НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "АРИРАН"

 

КОРЕЯНКА С УЛИЦЫ ПЯТНИЦКОГО


ТАТЬЯНА КАТЕЛКИНА, АРИРАН, № 5 (11), МАЙ, 2002

     На юбилей к Эльзе Николаевне ПАК — скульптору, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации, лауреату Государственной премии России, действительному члену Петровской Академии науки и искусств — приехали друзья и родные из Москвы, Питера, Узбекистана. Конечно, было много цветов — только Иван Павлович преподнес супруге шестьдесят прекрасных роз, по числу прожитых лет, — искренних добрых слов, чудесных подарков. Это событие, о котором должен знать каждый российский кореец, настолько велик вклад ваятеля Эльзы ПАК в русскую культуру.

Эльза ПАКНебольшой по нынешним меркам дом на улице Пятницкого в самом центре Воронежа, со всех сторон зажат новостройками-высотками. Элитное жилье с зимними садами, подземными гаражами, охранной сигнализацией, кажется, снисходительно взирает с высоты своего положения на простоватого соседа.

— Да пусть смотрят, — смеется хозяйка дома, имея в виду обитателей верхних этажей, — нам скрывать нечего.

И действительно, вся ее жизнь — скульптора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, лауреата Государственной премии России, действительного члена Петровской Академии наук и искусств Эльзы Петровны Пак, как на ладони.

Хотя родом она из Узбекистана, а училась в Ленинграде, Воронеж считает своим городом. Здесь она состоялась как мастер, здесь родились ее дети, здесь живут люди, которых она любит, и которые без нее уже и Воронежа не представляют.

Союз нерушимый

Говорить об Эльзе Пак отдельно от Ивана Дикунова невозможно. Познакомились они во время вступительных экзаменов в Ленинградскую Академию художеств. К своему союзу шли непросто, у них не было бурного, скоропалительного романа, скорее — долгий и трудный путь двух очень разных людей к единому целому. И это единое — семья и творчество. Что может быть важнее?

Они очень много работали, это, безусловно, предопределило их профессиональный успех. Сегодня невозможно представить Воронеж без скульптурных групп и композиции Театра кукол, нового Театра драмы, детского парка, памятников Пушкину, Платонову, Пятницкому. Они так гармонично вписались в облик древнего Воронежа, что и привыкать не пришлось: кажется, так было всегда... Специалисты полагают, что образы русских поэтов, созданные Эльзой Пак и Иваном Дикуновым и находящиеся в областном музее изобразительного искусства, несомненно, вошли в историческое пространство русской культуры.

Особый разговор — о работе над Театром кукол. Ведь именно за нее они были удостоены Государственной премии Российской Федерации. В нарушение всех существующих правил художники-монументалисты были приглашены к сотрудничеству не на завершающем этапе проектирования, а с самого начала. Говорить, какое чудо они сотворили, нет смысла — это надо видеть: бронзовую Дюймовочку, сидящую на листе кувшинки, колонны-подсвечники, каждая из которых завершается скульптурной фигуркой сказочного героя. Это красиво. Это воспитывает хороший вкус, что, согласитесь, в наше время большая редкость. Диапазон их творческих идей огромен — от современных образов до античных сюжетов. Благодаря абсолютному вкусу и чувству времени, и то и другое выходит из-под резца художников, можно сказать, в идеальном виде.

Они никогда не держали нос по ветру. Среди их героев не было членов партийных бюро или сомнительных героев труда. Мастера такого уровня могли позволить себе не считаться с сиюминутной конъюнктурой. И потому, по точному выражению одного искусствоведа, художественная неправда обходила их мастерскую.

Хотя нет, один случай был. Только что построенному райкому партии в актовый зал понадобилось изваяние Ленина. Сделка была честной: художники — изображение в бронзе, партия — двухкомнатную квартиру. Этот компромисс помог Дикуновым наконец решить жилищную проблему: у них уже родился первенец, мама Эльзы Петровны жила с ними, а они все ютились в одной комнате. Владимира Ильича, кстати сказать, изваяли вполне профессионально, так что краснеть за свой труд не пришлось.

Она однозначно не ответит, считает ли свою жизнь с мужем счастливой — не умеет лукавить, а в семье всякое бывает. Да и кто отважится сказать, что абсолютно счастлив в браке! Но они сумели сохранить семью, свое творчество..

Кстати, о творчестве. Все-таки процесс этот интимный, как художники работают вдвоем?

— Ругаемся, — смеется Эльза Николаевна. — Он критикует меня, я — его, в итоге рождается что-то путное. А если серьезно, то вы правы, творчество — это что-то внутри тебя, как приходит идея и становится осязаемой, не объяснишь, это чувство, его ведь руками не потрогаешь…

Но есть произведения, лучшие, считает Эльза Николаевна, которые ей удалось сотворить, которые можно не только потрогать, но и обнять, поцеловать, и в ответ почувствовать такую же нежность и любовь.

Максим, Алеша и Наташа

Так зовут ее детей, которыми она очень гордится. Максима родила в 29, через три года появился Алеша, еще через пять — Наташа. Ни о каких декретных отпусках и речи быть не могло, работала до последних дней. После родов два месяца отдыха, если можно так сказать, самое многое, что она могла себе позволить. Труд скульптора — это и огромные физические нагрузки, попробуй-ка побегай целый день по лесам, вверх-вниз… Помогала мама, без нее было бы совсем тяжко.

Дети пошли по стопам родителей, наверное, иначе и быть не могло, Атмосфера, в которой они росли, не могла не сказаться на их выборе. Сыновья — молодые, но подающие надежды скульпторы. Их работы уже экспонировались на нескольких крупных российских выставках. Так, на прошедшем недавно в Москве вернисаже скульптура Дурова, выполненная Алексеем, встречала гостей в главном зале. Мальчики живут в Москве, уже сами стали отцами, подарив Эльзе Николаевне еще одну радость — быть бабушкой. Нет, точнее, двойную: внука и внучку. Наташа учится в Питере, в ней уже сейчас просматривается незаурядный портретист и иллюстратор. Так что ребята опровергли известный афоризм о том, что на детях знаменитостей природа отдыхает.

Эльза Николаевна с нескрываемым удовольствием показывает работы сыновей и дочери. Вот клоун Карандаш, сделанный Максимом, — узнаваемый, никогда не унывающий, легкий и задорный. А этого возлежащего обнаженного то ли божка, то ли сибарита вылепил он, будто подсмеиваясь над сильной половиной человечества. Натюрморты Наташи — грация, нежность, чистота…

Разъехались дети, опустел дом, но по-прежнему катастрофически не хватает времени. Большая любительница путешествий, Эльза Николаевна не может позволить себе надолго отлучаться из дома. Она сейчас очень нужна своей маме.

Дочки-матери

Ирине Семеновне за восемьдесят. Все, чего добилась в жизни, Эльза Николаевна считает заслугой мамы. Ирина Семеновна всегда была рядом с дочерью. Дар, которым природа наделила Эльзу, она высоко ценила, и все делала для того, чтобы развить его.

Ирине Семеновне хватило лиха в жизни. В 1937-м году ее, как и других корейцев, депортировали с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Так семья оказалась в Узбекистане. В свое время дедушка Эльзы имел собственную шхуну. Рыбный промысел приносил неплохие доходы, дед считался человеком зажиточным. Семью уважали за трудолюбие, за то, что в большой семье существовал культ старшего — значит мудрого.

Оказавшись в чужих краях без жилья и имущества, корейцы начали все с нуля. Буквально на выжженной земле стали выращивать высокие урожаи лука, арбузов, овощей.

Но Ирина Семеновна предначертание своей дочери видела в другом. Поэтому в поисках лучшей доли переезжала с места на место, пока не оказалась в Ташкенте. Там Эльза и поступила в художественное училище. Потом были Ленинград, уроки жизни и мастерства ее великого учителя М. Аникушина.

— Мама со мной была и во время учебы в Академии, и в Воронеж, куда меня направили, поехала за мной. Я перед ней в неоплатном долгу.

С некоторых пор Ирина Семеновна прикована к постели. Эльза Николаевна ухаживает за ней терпеливо и нежно, как за ребенком, не желая слышать ни о каких сиделках. Разговаривает с ней, мешая русские слова и корейские.

Вообще о своих корейских корнях Эльза Николаевна знает не так уж много, это ее огорчает. Выросшая в русской среде, впитавшая в себя славянскую культуру — а преподаватели в Академии были прямыми потомками петербургской интеллигенции и исповедовали лучшее, что создала национальная культура, — она считает себя истинной кореянкой. У нее никогда не было проблем из-за своего происхождения. Хотя поначалу на них тут, в Воронеже, смотрели, как на туземцев. Может быть, широкая и надежная спина русского мужа оберегала ее от подобных неприятностей… Хотя и фамилию мужа не взяла — какая она Дикунова, с ее-то разрезом глаз. Поначалу в детей всматривалась — чего в них больше: европейского или азиатского…

Она с радостью и огромным интересом поехала с делегацией в Южную Корею. Но и с не меньшим трепетом возвращалась в свой Воронеж. Да, в Сеуле очень хорошо, все прекрасно, но там другой, не ее, мир. Вообще она живет в гармонии с самой собой. В советские времена ее признали как Мастера. Были слава и почет. Но сегодня Эльза Николаевна не тоскует по ушедшим дням, она спокойно вписалась в нынешнее время. И также уважаема и обожаема.

Она прекрасно понимает, что дети ее — русские, а внуки и подавно, и ничего не имеет против. Правда, ей нравится, что голубоглазые малыши, рожденные в Москве, обожают рисовую кашу с водой, а кукси — любимое блюдо не только ее детей, но и детей ее детей.

Вера и надежда

Наташа крещенная с семи лет. Мальчиков в свое время привела в веру свекровь, а вот внучку не довелось — постарела, силы уже не те, поэтому Эльза Николаевна на себя взяла эту заботу. Раньше ее часто спрашивали, какой она веры, не буддистской ли? И Эльза Николаевна не знала, как отвечать на этот вопрос. Иван Павлович-то крещенный, верующий. В родном селе Петровка вместе с сыновьями и братьями церковь восстановил, все своими руками сделали. А ей, кореянке, дочери переселенцев, храмы редко встречались на жизненном пути.

В общем, приняла она обряд крещения вместе с Наташей — сказалось влияние мужа, друзей. Признаться, сначала это был порыв. Вера — глубокая и настоящая — пришла позже.

Эльза Николаевна ходит в храм на службы, соблюдает пост, поддерживает мужа в его добрых делах. Сейчас они работают над скульптурой Митрофания Воронежского, благословившего Петра Великого на строительство флота и Санкт-Петербурга и погребенного на воронежской земле. Статуя будет стоять у входа в строящийся храм, открытие которого намечено на 2003 год. Произойдет это событие в рамках праздника славянской культуры и письменности, который начнется в Воронеже, а закончится в Питере. Идея создания статуи Митрофания принадлежит Эльзе Николаевне и Ивану Павловичу. Владыка Воронежский благословил художников на доброе дело.

Два года назад Эльза Николаевна совершила паломничество в Израиль, на святую землю. Считает эту поездку даром божьим. Впечатления от тех дней до сих пор переполняют ее и помогают в трудные минуты.

Успех и зависть

А помощь ей эта очень нужна. Успех и зависть всегда идут рядом. С приходом известности каких только сплетен не было вокруг Дикунова-Пак! То Иван Павлович и лепить-то не умеет, Эльза Николаевна все на себе тащит; то наоборот…

Недавно ей пришлось пройти через судебные тяжбы. Предмет спора — мастерская при Союзе художников площадью 14 квадратных метров. Сосед добивается ее всеми правдами и неправдами вот уже на протяжении шести лет. Между прочим, получить мастерскую в свое время помог соседу Иван Павлович. Так вот, на основании какого-то сомнительного документа стали ломать, перестраивать… Эльза Николаевна подала в суд и выиграла его.

Она понимает, что не столько квадратные метры нужны недоброжелателям, сколько желание выбить из седла. И что за мальчиком, посягнувшим на ее мастерскую, стоят более искушенные интриганы. Но от этого понимания не легче. Людская злоба всегда больно ранит, привыкнуть к ней невозможно.

— Мы ведь никому дорогу не переходили, — говорит Эльза Николаевна. — Нам всегда некогда: работа, дети требовали большого внимания… Ну, пожалуйста, добивайтесь и вы успеха, я только порадуюсь за вас. Нам никто ничего не приносил на блюдечке, в готовом виде. Взять хотя бы наш дом. Этот участок город выделил нам как бы в награду за Театр кукол. Здесь были тогда самые настоящие развалины. Со стройматериалами трудно было, так мы с разрушенного здания по соседству таскали кирпичи и с детьми вручную очищали их.

Раньше они были, как все, но стоило выйти из общего ряда — и посредственность восприняла это, как личное оскорбление. Эльза Николаевна понимает, что от этого никуда не денешься и что с этим придется жить. А так жаль времени, потраченного на пустое.

Друзья

Но друзей у Эльзы Николаевны гораздо больше. Известные люди — врачи, актеры, писатели, ученые любят бывать в гостеприимном и хлебосольном доме на улице Пятницкого. Здесь всегда рады давнему другу семьи режиссеру Василию Степановичу Панину. Земляк сейчас живет и работает в Москве. Во время очередного кинофестиваля познакомил Эльзу Николаевну с Зинаидой Кириенко, Ларисой Лужиной, Раисой Рязановой. Московским знаменитостям понравилась знаменитость воронежская, и ее дом, и стол. Эльзе Николаевне тоже пришлись по душе звезды российского кино. Так что расстались друзьями. В прошлом году Эльза Николаевна побывала с дочерью в Финляндии, куда их пригласил друг семьи, вместе с которым когда-то учились. Поездка — незабываемая, собирается снова съездить туда. Много друзей в Москве, но каждая поездка так насыщена, что не со всему удается увидеться..

…Каждое утро Эльза Николаевна начинает с зарядки. Потом — огород, полчаса с землей. Здесь — весь набор традиционных для этих мест овощей. И идеальный порядок. Маленький участок земли, зажатый асфальтом, дышит любовью и знанием дела, с которым обустроен. Впрочем, как и все, к чему прикасаются руки этой удивительной женщины.

Москва — Воронеж — Москва

 

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информацияо жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь