НЕОБХОДИМО ЗАКЛЮЧИТЬ СОГЛАШЕНИЕ
Александр КИМ,
руководитель масс-медиа Ассоциации корейцев Кыргызской Республики
Уважаемые
участники форума!
Для меня большая честь участвовать сегодня в работе данного, весьма важного
форума. Тема, которая была озвучена на этом информационном форуме, очень
актуальна на сегодняшний день. И я надеюсь, вместе мы примем конкретные
решения.
Зарождению корейских СМИ как основного «рупора» советских корейцев уделялось
немаловажное значение. Начиная с 1923 года с создания на Дальнем Востоке
газеты «Сэнбон», корейского радио, которые и после депортации в 1937 году
в Казахстан продолжали свое святое дело.
В Кыргызстане развитие корейских СМИ сложилось несколько иначе. Корейцы
в Кыргызстане начали обустраиваться после 1953 года. В основном это были
крестьяне-земледельцы, из Узбекистана и Казахстана.
С первых дней пробуждения корейцев как нации, имеющей историю, язык, многовековую
традицию общежития, группа инициаторов и активистов стали поднимать вопрос
создания Корейского национального культурного общества. Так в декабре
1989 г. была создана Ассоциация корейцев Кыргызстана.
В январе 1998 года, когда из разрозненных отдельных организаций, таких
как: «Чинсон», «Асок», НТО, «Квахак», «Чингу», «Коре Ноин», «Мугунхва»,
«Кореада» было образовано единое «Общественное объединение корейцев Кыргызской
Республики».
Тогда же были провозглашены основные задачи Общественного объединения
корейцев: возрождение культуры, обычаев, языка и традиций корейского народа,
укрепление связей с Республикой Корея и КНДР, оказание благотворительной
помощи малоимущим гражданам. Были созданы культурно-просветительные, общественные
организации корейцев для возрождения обычаев, традиции, культуры и языка.
С созданием объединенной диаспоры, 17 августа 2001 году на частоте государственного
радио, вещающего на всю республику, впервые раздались позывные радиопрограммы
«Ариран». У истоков ее стояла Пак Светлана Николаевна. Первые полтора
года программа выходила один раз в месяц по 10 минут. Сегодня это еженедельная
пятнадцатиминутная программа, на корейском и русском языках, в которой
отражаются актуальные проблемы корейской диаспоры в республике, так и
за ее пределами, сохранение родного языка, традиций.
Новый импульс к активизации работы корейская диаспора, в частности по
возрождению корейских СМИ, получила после мартовских событий этого года.
Когда, как вы знаете, в республике произошла смена власти. Для корейской
диаспоры, как и для всего Кыргызстана, это возможность кризис превратить
в шанс.
В это время корейская диаспора в Кыргызстане выбрала нового президента.
Им стал известный в республике бизнесмен и меценат – Сан Борис Анатольевич.
Общественное Объединение корейцев было переименовано в Ассоциацию корейцев
Кыргызской республики. Выступая перед делегатами конференции, новый президент
озвучил четкие приоритеты дальнейшего развития. Это в первую очередь касалось
участия в экономической жизни страны, активная работа с молодежью и возрождение
корейских СМИ в Кыргызстане.
Работа по возрождению СМИ началась с выпуска ежемесячного бюллетеня, который
уже осенью, я надеюсь, станет полноценной газетой. Называется бюллетень
«Иль-Чи» (Единство).
Признаемся, у нас нет такого многолетнего опыта который есть у казахстанских
и российских корейских СМИ, опыт воздействия на читательскую и слушательскую
аудиторию, а также подготовку кадров высшей квалификации. Но у нас есть
огромное желание внести свою лепту в зарождении корейских СМИ в Кыргызстане.
И надеемся отметить 70-летие депортации корейцев со своей газетой, радио
и телевидением.
Основные проблемы, которые встают перед корейскими СМИ:
— Основные проблемы, с организацией работы корейских СМИ связаны с недостатком
кадров и отсутствием должного профессионализма работников СМИ, а также
отсутствием системы подготовки журналистских кадров.
— Смена поколений. Так как особо ценными специалистами являются немногочисленные
специалисты, одинаково успешно работающие как в русскоязычных, так и в
корейских редакциях. То процесс смены поколений осложнен несколькими процессами.
Это в первую очередь недостаток уровня владения корейским языком среди
лиц среднего и молодого поколений журналистов.
— Другая проблема корейских СМИ — это незаинтересованность аудитории,
связанная с недостаточным знанием родного языка, утратой опыта преподнесения
информации на корейском языке и сложностью поддерживать интерес к корейским
СМИ в течение длительного времени, что давало бы возможность поддерживать
достаточную степень владения родным языком и должный уровень пользования
им.
Для разрешения данных проблем необходимо:
— Сохранение интереса к корейским СМИ, адаптирование материалов СМИ в
содержательном и языковом отношении к аудитории;
— Необходимы какие-либо радикальные изменения в методике обучения родного
языка, которые позволили бы приступить к профессиональной подготовке журналистских
кадров;
— Целенаправленная политика, направленная на «выращивание» и «воспитание»
читательской аудитории среди подрастающего поколения.
* * *
Столица и деловой центр республики – город Бишкек. Здесь
проживают около одного миллиона человек. То есть менее двадцати процентов
населения всего Кыргызстана. Но именно здесь сосредоточены 80 % СМИ.
Это девять метровых и дециметровых телевизионных каналов, 12 (!) кабельных
фильмовых каналов. Более пятидесяти специализированных газет. Две городские,
остальные национальные. (Основной тираж республиканских газет выходит
в Бишкеке). Более тридцати специализированных журналов. Двадцать три радиостанции.
Тем не менее, несмотря на столь огромный выбор, население города испытывает
явный недостаток в информации. Это касается и корейцев проживающих в Кыргызстане.
Новости с исторической Родины мы получаем с кабельного канала «Ариран»
(это доступно далеко не всем), а также маленьким порциями с метровых российских
каналов. Деятельность радиопередачи охватывает далеко не все проблемы,
выпуск бюллетеня еще не охватывает широкий круг читателей. Что касается
информации о деятельности корейских диаспор стран СНГ, это решается несколькими
экземплярами газет, которые мы получаем из Казахстана и России. Этого
явно недостаточно!
Чтобы решить эту проблему, необходимо сотрудничество СМИ наших стран во
имя создания единого информационного пространства. Поэтому я поддерживаю
идею создания информационного портала корейских организаций и СМИ стран
СНГ.
Для этого необходимо заключить соглашение между корейскими СМИ стран СНГ,
и возможно зарубежья о создании единого информационного пространства.
Это будет мост по обмену оперативной информацией, о развитии корейских
диаспор стран СНГ. В портале помимо основных материалов должна включаться
информация, не вошедшая в материал газеты или радиотелеэфира.
Также необходимо создать раздел, в котором наши соотечественники могли
бы познакомиться, переписываться, обмениваться интересной и полезной информацией.
Для молодежи можно создать чат, в котором в реальном времени они могли
общаться.
И в защиту создания единого информационного пространства, мне хочется
привести высказывание директора Швейцарского проекта «Гражданское развитие.
Поддержка Медиа. Исследования и Анализ» Викена Четеряна, который выступал
с докладом на региональной конференции «Будущее государств Центральной
Азии» проходившей в Бишкеке. «Я потрясен, какая большая разница между
работой масс-медиа в Швейцарии и республиках бывшего Советского Союза.
Вы не представляете, как трудно работать в Центральной Азии, и как легко
в Женеве, сидя в кабинете и получать все данные о странах по Интернету
или отдельных корреспондентов, а затем самому готовить материалы».
Спасибо за внимание.
|