НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ МГУ ИМ. НЕВЕЛЬСКОГО СЕРГЕЙ ОГАЙ: «Я РУССКИЙ СЫН КОРЕЙСКОГО НАРОДА»


ТАТЬЯНА КАШИРСКАЯ, НАРОДНОЕ ВЕЧЕ (ВЛАДИВОСТОК), 15.12.2005

     На торжественном собрании в Морском университете имени Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО, посвященном 115-летию морского образования на Дальнем Востоке, проректор по научной работе Сергей Алексеевич ОГАЙ по-молодецки легко взлетел по ступенькам на сцену, когда представитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Александр Алексеевич САМСОНОВ вручал ему медаль 300 лет Российскому флоту. В этот момент мне припомнилась короткая, но емкая, характеристика, данная ему ректором Вячеславом СЕДЫХ: Сергей Алексеевич — молодое поколение преподавателей вуза... Удивительно быстрый ум!... Не часто звучит столь высокая оценка из уст требовательного руководителя первоклассного вуза...

Сергей Алексеевич ОГАЙКак формировалась быстрота ума у Почетного работника высшего профессионального образования РФ и Почетного работника морского флота РФ, проректора по науке Сергея Алексеевича Огая? Тем более что свой юбилей коллектив Морского государственного университета имени Г.И. Невельского отметил, находясь на подъеме творческих открытий. Полным ходом идет его реорганизация в инновационную образовательную структуру Государственный морской университетский комплекс (ГМУК), демонстрируется плодотворный результат проектного управления вузом, который был поддержан Министерством транспорта РФ. Этот пионерский на Дальнем Востоке проект синтезировал капиталистический бизнес-план с социалистическим планированием, создав новую форму морского вуза XXI века, где приоритетное место занимают фундаментальные и прикладные научные исследования, масштабная инновационная деятельность по внедрению в производство новых технологий. Дирижером этой работы, которая сейчас в нашей стране на пике востребованности, является проректор по научной работе МГУ имени Г.И. Невельского Сергей Алексеевич Огай. О нем сегодня наш рассказ.

НЕ ВЗДУМАЙ СТАНОВИТЬСЯ ХУДОЖНИКОМ!

Так напутствовал Сергея Огая, без пяти минут выпускника школы, руководитель Совгаванской художественной студии Павел Захарович Лаврин.

— Дело в том, что в детстве я очень любил рисовать, — рассказывает Сергей Алексеевич, — это пристрастие у меня от отца. Он был инженером-кораблестроителем, работал на Совгаванском судоремонтном заводе, и неплохо рисовал. Помню, что в первом классе мне не составляло труда вылепить любое животное из пластелина… Но любимый мой руководитель Павел Захарович своим предостережением, заставил задуматься, куда податься после получения аттестата зрелости. К счастью для меня, в школе получил мощную математическую подготовку. Откуда она взялась? Да инженерно-технический персонал судоремонтного завода в Советской Гавани формировался из выпускников западных вузов, а специалисты приезжали с женами, которые заканчивали самые знаменитые институты страны. Так судьба подарила нам, детям дальневосточной окраины России, прекрасных педагогов. А в ДВВИМУ нас шестерых из школы утянул мой одноклассник Александр Яцкевич, который с юных лет буквально бредил морем. Он стал судоводителем, показал себя человеком железной воли и несгибаемой силы духа. Александра Яцкевича называют дальневосточным Маресьевым, ведь он стал капитаном, потеряв ноги…

Одноклассники и однокурсники верны юношеской дружбе. Огай и Яцкевич часто встречаются, а уж в юбилейные дни обязательно. Конечно, вспоминают незабываемые бурсацкие годы.

И в училище Сергей Огай не оставил свое увлечение живописью, обрисовывал все роты наглядной агитацией.

— Мне даже дозволялось В.И. Ленина маслом рисовать, — посмеивается он над реалиями прошлых лет.

Во время беседы с Сергеем Алексеевичем Огаем непроизвольно повторяла про себя хрестоматийные строки Михаила Ломоносова: И будет собственных Платонов, и быстрых разумов Ньютонов российская земля рожать.... Но, как и во времена Ломоносова, педагогический процесс воспитания ума, а значит и рождение личности, до сих пор не поставлен на конвейер. Быстрый разум так и остался штучным товаром, рождение которого подвержено стечению обстоятельств и непредсказуемым случайностям. И по сей день это остается тайной, которую хочется познать…

Сергей Алексеевич в общении оказался из той счастливой породы людей, одно присутствие которых заполняет любое пространство радостью, энергетика его натуры столь высока, что лучится осязаемыми пучками света. Даже когда он просто заразительно смеётся…

— Сергей Алексеевич, так мы с вами декабристы?

— В каком смысле?

— Да родились в декабре! Если не секрет, какая у Вас группа крови?

— Первая, положительная...

— Так мы еще с Вами и одной крови! А знаете, что наша кровь, как выяснили японские ученые, самая древняя и распространена среди жителей Европы... Я хорошо представляю, как Вы начинаете работать над какой-нибудь проблемой: долго ходите вокруг стола, вон даже за десять лет тропу натоптали на паркете, перебираете бумаги, ни с того, ни с сего начинаете листать какую-нибудь книгу... И вдруг — опа! и мысль ухватилась, и все теперь вас можно только с мясом отдирать от стола...

— Точно! А откуда вы это знаете?

— Так выяснили же, что мы с вами декабрьские, стрельцы. Ну, очень похожи!

И мы уже вместе откровенно хохочем сами над собой.

Даже за время такого короткого шутливого разговора многое узнаешь о человеке, в глазах которого светятся ум и доброта. Но образ еще более дополняют руки Сергея Алексеевича, которые говорят о тонкости ума. Недаром художники-портретисты во все века так много внимания уделяли изображению не только лица, но и рук человека. У Сергея Алексеевича говорящие руки интеллигента в третьем поколении: аккуратные, изящной формы ладони завершают красивые пальцы с идеальными ногтями. Жесты благородны и полны достоинства. Плотная, азиатского покроя фигура у него от отца Алексея Васильевича Огая, а взгляд, мягкая улыбка от мамы, сибирячки из Иркутской области Агрипины Васильевны Шкидченко.

Родители своим примером научили Сергея Алексеевича упорно и целеустремленно трудиться. Его университетский день забит публичной работой: лекции, совещания, а в промежутках встречи со многими людьми в кабинете, дверь в который никогда не закрывается. И только вечером есть несколько часов для сосредоточенной мысли о заинтересовавшей проблеме. И в таком стремительном темпе Сергей Алексеевич Огай привык трудиться, по его признанию, со студенческих лет.

…Несколько инородно смотрелась на его рабочем столе затрепанная детская книга Приключения капитана Врунгеля. Логичнее было бы увидеть глянцевый альбом по живописи, ведь, как Сергей Алексеевич рассказывает, во время практики в Ленинграде, он буквально не вылезал из любимого Русского музея изобразительных искусств. Объяснение оказалось простым.

— Да вот случайно во время общения с выпускниками на прошедшем юбилейном вечере мне подкинули любопытнейшую информацию: вполне возможно, что автор этой знаменитой книжки Андрей Сергеевич Некрасов учился у нас в мореходке во Владивостоке. Если это подтвердится, тогда история морского университета пополнится еще одной интересной страницей… А впервые эта веселая повесть была опубликована в журнале Пионер в 1937 году. Сейчас пытаемся найти книжку про Врунгеля, вышедшую в 50-е годы, где, как рассказывают, есть биография автора и упоминается Владивосток…

В ПЛЕНУ У «МЯГКООБОЛОЧНИКОВ»

В этот плен Сергей Алексеевич с удовольствием попал еще курсантом судомеханического факультета. Его выловила как потенциального научника старший преподаватель по сопромату Таисия Георгиевна Друзь. Еще бы! Юный курсант с таким интересом погрузился в изучение всех общетеоретических дисциплин, что не оценить по достоинству эту увлеченность было никак нельзя. Две кафедры с одинаковым успехом завлекали в свои сети будущего ученого. Победила школа мягкооболочников, которая, начиная с 50-х годов, успешно развивалась в ДВВИМУ. Славу кафедре теории и устройства судов принесла научная работа по использованию высокопрочных и непроницаемых мягких оболочек, нового материала для экономически выгодных судовых конструкций и устройств. Кстати, они также выполняли специальную разработку из такого материала для космической программы. Возглавлял кафедру Борис Иванович Друзь, который и отбил подающего надежды курсанта у Грайера Артемьевича Меграбова.

— Моя биография состоялась, потому что вовремя захватила серьезная научная работа в школе мягкооболочников. Даже по сегодняшним временам тема моей дипломной работы звучит необычно: Защита доков от неблагополучных погодных условий. А в 70-е годы на пике этой проблемы работал Ленинградский проектный кораблестроительный институт. Всю нашу бригаду (проект был коллективный, бригадный) отправили на преддипломную практику на Балтику. Мы окунулись в настоящую научную работу. Без скидок на возраст. Потом мне в этом институте сказали, что готовятся испытания, которые будут проводиться в Советской Гавани. Я обрадовался, была реальная возможность в родном городе участвовать в испытаниях новой разработки. И это стало реальностью! Именно в процессе живого труда над дипломным проектом я понял технологию научной работы: она невозможна без внутреннего интереса!

КАК «ДОБИТЬ» ДОКТОРСКУЮ?

Естественным продолжением проснувшейся внутренней потребности к научным исследованиям стала для Сергея Огая учеба в аспирантуре по специальности Теория корабля и защита кандидатской диссертации в Николаевском кораблестроительном институте.

— Сам удивился, когда аспирантом шаг за шагом решал задачи по своей теме, и вдруг снова вышел на доки. А тема кандидатской диссертации уже тянула на докторскую: Теория расчета пневмопанельных конструкций.

— Так в чем проблема?

— Добить докторскую диссертацию, хотя уже вышла монография Теория и расчет пневмопанельных конструкций, мешает моя натура увлекающегося человека. Взять, к примеру, подготовку выставки к 115-летию морского образования на Дальнем Востоке, организация которой пала на мои плечи. Можно было использовать кое-что оставшееся с прошлого юбилея, чуть-чуть подновить, и все… Так нет же! Не заметил, как всецело увлекся осенившей идеей, подключил профессиональных дизайнеров, озадачил все наши институты… В итоге получилось неплохо. Выставка понравилась выпускникам, сотрудникам, даже сам остался доволен.

— А не сожалеете ли иногда, что, взвалив на себя функции локомотива научного поиска в университете, потеряли себя как чистого ученого? Не будь этой ноши, времени хватило бы на докторскую, например?

— Ни о чем я не сожалею, ведь в судьбе многое решает его величество случай. После аспирантуры неожиданно попал в замполиты судомеханического факультета, где вплотную познакомился с особым институтом воспитания в училище, который, кстати, сохранен у нас в неприкосновенности. Потом назначили заместителем по учебе первых курсов в деканате. И это в мои тогдашние 30 лет! А тут вдруг еще ответственнее поручение: на целый год и.о. декана судомеханического факультета! И поехало: в 1995 году начальник училища Вячеслав Седых назначает меня начальником научно-исследовательского сектора и открытым текстом добавляет, что в ближайшей перспективе буду его замом по научной работе.

И, надо отметить, что с этого времени Сергей Алексеевич попал в благодатную струю только еще нарождающихся тенденций в подготовке специалистов морского транспорта.

В этом же году Министерство транспорта РФ выиграло грант у ТАСИС, и по нему он в составе группы из 50 работников учебных структур России (Сергей Огай был руководителем этой группы) прошел стажировку в учебных транспортных центрах Франции, Германии и Голландии.

— Нам очень обстоятельно показали, как в этих странах идет совершенствование работы транспорта. В то время там уже были логистические центры, терминалы. Что меня удивило? Во Франции, оказывается, учат в таких центрах специалистов разного уровня. С удивлением познакомился с обычными водителями. Один из них рассказал, что он проходит курс экономичной езды по Парижу! Это я к тому, что мы пока в своих центрах в университете учим моряков, которых только жизнь заставляет это делать, есть жесткие требования при получении или подтверждении рабочих дипломов для судоводителей и механиков. А в перспективе мы должны подойти к более широкому пониманию своей миссии как инновационно-образовательного, просветительского и культурного центра, давать специалистам более разнообразные знания об исследованиях и технологиях освоения Мирового океана.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПОТРЕБНОСТЬ ДНЯ

В ближайших планах проректора по науке Сергей Огая поездка в Томск. По информации в этом сибирском городе в вузах созданы интересные инновационные структуры, с которыми необходимо подробно познакомиться. Цель перед проректором поставлена жесткая: в максимально короткий срок обеспечить соответствие научно-образовательных программ национальным и международным стандартам, создать гибкую систему удовлетворения потребительского спроса на специалистов с учетом требований профильных рынков, и получить максимальный доход, который направляется на развитие потенциала университета, сохранение его сущности, индивидуальности, особенности, его моральной и интеллектуальной независимости.

Объединить все эти составляющие, доводя перспективные проекты ученых морского университета до конкретных технологий, вот задача дня.

— Многое подсказывает практика по продвижению проектов, — говорит Сергей Алексеевич. — Например, сдвинулось с мертвой точки изготовление в металле котлоагрегата (автор патента Леонид Илларионович Сень). Он неустанно повторял: Нет в мире нормальных котлов…. Изобрел свой, который защитил серией патентов. Мы долго искали партнеров, перебрали несколько заводов, которые раньше выпускали котлы. Не работают! Наконец на Алтае в Бийске нашли. Заключили соглашение на взаимовыгодных условиях по изготовлению опытных образцов. Это будет небольшой стационарный котлоагрегат с очень эффективными тепловыми узлами и широким спектром применения.

Рассказывая о проектах, Сергей Алексеевич повторял, что рисовать и писать сейчас уже недостаточно, нужно внедрять в жизнь. И тут же поделился еще одной забойной штучкой, которая в перспективе должна быть хорошо востребована в прибрежных поселках всего Дальнего Востока. Автор идеи Петр Михайлович Радченко предложил проект плавучих вырабатывающих электроэнергию ветроферм.

— Отстаивая свое изобретение, Петр Михайлович доказал, что ветер в море эффективнее, он там дует всегда: А почему бы нам не совместить плавучую платформу, какую используют нефтяники, с ветряной электростанцией? Этот симбиоз обещает быть эффективным и обеспечит электроэнергией отдаленные рыбацкие поселки. Так выглядят современные реальные проекты, которые просятся в металл. Конечно это высокотехнологичное производство, но мы к такому и стремимся. Например, машиностроители Арсеньева могли бы его выполнить, но пока нами не найден исходный капитал. А ведь нетрадиционные способы получения электроэнергии скоро будут необходимы, как воздух. Мы можем отстать от запросов потенциальных потребителей, нужно поспешать.

В такой работе, основанной во многом на интуитивном ощущении будущих потребностей общества, особенно необходима та редкая острота ума, которая дает возможность почувствовать долгосрочную перспективу нового научного направления. Так получилось в морском университете с созданием учебно-тренажерного центра по реагированию на разливы нефти. В университете осознали эту перспективность: не мытьем так катаньем добились выделения средств на приобретение для морского университета такого тренажера. На его базе был создан центр, специалисты которого разработали компьютерные модули, имитирующие методы борьбы с разливами нефти в дальневосточном регионе. Но на этом не остановились, закупили технологию и создали Институт защиты моря. Помогло в организационной работе вышедшее постановление правительства РФ Планы ликвидации разливов нефти, появились свои сертифицированные разработки. Так коллектив Института защиты моря дорос до проекта создания на своей базе Регионального учебно-тренировочного центра по ликвидации аварийных разливов нефти.

— Большая нефть в самое ближайшее время придет в наш регион, и мы должны быть готовы к тем огромным рискам, что она несет. Цена вопроса очень велика, ведь проект нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан предполагает использование супертанкеров для перевозки нефти. Тут уж, в случае аварии, компьютерами виртуально пятно нефти не ликвидируешь, должны быть ресурсы, нужно настоящее боевое оборудование. Реальная необходимость этого назрела. Недавний разлив у военных ТОФ это только подтвердил: капля мазута моментально загадила побережье Амурского залива, и действия по его ликвидации оказались дилетантскими… Сюда должны прийти профессионалы, как это делается во всем мире: есть труба, есть и центры по ликвидации разливов нефти. Специалисты у нас уже есть, например, директор Института Защиты моря Сергей Монинец — признанный эксперт от России в Международной организации по ликвидации разливам нефти. Страны АТР: Южная Корея, Япония, Китай и Россия — уже протокольно договорились по взаимным действиям в случае разливов нефти и появления мусора на море.

Инновационные достижения у морского университета налицо: за несколько лет стремительно пройдена дистанция от первого компьютерного тренажера по разливу нефти до разработки технико-экономического обоснования проекта центра, который сделан специалистами вуза по заказу Министерства транспорта РФ, в нем учтена и региональная составляющая. Новое руководство Федерального агентства морского и речного транспорта отнеслось к этой разработке очень заинтересованно, стройка-то нефтепровода уже начинается. Так что на сегодняшний день Морской государственный университет имени Г.И. Невельского явно наработал лидерские ресурсы в этом направлении, объединив под своей эгидой интересы Приморской краевой власти, судовладельцев, нефтяников и Международную организацию по предупреждению разливов нефти. Последняя протокольно подключилась к этому проекту как инвестор, обещая 20 процентов от необходимых средств.

«Я РУССКИЙ СЫН КОРЕЙСКОГО НАРОДА»

— с юмором сказал о своей национальной принадлежности Сергей Алексеевич Огай.

— А когда паспорт получали, что стояло в упраздненной теперь пятой графе?

— Русский. Я же вырос в русской культуре, на родном корейском языке даже мой дед не говорил, а тем более его уже совсем не знал мой отец, закончивший Горьковский институт инженеров водного транспорта. Мама русская, после окончания Иркутского медицинского института по распределению приехала на работу в Советскую Гавань. Мои предки по отцовской линии были выходцами из Кореи. Они были из тех корейцев, которые 140 лет назад, спасаясь от голода, пришли на территорию российской империи на Дальнем Востоке. Дед Василий Васильевич Огай окончил Киевскую духовную семинарию, был священником, но когда молитвы не спасли от смерти его мать, он отрекся от сана и всю жизнь проработал учителем русского языка и литературы, директором школ в Хабаровском крае.

Так выяснилось, что Сергей Алексеевич потомственный русский интеллигент, как это ни парадоксально звучит. И наблюдательный человек отчетливо увидит проявления этого во всем его облике. Характерная деталь, прозвучавшая у него вскользь: в семье к родителям обращались только на Вы.

— Как можно перевести Вашу фамилию?

— Моего двоюродного деда по отцовской линии звали О Ха Мук. Так что моя настоящая корейская фамилия О. Мне рассказали, как получились фамилии русских корейцев Огай, Когай… Надо ведь было как-то пришельцев из Кореи зарегистрировать, через переводчика спрашивали: Как твоя фамилия? Они отвечали: Моя фамилия О. А по-корейски это — О гай. Так и записали.

— Вас в Южной Корее за своего принимают?

— Нет, сразу спрашивают: "Полукровка?" — смеется Сергей Алексеевич, — у меня получилось, как у композитора Альфреда Шнитке, который во время войны выбирал между национальностями родителей: быть евреем или немцем. Ему посоветовали: Да пиши любую, не все ли равно, что в паспорте. А он ответил: Так бьют ведь по морде, а не по паспорту…. Это к вопросу о национальности. Я считаю себя гражданином России, что не мешает мне активно участвовать в работе Российского комитета, входящего в состав Международного комитета по мирному воссоединению Севера и Юга Кореи при Президенте Южной Кореи. Был избран в него от общественных корейских организаций Дальнего Востока. Кто из простых граждан России может, как я, сказать, что дважды ручкался с президентом Южной Кореи Но Му Хён на приеме в его резиденции? Мне он запомнился общительным, умным человеком, искренне желающим мирного воссоединения корейского народа.

— В чем же тогда, на Ваш взгляд, историческое предназначение русских корейцев?

— Я не сторонник бытующей среди некоторых представителей корейской диаспоры однобокой позиции национальной замкнутости, создания глухой автономии. Мы — граждане России и должны вносить достойный вклад в процветание Родины. Наша семья живет по принципу: Где родился, там и пригодился. Так получилось, что каждое поколение усиливало русскую составляющую: у меня жена русская, у сына тоже, они с будущей женой в один детский сад ходили. Алексей пошел по моим стопам, окончил судомеханический факультет, сейчас уже кандидат технических наук, доцент кафедры теории и устройства судна морского университета. Время летит, кажется, ну вот только что он на этой же кафедре путался у меня под ногами, играл модельками, а уже подающий надежды молодой ученый… Молодежь нас во многом обскакала. У Алексея — трое сыновей. Так что мы с женой теперь возле дома гуляем с широкой коляской, где спят маленькие близнецы, а рядом бегает старший внук Сергей. Как-то слышим за спиной: Ты смотри, сами уже немолодые, а трое маленьких детей имеют… Молодцы! А молодец наш сын, который сразу, как только женился, заявил, что ему надоело быть одиноким ребенком, у него будет много детей. И слово сдержал их уже трое!

К 140-летию поселения корейцев на российском Дальнем Востоке общественная организация корейцев в Москве выпустила объемную Энциклопедию российских корейцев, одним из инициаторов издания которой выступил известный московский ученый, автор пяти зарегистрированных открытий Броня Цой. Один из редакторов этого издания стал Валентин Чен, который возглавляет Российский комитет по мирному воссоединению Юга и Севера Кореи, главный редактор газеты "Российские корейцы". Есть в этой книге страница и о Сергее Алексеевиче Огае.

Порой документальные данные о родственниках приходят к Сергею Алексеевичу с самой неожиданной стороны. Журналист Валерий Королюк начал заниматься историей морского университета. Как-то он пришел к Огаю и спросил: Знакомо ли имя Аполлония Огая?

— А как же, это брат отца, у него пятеро сыновей в Хабаровске. И Королюк рассказал, что откопал интересные документы в архиве НКВД. В 1934 году курсанты морского техникума во Владивостоке организовали из благих юношеских побуждений Корейскую коммунистическую партию (пацаны!). Плачевный результат был предсказуем: они были арестованы прямо на плавпрактике, по трапу судна спустились уже в наручниках. Правда, к счастью, это был не 37-й, с ними побеседовали и отпустили, но на морской карьере был поставлен жирный крест. Их отчислили, а личные дела передали в архив НКВД.

— Имя у Вашего родственника редкое Аполлоний…

— Да российские корейцы вообще чудаки, умеют выискивать такие замысловатые имена как Броня, Флора, Анита…, — отшучивается Сергей Алексеевич.

По долгу службы Сергею Алексеевичу приходится часто бывать в командировках в Москве, где он встречается с Валентином Ченом, Броней Цой, и он обязательно гостит у старшей сестры Галины, и у тетки по отцу Ираиды, которая, несмотря на возраст (1924 г.р.), до сих пор стоит за операционным столом, как опытнейший хирург. У них он окунается в корейские традиции, наваливается на домашнюю острейшую корейскую лапшу, готовить которую они мастерицы. Дома жена не очень-то позволяет отдавать предпочтение острым корейским блюдам…

ГОРЖУСЬ АВТОРИТЕТОМ СРЕДИ КАПИТАНОВ!

В этом просто, без похвальбы признался Сергей Алексеевич. Жена Наталья Яковлевна, врач-офтальмолог Дальневосточной центральной бассейновой больницы, рассказала такой случай. Пришел к ней на прием капитан и, узнав, что Огай — ее муж, уважительно отозвался о нем, как о специалисте по остойчивости судна: Еще бы, ведь столько лет он отплавал капитаном…, — понимающе добавил пациент. Для Сергея Алексеевича, как специалиста с базовым образованием судомеханика, это высочайшая похвала.

Сергей Алексеевич Огай был руководителем разработок прикладных программных продуктов для проверки знаний моряков и контроля мореходных качеств морских судов, получивших признание Министерства РФ и Российского морского регистра судоходства. В настоящее время регулярно читает лекции по остойчивости, и уже несколько поколений капитанов благодарны ему за фундаментальные знания по этому сложнейшему предмету, от которого часто зависит жизнь экипажа.

Другой его гордостью стало участие в реализации научно-исследовательского проекта Дальневосточный плавучий университет Федеральной целевой программы. В рамках этого проекта парусное учебное судно Надежда совершило экспедиционные плавания в экваториальной части Тихого Океана, на шельфе Японского, Охотского и Берингова морей. По договоренности с институтами ДВО РАН в этих экспедициях участвовали академические ученые (научный флот из-за отсутствия средств простаивает), которые проводили в ее ходе эксперименты на установленном ими оборудовании, читали для курсантов лекции. Например, впечатляющим был эксперимент с лазерной пушкой лидаром, сигналы которой, посланные в атмосферу, позволили выявить большую аномалию в районе Средиземного моря на высоте 40 километров. Ученые предположили, что это выбросы от горящих нефтепромыслов после первой операции Буря в пустыне американских войск в Ираке.

— Для курсантов такие экспедиции — время очень напряженной работы, но зато эффект колоссальный, у молодежи, сразу на несколько порядков, расширяются научные горизонты. Соединенные усилия академической и вузовской науки позволили дешево, всего за миллион рублей, осуществить экспедицию и получить ценные научные результаты.

— Что Вы сейчас читаете?

— Очень заинтересовала книга По коду Леонардо да Винчи… Как происходят открытия, что для этого необходимо создать, какие условия? Вот загадка!

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь