НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЁ СИНМУН" (УССУРИЙСК)

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ В КОРЕЕ


ИДА КИМ

    Уже стали привычными для нашего слуха жалобы на плохую жизнь. Однако что такое плохая жизнь, каждый меряет по-своему. Кто-то имеет квартиру, хорошую работу, отличное здоровье и при этом считает, что зарплата могла бы быть и побольше, квартира попросторнее, а со здоровьем ничего не произойдет. А есть такие, у которых всего этого нет. Речь пойдет о тех людях, которые волею судьбы стали постоянными клиентами социальных учреждений.

Мне посчастливилось стать участником совместного проекта, который был осуществлен весной-летом нынешнего года. Руководители социального департамента Приморского края ездили в Южную Корею, чтобы собственными глазами увидеть благотворительную работу католиков.

Дело в том, что в Уссурийске уже несколько лет осуществляет свою деятельность Приход Римско-Католической церкви. Его нынешний настоятель отец Доминик активно занимается социальной работой, он и стал организатором поездок. Один из его последних проектов – строительство городского приюта для лиц без определенного места жительства, проще БОМЖатник. До сих пор учреждения такого плана в нашем городе не было, поэтому в приморской делегации был замглавы Уссурийского городского округа Андрей Андреевич Скирута. Признаюсь честно, что самое большое впечатление на меня произвел именно корейский БОМЖатник. Но в этой статье речь пойдет о других направлениях социальной работы.

В Корее мы побывали в двух домах для престарелых людей, в доме малютки, в доме для инвалидов (умственно отсталых людей), в благотворительной столовой и ночлежке для бомжей.

В свою очередь, священнослужители из РК затем побывали в социальных учреждениях Приморья. Здесь они познакомились с детскими домами-интернатами для умственно отсталых детей в Екатериновке и в Уссурийске и побывали в доме-интернате для престарелых и инвалидов в Покровке.

Общий вывод, который я сделал для себя после окончания акции, это то, что несмотря на разный уровень жизни наших стран, в работе учреждений социальной сферы есть одно общее – люди, которые посвятили свою жизнь заботе о ближних, именно от них зависит, становится ли приют родным домом для постояльцев.

Южная Корея, город Ганг Ринг
Дом для инвалидов (умственно отсталых людей). Орден святого Франциска.

Дом для инвалидов (умственно отсталых людей)Приют был образован в 2002 году по инициативе шести женщин, у которых родились дети-инвалиды. Естественно, что у них таких больших средств не было, поэтому они обратились к помощи государства. Государство построило приют и передало в ведение католической епархии. В свою очередь монахи ордена францисканцев обратились в епархию, чтобы этот приют передали им.

Умственно отсталыми считаются люди, коэффициент интеллектуальности у которых меньше 72%, для сравнения у собак и свиней он составляет 65%. Недавно сюда поступила больная в возрасте 21 год, с IQ 45%.

В приюте находятся люди в возрасте от 18 до 40 лет. Считается, что после 40 лет нет никакой надежды, что у человека улучшится состояние, и лечить его становится бесполезно. Куда отправлять пациентов после 40 лет руководство еще не знает, потому что пациенты еще не доросли до этого возраста, приют очень молодой. Но сейчас уже пора задумываться над этой проблемой, и, скорее всего, следующим пристанищем для инвалидов станет дом престарелых.

Основные средства на содержание приюта идут от государства: зарплата работников, содержание здания. Приют рассчитан на 40 человек, но в настоящее время находятся 36. Из 18 человек персонала, директор и его помощник - монахи ордена францисканцев, остальные мирские люди. Затраты на содержание одного постояльца составляют около 800 долларов в месяц. 80 % затрат перекрывается из государственного бюджета, остальные деньги ищет орден францисканцев.

До поступления сюда больные находились либо в семьях, либо в детских приютах. Детские приюты появились в стране сравнительно недавно, потому что если в корейской семье появлялся такой ребенок, его пытались спрятать подальше от людских глаз. Сейчас ситуация поменялась.

До обеда больные учатся, после обеда идут на прогулку в горы, расстояние около 5 км. Кроме этого занимаются спортом, дают концерты, проходят физиотерапию.

Подобных учреждений в Корее много, но это самый большой и хорошо организованный приют, по-нашему — образцовый.

Родители и родственники сами приходят и посещают детей. Когда ребенок хочет домой, его отпускают в любое время, если, конечно, дома не возражают.

За весь период существования приюта четверых забрали домой, потому что они были очень агрессивными и били других.

У нас в России в таком учреждении обязательно должны находиться врач и медсестра. Здесь достаточно медсестры, которая сразу отправляет в больницу. У таких приютов тесные связи с больницами, с государственными и с образовательными структурами.

Эти связи помогают в работе. Например, если детей вывозят в парк на прогулку, то оплата за билет осуществляется с большими скидками.

В процессе лечения отбирают больных детей, у которых наблюдаются улучшения, приставляют к ним воспитателя, выделяют квартиру, и они живут дальше отдельно. Это делается для того, чтобы пациенты привыкали жить самостоятельно и приспосабливались к обычной жизни. Те, кто попадает в такие группы, работают по несколько часов в день.

За пребывание в приюте родители, сами отдающие детей, вносят плату около 200 долларов в месяц. Те больные, которых направляет государство, содержатся бесплатно. Бюджет выделяет им 70 долларов в месяц, на карманные расходы.

Контролирует работу приюта мэрия, проверка происходит каждый год.

Южная Корея, город Сеул
Центр социальных услуг, благотворительная католическая организация «Каритас»

Дневной стационар для пожилых людей

Центр социальных услуг, волонтеры-парикмахерыЭто одно из лучших социальных учреждений Кореи. Утром пенсионеров привозят и вечером увозят. Среди них есть совсем одинокие, к таким социальные работники приходят на дом, приносят еду, ухаживают за ними и поддерживают чистоту.

Заведение рассчитано на 23 человека, обслуживающий персонал 8 человек. Здесь постоянно находятся два врача, причем они приходят сюда в свободное время и помогают бесплатно как волонтеры. Стационар считается реабилитационным центром. Лечение проходит по традиционной корейской медицине, физиотерапия, акупунктура. Недалеко находится большая больница, и если пациент нуждается в лечении, то его отправляют туда. В неделю раз стариков вывозят в баню.

Система финансирования такая же, как и в доме интернатов для инвалидов — основное содержание, около 80 % берет на себя государство, остальное выделяет «Каритас», всемирная католическая благотворительная организация.

Детский сад

Здесь находятся дети из тех семей, у которых доход ниже прожиточного минимума. Направляют в этот детский сад государственные структуры. Пребывание в простых детских садах обходится родителям дороже. Здесь хорошо поставлена работа, дается отличное образование, и поэтому люди хотят отдать детей именно сюда, даже существует очередь.

Очень большой объем работ в центре выполняют волонтеры, делая практически все: ухаживают за больными, работают парикмахерами, делают массаж, готовят еду и т.д.

Конечно, существуют критерии отбора, ведь подстричь может только парикмахер, сделать массаж только массажист, приготовить еду только здоровый человек.

Но на работу с детьми разрешение дает только государство.

У нас в Советском Союзе существовало тимуровское движение, но в нем участвовали дети и подростки. В Корее волонтерами работают взрослые люди. Честно говоря, в нынешние времена трудно понять, что может подвигнуть человека трудиться бесплатно.

Отец Пауль, директор центра социальных услуг:

— Человек приходит и сам говорит, в какой области он хочет работать. Его проверяют и определяют на какую работу отправить. Волонтерская работа очень тяжелая. 90 % наших волонтеров — прихожане католической церкви, верующие.

Во всех учреждениях и организациях нашей страны есть определенные часы, которые работник должен посвятить волонтерской работе, приезжают студенты и школьники старших классов, это всячески стимулируется. Т.е. школьники, студенты, рабочие, служащие знают, что определенную часть работы они сделать обязаны.

Кроме того, если помощь оказывают строительные организации, то они приносят с собой стройматериалы, инструменты, все сделают и уходят. Если это фирма по изготовлению продуктов питания, то помогают продуктами.

Почему наши социальные учреждения так успешно работают? Потому что есть три ступени: государство, католики и волонтеры. Государство выделяет деньги, католики все организовывают, волонтеры оказывают бесплатную помощь. Бывает так, что фирмы или спонсоры хотят чем-либо помочь, но не знают, как сделать и куда идти. Наши представители сами выходят на эти организации и говорят, кто и в чем нуждается.

— Из 90 процентов волонтеров все только католики?

— В основном да. Есть небольшой процент буддистов и протестантов. Это получается из-за того, что священник обращается именно к католической общине. Протестанты тоже ведут такую работу, и там пастора обращаются к своей пастве.

Но это ни в коей мере не означает, что люди, которым оказывается помощь, обязательно должны быть католиками.

Южная Корея, город Чангсунг
Дом пожилых людей «Дом Франциска», орден святого Франциска

Социальная работа в ордене святого Франциска началась в 1963 году. Этот дом предназначен исключительно для пожилых людей, проживающих в этом районе.

Вначале было очень трудно. Когда хотели построить здесь такое учреждение, то местное население бастовало и протестовало, в холле учреждения висит старая фотография с манифестантами. Дело в том, в некоторых районах, где есть подобные заведения, они находятся в плачевном состоянии, вокруг них антисанитария и грязь, и поэтому люди возражали против строительства. Администрация этого района тоже была против. Власти считали это для себя тяжелым беременем. Из-за этого францисканцы долго не могли получить разрешение на покупку земли. На это ушло два года. Но сейчас «Дом Франциска» стал самым популярным и уважаемым учреждением в этой местности. В настоящий момент в нем проживает 65 человек, есть специальные программы для тех пожилых людей, которые не могут попасть в этот дом, но нуждаются в помощи.

Существуют три направления работы. Государство отбирает 65 человек, старше 60 лет, сильно нуждающихся в лечении. Второе направление — это пожилые одинокие люди, которые находятся дома и не в состоянии ни сварить, ни убраться. Тогда специальные работники идут к ним домой и делают всю работу. И третье направление — это набирается группа из 5 человек, которые нуждаются в лечении, и они находятся в доме три месяца в году, получая медицинскую помощь. Они здесь получают лечение, а через три месяца привозят других 5 человек.

Бывает, что люди находятся здесь временно. Например, старики живут с родными, а семья куда-то уезжает. Тогда можно устроить пожилого человека в дом Франциска, максимум до 3-х месяцев. Временное пребывание бесплатное, потому что и на временное проживание берут людей из малообеспеченных семей. Постояльцев отбирает государство, потому что оно является основным содержателем дома.

Штат состоит из 49 человек, сюда входят врачи и медицинские работники. Основную часть средств выделяет государство 80%, недостающую часть компенсируют францисканцы, которые находят спонсоров. Работу руководства дома контролирует государство. К сожалению, нуждающихся пожилых людей очень много.

Расходуются государственные деньги, поэтому государство следит за этим строго.

Кого поместить в дом, решает социальный отдел администрации, для этого надо собрать буквально несколько справок. Определяют по таким показателям как есть ли дом, машина, семья, состояние здоровья. Чтобы попасть в Дом Франциска, существует очередь, но она компенсируется работой на дому.

Все здесь сделано для удобства пожилых людей. Все двери спален разного цвета, чтобы не перепутали комнаты, коридор здания вкруговую, чтобы не заблудились. В каждой комнате туалет и душевая, возле каждой кровати кнопка вызова медсестры. Обычно в таких домах 80% бабушек и только 20 дедушек. Продолжительность жизни женщин на 8 лет больше, чем мужчин.

Южная Корея, город Ин-Чон
Дом малютки «Морская звезда», орден сестер святого Павла Шартрского

Дом малютки «Морская звезда», малыш рад новому знакомствуЭтому приюту 112, он был основан в 1894 году. Страна тогда находилась в нищете, и было много бездомных детей. Первоначально из Франции прибыли три католические сестры, которые основали приют, рассчитанный на 10 человек. Сейчас в нем проживают 97 малышей от самого рождения и до 6 лет. Сестры ухаживают за детьми, дают им общее и музыкальное образование, воспитывают. Все воспитатели и социальные работники имеют высшее или специальное образование, и все они люди разных концессий.

В приюте находятся и отказные дети, и сироты. Есть и такие, которых забирают назад, когда материальное положение нормализуется.

В прошлом году из дома малютки усыновили 35 ребятишек. Сестры контролируют семьи, в которые попали их воспитанники. После 6 лет дети переходят в другой детский дом и идут в школу.

Разрешение на усыновление дает администрация. В течение трех месяцев родители посещают детей, а дети — родителей. Если все проходит нормально, то дети переселяются. Усыновленным детям до 18 лет положена бесплатная медицинская страховка и 200 долларов ежемесячного пособия. Такая сумма установлена именно в этом районе, в другом может быть другая, все зависит от бюджета администрации. В приюте работает 48 человек. 70% финансирования идет от государства и 30 от ордена сестер. В основном государство выделяет средства на зарплату, питание, одежду. А на ремонт и содержание здания, сестры сами находят средства у спонсоров.

Если после войны было много сирот из-за смерти родителей, то сейчас дети находятся в приюте по причине развода. Большинство отказных малышей это те, матерей которых отговорили делать аборт. По христианским понятиям аборт является смертным грехом и приравнивается к убийству. Монахини отговаривают женщин от этого шага и забирают новорожденных в приют, тем самым спасая им жизнь.

Из этого дома малютки детей на усыновление иностранцам не дают. После войны из страны было вывезено очень много детей, и до 1998 года этот процесс продолжался, но началось движение католиков, которые выступают за то, чтобы дети оставались на родине, появилось больше детских приютов.

Усыновить ребенка можно в любом возрасте, все зависит от супругов. Но у приемных родителей много запросов. Они хотят, чтобы группа крови подходила, чтобы были похожи на них, и т.д. Такие требования обычно выдвигают те, кто хочет усыновить новорожденного малыша, и чтобы окружающие ничего не узнали.

Медсестра находится постоянно, а врач приходит и осматривает детей два раза в неделю.

Конечно, невозможно передать словами то впечатление, которое произвели на меня корейские дома-интернаты. С одной стороны это учреждения, в которых проживают люди, нуждающиеся в помощи, с другой стороны это комфортные, ухоженные и красивые здания со всем необходимым. В нашей социальной структуре только государство заботится о малообеспеченных и сиротах, в Южной Корее есть религиозные организации и волонтеры.

 

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь