НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ СПУСТЯ

      15 августа 2000 года войдет в историю корейского народа, как день незабываемой встречи разрозненных семей, оказавшихся в результате корейской войны по обе стороны полуострова, разделенного 38 параллелью. Их насчитывается несколько миллионов. Реализуя третий пункт совместного заявления, принятого на саммите лидеров Юга и Севера власти обеих частей Кореи в качестве первого шага организовали встречи по 100 человек с каждой стороны. Сто жителей Северной Кореи прибыло в Сеул для встречи со своими родными, а сто — из Южной Кореи — в Пхеньян, где встречались со своими родными. В этот день и в Сеуле, и в Пхеньяне со слезами на глазах обнимались матери со своими сыновьями, невесты, мужья, братья и сестры, которые расстались 50 лет тому назад будучи молодыми, здоровыми, а встретились в преклонном возрасте, сразу не узнавали друг друга, изменились, постарели на полвека. Столетняя мать, обнимая своего 74-летнего сына, прибывшего из Северной Кореи, тихим голосом говорит: "Мой Чон Пхиль немного постарел".
     Еще более трогательной и печальной была встреча 81-летнего Ли Сон Хен из Южной Кореи со своей первой супругой 75-летней Хен Кён Ок, с которой расстался 50 лет тому назад. Вместе с ней пришли его сыновья Ли Чин Иль (56 лет). Ли Чин Сон (51 год), впервые увидевшие своего отца. Со слезами на глазах Ли Сон Хен обнял свою жену Хен Кён Ок и сказал: "Как ты одна с неимоверными лишениями и усилиями вырастила и воспитала двух моих сыновей". Но здесь не кончается его трагическая история. С ним вместе из Южной Кореи прибыла вторая его 82-летняя супруга Ли Сон Чжа, которая также 50 лет тому назад рассталась со своим первым мужем и сыном. Они вместе прожили более 40 лет и каждый из них встретился на земле Северной Кореи со своими родными. Первый муж Ли Сон Чжа, оставшийся на севере, давно умер, ее встретил сын, которому исполнилось 61 год. Такие трагические, в то же время радостные сцены изобиловали в эти августовские дни 2000 года и в Сеуле, и в Пхеньяне.
     Каждый, кто мало-мальски разбирается в новейшей истории Кореи, задает простой вопрос: были ли объективные причины, которые мешали встрече членов разрозненной семьи, разбросанных по всему корейскому полуострову, в США и других странах мира? Сегодня, когда в Корее все еще сохраняется далеко не идеальная стабильная обстановка, нет возможности дать объективный взвешенный ответ на поставленный вопрос. Он станет предметом глубокого и всестороннего анализа политологов, историков будущего поколения корейцев, освобожденных от нынешних образов мышления, сформировавшихся под воздействием "холодной войны", продолжавшейся на протяжении второй половины XX века. Задача нынешних наблюдателей состоит в том, чтобы содействовать начавшемуся процессу робких перемен в отношениях между югом и севером Кореи, решению конкретных проблем, разделяющих их. Здесь надо подчеркнуть, что ни одна из сторон не должна предпринимать действия, которые противоречат достигнутым договоренностям на саммите лидеров двух Корей. В этой связи нельзя не отметить, что по тем сообщениям прессы, которые поступают из Кореи, Северная Корея решительно заявила протест против намечавшегося совместного военного учения вооруженных сил Южной Кореи и США. Если такое учение будет проводиться, то Север аннулирует достигнутое соглашение между двумя Кореями и не будет выполнять свои обязательства. Насколько все это серьезно, пока трудно судить. Но этого нельзя допустить. Правящие круги Южной и Северной Кореи, вероятно, серьезно думают над этой проблемой.
     А между тем после Пхеньянского саммита возникли благоприятные предпосылки для достижения договоренностей по конкретным вопросам, затрагивающим интересы обеих частей Кореи. Так, развивая результаты первого тура встречи членов разрозненных семей, обе стороны склоняются к тому, чтобы в ближайшем будущем провести второй тур встречи членов разрозненных семей. Его масштабы должны быть более значительными, с обеих сторон в обе Кореи направятся по несколько сот человек. Сам порядок и процедура оформления поездок тоже должны быть облегченными.
     Обе стороны на уровне министерств обсуждают вопросы восстановления железнодорожного сообщения, почтовой, телефонной связи. Важные экономические вопросы также находятся в поле зрения правительств обоих Корей. Накануне национального праздника освобождения — 15 августа президент Республики Корея Ким Дэ Чжун еще раз подчеркнул значение решения вопроса о встрече разрозненных родственников и заявил, что надо добиваться его кардинального решения путем свободного выбора своего местожительства каждым членом разделенных семей.
     Во время встречи с представителями средств массовой информации Южной Кореи Ким Чен Ир положительно оценил встречу разделенных родственников и заявил, что Северная Корея со своей стороны будет содействовать и дальше проведению таких встреч в более крупных масштабах.
     Одним словом, пока есть надежда, что контакты, которые установлены между Севером и Югом, будут расширяться, хотя на этом пути возникнут препятствия и недоразумения. Конечно, некоторые высказывания Ким Чен Ира на упомянутой встрече с журналистами Южной Кореи вызывают настороженность и тревогу. Так, он прямо заявил, что сила его власти опирается на военщину, его единоличная власть — реальный факт, что Северная Корея в любое время может сделать то чего захочет. Они лишний раз свидетельствуют, что северокорейское общество находится еще очень далеко от норм демократии и свободного волеизъявления его населения.

Маркс ХАН,
профессор, председатель объединения РФ, СНГ, Восточной Европы по делам консультативных комиссий комитета мирного объединения Кореи

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь