КОРЕЯ — В РУССКОЙ ТАРЕЛКЕ
«Нет такой российской глубинки,
где бы не знали корейские салаты», — говорит заместитель генерального
директора одного из крупных в Твери ресторанов Светлана ЛИ, кореянка по
национальности. В Тверской области, как и в России в целом, корейские
салаты пользуются большой популярностью. Корейцев в России проживает около
140 тысяч, а своей продукцией они обеспечивают 140 миллионов россиян.
Корейцы
появились в нашей стране в 30-е годы. Как рассказывает Светлана Ли, многие
из них шли сюда на заработки, осев на Дальнем Востоке. В период сталинских
репрессий корейцев в принудительном порядке стали переселять в глубь страны
- в степи Казахстана. В поиске лучших мест и условий для жизни некоторые
мигрировали оттуда в Узбекистан. У корейцев не было ничего. В буквальном
смысле раздетые и голодные, они поневоле осваивали новые территории Средней
Азии, разыскивая пропитание всюду. Корейцы стали пробовать травы и растения,
которые ранее считались несъедобными. У местных жителей возникла поговорка:
"Корейцы с голоду не умрут". Черемша, папоротник, спаржа, одуванчики...
все это корейцы использовали в пищу, тогда и сочиняя свои знаменитые блюда.
Но настали лучшие времена. Корейцы стали приезжать в российские города,
где оканчивали вузы и оседали. "А с распадом Советского Союза началась
массовая миграция русскоязычного населения, которым мы, корейцы, себя
считаем, с территории стран СНГ в Россию", - говорит Светлана Ли.
Сегодня в Тверской области проживает 450 представителей корейской национальности,
380 из которых - тверитяне. Первые корейцы, поселившиеся в Твери, преуспели
в цветочном бизнесе. Однако приехавшие позже стали осваивать другой бизнес
- салатный. В конце 80-х в Твери открылось кооперативное кафе, в котором
впервые тверитяне смогли отведать корейские салаты. Это стало толчком
к развитию салатного бизнеса в городе: некоторые корейцы стали в домашних
условиях готовить невиданные доселе в тверской глубинке блюда и реализовывать
их на рынке. Острые на вкус салаты завоевывали все большую популярность
у тверского населения. Со временем в городе было налажено настоящее производство
продукции ассимилировавшихся корейцев.
Как удалось узнать, знаменитые корейские салаты, славящиеся своей остротой,
были придуманы именно в России. Как признается Светлана Ли, в самой Корее
ничего подобного просто не существует. Традиционные корейские блюда на
вкус кисло-сладкие, не сдобрены таким количеством разнообразных приправ,
как блюда, приготовленные российскими корейцами. В столице уже существуют
рестораны, предлагающие посетителям исконную кухню Южной Кореи, однако,
учитывая потребности россиян, хозяевам пришлось ввести в меню довольно
обширную рубрику: "Кухня российских корейцев".
По словам заведующей производством одного из крупных тверских ресторанов
Елены Цой, в феномене популярности корейских салатов нет ничего удивительного:
они готовятся из свежих овощей, очень питательны и легко усваиваются организмом.
В основе любого корейского салата - растительное масло: кунжутное, оливковое,
подсолнечное и другое. Масло особым образом прокаливают на сковороде,
в нем обжаривается репчатый лук, дающий специфический вкус, - так делают
заправку для блюда. Все продукты в корейских салатах режутся вручную определенным
образом. "Это тяжелый труд! - рассказывает Елена Цой. - Ни один русский
повар не может работать у нас, корейцев, не выдерживает такой нагрузки".
Главное достоинство корейских блюд в том, что продают их только свежими.
По крайней мере так говорят те, кто занимается этим бизнесом.
В настоящее время наименования салатов, которые готовят корейцы в Твери,
переваливают за сотню. Цена салатов в зависимости от ингредиентов в среднем
составляет 11-15 рублей за 100 граммов. Самое дешевое блюдо - излюбленная
корейская морковка, дороже блюда с морепродуктами.
"Многие думают: раз корейские салаты так популярны, значит, бизнес
прибыльный. Это мнение ошибочно. Аренда помещения, сертификация продукции,
сырье, зарплата продавцам - на все это нужны немыслимые деньги. Причем
сырье все время дорожает, да и бюрократические препоны разные встречаются.
Никогда нельзя сказать наверняка, когда окупятся затраты. Просто многие
корейцы занимаются этим, потому что умеют", - заключила Светлана
Ли.
|