НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

МЫ ОБРЕЛИ ЗДЕСЬ РОДИНУ

Юрий Андреевич ЦХАЙ     В Казахстане сегодня одна из самых крупных корейских диаспор из всех республик бывшего Советского Союза. Десять лет назад в Алма-Ате была создана Ассоциация корейцев Казахстана. Пять лет ее президентом является Юрий Андреевич ЦХАЙ. Специальный корреспондент "Корейской диаспоры" Надежда ГАРИФУЛЛИНА встретилась с ним в его офисе в южной столице республики, как теперь называют Алма-Ату, и взяла у него интервью.

     — Юрий Андреевич, как вы стали президентом? — сходу огорошила я его вопросом.
     — О, это долгая история, — улыбнулся он. — Не зная моей жизни, пожалуй, трудно будет понять, почему пять лет назад я принял предложение корейской общественности.
     — Тогда — для начала — расскажите о себе: откуда вы родом, кто по профессии, где ваши корни?
     — Что ж, — согласился мой собеседник, — видимо, придется рассказать. Родился я в 1948 году в Казахстане — в селе Новотроицкое Джамбульской области. Особенно ничем не отличался, рос, как и все мои сверстники. После окончания школы поступил в Киргизский государственный институт физкультуры. Занимался боксом, правда, личных высоких достижений в спорте у меня не было.
     — А почему вы выбрали именно бокс?
     — Заниматься им меня заставила сама жизнь. В детстве я был маленьким, щуплым, более сильные пацаны были не прочь меня обидеть. Чтобы отстаивать свое достоинство, я и решил заняться боксом. Закончив институт физкультуры, начал тренерскую деятельность — в Чуйском районе на маленькой станции Чу. Оттуда перевели меня в Джамбул, в Алма-Ату, в Москву. С 1980 по 1989 год был тренером сборной команды Советского Союза по боксу. Стал заслуженным тренером Казахстана и Советского Союза. На Олимпийских играх 1984 года должен был быть официальным тренером, они, правда, не состоялись. Но в этом статусе я участвовал в играх в 1988 году в Корее.
     — Как у каждого педагога и тренера, у вас, наверное, тоже были свои самые любимые ученики?
     — В 1989 году меня пригласили работать в Южную Корею. В 1990-1992 году я готовил команду этой страны к Олимпийским играм, которые состоялись в Барселоне, и вот там, в Корее, у меня пробудилось национальное самосознание. Когда-то я стеснялся того, что я кореец, стеснялся говорить на своем языке и не знал его. Мои старшие брат и сестра умерли, я остался старшим, и родители хотели, чтобы оставшиеся дети выжили. Они всегда говорили мне: "Ты должен обязательно окончить институт, стать инженером". Родители работали в колхозе, мать и отец окончили всего лишь начальную школу, поэтому мечтали, чтобы их дети получили высшее образование.
     И вот в Южной Корее я увидел, что за короткое время эта страна добилась больших успехов. Я увидел, как она поднялась, увидел огромные достижения в развитии науки и техники, и у меня появилась гордость — я ведь тоже кореец. И у меня начало меняться сознание. Тогда же, в Корее, я принял решение заняться бизнесом. Ведь ту цель, которую я поставил еще в юношестве, я практически уже реализовал. Теперь стал искать новое для себя дело.
     Вернувшись в Казахстан в 1992 году, занялся бизнесом. И, думаю, довольно успешно. В становлении бизнеса мне, конечно, помог спорт. Практически все руководство страны и многие в Казахстане меня знали как одного из тренеров, который подготовил больших спортсменов. В бизнесе, оказывается, связи — это очень серьезная база. Всему остальному можно было поучиться в Южной Корее. Там я проштудировал основы бизнеса, а дома основал компанию "Достар" (в переводе с казахского "Друзья"). Теперь это одноименная корпорация. В Казахстане она довольно известна. У нас есть предприятия. Например, мелькомбинат выпускает прекрасную муку. Сотрудничаем с южнокорейской компанией "LG" — в плане совместного выпуска телевизоров и электроники.
     — И все же — как вы стали президентом?
     — Наверное, в том, что мне предложили возглавить Ассоциацию корейцев Казахстана, самую главную роль сыграло строительство в 1995 году в Алма-Ате бизнес-центра. Он стал одним из первых в Казахстане. Когда мы его начали строить, многие сомневались, удастся ли это человеку из спорта, тем более — из бокса. Но у меня очень много знакомых и среди строителей, они помогли, поддержали. В общем, все трудности удалось преодолеть, и бизнес-центр мы построили. Я тогда почувствовал, что люди действительно признали меня как делового человека. И мне предложили возглавить Ассоциацию.
     — Правильно ли я поняла, что вы лично, как бизнесмен, финансируете деятельность Ассоциации?
     — Это не так. Я профинансировал ее лишь на первом этапе. Раньше было очень много разговоров вокруг финансирования. Кто-то что-то пришлет, потом идет разбираловка — куда что ушло. Увидев это, я сказал: "С этого момента таких разговоров не будет". И действительно, на протяжении пяти лет финансовых разборок у нас нет. Абсолютно! На первом этапе я помог. Теперь Ассоциации помогает деловой круг — бизнесмены. Я говорю им: "Если речь идет о средствах в сто тысяч, то это огромные деньги. Но если их поделить на десятки бизнесменов, это небольшая сумма".
     И сегодня наши бизнесмены поняли, что Ассоциация нужна, она может помочь осуществить их интересы. И мы сотрудничаем на взаимовыгодных условиях, потому что мы нужны друг другу. Мы — деловым людям, деловые люди — нам. Здесь поле наших общих интересов.
     — В начале июня этого года Ассоциация корейцев Казахстана отметила свое десятилетие. Пять лет из десяти ее возглавляете вы. Каким было это десятилетие для Ассоциации? Что сделано за эти годы?
     — Я очень благодарен тем людям, которые создавали Ассоциацию. Поэтому одна из целей проведения юбилейных мероприятий было большое желание отблагодарить людей, которые стояли у ее истоков. Ведь это общественная организация, где никто не получает заработной платы, тем не менее они поняли, что надо создавать организацию, которая консолидирует казахстанских корейцев, и все свои силы отдали реализации этой задачи. Правда, становление Ассоциации шло не просто. Корейцы ведь тоже со своими амбициями. В Казахстане мощная корейская интеллигенция, и каждый считает себя великим ученым. Поэтому были разногласия, были проблемы, и все же самое главное то, что они организовали движение и поддерживали его в течение пяти лет.
     Но время меняется. Начался переход к рыночным отношениям. Поэтому, наверное, должны были придти новые люди, которые бы знали законы рынка. И, потом, чтобы принимать решения, помимо идеи нужны еще и финансы. К тому времени я в бизнесе уже кое-чего добился, были кое-какие средства, которые я решил направить на общественное движение. И с того момента никаких разногласий в Ассоциации практически не было. И самое важное, самое главное то, что на сегодняшний день наше общество консолидировано. Это люди, которые находятся во властных структурах, это ученые, это бизнесмены, это деятели культуры. И сегодня все мы четко понимаем, что, только объединившись, мы можем чего-то добиться.
     Празднование десятилетнего юбилея Ассоциации мы провели масштабно. Но праздник был не самоцелью. Мы хотели показать, что наше общество действительно консолидировано, и не только на просторах Казахстана, но и на территории всего бывшего Советского Союза. К нам приехали гости из России, из Узбекистана, Киргизии, а также из дальнего зарубежья — Южной Кореи, Америки, Японии, Китая. То, что корейцы жили и живут в Казахстане, было всем понятно. Но то, что корейцы действительно консолидированы, мы в этот раз четко и убедительно показали. Наверное, это самая главная цель и задача нашего праздника.
     И, как я уже сказал, мы хотели поблагодарить наших ветеранов, которые стояли у истоков движения корейцев в Казахстане. Мы отобрали со всего Казахстана пятьдесят человек — тех, кто честно, добросовестно и ответственно относился к этому делу, тех, кто сеял семена, а потом заботливо ухаживал за ростками движения. Тех же, кто сеял раздоры, кто действовал нечестно, мы отодвинули в сторону. И когда в зал пришла молодежь, она увидела: чтобы вот так тебя когда-нибудь чествовали, нужно жить: правильно, честно и порядочно.
     И третий момент — нам в рамках Казахстана уже тесно, мы хотим общаться с корейскими диаспорами Америки, Китая, других стран. И в юбилейные дни такую возможность получили тысячи наших соотечественников.
     — А каково сейчас самочувствие корейцев Казахстана в социально-экономическом и культурном плане?
     — Я вам одно могу сказать: те проблемы, которые существуют в нашем государстве, естественно, все мы ощущаем тоже, и говорить, что у корейцев все в порядке, было бы абсолютно неправильно. Есть масса вопросов, но мы их не поднимаем ни на уровне правительства, ни даже в Ассамблее народов Казахстана, потому что я, например, четко понимаю — какой бюджет у государства, какое экономическое положение. Просто сотрясать воздух мне не хотелось бы. Для того и создана наша Ассоциация, чтобы по возможности решать свои проблемы самим.
     — Поделитесь — как вы их решаете?
     — Как решаем? Приведу пример. Есть в Алма-Атинской области Каратальский район, его центром является город Уштобе. В 1937 году первые эшелоны с корейцами прибыли туда. Там выгрузили наших отцов и дедов, которые абсолютно не знали ни языка, ни культуры, ни традиций казахского народа. Конечно, для них это была страшная трагедия. Но тем не менее они выжили и вырастили нас. Сейчас в нашей стране тяжелая экономическая ситуация, как и в других странах СНГ. Как быть? Я собрал наш президиум, корейскую общественность и сказал: "Дорогие друзья, мы можем много говорить, что Казахстан стал для нас Родиной, но надо от слов переходить к делу. Давайте возьмем этот район и подумаем, что мы можем сделать". В районе сейчас компактно проживают 7 тысяч корейцев, а все население района — 50 тысяч. Я обратился к акиму области (губернатору): "Есть у нас такая идея..." Он ее правильно воспринял, переговорил с президентом Казахстана, тот дал "добро", и теперь акимом Каратальского района является наш соотечественник — кореец Роман Ким.
     Корейцы в основном занимаются сельским хозяйством. В советские времена как было? Сдали продукцию государству — и получили деньги. Сейчас рыночные отношения, государство в них не принимает участия. Получается так: крестьяне вырастят урожай, а реализовать его не могут. На помощь пришла Ассоциация. В прошлом году мы реализовали в Москве тысячу тонн лука. Для этого мне пришлось поднять договоры между Казахстаном и Москвой, потом поехать к нашему премьер-министру, взять от него письмо, отправиться с ним в Москву и обратиться к господину Лужкову. Юрий Михайлович дал поручение правительству Москвы, а там нам сказали: "Если продукция у вас качественная и цена подходящая, давайте работать". И первый шаг был сделан. Реализована тысяча тонн отменного лука. Москвичи высоко оценили его качество. Вот такими мерами мы и помогаем нашим соотечественникам выжить в это сложное время.
     Я думаю, что это только начало. Мы сделали ставку на менеджмент в аграрном секторе и сейчас разрабатываем большую сельскохозяйственную программу. Когда у нас была московская делегация, я сказал им: "Друзья мои, давайте смотреть реально. Если мы восстановим хотя бы на 30 процентов из того, что делалось в советское время, мы принесем неоценимую помощь своим соотечественникам". Напомню, что в советское время из Казахстана в Москву отправлялось около ста тысяч тонн лука. К сожалению, за последнее десятилетие все связи нарушены. Москва закупает овощи в Польше, Болгарии. Но наши ведь не хуже! Поэтому мы хотим восстановить прерванные контакты.
     Что касается Каратальского района, то могу сказать, что подписаны соглашения с банком "Каспийский" и рядом крупных компаний об инвестировании 1,5 миллиона долларов в его развитие. Районом заинтересовались и южнокорейские компании. В Республике Корея подписано несколько меморандумов о привлечении новых технологий в Казахстан. Наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев обещает посетить осенью этого года Каратальский район. А наша Ассоциация взяла значительную долю ответственности за развитие района на себя. Вот наша конкретная задача и работа.
     — Корейскому театру музыкальной комедии в этом году исполняется 67 лет. То есть этот театр был основан в советское время. У корейцев Казахстана была своя газета "Ленин кичи", которая выходила на корейском языке.
     — Было, было! Но сегодня государство не может их содержать. Сегодня — в принципе — государство должно содержать одно-два здания как бы главных театров. А что касается национальных газет и театров, то в будущем государство содержать их не будет и передаст их полностью на наше попечение. Например, газету "Коре ильбо" правительство Казахстана уже передало в управление Ассоциации. Возможно, в текущем или в 2001 году такое решение примут и в отношении театра. Так будет. И нам скажут: "Если театр нужен корейцам — пожалуйста, содержите его". И мы к этому готовимся уже сейчас.
     — Видимо, исходя из этой тенденции, вы решили позаботиться и о школе-лицее?
     — Естественно! Мы видим, что сейчас нужны новые, образованные люди, поэтому приняли решение в этом году открыть международную школу-лицей. Выкупили здание, сделали ремонт и сейчас готовимся к открытию. Мы знаем, что у большинства талантливых детей сегодня нет возможности учиться. У кого она есть — учатся в Америке, в Англии. А в регионах, в глубинке, я уверен, есть талантливые дети. Но пробиться у них нет возможности. Поэтому мы будем давать гранты наиболее способным ребятам. Планируем провести конкурс, для чего создали специальную комиссию. И первые десять наиболее одаренных детей получат гранты. В лицее дети будут по углубленной программе изучать четыре языка — русский, корейский, казахский и английский с перспективой продолжения учебы в престижных вузах республики и за рубежом. Все, что здесь делается, делается ради детей, ради будущего. И когда говорю об этом, очень многие меня четко и ясно понимают и поддерживают.
     — Юрий Андреевич, я была в Доме дружбы, встречалась с деятелями других национальных общин Казахстана, и мне дали такую информацию: за десятилетие независимости Казахстана отсюда уехало около двух с половиной миллионов людей разных национальностей. Русские — в Россию, немцы — в Германию, евреи — в Израиль и т.д. Но вот корейцы из Казахстана практически не уезжают. Это действительно так?
     — Перед вами я — живой пример. Я здесь родился, вырос, добился всего, что намечал, и уезжать не собираюсь.
     — А чем вы объясните, что корейцы не уезжают из Казахстана, а, наоборот, как вы сказали, приезжают сюда?
     — Приведу пример. Были случаи, когда некоторые семьи уезжали в Хабаровский край, в Приморье — то есть туда, где жили до депортации, а потом вернулись, убедившись, что жизнь там не лучше, чем здесь у нас. "Слушай, — говорили они мне, — мы там намного неуютнее чувствовали себя",
     — А есть у вас чувство, что вот здесь вы родились и это ваша земля, ваша Родина?
     — Я это ощущаю абсолютно. Когда меня избирали президентом Ассоциации, я очень много думал перед тем. Мне, например, предложили остаться в Южной Корее и возглавить бокс. Были предложения в Москве — переехать и работать, и тоже на выгодных условиях. Но я тогда принял решение и понял, что Родина для меня — это Казахстан, который дал мне все. Я все получил здесь и должен это отработать. И быть для других примером. И я говорю, что больших проблем у нас нет. На бытовом уровне они всегда были. Но по большому счету, я говорю это ответственно, больших проблем нет. Я человек из спорта. Я независимый человек. Я никогда не служил в госструктурах. Тренер — это творческий человек. Свободный человек. Я был очень свободный человек. "Знаете, я — министр бокса, а все остальные, начиная от первого секретаря, мои помощники", — вот такие заявления я делал в советское время. И самое главное — мой труд оценили. Я никогда не ходил и не просил, чтобы мне звание дали или орден, медаль вручили. Но меня награждали.
     — А каким орденом вас наградили?
     — Орденом Дружбы народов. В прошлом году вручили. В советское время дважды награждался медалями, получал почетные грамоты и звания. Я не только заслуженный тренер Казахстана, но и заслуженный деятель культуры Казахстана. Вот такое звание мне присвоили! А я узнал об этом, когда мне сказали: "Слушай, ты хоть совесть имей, приди и получи. Другие бегают, выпрашивают". А я сказал: "Не в званиях дело. Меня должны знать просто как Цхая".
     — Юрий Андреевич, чем располагает сегодня Ассоциация корейцев Казахстана, где есть ее структуры?
     — Наши филиалы есть практически во всех регионах, центр находится в Алма-Ате. Здесь три штатных работника, которые получают заработную плату, причем приличную. Здание Корейского центра просвещения принадлежит Министерству образования Южной Кореи. Главная задача центра — пропаганда изучения корейского языка. Собирают людей с регионов, готовят учителей. И это правильно. Поначалу людей возили в Южную Корею, это было накладно. Теперь приезжает один человек оттуда и обучает будущих преподавателей корейского языка. Я оказывал содействие в приобретении и ремонте здания. В счет этого мы, то есть Ассоциация, имеем здесь свои помещения.
     Нас почему называют Ассоциацией? Потому что центр просвещения, наши филиалы, культурные центры, ветеранские организации по линии аксакалов — все это находится под эгидой Ассоциации корейцев Казахстана.
     — Как вы решаете задачу сохранить и возродить корейские народные традиции и обычаи?
     — Возрождение языка, культуры, традиций — одна из основных наших задач. На эти темы публикуются материалы в средствах массовой информации, кроме того, есть места, куда можно придти и поучиться национальным обрядам.
     Все это сейчас возрождается. Но сегодня этого мало. Мы хотим участвовать в экономике, хотим участвовать в политической жизни. В парламенте прошлого созыва было два депутата-корейца, в этом созыве нет ни одного. Но мы такую цель ставим.
     — Недавно состоялась поистине историческая встреча руководителей Севера и Юга Кореи — председателя Комитета обороны КНДР Ким Чен Ира и президента Республики Корея Ким Дэ Чжуна. Как вы расцениваете эти шаги к сближению?
     — Я всегда был уверен в том, что найдутся политики в XXI веке, которые сумеют объединить Корею. Это естественный процесс. И то, что такая встреча состоялась, мы просто приветствуем. Просто приветствуем.
     — Какие задачи ставите в перспективе?
     — У нас масса проблем. Нам надо каждый день учиться. На своем съезде мы выдвинули такой лозунг: "Сильные регионы — сильный центр". Мы сейчас намерены укрепить региональные организации, оказать капитальную помощь нашему театру. Мы хотим, чтобы наши средства массовой информации вышли на серьезный уровень. Это текущие вопросы.
     Что касается стратегических планов на ближайшее время, то буквально несколько дней назад мы приняли на президиуме решение выработать нашу идеологию, экономику и подумать, как здесь, в Казахстане, построить наш Корейский дом.
     — Что вы вкладываете в понятие "Корейский дом"?
     — Мы хотим, чтобы учреждения культуры, средства массовой информации, офис Ассоциации, театр — все находились в этом доме. Чтобы в нем обучались корейскому языку, изучали обряды и традиции. Хотим в этом доме построить корейский ресторан, где юбилеи, свадьбы и все знаменательные события в жизни людей отмечались бы по тем традициям, что приняты на нашей исторической родине. Мы хотим, чтобы в этом доме каждому корейцу было тепло и светло, тогда он и станет настоящим Корейским домом. Мы к этому будем стремиться.

Москва—Алма-Ата

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь