НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА"

ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОИСКА

     19 мая 1990 года состоялся Первый Всесоюзный съезд советских корейцев. Десятилетию этого знаменательного события газета "Корейская диаспора" посвятила "Круглый стол".
     Его участники:
     Михаил Николаевич ПАК — доктор исторических наук, заслуженный профессор МГУ имени Ломоносова, директор Международного центра корееведення МГУ. Президент Всесоюзной ассоциации советских корейцев 1990-1991 гг., первый переводчик на иностранный язык знаменитой книги "История троецарствия";
     Владимир Федорович Ли — доктор исторических наук, профессор. До 1989 года работал в Институте востоковедения Академии наук СССР, в 1989-1991 гг. — советником по международным вопросам и помощником секретаря ЦК КПСС, с 1991 года — директор научного центра Азиатско-тихоокеанского региона Дипломатической Академии МИД России, заслуженный деятель науки, один из самых авторитетных специалистов по проблемам развивающихся стран;
     КИМ Ен Ун (Евгений Евгеньевич) — кандидат философских наук, доцент, в 1989 -1991 гг - народный депутат СССР, член Комитета Верховного Совета СССР по международным делам, заместитель председателя Комитета по государственному строительству Верховного Совета СССР, ныне президент Международной конфедерации корейских ассоциаций, первый заместитель председателя Национального совета Федеральной национально-культурной автономии российских корейцев.
     В дискуссии "Круглого стола" также приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации всех трех созывов, председатель Федеральной национально-культурной автономии российских корейцев Юрий Михайлович ТЕН и вице-президент Конгресса национальных объединений России (КНОР), президент Ассоциации корейцев России (1993-1999) шеф-редактор газеты российских корейцев "Корейской диаспоры" Олег Алексеевич ЛИ.
     Состоялся заинтересованный разговор о судьбах и проблемах советских и российских корейцев, работе Федеральной национально-культурной автономии россиян корейского происхождения.

     Корр.: — Десять лет назад состоялся первый Всесоюзный съезд советских корейцев. Давайте сегодня вспомним, как он созывался, какие проблемы на нем обсуждались, что удалось сделать за эти десять лет — короче, давайте вспомним свою недавнюю историю.
     КИМ Ен Ун: — Конец 80-х годов был периодом больших ожиданий и надежд на демократизацию нашего общества, на обновление нашей страны. Он совпал с началом появления в СССР национальных движений в Москве, Казахстане, Узбекистане и в других регионах начали возникать также корейские ассоциации, и родилась идея создать общесоюзную структуру. В связи с этим инициативная группа, ядро которой составила Московская ассоциация корейцев во главе с Михаилом Николаевичем Паком, выступила с предложением подготовить совещание. Был создан оргкомитет, была проведена очень большая работа по избранию делегатов для подготовки соответствующих документов. Председателем комиссии по разработке устава был профессор Владимир Федорович Ли, а непосредственно работой по созыву съезда руководил Михаил Николаевич и ответственный секретарь ВАСКа Ю.С. Хван.
     Мне, как народному депутату и члену Верховного Совета СССР, дали поручение продвигать нашу идею "в верхах". Такая работа была проведена, и, пожалуй, после Ленина это был первый случай, когда высшее руководство страны как раз накануне съезда приняло нашу делегацию. Я хотел бы отметить, что, как при подготовке к съезду, так и при его проведении и в последующей работе общественных организаций нам пришлось столкнуться с тем, что существуют два корейских государства, и каждое из этих государств пыталось иметь влияние среди корейцев. Помните, на съезд пригласили представителей как Посольства Корейской Народно-Демократической Республики, так и Консульского отдела Республики Корея, и обе делегации, кстати, у нас присутствовали.
     Михаил ПАК: — С самого начала возник вопрос о том, что за ассоциацию мы создаем и будет ли она общественно политической, которая станет заявлять о своих политических интересах, или она должна больше внимания уделять вопросам культуры, реабилитации корейцев – то есть проблемам социальной справедливости, восстановления языка, культуры и так далее. И еще один принципиальный момент, который тогда был обсужден. Некоторые говорили о том, что хорошо было бы создать корейскую территориальную автономию. Хочу подчеркнуть, съезд принял принципиальное решение: мы не поднимаем вопроса о территориальной автономии...
     Владимир ЛИ: — Первый съезд советских корейцев был очень большим событием. Последний раз корейцы в организационном плане действовали только до середины двадцатых годов. После Октябрьской революции были попытки создать Союз корейцев России. Началась подготовка к созыву первого съезда, но в середине двадцатых годов всю подготовительную работу "замотали". Я видел десятки документов, просьбы к советскому руководству —"Ну разрешите провести съезд!" Обращались к одному ведомству, к другому, но, в конце концов, не разрешили. Просили провести хотя бы собрание актива — им сказали: "Нечего, давайте включайтесь в общее строительство". В результате рабочая группа прекратила свою деятельность и был закрыт Союз корейцев России — простым способом: остановили финансирование. А в 1937 году была совершена депортация корейцев и с того времени вы не найдете ни одной строчки о корейцах, как будто их не было. Были статьи о Героях Социалистического Труда, о том, что корейцы самоотверженно трудились в колхозах. Но это писалось о, корейцах как о тружениках. А вот элемент национально-этнический начисто смазывался.
     Как уже подчеркнул Ким Ен Ун с началом перестроечного процесса, с оживлением национальных движений возникли условия для проведения первого съезда. Это были внутренние условия. Способствовали этому и международные аспекты. Мы отлично помним, что к тому времени Горбачев активизировал свою политику не только на западном, но и на восточном. Его идея состояла в том, чтобы установить нормальные отношения не только с Северной, но и с Южной Кореей. Он поддерживал гуманитарные связи. И в этих условиях проведение съезда советских корейцев стало объективной необходимостью. Нужна была какая-то корейская организация, которая представляла бы корейцев Советского Союза и России. И, конечно, тот, кто участвовал в работе первого съезда, не сможет его забыть. Лично я видел в зале людей, которые годами жили мечтой, что вот когда-нибудь корейцы соберутся, да еще где! В Октябрьском зале! Поговорят о своих проблемах. Это был необычайный энтузиазм! Необычайный подъем! И съезд состоялся.
     Конечно, съезд возлагал большие надежды на то, что после десятилетий деградации, отхода от национальной культуры корейцы пойдут по пути возрождения прежде всего национального самосознания. Все мы надеялись на то, что приобщимся к национальной культуре, что дети и внуки будут изучать родной язык, что появятся корейские детские сады и школы, литература, корейские газеты и журналы, фильмы, тем более что все это было до переселения. Например, на Дальнем Востоке
существовали сотни корейских школ, педагогические училища. Корейский педагогический институт, который переехал в Кзыл-Орду Но в 1939 году из Москвы поступило указание институт закрыть, а учебники сжечь.
     Я нашел документы. Есть списки корейских учебников, которые надлежало изъять и
уничтожить. При сжигании не все книги сгорали, и тогда было принято решение вывезти их на лодках и утопить в реке. Вот что было! И сегодня вы не найдете тех книг. Я пытался найти учебники Ге Мо Ну - это корейский просветитель, педагог, его учебники были изданы громадными тиражами, я думаю, все корейцы прежде учились по этим учебникам, - но отыскать их мне не удалось даже в Ленинской библиотеке.
     Корр.: — Я жила в Алма-Ате и хорошо знаю газету "Ленин кичи". Там публиковались культурные, спортивные новости, рассказы о корейцах-тружениках...
     Владимир ЛИ: — Это был идеологический канал, с помощью которого поддерживался контроль над корейской общиной. До войны в сороковом году пришло указание закрыть школы. Корейские школы закрыли. Потом из Наркомпроса пришло распоряжение закрыть и корейские классы в местах компактного поселения, для корейцев СССР корейский язык с тех пор становится иностранным.
     КИМ Ен Ун: — Поэтому на Первом Всесоюзном съезде советских корейцев была поставлена задача вернуться к истокам национальной культуры. Мы понимаем, что отрыв от национальной культуры - это варварство, это путь в никуда. Хотя на съезде были отдельные требования содействовать возвращению всех корейцев на Дальний Восток, в места поселения
и начать движение за создание Корейской территориальной административной автономии Приморья. Но большинство участников съезда понимали, что это утопия, что такая цель нереализуема и поэтому идею не поддержали. И забегая вперед, могу сказать, что ни на одной из последующих конференций, дискуссий никогда требования о создании территориальной автономии на Дальнем Востоке не получали официальной поддержки. Следует подчеркнуть, что, когда в Верховном Совете России в 1993 году принимали постановление о реабилитации российских корейцев, большую поддержку оказали представители левых сил. Хочу отметить огромную помощь Сергея Николаевича Бабурина. Помощь была оказана Сергеем Николаевичем Решульским — он тогда был председателем Комитета по репрессированным и депортированным народам; его предшественником Анатолием Васильевичем Аникиевым секретарем этого комитета Зоей Николаевной Ойкиной, которая была членом рабочей группы.
     Корр.: — У меня вопрос к депутату Госдумы Юрию Михайловичу Тену. Поскольку вы являетесь также председателем Федеральной национально-культурной автономии российских корейцев, какие проблемы, на ваш взгляд, необходимо решать сегодня?
     Юрий ТЕН: — Сегодня не только у корейцев, но вообще в обществе, у людей разных национальностей существует тенденция к созданию все новых и новых общественных организаций разного рода в том числе фондов. Одни умирают, другие выживают, третьи создаются вновь, претерпевая изменения. Способствует ли указанный процесс достижению поставленных целей? Если они работают сообща, координируют свою деятельность в положительном плане, помогают России — тогда один ответ: "да". Если нет, то ответ однозначно отрицательный. Российские корейцы должны как граждане России проявлять максимум инициативы и желания участвовать в движении по возрождению своей культуры, языка, народных традиций, а потом уже обращаться в зарубежные корейские организации, в бюджеты всех уровней на территории России и говорить: "Вот это мы сделали сами, вот этого мы добились самостоятельно, а вот в этом ждем содействия от государственных органов".
     К сожалению, в целом в России традиции меценатства и спонсорства сегодня не получили широкого распространения. Увы, современные Саввы Морозовы пока не появились.
     Что касается нашей автономии, то она пока в стадии становления. Завтра я вылетаю во Владивосток. По расчетам, самая большая диаспора корейцев уже в ближайшие годы будет проживать именно в Приморском крае — это историческая родина тех российских корейцев, которых потом расселили по всему Советскому Союзу. Я буду участвовать в закладке первого населенного пункта, где будут жить одни корейцы. Пока это 500 домов. Их собираются построить на деньги благотворительных организаций из Республики Корея. Вообще здесь хотят построить два населенных пункта из тысячи домов со всей инфраструктурой. В этом будут участвовать, конечно, власти Приморского края.
     И раз уж зашел об этом разговор, хотел бы сразу отметить, что, в отличие от многих других местных властей, приморский губернатор в решении корейского вопроса просто молодец — проявляет крайнюю заинтересованность в переселении и привлечении к проживанию в Приморье корейцев из областей России и других стран СНГ. Он прекрасно понимает, что это путь к увеличению выпуска собственной сельскохозяйственной продукции. Сегодня Китай задавил своими овощами Приморский край и весь Дальний Восток, куда поставляется капуста, картофель и прочие овощи. Даже морковь и огурцы везут из Китая, хотя все это можно производить на месте в гораздо большем количестве и по более низким ценам. Это могут сделать только российские корейцы.
     Не хочу сказать, что из двух зол выбирают меньшее, но российский царь Александр II был не так уж глуп и вопросы геополитики понимал прекрасно. Он способствовал тому, чтобы корейцы селились на Дальнем Востоке, в Приморье и препятствовали этнической экспансии китайцев в этом регионе. Сегодня в целом и население и губернатора Приморья это очень беспокоит.
     Вопрос ставится так, чтобы именно россияне корейского происхождения осваивали пустующие земли. Придут туда китайцы, посмотрят, а там уже все занято корейцами.
     Мы много раз разговаривали с нашими приморскими корейцами. они хорошо относятся к Наздратенко, поддерживают его политику На сегодняшний день, по уточненным данным, из Средней Азии в Приморье переселилось более 15 тысяч корейцев. Если местные власти будут и впредь поддерживать эту тенденцию, то количество переселенцев из других стран СНГ, без сомнения, возрастет и, возможно установится тот баланс, который был до 1937 года. И роль национально-культурной автономии в этом общегосударственном процессе трудно переоценить.
     Теперь — о Сахалинской области, где все население островной части составляет 600 с небольшим тысяч, из них корейцев до 45 тысяч. Странно, но до сих пор на Сахалине нет ни одного депутата корейца в законодательном собрании, ни одного мэра от них в городах, и очень мало представителей в городских думах. Это еще раз говорит о том, что ни о каких притязаниях со стороны российских корейцев ни на каком уровне нет и чего-то опасаться с их стороны не следует. Это не пятая колонна, как утверждают недалекие люди.
     Еще один момент. Ни в одной стране мира территория не разделена по национальному признаку. Думаю, в прошлом было большой ошибкой коммунистов и Советской власти, что в СССР были национальные Республики. Автономии созданы искусственно. Ведь при царе административные территории определялись не по национальному признаку, а по территориальному. Что лучше - кулак или "растопырка"?
     Олег ЛИ: — До 1996 года мы пытались объединяться, но безуспешно. Достигли компромисса только на учредительном съезде общефедеральной национально-культурной автономии российских корейцев в октябре 1996 года. Все корейские организации и структуры, действовавшие на тот период, объединились под флагом национально-культурной автономии. Напомню, заместителями Юрия Михайловича Тена — руководителя автономии тогда стали Геннадий Мунирович Ли (Ассоциация "Единство"), Олег Алексеевич Ли (Ассоциация корейцев России) Ким Ен Ун (Международная конфедерация корейских ассоциаций СНГ).
     Многие проблемы были сняты. Сегодня надо выходить уже на другой уровень.
     Корр.: — Что вы имеете в виду?
     Олег ЛИ: — Наступили опять на те же грабли уже в 1999. Возродилось противостояние общедиаспорных организаций. Хотелось бы узнать точку зрения Юрия Михайловича, раз уж у нас круглый стол. После первого съезда мы все этапы уже прошли и поняли: надо объединять усилия, консолидироваться, и такая форма была найдена. Но прошло несколько лет — и все вернулось на круги своя.
     Юрий ТЕН: — Я хотел бы еще раз подчеркнуть и сказать, что эти тенденции характерны не только для российских корейцев, а в целом для всего общества. Идет деление по профессиям, национальностям, политическим пристрастиям. Возьмите даже кино - там те же процессы, второй момент — эти процессы носят и субъективный характер, особенно применительно к корейским организациям.
     Хотелось бы обратить внимание на следующее. Как представитель депутатского корпуса, имеющего отношение к нацменьшинствам, я активно участвовал в принятии федерального закона о национально-культурных автономиях. В принципе закон хорош (а если бы еще была поддержка со стороны органов власти на федеральном уровне и со стороны местного самоуправления). Согласно этому закону из бюджетов всех уровней следовало бы передавать национально-культурным автономиям недвижимость, здания, сооружения и т.д. Но увы на сегодняшний день зарегистрированы более двух десятков национально-культурных автономий в России, в том числе корейская. Но есть еще одна организация — Ассоциация корейцев России, (входившая в состав автономии), которая в январе 1999 года была с нарушениями преобразована в Общероссийское объединение корейцев (ООК). Таким образом действуют две общероссийские организации корейцев (ООК не входит в автономию). Мое мнение такое: на общероссийском уровне должно существовать одно объединение корейцев под названием "Национально-культурная автономия в соответствии с законом РФ. Сегодня и та и другая организация существуют постольку — поскольку, есть только названия, а реальных же действий мало. Об этом я говорил неоднократно. У меня, честно говоря, нет большого желания заниматься общественной работой, в том числе возглавлять национально-культурную автономию о чем я тоже заявлял "неоднократно. И если есть более достойный кандидат, пусть приходит, возглавляет, действует. Недавно одному из бизнесменов — Любомиру Тяну (это крупный нижегородский бизнесмен) предложил: давай, берись за автономию... но получил отказ.
     Надеюсь, может быть, генерал В.И. Цай, уйдя на пенсию, рискнет взять бразды в свои руки. Тем более что сегодня набирает обороты, недавно созданное общество корейских бизнесменов. Это будет достойный тандем.
     Мне кажется, надо сначала хотя бы собираться вместе и координировать свои действия. С другой стороны, как и десять лет назад, и сейчас я против создания корейской политической организации. Она должна быть общественной.
     Олег ЛИ: — Но вы сами себе противоречите!
     КИМ Ен Ун: — Здесь нет противоречия. Корейские общественные организации должны уделять внимание проблемам культуры, языка, традиций, обычаев. Создание в многонациональном государстве общественно-политических организаций по национальному и религиозному признаку может привести только к его развалу. И вот это вызывает у меня активное неприятие некоторых организаций. Например, на парламентских выборах в прошлом году одна корейская организация объявила, что она поддерживает ОВР, а в феврале этого — что поддерживает Путина. Извините, это как называется? Если вы называете себя политической организацией, тогда и действуйте как политическая организация. А это совершенно беспринципная позиция, другими словами — политическая проституция. Вы что, хотите такими представить корейцев, что корейцы все такие? Да невозможно всех отнести к одной политической линии. Среди корейцев есть коммунисты, социал-демократы, правые и прочие. Вот только, кажется, нет жириновцев. Поэтому нельзя идти по пути создания политической организации. Общественное движение? Да, с этим я согласен. Уверен, что попытка создания политической организации корейцев будет отвергнута населением.
     Олег ЛИ: — Но мусульмане-то в Думу прошли...
     КИМ Ен Ун: — Один, да и то по списку "Единства". Вы считаете, что это хорошо? Напомню: народные депутаты России и СССР избирались всем населением и выражали интересы своих избирателей.
     Олег ЛИ: — Но тогда был Совет Национальностей, где народы страны могли через депутатов заявить о своих проблемах!
     КИМ Ен Ун: — А сейчас надо заботиться о том, чтобы выросли корейцы — политические деятели различного уровня. Для этого надо целенаправленно работать. Но это не значит, что надо создавать политическую организацию по национальному признаку и говорить: сегодня мы поддерживаем "Единство", завтра — коммунистов, послезавтра — еще кого-то.
     Корр.: — Теперь в самый раз поговорить о дальнейших действиях, о перспективе.
     КИМ Ен Ун: — Я думаю, перспективы могут быть тревожные. Государство вынуждено будет все больше снимать с себя заботу об образовании, культуре и перекладывать ее на плечи населения. И очень важно, чтобы бизнесмены брали на себя часть забот о своей нации. Мы вступили в рыночную экономику, и надеяться на то, что весь народ поднимется, как один, и будет вкладывать деньги, — наивно, этого не будет. Меня все время атакует один заслуженный наш ветеран, клеймит всякими словами за то, что я не поддерживаю его идею собрать со всех корейцев мира по одному доллару и выстроить в Москве культурный корейский центр. Я объясняю ему, что это нереальная задача. Ну, как я могу его поддержать?
     Мне кажется, многое будет зависеть от того, сумеем ли мы воздействовать на бизнесменов. В Америке практика такая. Известный бизнесмен возглавляет в течение года ассоциацию и весь этот год финансирует все ее расходы. Оплачивает аппарат, помещение, все, мероприятия и т.д. Найдутся ли у нас такие?
     КИМ Ен Ун: — Хочу отметить одну особенность положения корейцев сейчас и в позднесоветское время. Перед распадом СССР, в 60-е-70-е годы, корейцы жили не хуже, чем остальная масса населения страны. Корейцы же в Японии долгое время жили намного хуже, чем японское население, и для того. чтобы выжить, они вынуждены были таким образом объединяться. Там была жесточайшая конкуренция между корейцами, которые сохранили северокорейское гражданство и которым КНДР оказывала огромную помощь, и теми, кто имел южнокорейское гражданство. Гражданство давало надежду на определенную поддержку со стороны этих государств, и Север и Юг оказывали ее своим организациям. Мы же не можем рассчитывать на то, что нам будут помогать КНДР или Республика Корея.
     Владимир ЛИ: — Я вижу неоценимое значение первого съезда советских корейцев в том, что он открыл дорогу такому уникальному явлению в жизни национальных меньшинств как билингвизм — двуязычие. Первые подвижки в это все же есть. Появились корейские курсы, корейские классы, совместные школы, определенное количество людей сейчас выезжают на учебу и в Южную Корею.
     Правительства этих стран принимают их бесплатно. Так что этот камень сдвинут.
     Я считаю, что билингвизм — это модель для всех национальных меньшинств. Надо свободно владеть русским языком — языком нашей державы и знать свой родной язык.
     А первый Всесоюзный съезд корейцев сделал поворот, потому что у людей появился интерес. Пойдите сейчас на корейские курсы — раньше там вы увидели бы только старых корейцев, а теперь туда ходят молодые.
     Корр.: — Языковая среда корейцев сохранилась в местах их компактного проживания?
     Владимир ЛИ: — В Казахстане — да, в России такого не было. Юрий Михайлович затронул здесь очень важный вопрос — чтобы на основе закона о реабилитации, принятого Верховным Советом России, дать возможность корейскому населению, разбросанной по бескрайним просторам России, вернуться на Дальний Восток, создать там компактные поселения. Вот тогда и появится языковая среда, это будет благодатная почва для возрождения языка, культуры билингвизма. Но мне кажется, это очень трудная задача. Призывы поехать на Дальний Восток поддерживают администрации Хабаровского и Приморского краев, лично губернатор Ишаев и Наздратенко, заинтересованные в возвращении обрусевших корейцев, потому что это специалисты высокой квалификации.
     И, безусловно, это лучше, чем иностранная экспансия. Речь идет о наших гражданах, корейцах второго и третьего поколений но люди не хотят туда ехать. Подавляющее большинство хотят жить там, где живут сейчас.
     Ведь социально-экономические условия в Приморье необычайно тяжелые. Поэтому мне кажется, надо заниматься развитием билингвизма там, где живут корейцы сегодня.
     Юрий Михайлович поднял вопрос об объединении всех общедиаспорных корейских организации в одну. Думаю, что объединение невозможно, но хотя бы организовать координацию, согласование! Это жизненно необходимо. И если уж северные и южные корейцы договорились сейчас провести саммит, то объединяться российским корейцам сам Бог велит. Надо хотя бы раз в год собираться под одной крышей и решать все вопросы. Проблемы-то у нас общие! Билингвизм! Культурные проблемы! Помощь беженцам...
     Олег ЛИ: — Как вы считаете, что мешает сделать это?
     Владимир ЛИ: — Есть объективные и субъективные причины. Сегодня субъективные причины вышли на первый план. Я считаю, что, к великому сожалению, слишком большую роль играют негативные традиции прошлого, некоторые национальные особенности, амбициозность. Появится руководитель какой-то маленькой организации, и он уже считает себя, извините, маленьким, если не "фюрером", то царьком. А чтобы преодолеть это - нет той среды психологической, понимаете? Раньше влияние старейшин было огромным, теперь оно сведено до минимума. Раньше старейшины одним взглядом привели бы к общему столу, к общему знаменателю. Вот это сегодня надо пытаться возрождать.
     Но я оптимист. Я считаю, что корейское население России в своей подавляющей массе не собирается реэмигрировать, в отличие от евреев и немцев, греков и других. Оно стремится жить там, где пустило корни. В этом их особенность. Поэтому надо думать о том, как корейцы дальше будут внедряться и находить свое место в обшей нише российского общества, где у них наблюдается психологическая совместимость. Русские и корейцы всегда жили в добром согласии друг с другом. Корейцы обрели способность осваивать культурные, цивилизационные достижения русской нации и я прямо скажу: в последние годы после распада Советского Союза для корейцев открылись большие возможности во всех областях. Сегодня корейцы представлены в законодательном органе, в исполнительной власти, в Вооруженных Силах, в военно-техническом комплексе, в дипломатии и так далее, и так далее. Это объективный фактор.
     Михаил ПАК: — Выскажу некоторые свои идеи. Для того, чтобы корейцы стали корейцами, полностью не деградировали как нация, очень важно возрождение языка. Но легко сказать "возрождение", когда полмиллиона человек лишились родного языка, и выросло целое поколение, которое никакого представления не имеет ни о национальных традициях, ни о национальной культуре и не знает самого элементарного разговорного языка, не говоря уже о тонкостях корейского этикета и истории, что требует дополнительного знания многих сложнейших иностранных языков — китайского литературного и т.д. Поэтому так трудно дается нам решение основной задачи, поставленной на Первом Всесоюзном съезде советских корейцев, — добиться национального возрождения. Возрождения языка, культуры, национальных традиций.
     Наверное, пройдут еще многие годы и еще вопрос сможем ли мы вообще решить эту задачу. Иногда меня как специалиста охватывает пессимизм. Если реально опираться на факты, то я не вижу, что произойдет реальное возрождение корейцев, живущих вперемешку с русским и другим населением и разбросанных по всему СНГ, причем иногда небольшими группами. В лучшем случае это несколько десятков семей.
     Подводя итоги нашей дискуссии, можно акцентировать: безусловно, значение Первого Всесоюзного съезда советских корейцев огромно, потому что впервые мы сказали: совершено преступление по отношению к нашей нации. Это насильственное переселение со всеми вытекающими последствиями. Дома, поля, урожай — все это осталось в Приморье, а на новом месте корейцы начинали практически с нуля. Нужно было иметь адское терпение корейцев и их трудолюбие, чтобы возродиться не в качестве нации, а в качестве просто людей. Уже к концу 30-х голов корейцы наладили культуру риса в Узбекистане и Казахстане, где до этого рисовое хозяйство было заброшено. В Советском Союзе в рисоводстве корейцы занимали первое место среди других национальностей по числу Героев Социалистического Труда - героев-корейцев было свыше двухсот. В годы войны они отдали миллионы рублей на строительство танков и самолетов для фронта.
     Поэтому хочу подчеркнуть еще раз: значение Первого Всесоюзного съезда советских корейцев прежде всего в осознании своей полноценности. Теперь мы должны понять и причину распада Советского Союза, и причину тех трудностей, которые наше государство переживает сейчас. В прошлом были допущены несправедливости, и сейчас они совершаются под флагом реформ свободного предпринимательства. Поэтому мы должны быть сугубо самокритичными и судить не с позиции своего личного положения, а с позиции судеб народа, судеб национальностей.

Беседу вела специальный корреспондент "КД"
Надежда ГАРИФУЛЛИНА

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь