НА ГЛАВНУЮ

БИБЛИОТЕКА

ЖИЗНЬ В СТРАНЕ ТРАГИЧЕСКОГО АБСУРДА
(ГОВОРЯТ ПОТОМКИ) / Сост. Н.Д. ГЕ
Место издания: Алматы
Алматинское общественное объединение «ТОНГНИП»
Год издания: 2008
Тираж: 1.000 экз.

Аннотация:

В 30-х годах советская власть уничтожила практически всю корейскую интеллигенцию. Из оставшихся в живых она сформировала новую генерацию людей, лишенных своей национальной самобытности, а самое главное, сузила их стремления и мечты до размеров потребностей своего семейного клана.

Не забываем ли мы о том, что каждый представитель своего народа, являясь его частью, наделен негласной ответственностью за использование и сохранение культурного наследия нации внутри своей семьи. Его главная обязанность — при любых обстоятельствах, передать своим детям навыки общения на родном языке, знание основных национальных традиций и истории своего народа. Можно сказать, в этом служении Вечному и есть смысл пребывания человека на земле.

Каким образом «прессовали» наших предков-патриотов в тюремных застенках, как из них «вытряхивали» все, что называется «национальной самобытностью», в каких условиях приходилось выживать старшему поколению после его насильственной депортации с Дальнего Востока в Казахстан — обо всем этом повествуют их потомки в данной книге.

От составителя:

Идея создания этой книги была продиктована определёнными обстоятельствами. Она обращена, с одной стороны, во всё более отдаляющееся с бегом времени прошлое наших предков, а с другой — в бесконечное будущее потомков, ибо многое из того, что вы узнаете из материалов, включённых в сборник, должно стать уроком для всех последующих поколений.

Для меня, как составителя книги, обязательно нужна была мощная мотивация стратегической важности подбираемых к опубликованию здесь материалов. И такие мотивы сегодня имеются. Они продиктованы вопиющей неинформированностью корейской молодежи Казахстана о жизни их соотечественников, живущих сегодня в независимых государствах Центральной Азии и Казахстана. О том, что в конце 40-х годов XX века весь цвет нашего народа по сфабрикованным обвинениям и доносам был брошен в тюрьмы и расстрелян. Кто они? Правильно ли устроена наша жизнь, если сегодня мы не знаем их легендарные имена? А ведь именно эти люди дают нам уроки патриотизма и любви к родному народу и служат примером для подражания.

Рано или поздно всё тайное становится явным. Погружение умом и сердцем в содержание документальной повести Эльвиры Михайловны Ким (1926-1994) «Жизнь в стране абсурдов» позволит читателю воочию увидеть бесчеловечный механизм функционирования рухнувшей советской системы — системы «управляемого абсурда», по выражению Э.М. Ким. В поисках правды о судьбе своего отца автор тщательно исследовала ставшие ей доступными архивные материалы, хранившиеся в местных органов бывшего Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, которые были рассекречены только после развала «империи зла».

Сегодня, наверное, мало кто задумывается над тем, что после насильственной депортации корейцев в 1937 году, уже на территории Казахстана в 1938 году, закрывая все 380 национальных школ, два техникума и один педагогический институт, советская власть открыто выразила своё наплевательское отношение к корейской национальной культуре. При такой форме реализации «ленинской» национальной политики, которая прославлялась официальной идеологией и пропагандой, сложно было рассчитывать на выживание нашего родного языка. Положение, в которое были поставлены корейцы, с точки зрения возможности сохранить и развивать свой язык как основу национальной культуры, напоминает поведение «гостеприимного» хозяина, угощающего гостя-цаплю супом, налитым в плоскую тарелку.

Процесс национального обезличивания культур малочисленных народов Союза ССР достиг апогея как раз в период застоя (стагнации) советского общества. В результате этого процесса сформировалось многотысячное поколение людей с особым, советским мировоззрением. Оно отличается тем, что у большинства граждан разных национальностей оказались утраченными истинный интерес к основам культуры своих народов, желание к ним приобщиться и их познать.

Нередко приходится слышать: «А нужно ли знать родной язык, раз нет в нём потребности?» Если исходить из прагматизма, то в такой постановке вопроса можно уловить некоторую логику, но ведь то, что может быть приемлемо для развития рыночной экономики исходя из глобального её характера, — плохо (и даже трагично) для сохранения национальной самобытности.

Трагедия усугубляется ещё и тем, что такое противоестественное для национальной ментальности мировоззрение может передаваться последующим поколениям.

Мировоззрение общества формируется и изменяется под воздействием средств массовой информации, общественных организаций и политических партий, но главным образом - в семейной среде, где происходит становление и формирование характера и души молодого человека. Вспомним, как нам «пудрили» мозги по поводу умирающего и загнивающего капитализма. В результате вся советская система оказалась в анналах истории, то бишь в анальном её отверстии. Что касается сохранения национальной культуры, то и здесь «проклятые буржуины» далеко обошли нас. Я убеждаюсь в этом, когда встречаюсь с соотечественниками из других стран. Выявилось, что из двенадцати стран, где осели корейцы, только советские и кубинские не знали родного языка.

Только теперь, когда моя собственная жизнь вступила в стадию осени, начинаешь осознавать, что духовное развитие корейцев происходило в отрыве от своей этнокультуры. Стоит ли удивляться, что в нашем советизированном сознании в большинстве случаев отсутствуют даже ростки истинного национального самосознания. Этим, на мой взгляд, объясняется тот факт, что, несмотря на все попытки, которые предпринимались патриотически настроенной национальной интеллигенцией за годы независимости Казахстана, мы так и не смогли овладеть родным языком.

В чем же дело? Спросите представителя любого народа, проживающего вне его исторической родины: нужно ли знать, изучать язык своей нации? Заранее уверен, в стопроцентном утвердительном ответе. И только постсоветские граждане начнут приводить массу аргументов — почему это делать не обязательно. И главный из их нигилистических доводов — отсутствие объективной и субъективной в этом потребности.

Почему мы так самозабвенно и терпеливо изучаем и впитываем культуры, языки, религии стран, куда нас разбросала судьба, и так легко отодвигаем от себя своё родное, исконное? Может быть, такова наша национальная особенность? — задается вопросом Галина Моисеевна Ким в своей статье: «К вопросу о менталитете большинства советских корейцев при тоталитаризме».

Знакомство с подобными материалами, овладение историческим знанием необходимы каждому человеку, чтобы он мог понять себя и только потом принимать необходимые жизненные решения. Только познавая себя, можно познать мир, — говорил древнегреческий философ Платон.

Мы все с криком появились на этой прекрасной Земле, а уходить будем одинаково молча, думая: что я оставляю после себя? Известно, что человек за свою жизнь должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Сегодня, когда мне самому далеко за пятьдесят, и вопросы материального достатка, казалось бы, в основном решены, я понял, что упустил самое главное — не передал детям знание родного языка, культуры и истории своего народа, а значит, и дети моих детей будут обречены на эту ущербность. И виноват в этом я. Это грех, который я стыдливо ношу в своём сердце. И чем дальше иду по жизни, тем явственнее ощущаю, что в силу разных обстоятельств, до сих пор не выполнил своего главного назначения на земле.

Наши предки, расселяясь на Дальнем Востоке Российской империи, несмотря на тяжелейшие условия адаптации (несопоставимые с теми, в которых мы сами сейчас живём), в первую очередь организовывали национальные школы и тем самым открывали путь к Источнику Знаний и Культуры. На протяжении более полувека мы были вынуждены пользоваться из общего (правда, великого) Источника русской культуры. Более того, кладовая этого Источника пополнялась и вложениями наших соплеменников.

Кто не знает имён выдающегося российского писателя-классика Анатолия Кима, поэтов-бардов Виктора Цоя и Юлия Кима, солистки Большого театра Людмилы Нам, многократной олимпийской чемпионки Нелли Ким и многих других. А сколько мастистых учёных мужей дала научному миру корейская диаспора! Можно много говорить о том, что на стыке культур разных народов рождаются общепризнанные шедевры науки, литературы и искусства.

Теперь я понимаю, что рано или поздно за ошибки в национальной политике, в национальном вопросе обязательно приходится отвечать, а то и расплачиваться потомкам. Ошибки такого рода характерны не только для отдельных исторических личностей, они свойственны стратегии и тактике целых государств и систем. Мудрость старших поколений проявляется в том, что и через века заслуги и дела их лучших представителей будут значимы и почитаемы потомками.

Моё сегодняшнее мировоззрение открыло мне истину о том, что разумная часть человечества существует ради того, чтобы сохранять, развивать, создавать, распространять и передавать потомкам духовное наследие своих народов. Всем нам, временно пребывающим на Земле, дано право и счастье участвовать в этом захватывающем процессе созидания Вечного. Грех не воспользоваться этим правом.

Нужно прийти к пониманию того, что отношение корейцев к основам своего духа — национальному языку, истории и культуре — могут измениться только с изменением их мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение человека формируется, как известно, в определенно организованном информационном пространстве.

Может ли человек по-настоящему любить национальные ценности своего народа, если он пребывает вне этих ценностей? С ним никто не говорил на родном языке, не пел песен, не рассказывал о судьбе и истории его народа. Ему не приходилось читать о фольклорных и реальных героях, стоявших у истоков борьбы за независимость Кореи. Информационное пространство, в котором мы обитали, не могло заложить в нашем мировоззрении адекватные основы здорового национального патриотизма.

Поэтому я уверен, что главной стратегической программой для корейской диаспоры на сегодня является организация процесса по изменению её сознания и мировоззрения.

В этих целях необходимы, на мой взгляд, следующие шаги:

— объединение как минимум 70-80 процентов корейских семей, ЕДИНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ. В наших условиях это может сделать только газета «Коре ильбо». Она должна доставляться в каждую корейскую семью, независимо от субъективного отношения к этому её членов. Эту национально-патриотическую акцию следует проводить ежегодно во всех местах компактного проживания корейцев за счёт средств наших соотечественников-бизнесменов, успешно работающих в этих регионах, а также благодаря добровольным пожертвованиям. Что станет истинно патриотическим деянием, нацеленным в будущее.

Практической реализацией этой долговременной просветительской программы должны заняться филиалы Ассоциации корейцев Казахстана (АКК) или любые другие общественные национальные организации, которые осознают важность создания единого информационного пространства — главного по эффективности средства возрождения национального самосознания корейцев;

— консолидация всех корейских электронных СМИ (республиканская телепрограмма, радио) и общественных организаций вокруг идеи создания в корейской среде стабильного общественного мнения о важности изучения родного языка;

— создание республиканского методического центра по созданию современных учебно-методических пособий, направленных на практическую помощь в изучении корейцами родного языка, своей истории и культуры;

— организация попечительского совета по финансированию соответствующих образовательных проектов и иных культурологических форм, с тем условием, что все они должны быть нацелены на возрождение родного языка, истории и культуры сзоего этноса.

В завершение приведу фрагмент из выступления Государственного секретаря Республики Казахстан на выездном заседании Ассамблеи народа Казахстана, состоявшемся в июле 2007 г. в Государственном корейском театре музыкальной комедии. Канат Саудабаев заявил, что сегодня в Казахстане корейская диаспора живет не хуже, чем на земле своих предков. В стране созданы надлежащие условия для настоящего возрождения национальных культур всех представленных в Казахстане 130 национальностей, и если кто-то эти возможности не использует, то в этом виноваты они сами.

Таким образом, становится понятным, что все судьбоносные и стратегические проблемы национального возрождения корейской диаспоры определять и решать будем мы сами.

Выдюжим ли?..

Николай ГЕ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь