КОРЕЯНКА С УЛИЦЫ ПЯТНИЦКОГО
ТАТЬЯНА КАТЕЛКИНА, АРИРАН, № 5 (11), МАЙ, 2002
На юбилей к Эльзе Николаевне ПАК — скульптору,
заслуженному деятелю искусств Российской Федерации, лауреату Государственной
премии России, действительному члену Петровской Академии науки и искусств
— приехали друзья и родные из Москвы, Питера, Узбекистана. Конечно, было
много цветов — только Иван Павлович преподнес супруге шестьдесят прекрасных
роз, по числу прожитых лет, — искренних добрых слов, чудесных подарков.
Это событие, о котором должен знать каждый российский кореец, настолько
велик вклад ваятеля Эльзы ПАК в русскую культуру.
Небольшой
по нынешним меркам дом на улице Пятницкого в самом центре Воронежа, со
всех сторон зажат новостройками-высотками. Элитное жилье с зимними садами,
подземными гаражами, охранной сигнализацией, кажется, снисходительно взирает
с высоты своего положения на простоватого соседа.
— Да пусть смотрят, — смеется хозяйка дома, имея в виду обитателей верхних
этажей, — нам скрывать нечего.
И действительно, вся ее жизнь — скульптора, заслуженного деятеля искусств
Российской Федерации, лауреата Государственной премии России, действительного
члена Петровской Академии наук и искусств Эльзы Петровны Пак, как на ладони.
Хотя родом она из Узбекистана, а училась в Ленинграде, Воронеж считает
своим городом. Здесь она состоялась как мастер, здесь родились ее дети,
здесь живут люди, которых она любит, и которые без нее уже и Воронежа
не представляют.
Союз нерушимый
Говорить об Эльзе Пак отдельно от Ивана Дикунова невозможно.
Познакомились они во время вступительных экзаменов в Ленинградскую Академию
художеств. К своему союзу шли непросто, у них не было бурного, скоропалительного
романа, скорее — долгий и трудный путь двух очень разных людей к единому
целому. И это единое — семья и творчество. Что может быть важнее?
Они очень много работали, это, безусловно, предопределило их профессиональный
успех. Сегодня невозможно представить Воронеж без скульптурных групп и
композиции Театра кукол, нового Театра драмы, детского парка, памятников
Пушкину, Платонову, Пятницкому. Они так гармонично вписались в облик древнего
Воронежа, что и привыкать не пришлось: кажется, так было всегда... Специалисты
полагают, что образы русских поэтов, созданные Эльзой Пак и Иваном Дикуновым
и находящиеся в областном музее изобразительного искусства, несомненно,
вошли в историческое пространство русской культуры.
Особый разговор — о работе над Театром кукол. Ведь именно за нее они были
удостоены Государственной премии Российской Федерации. В нарушение всех
существующих правил художники-монументалисты были приглашены к сотрудничеству
не на завершающем этапе проектирования, а с самого начала. Говорить, какое
чудо они сотворили, нет смысла — это надо видеть: бронзовую Дюймовочку,
сидящую на листе кувшинки, колонны-подсвечники, каждая из которых завершается
скульптурной фигуркой сказочного героя. Это красиво. Это воспитывает хороший
вкус, что, согласитесь, в наше время большая редкость. Диапазон их творческих
идей огромен — от современных образов до античных сюжетов. Благодаря абсолютному
вкусу и чувству времени, и то и другое выходит из-под резца художников,
можно сказать, в идеальном виде.
Они никогда не держали нос по ветру. Среди их героев не было членов партийных
бюро или сомнительных героев труда. Мастера такого уровня могли позволить
себе не считаться с сиюминутной конъюнктурой. И потому, по точному выражению
одного искусствоведа, художественная неправда обходила их мастерскую.
Хотя нет, один случай был. Только что построенному райкому партии в актовый
зал понадобилось изваяние Ленина. Сделка была честной: художники — изображение
в бронзе, партия — двухкомнатную квартиру. Этот компромисс помог Дикуновым
наконец решить жилищную проблему: у них уже родился первенец, мама Эльзы
Петровны жила с ними, а они все ютились в одной комнате. Владимира Ильича,
кстати сказать, изваяли вполне профессионально, так что краснеть за свой
труд не пришлось.
Она однозначно не ответит, считает ли свою жизнь с мужем счастливой —
не умеет лукавить, а в семье всякое бывает. Да и кто отважится сказать,
что абсолютно счастлив в браке! Но они сумели сохранить семью, свое творчество..
Кстати, о творчестве. Все-таки процесс этот интимный, как художники работают
вдвоем?
— Ругаемся, — смеется Эльза Николаевна. — Он критикует меня, я — его,
в итоге рождается что-то путное. А если серьезно, то вы правы, творчество
— это что-то внутри тебя, как приходит идея и становится осязаемой, не
объяснишь, это чувство, его ведь руками не потрогаешь…
Но есть произведения, лучшие, считает Эльза Николаевна, которые ей удалось
сотворить, которые можно не только потрогать, но и обнять, поцеловать,
и в ответ почувствовать такую же нежность и любовь.
Максим, Алеша и Наташа
Так зовут ее детей, которыми она очень гордится. Максима
родила в 29, через три года появился Алеша, еще через пять — Наташа. Ни
о каких декретных отпусках и речи быть не могло, работала до последних
дней. После родов два месяца отдыха, если можно так сказать, самое многое,
что она могла себе позволить. Труд скульптора — это и огромные физические
нагрузки, попробуй-ка побегай целый день по лесам, вверх-вниз… Помогала
мама, без нее было бы совсем тяжко.
Дети пошли по стопам родителей, наверное, иначе и быть не могло, Атмосфера,
в которой они росли, не могла не сказаться на их выборе. Сыновья — молодые,
но подающие надежды скульпторы. Их работы уже экспонировались на нескольких
крупных российских выставках. Так, на прошедшем недавно в Москве вернисаже
скульптура Дурова, выполненная Алексеем, встречала гостей в главном зале.
Мальчики живут в Москве, уже сами стали отцами, подарив Эльзе Николаевне
еще одну радость — быть бабушкой. Нет, точнее, двойную: внука и внучку.
Наташа учится в Питере, в ней уже сейчас просматривается незаурядный портретист
и иллюстратор. Так что ребята опровергли известный афоризм о том, что
на детях знаменитостей природа отдыхает.
Эльза Николаевна с нескрываемым удовольствием показывает работы сыновей
и дочери. Вот клоун Карандаш, сделанный Максимом, — узнаваемый, никогда
не унывающий, легкий и задорный. А этого возлежащего обнаженного то ли
божка, то ли сибарита вылепил он, будто подсмеиваясь над сильной половиной
человечества. Натюрморты Наташи — грация, нежность, чистота…
Разъехались дети, опустел дом, но по-прежнему катастрофически не хватает
времени. Большая любительница путешествий, Эльза Николаевна не может позволить
себе надолго отлучаться из дома. Она сейчас очень нужна своей маме.
Дочки-матери
Ирине Семеновне за восемьдесят. Все, чего добилась в
жизни, Эльза Николаевна считает заслугой мамы. Ирина Семеновна всегда
была рядом с дочерью. Дар, которым природа наделила Эльзу, она высоко
ценила, и все делала для того, чтобы развить его.
Ирине Семеновне хватило лиха в жизни. В 1937-м году ее, как и других корейцев,
депортировали с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Так семья оказалась в
Узбекистане. В свое время дедушка Эльзы имел собственную шхуну. Рыбный
промысел приносил неплохие доходы, дед считался человеком зажиточным.
Семью уважали за трудолюбие, за то, что в большой семье существовал культ
старшего — значит мудрого.
Оказавшись в чужих краях без жилья и имущества, корейцы начали все с нуля.
Буквально на выжженной земле стали выращивать высокие урожаи лука, арбузов,
овощей.
Но Ирина Семеновна предначертание своей дочери видела в другом. Поэтому
в поисках лучшей доли переезжала с места на место, пока не оказалась в
Ташкенте. Там Эльза и поступила в художественное училище. Потом были Ленинград,
уроки жизни и мастерства ее великого учителя М. Аникушина.
— Мама со мной была и во время учебы в Академии, и в Воронеж, куда меня
направили, поехала за мной. Я перед ней в неоплатном долгу.
С некоторых пор Ирина Семеновна прикована к постели. Эльза Николаевна
ухаживает за ней терпеливо и нежно, как за ребенком, не желая слышать
ни о каких сиделках. Разговаривает с ней, мешая русские слова и корейские.
Вообще о своих корейских корнях Эльза Николаевна знает не так уж много,
это ее огорчает. Выросшая в русской среде, впитавшая в себя славянскую
культуру — а преподаватели в Академии были прямыми потомками петербургской
интеллигенции и исповедовали лучшее, что создала национальная культура,
— она считает себя истинной кореянкой. У нее никогда не было проблем из-за
своего происхождения. Хотя поначалу на них тут, в Воронеже, смотрели,
как на туземцев. Может быть, широкая и надежная спина русского мужа оберегала
ее от подобных неприятностей… Хотя и фамилию мужа не взяла — какая она
Дикунова, с ее-то разрезом глаз. Поначалу в детей всматривалась — чего
в них больше: европейского или азиатского…
Она с радостью и огромным интересом поехала с делегацией в Южную Корею.
Но и с не меньшим трепетом возвращалась в свой Воронеж. Да, в Сеуле очень
хорошо, все прекрасно, но там другой, не ее, мир. Вообще она живет в гармонии
с самой собой. В советские времена ее признали как Мастера. Были слава
и почет. Но сегодня Эльза Николаевна не тоскует по ушедшим дням, она спокойно
вписалась в нынешнее время. И также уважаема и обожаема.
Она прекрасно понимает, что дети ее — русские, а внуки и подавно, и ничего
не имеет против. Правда, ей нравится, что голубоглазые малыши, рожденные
в Москве, обожают рисовую кашу с водой, а кукси — любимое блюдо не только
ее детей, но и детей ее детей.
Вера и надежда
Наташа крещенная с семи лет. Мальчиков в свое время
привела в веру свекровь, а вот внучку не довелось — постарела, силы уже
не те, поэтому Эльза Николаевна на себя взяла эту заботу. Раньше ее часто
спрашивали, какой она веры, не буддистской ли? И Эльза Николаевна не знала,
как отвечать на этот вопрос. Иван Павлович-то крещенный, верующий. В родном
селе Петровка вместе с сыновьями и братьями церковь восстановил, все своими
руками сделали. А ей, кореянке, дочери переселенцев, храмы редко встречались
на жизненном пути.
В общем, приняла она обряд крещения вместе с Наташей — сказалось влияние
мужа, друзей. Признаться, сначала это был порыв. Вера — глубокая и настоящая
— пришла позже.
Эльза Николаевна ходит в храм на службы, соблюдает пост, поддерживает
мужа в его добрых делах. Сейчас они работают над скульптурой Митрофания
Воронежского, благословившего Петра Великого на строительство флота и
Санкт-Петербурга и погребенного на воронежской земле. Статуя будет стоять
у входа в строящийся храм, открытие которого намечено на 2003 год. Произойдет
это событие в рамках праздника славянской культуры и письменности, который
начнется в Воронеже, а закончится в Питере. Идея создания статуи Митрофания
принадлежит Эльзе Николаевне и Ивану Павловичу. Владыка Воронежский благословил
художников на доброе дело.
Два года назад Эльза Николаевна совершила паломничество в Израиль, на
святую землю. Считает эту поездку даром божьим. Впечатления от тех дней
до сих пор переполняют ее и помогают в трудные минуты.
Успех и зависть
А помощь ей эта очень нужна. Успех и зависть всегда
идут рядом. С приходом известности каких только сплетен не было вокруг
Дикунова-Пак! То Иван Павлович и лепить-то не умеет, Эльза Николаевна
все на себе тащит; то наоборот…
Недавно ей пришлось пройти через судебные тяжбы. Предмет спора — мастерская
при Союзе художников площадью 14 квадратных метров. Сосед добивается ее
всеми правдами и неправдами вот уже на протяжении шести лет. Между прочим,
получить мастерскую в свое время помог соседу Иван Павлович. Так вот,
на основании какого-то сомнительного документа стали ломать, перестраивать…
Эльза Николаевна подала в суд и выиграла его.
Она понимает, что не столько квадратные метры нужны недоброжелателям,
сколько желание выбить из седла. И что за мальчиком, посягнувшим на ее
мастерскую, стоят более искушенные интриганы. Но от этого понимания не
легче. Людская злоба всегда больно ранит, привыкнуть к ней невозможно.
— Мы ведь никому дорогу не переходили, — говорит Эльза Николаевна. — Нам
всегда некогда: работа, дети требовали большого внимания… Ну, пожалуйста,
добивайтесь и вы успеха, я только порадуюсь за вас. Нам никто ничего не
приносил на блюдечке, в готовом виде. Взять хотя бы наш дом. Этот участок
город выделил нам как бы в награду за Театр кукол. Здесь были тогда самые
настоящие развалины. Со стройматериалами трудно было, так мы с разрушенного
здания по соседству таскали кирпичи и с детьми вручную очищали их.
Раньше они были, как все, но стоило выйти из общего ряда — и посредственность
восприняла это, как личное оскорбление. Эльза Николаевна понимает, что
от этого никуда не денешься и что с этим придется жить. А так жаль времени,
потраченного на пустое.
Друзья
Но друзей у Эльзы Николаевны гораздо больше. Известные
люди — врачи, актеры, писатели, ученые любят бывать в гостеприимном и
хлебосольном доме на улице Пятницкого. Здесь всегда рады давнему другу
семьи режиссеру Василию Степановичу Панину. Земляк сейчас живет и работает
в Москве. Во время очередного кинофестиваля познакомил Эльзу Николаевну
с Зинаидой Кириенко, Ларисой Лужиной, Раисой Рязановой. Московским знаменитостям
понравилась знаменитость воронежская, и ее дом, и стол. Эльзе Николаевне
тоже пришлись по душе звезды российского кино. Так что расстались друзьями.
В прошлом году Эльза Николаевна побывала с дочерью в Финляндии, куда их
пригласил друг семьи, вместе с которым когда-то учились. Поездка — незабываемая,
собирается снова съездить туда. Много друзей в Москве, но каждая поездка
так насыщена, что не со всему удается увидеться..
…Каждое утро Эльза Николаевна начинает с зарядки. Потом — огород, полчаса
с землей. Здесь — весь набор традиционных для этих мест овощей. И идеальный
порядок. Маленький участок земли, зажатый асфальтом, дышит любовью и знанием
дела, с которым обустроен. Впрочем, как и все, к чему прикасаются руки
этой удивительной женщины.
Москва — Воронеж — Москва
|