НА ГЛАВНУЮ

НОВОСТИ

Юрий ЦХАЙ: «НЕ ВСЕ НА ЭТОМ СВЕТЕ РЕШАЕТСЯ ЗА ДЕНЬГИ»

      За последнее время в жизни корейцев Казахстана произошли важные исторические события. Представители корейского движения впервые приняли участие в выборах в местные законодательные органы власти и одержали первые победы на политической арене страны. В Медеуском районе города Алматы на пересечении улиц Гоголя и Барибаева началось строительство Корейского дома, под крышей которого найдут приют корейские общественные организации, художественные коллективы, средства массовой информации. Все эти начинания – результат планомерной политики, проводимой Ассоциацией корейцев Казахстана.
     На вопросы специального корреспондента «Ариран-Пресс» отвечает президент АКК, руководитель холдинга «Достар», председатель Совета директоров АО «Банк «Каспийский» Юрий ЦХАЙ.

Юрий ЦХАЙ     - Юрий Андреевич, вы в течение семи лет возглавляете Ассоциацию корейцев Казахстана. Какие основные результаты деятельности АКК можно подвести за этот период?
      - Прежде всего, я хотел бы сказать спасибо тем, кто стоял у истоков корейского движения. Сам факт создания Ассоциации корейцев Казахстана – в этом уже их большая заслуга.
      На сегодняшний день мы сумели объединить сильную группу людей, которые сейчас составляют актив АКК. Своей работой они укрепили положительный имидж корейцев в Республике. Я думаю, это наше достижение. За это время корейцы внесли свой вклад в экономику страны. В частности, электронный бизнес в Казахстане оказался практически на сто процентов корейским. Мы можем этим реально гордиться. В финансовой сфере также есть хорошие результаты. Например, большинство собственников Банка «Каспийский», являются корейцами и успешно управляют им. За два года по показателю валюты баланса банк поднялся с двенадцатого на шестое место в рейтинге крупнейших банков страны. Это уже реальный финансовый инструмент. Конечно, мы к этому приходили постепенно. На начальном этапе все боялись, так как прямых гарантий не было. Но сейчас вот уже два года мы работаем очень неплохо. Недавно мы приняли решение наладить работу Кустанайского дизельного завода, который до сих пор находился в весьма плачевном состоянии. Банк «Каспийский» на этапе реконструкции профинансировал его. Это будет реальный показатель нашей работы в масштабах страны. Потом будут вспоминать не отдельные имена или фамилии, а скажут об общей заслуге всей нации: «Это сделали корейцы, они осилили неподъемное дело».
      Более того, корейское движение в Казахстане созрело настолько, что сегодня мы непосредственно участвуем в политической жизни. Корейцы занимали высокие посты и в советский период, и уже в независимом Казахстане, но как политическая сила наша диаспора участвует в жизни страны впервые. Время не высовываться прошло. В парламент надо выдвигать своих кандидатов, чтобы мы могли защитить бизнес. И если представители Ассоциации корейцев Казахстана могут принести пользу стране и своим соотечественникам, надо использовать эту возможность. В сентябре этого года мы приняли участие в выборах в местные маслихаты, и с первого захода, не дожидаясь второго тура, выиграли их. В сентябре член Президиума АКК, руководитель крупной строительной компании «КУАТ» Олег Нам стал депутатом Алматинского городского маслихата. Это тоже наше достижение.
      Ну, и самое важное: в корейском обществе всегда бывают разногласия. Есть они и сегодня, но это в основном размолвки на бытовом уровне, а по большому счету у нас разногласий нет. Я за место председателя АКК не цепляюсь. У меня есть свой бизнес, я могу участвовать и в законодательной сфере, - поля деятельности хватает. В следующем году у нас будет съезд, и я себя сейчас спрашиваю, есть ли у меня заряд, новые идеи, какие были в 1996 году. Главное мое обязательство относительно строительства Корейского дома, которое было дано на съезде АКК, я должен выполнить. И мы это сделаем.
      - Получается, что заветная мечта корейцев Казахстана – Корейский дом, уже в ближайшем будущем будет претворена в жизнь?
      - Строительство Корейского дома в Алматы уже началось. Мы начали рыть котлован. И об этом, в принципе, мало кто не знает. Силами двух групп компаний: Казахмыс и Банка «Каспийский» Корейский дом будет построен и передан Ассоциации корейцев Казахстана.
      - А вы не пробовали собирать средства на строительство Корейского дома всем миром, призвав всю корейскую общественность Казахстана?
      - Когда корейское движение только набирало обороты, была некоторая эйфория и переоценка реальности. Первоначально мы хотели, чтобы основную часть денег собрала корейская общественность, а группа бизнесменов оказала бы свою поддержку. Но когда мы столкнулись с реальностью, то оказалось, что люди не готовы к этому. Поэтому от первоначальной идеи пришлось отказаться. С помощью общественности мы собрали около 10 тысяч долларов. Для сравнения скажу, что на сегодняшний день этот объект с оснасткой, оборудованием, благоустройством стоит около миллиона долларов.
      Вообще-то сбор благотворительных пожертвований почему-то всегда порождает лишние разговоры. Поэтому впоследствии мы вообще отказались от сбора денег на строительство Корейского дома. Просто, если есть заказчик, он начинает вносить в проект свои изменения. Если общественность собирала деньги, об этом надо постоянно людей информировать. Одному стены нравится, другому потолок. Я так посчитал: главное – сделать, а потом пусть обсуждают и критикуют. А то пока будут обсуждать, пройдут годы. А на собранные 10 тысяч долларов мы построим памятное сооружение, олицетворяющее нашу идею, и поименно назовем тех, кто принял участие в этом.
      Первоначально мы хотели выстроить грандиозный Корейский дом, но потом подумали: все-таки столица переехала в Астану, подрастает новое поколение, мы им оставим – пусть они со временем, когда окрепнут, построят что-нибудь новое.
      - А перед вами не вставал вопрос о помощи со стороны Южной Кореи?
      - Нет, абсолютно не вставал.
      - И вообще как вы думаете, в каких случаях корейцы СНГ имеют моральное право обращаться за помощью к своей исторической родине?
      - Я считаю, никакого морального права. Мы очень уважаем Корею, это наша историческая родина, но также нужно понимать, что наши социальные вопросы они решать не обязаны. У нас достаточно знаний, сил, мы здесь выросли. Другие же выживают, почему мы не должны? Я больше скажу. Мы даже у себя в стране стараемся отказаться от всяких льгот. Когда другие национальные объединения просят льготы на поступление в вузы, я всегда выступаю против, нам послаблений не нужно. Можно представить: из тысячи человек, пришедших без экзаменов в университеты, девятьсот будут бесполезными людьми. Кому они будут нужны, если они не конкурентоспособны? Пусть будет один работник, чем сто разгильдяев. Такова моя позиция.
      Недавно в Сеуле на международном форуме корейских бизнесменов мы делали презентацию о Казахстане, о нашем корейском движении. И единственное, с чем я обратился к ним, – с предложением о внедрении в Казахстане корейских технологий. В Республике Корея специально создан Эксимбанк – государственный банк, который должен распространять в мире корейскую технологию. У нас сейчас началось сотрудничество в этой части, мы открыли кредитную линию и будем ее увеличивать. В этой связи я обратился с просьбой обратить внимание на Казахстан. Сейчас в экономике важнейшая стратегическая задача нашей страны – индустриализация. Наш президент говорит: хватит торговать сырьем, надо производить продукт с высокой добавочной стоимостью. Сейчас для этого в Казахстане созданы благоприятные условия. Есть Банк развития, Инвестиционный фонд, Инновационный фонд, с этой базой можно развиваться. Кроме того, за шесть-семь лет корейцы Казахстана подготовили профессиональных менеджеров, прекрасных специалистов, а самое главное – есть инструменты финанса. Если мы сейчас начнем сами придумывать технологии, которые уже есть в Южной Корее, у нас уйдут десятки лет. И под помощью я подразумеваю только такие предложения. Отношения между корейцами Казахстана и Республики Корея должны развиваться на равных, партнерских условиях. А просто просить деньги?.. Такой вопрос вообще не стоит. Ну, а потом, когда дают деньги, нужно что-то давать взамен. А мы хотим сохранить свое лицо.
      - Сейчас у вас предстоит поездка с президентом Казахстана в Республику Корея, чего вы от нее ожидаете?
      - Я жду очень многого. Наш президент был в Южной Корее последний раз в 1995 году. Там тогда был другой президент, да и Казахстан был другой. Гражданское общество только находилось на стадии формирования. За последние годы страна очень изменилась. Мы все учились. Думаю, что после нашего визита отношения деловые и другие начнутся в другом размере и другом темпе. Дело в том, что в Корее не знают ситуации в нашей стране. Они думают, что если в России совершаются политические убийства, то же самое происходит и у нас. Поэтому визит главы государства может решить очень многие вопросы. Кроме того, еще раз скажу, что перспективы экономического сотрудничества наших стран очень широки и взаимовыгодны. Поэтому, я думаю и глубоко верю в то, что это будет новый этап деловых отношений.
      - Юрий Андреевич, а как вы думаете, можно говорить о единых интересах бизнесменов-корейцев СНГ? Например, существуют ли общие цели у корейского бизнеса России и Казахстана? Или каждый должен решать свои вопросы исключительно собственными усилиями?
      - Когда мы встретились в Сеуле с лидерами всех корейских диаспор на инаугурации президента Республики Кореи, Ро Му Хен в своей речи дважды упомянул Россию. Я тогда подумал, если бы он только намекнул на Казахстан, мы бы здесь горы свернули.
      Не сравнить Казахстан и Россию, с ее огромной мощью, богатой природой. Конечно, локомотивом всех корейцев СНГ должна быть Россия. Но сколько я туда не ездил, корейский бизнес Казахстана как таковой там не интересен. Поэтому нам надо думать, как экономически объединить усилия. Если бы лидер корейцев России сказал: «Господа, я могу посадить за стол крупных финансистов, бизнесменов, будем работать над созданием реальных проектов». Мы могли бы тогда в Казахстане поднять активы, это была бы совсем другая сила.
      Конечно, в любом случае мы придем к тому, что наши усилия надо будет объединить. Я думаю, в России появятся такие люди. Не потому, что я лично хочу этого - политически, экономически все к этому идет. Если мы завтра увеличим свои активы до 3-5 миллиардов долларов, куда дальше двигаться? Естественно, в Россию. Потому что она огромная, у нас один язык и одинаковая ментальность. И было бы очень хорошо опереться в России на надежных людей, двигаться вперед, и уже совместно защищать общие интересы. Я очень надеюсь на то, что они появятся, и жду этого.
      - А разве создание в России таких организаций как Международный союз корейских ассоциаций (МСКА), на открытии которого вы присутствовали в Москве в 2001 году, Общество корейских бизнесменов стран СНГ и Балтии, куда Казахстан также входит, является средством к той цели, о которой вы говорите?
      - На самом деле, при создании этой организации, четкой и ясной цели не было. Была общая задача – объединить усилия. Но как этого добиться? Нужна программа действия, нужен механизм. Вот это не было решено до конца, и совсем не проработан финансовый механизм. Мало провозгласить о создании организации, надо еще и подкрепить это решение реально, чтобы задачи уже поэтапно начали решаться. Хорошо, мы тогда все проголосовали и провозгласили организацию, которая по идее должна координировать корейский бизнес в рамках всего СНГ. Но она должна же реально существовать. Там должны работать люди, офис, телефоны, налажен постоянный обмен информацией, предусмотрены командировочные расходы. Я спросил тогда, как будет организована вся эта работа. Москва предложила лишь всем внести в дело сумму. Потом оказалось, что одни не могут, затем отказались другие, и я тогда понял, что это мертворожденный ребенок. И мой интерес сразу угас.
      - Юрий Андреевич, наверное, не будет преувеличением сказать, что корейцы Казахстана – это некий идеал, к которому можно стремиться. Потому что они сплочены, здесь есть идея, к которой они двигаются, у них есть цели, которых они хотят достичь, результаты работы, молодежный центр, на который равняется вся корейская молодежь СНГ. Скажите, как вам этого удалось добиться?
      - Надо иметь желание.
      - Но этого недостаточно. Ведь хотят все, а получается у немногих.
      - Нужно искреннее желание. Честно сказать, у нас молодежный центр родился не сразу, а лишь с третьей попытки. Но я считаю, что он уже успешно действует, потому что, наконец, мы нашли достойного лидера, который четко осознает задачи, стоящие перед нашей молодежью.
      Самое главное - консолидация будет везде. Ситуация должна созреть. Вот почему у нас началось объединение? Потому что бизнесмены, доходя до определенного уровня, упирались головой в потолок. Кореец начинает по-настоящему кое-что понимать лишь тогда, когда его ударят по голове, заберут созданное им собственными руками. В Казахстане ситуация сложилась такая, что нам есть за что бороться, что защищать. У нас было много примеров, когда отдельные предприниматели, действуя в одиночку, враз теряли все свое имущество, а то и жизни. Сейчас ситуация изменилась, потому что растет бизнес. Когда он маленький, он не может себя нормально защитить, а когда он выходит на более высокий уровень, это уже политика. Вот и вся арифметика. Она естественна, нормальна.
      Я эти вещи уверенно говорю, потому что у нас есть идея. И есть команда. Не все на этом свете решается за деньги. Надо указать людям цель, зажечь их, заинтересовать. Почему в 1917 году столько людей пошло вслед за Лениным? Ради денег? Вовсе нет. Время энтузиастов не прошло. Просто нужно действительно хотеть и верить.

Дмитрий ШИН,
г. Алматы

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь