать основную цель национальной автономии, которая и определяет программу ее развития: этой целью должно быть достижение духовной общности лиц, объединенных одной исторической судьбой и представляющих собой коллектив людей корейской национальности со своим своеобразным стереотипом поведения и культурой, адаптированных к среде обитания в соответствующем регионе России. Если эта цель будет достигнута в московском регионе, то она, эта цель, будет достигнута и в целом по России. Даже в условиях виртуальности автономий.

Для ускорения процессов изменения поведенческой инерции массы корейского общества, нам нужно отказаться от спонтанного развития его членов и вести целенаправленную деятельности по воспитанию и созданию внутреннего стремления большей части общества к национальной традиции, ее культуре.

Как это сделать?

Даже при наличии финансовых средств и политической воли власть имущих невозможно изменить ситуацию в пользу развития диаспоры без теоретической программы, без анализа ситуации и разработки конкретных мер по деятельности организации. В противном случае использование этих ресурсов можно будет рассматривать как благодеяние первобытным дикарям. Что мы уже и проходили.

Основной целью нужно поставить воспитание в людях духовной связи, не родовой или социальной, а именно духовной. Это можно достичь только комплексными мероприятиями, через производственные и общественные отношения. Это цель. Достижение этой цели может идти разными путями:

  • экономическими интересами каждого члена общества;
  • правовой поддержкой в деятельности личности или его юридического лица, включая его легализацию на территории региона;
  • привлечение индивидуумов к культурной программе Общества;
  • разные формы обучения;
  • обеспечение членов Общества рабочими местами.

Это очень емкие программы, как в финансовом плане, так и в трудозатратах и частично реализуются в Программах региональных автономий. Все эти пути должны развивать культурно-общественные отношения внутри общества, между ее разрозненными членами и содействовать их общению и единению.

Однако, наша цель не только создание возможности для общения членов диаспоры, но достижение их духовной общности. А духовное единение нации, духовная связь между людьми и означает создание национального этноса как цельного коллектива людей. А в нашем случае это возможно только при наличии и развитии общественных, но главное и производственных отношений в самом Обществе. При этом под производственными отношениями здесь понимается не отношение людей к средствам производства, а отношения людей в Обществе, не зависящие от их сознания, но которые складываются между ними в процессе производства продукции, обмена и распределения благ. Исходя из всех озвученных условий, выводов и предположений, создание производственных отношений в корейской среде является очень сложной задачей для всего Общества. Любые разумные варианты их развития должны быть рассмотрены, проанализированы, и приняты или отвергнуты для их включения в единую Программу развития корейского Общества. И здесь неоценим опыт и потенциал существующих общественных корейских организаций. И положительный и негативный. Хотя бы опыт в организации и развитии культурно-общественных кампаний по периодическим сборам значительных масс корейцев по различным поводам. Концепция создания производственных отношений внутри разрозненного корейского общества может быть основана на следующих идеях.

1. Частичная концентрация лиц корейской национальности возможна на производствах, в организациях и в учреждениях, которые или принадлежат РНКА или РНКА имеет там свое влияние. Это могут быть небольшие и средних размеров малоемкие, но выгодные производства. При этом, если РНКА будет иметь свой торговый дом, то концепция различных производств станет очень реальным делом. Мы понимаем, что все это надо организовать с «чистого листа» - скупка или создание производств, формирование производственных коллективов, налаживание системы обеспечения и продажи и т.д., но все это должно иметь свои бизнес-планы и выгодное вложение капитала, как в производство, так и в диаспору.

2. Концентрация работающих корейцев и вовлечение их в совместные процессы производства возможна путем организации правовой помощи бизнесменам корейской национальности, владеющим и собственными производствами и возможной их частичной кооперации в целях помощи всему корейскому Обществу. В настоящий момент это может выглядеть как утопия, но в случае решения правовых и организационных проблем по привлечению из регионов квалифицированных специалистов и предоставлению этим производствам некоторых привлекательных условий их функционирования, бизнесмены корейцы, конечно, откликнутся и примут участие в создании развитого корейского субэтноса в России.

3. Для реализации п.1 и п.2 российские научные организации такие, как Российская Академия инженерных наук им. А.М.Прохорова и Международный фонд «Русская наука» и другие имеют богатый опыт экспертизы научно-технических проектов и имеют значительный фонд НТП, пригодных при небольших вложениях дать приемлемую финансовую отдачу. Для Московского региона предложены конкретные проекты, перечень которых эдесь опущен, но которые могут быть предложены для развития и другим регионам. НТП могут быть выбраны и адаптированы к потребностям региона.

4. В п.п.1-3 обозначены предложения по производствам, которые могут быть организованы в Москве и регионе. Но для наших земляков очень важным аспектом деятельности является сельское хозяйство. Для привлечения элитного инженерного состава специалистов в Москву не менее важным будет предоставить возможность трудоустройства и проживания для их родственников по России. И очень важно, что это может и должно обеспечить руководство любой региональной национальной автономии.

          a. В качестве Программы по растениеводству в Москве будет создано производство нового растительного стимулятора урожайности, имеющего очень высокую эффективность. Есть намерение дать возможность, может быть эксклюзивную, нашим землякам применять новый стимулятор по всей территории России. Описание нового стимулятора роста и урожайности сельскохозяйственных культур может быть предложено тем, кто занимается фермерским хозяйством или организацией сельскохозяйственных производств.

          b. Создание промышленных производств по производству растительных масел и биотоплив на основе новой более экономичной технологии и экспорт этих продуктов и технологий в Европу или в другую страну. Технико-экономическая концепция этого проекта имеется у руководства МРНКА.

Организационные мероприятия

1. Создание собственных производств или участие в существующих производствах и развитие производственных отношений среди корейской диаспоры, обязательно приведет к удовлетворению экономических интересов членов общества, созданию материальной базы Общества и появлению духовной общности людей друг с другом, а значит и с обществом в целом. Это требует определенных организационных мер и финансовых затрат. В каждой региональной национальной автономии может быть создана своя группа экспертов высшей категории, которая могла бы анализировать и разрабатывать производственные идеи и сама группа экспертов может функционировать и перейти на самоокупаемость с получением доли прибыли с каждого внедренного проекта.

2. Разработка единой программы и общего концептуального подхода к отбору и развитию производств должна осуществляться с учетом региональных особенностей и условий.

3. Все концептуальные намерения по созданию корейского общества, как этнического образования, также как и планы оперативного взаимодействия членов Общества между собой, должны быть доведены до каждой корейской семьи, до каждого человека диаспоры. Только в этом случае возможна дискуссия внутри Общества и принятие наиболее правильных решений. И как всегда, информирование членов диаспоры может осуществляться через СМИ: газету, журнал, Интернет и т.д. На первых порах наиболее эффективной может быть газета, т.к. только она может достичь всех членов Общества: адреса всех корейских семей легко доступны и газета может быть направлена по этим адресам через почту. Однако, надо чтобы газета содержала тот материал, который был бы близок людям диаспоры и вызывал бы в них отклик на планы и действия руководства МРНКА. Но это очень нужная, но другая методологическая тема.

4. Мероприятия по обучению языку, развитию традиций и воспитанию культуре корейской нации, восприятию собственной истории, как народности на территории России с воспитанием в людях к ней чувства Родины, должны быть проработаны на основе отдельной концепции, но в соподчинении с основными целями развития корейского Общества в России.

5. В рамках настоящей публикации предложения по организационным мероприятиям носят постановочный характер только по части проблем и могут быть разработаны в виде конкретных программ только после широкого обсуждения и их тщательного анализа в целях восстановления единства людей нашей нации. Это обсуждение могло бы пройти и во всех общественных корейских организациях, и, в частности, в МНРКА, руководство которой инициировало создание новой концепции развития корейского общества на принципах преодоления распада и застоя в корейской нации, образования материально-правовой базы и организационной помощи членам Общества.

С уважением ко всем корейцам России,

Афанасий КИМ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь